Методическая разработка мастер-класса Синяя Лошадка – символ года-2014

     Цель проведения мастер-класса -ознакомление  обучающихся с   художественно-технологическими приемами изготовления из бумаги  и картона новогоднего сувенира- подарка «Лошадка- символ года- 2014».      Новый Год - это поистине самый любимый наш праздник. Его ждут , затаив дыхание, и  маленькие  дети  и  взрослые .На этот праздник каждый год мы получаем и дарим огромное количество подарков. Что же можно подарить на новый год 2014?  И где найти оригинальные новогодние сувениры на год Лошади? Ма...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ДОД «Дом детства и юношества «РИТМ»







Методическая разработка

мастер-класса для обучающихся



«Синяя Лошадка -

символ года- 2014»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

Уткина Ольга Ивановна



























2013

Цель: Ознакомление обучающихся с художественно-технологическими приемами изготовления из бумаги и картона новогоднего сувенира- подарка «Лошадка- символ года- 2014»

Задачи:

Образовательные:

-Ознакомление обучающихся с историческими сведениями о восточном зодиаке, краткой характеристикой знаков восточного календаря.

-обучение художественным и технологическим приемам создания плоских и объемных деталей из бумаги и картона : разрезания и вырезывания; склеивания и аппликации,

-стимулирование познавательного интереса обучающихся; -расширение их кругозора

-формирование практических умений выполнять работу с соблюдением технологии и навыков самопроверки

Развивающие:

-Развитие у обучающихся целостного восприятия объектов деятельности человека в их связи с окружающей средой;

-развитие образного мышления и воображения обучающихся,

-развитие внимания, логического и пространственного воображения обучающихся,

-развитие двигательной активности и мелкой моторики руки,

-развитие наблюдательности, сообразительности, смекалки;

-развитие умений и навыков при работе с режущими инструментами

-развитие художественного вкуса и творческих способностей обучающихся

Воспитательные:

- Воспитание у обучающихся уважения к художественному труду, к произведениям декоративно-прикладного искусства, интереса к культуре и обычаям других стран и народов,

-воспитание самостоятельности, аккуратности в работе;

-воспитание бережного отношения к материалам , инструментам и принадлежностям в процессе работы.

Оборудование для проведения мастер-класса :

Средства наглядности:

Изображения 12 знаков восточного календаря:

фотографии с изображениями символа наступающего 2014 года- Лошади

Образцы изделий из бумаги и картона ,выполненные педагогом и обучающимися детского объединения «остров подарков»

Образец изготавливаемого изделия в увеличенном виде

Дидактические материалы:

Для педагога: Комплект образцов шаблонов в увеличенном виде

для обучающихся: раздаточный материал - комплекты шаблонов для раскроя бумаги и картона ,

Материалы, инструменты и принадлежности:

Основные материалы: цветная бумага и картон, клей ПВА,

вспомогательные материалы- фурнитура для отделки (Тесьма и кружево, пайетки, бусины, стразы, бисер и др.), инструменты- ножницы простые и фигурные, дырокол декоративный , простой карандаш, ластик, кисточка для клея

принадлежности- клеенка на стол, фартук и нарукавники, мягкая тряпочка (салфеточка)

Подготовка педагога:

- Разработка средств наглядности- образцов изделий из бумаги на тему занятия.

- Подготовка рассказа «Синяя лошадка - Символ года- 2014»

- Изготовление педагогом шаблонов выкроек для каждого обучающегося

План мастер-класса:

I. Организационный момент 1 мин

  • Приветствие детей;

  • объявление темы и постановка цели, задач мастер-класса.

II. Объяснение нового материала 7 мин:

  • Рассказ на тему «Синяя лошадка - Символ года- 2014»;

  • Беседа о восточном зодиаке; истории и традициях

  • Демонстрация образцов творческих работ педагога и обучающихся по теме занятия

  • Инструктаж по выполнению работы:

  • Повторение правил соблюдения техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и клеями .

III. Физкульминутка 1 мин

IV.. Практическая работа обучающихся 27 мин.

1.Выбор цветовой гаммы изделия. Подготовка бумаги и картона.

2.Раскрой основных деталей

3.Вырезание деталей, их подгонка друг к другу, выравнивание краев

4. Склеивание деталей в нужной последовательности

5. Внешнее оформление изделия, дополнение украшениями, фурнитурой

6. Изготовление ленточки (шнурочка ) для подвески

7. Уборка рабочих мест.

V. Подведение итогов мастер-класса 4 мин:

  • Организация мини-выставки на доске;

  • подведение итогов.

  • фотографирование

Всего: 40 мин

Ход мастер-класса:

I. Оргмомент.

Приветствие обучающихся. Знакомство с педагогом-ведущим мастер-класс. Сообшение целей и задач мастер-класса

II. Объяснение нового материала

Примерный текст объяснения педагогом:

Сегодня мы с вами вспомним, что такое восточный гороскоп , в соответствии с которым изготовим изделие из бумаги и картона.

Восточный гороскоп по годам рождения популярен как на Востоке, так и на Западе. История восточного гороскопа насчитывает около 4 000 лет

В отличие от западного, европейского, в котором все зависит, главным образом, от месяца и числа рождения, а значит, от соответствующего ему знака Зодиака, восточный гороскоп определяет типы людей и их судьбы по году, когда они появились на свет божий.

Давным-давно заметили люди, что течение их жизни, развитие событий подчинено 12-летнему ритму. . (На востоке считают - главное - что это за год, какое у него место в двенадцатигодичном цикле).

Когда и кому открылся этот ритм, не могут точно сказать даже специалисты по восточному гороскопу и по различным календарям. Но с древнейших времен им пользовались в Китае, Японии, странах Юго-Восточной Азии. Там знали, что каждый год в 12-летнем цикле имеет свои специфические, повторяющиеся черты, так же, как и люди, родившиеся в один и тот же год цикла. Обозначая эти черты, древние создатели гороскопа дали годам названия, связав их с образами животных

Например, 1900-й - год Крысы, 1901-й - год Быка, 1902-й - год Тигра, 1903-й - год Кота, 1904-й - год Дракона, 1905-й - год Змеи, 1906-й - год Лошади, 1907-й - год Козы, 1908-й - год Обезьяны, 1909-й - год Петуха. 1910-й-год Собаки, 1911-й - год Кабана, и снова - 1912-й - год Крысы и т.д.

Каждый год соответствует определенному животному и вместе с этим, определенному элементу природы )или стихии). Их пять : Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода.

Помимо этого, существует также разделение на цвета: синий, красный. Желтый, белый и черный. Именно в такой последовательности они идут друг за друго

А когда, в каком месяце начинаются годы 12-летнего цикла? Считается, что почти все годы начинаются с февраля или с середины января.. Это -потому, что отсчет восточного года происходит по лунному календарю, каждый месяц которого начинается с новолуния.

Традиционно, Новый год принято встречать в одежде цвета, соответствующего животному Восточного календаря. Наступающий 2014 год по восточному календарю- год синей деревянной Лошади. Поэтому, для новогодних праздников следует выбрать гамму синих, голубых, зеленых и бирюзовых тонов.

Новый Год - это поистине самый любимый наш праздник. Его ждут , затаив дыхание, и маленькие дети и взрослые . На этот праздник каждый год мы получаем и дарим огромное количество подарков. Что же можно подарить на новый год 2014? И где найти оригинальные новогодние сувениры на год Лошади? сегодня м ы сделаем оригинальные новогодние подарки , которые наверняка понравятся вам и ваши м близким. Лошадка - животное с благородным, но своенравным характером, поэтому угодить ей непросто. А значит, к выбору подарка стоит подойти со всей ответственностью. Если подарок или хотя бы упаковка для новогоднего подарка будет в синих, голубых, зеленых и бирюзовых тонах, это точно понравится Лошади!

Восточные предания гласят - если на подарке есть изображение символа года, то он непременно принесет удачу. Поэтому, в 2014-м популярными станут сувениры в форме лошади, панно, игрушки, брелоки и одежда с изображением Лошадки или лошадиной подковки.. Мы помним, что на самом деле, год Лошади начнется 31 января 2014 года, а не в новогоднюю ночь. И тем не менее, многие новогодние столы украсят пироги -лошадки, фигурные запеканки и бутерброды в виде лошади, изображение коней появятся на салатах, тортах, пряниках, кексах и пирогах.

А сегодня я предлагаю вместе изготовить новогоднее украшение для дома, которое называется «подвеска». Что же такое «подвески»? Это предметы, которые можно использовать не только как украшение дома или праздника, но и как талисманы и амулеты, приносящие удачу, также в качестве оберегов, защищающих от злого колдовства и чар. (По данным раскопок можно прийти к выводу, что подвески и кулоны были в обиходе уже у людей доисторического периода Считается, считалось, что разнообразные подвески, звенелки, бубенчики, вертушки своим шумом отпугивают нечистую силу).

Изготовить бумажную лошадку можно самыми различными способами,. Сегодня мы попробуем это сделать с помощью вырезания деталей и склеивания их друг с другом (показываю вариант поделки в увеличенном виде).

Для изготовления поделки нам понадобятся (демонстрация предметов всему классу):

- цветная бумага и картон, клей ПВА,

- фурнитура для отделки (Тесьма и кружево, пайетки, бусины, стразы, бисер и др.), инструменты- ножницы простые и фигурные, дырокол декоративный , простой карандаш, ластик, кисточка для клея

- принадлежности- клеенка на стол, фартук и нарукавники, мягкая тряпочка (салфеточка)

В первую очередь займемся подготовкой выкройки. Для будущей «лошадки» нам понадобятся заготовки для «туловища» (2 детали), «головы» (2 детали), «качалки» (2 детали), «гривы» (1 деталь со сгибом посередине) и «хвоста№ (1 деталь со сгибом посередине).

Для «лошадки» можно выбрать один цвет бумаги (тогда она получится одного и того же цвета с лицевой и изнаночной сторон- показываю варианты изделия) . А можно выполнить каждую сторону в разных цветах (показываю варианты изделия).

Вы должны подготовить 1 или два цветных листа картона.

На них мы будем накладывать шаблоны. (При этом стараемся соблюдать экономию материала. Детали нужно раскладывать не в центре листа, а ближе к его краям!). Обратите внимание, что нужно выкроить по две детали, которые потом будут склеиваться друг с другом, образуя лицевую и изнаночную стороны поделки. Поэтому, шаблоны буду различаться своим направлением. Для этого вы должны не забыть перевернуть шаблоны обратными сторонами, выкраивая вторые детали каждого элемента (туловища, головы или качалки) (показываю, как правильно наложить шаблоны на картон).

Обратите внимание, что на шаблоне «туловища» и «головы» оставлены специальные припуски (белого цвета) для будущей подклейки

Нарисовав детали на бумаге, аккуратно вырежьте их.

Не забудьте про правила соблюдения безопасности при работе с режущими, колющими инструментами. Какие это правила? (

*Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в. работе в данное время.

*Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

*Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

*Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.

*Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

*Нельзя резать на ходу.

*При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.)

Складываем вырезанные половинки деталей изнаночными сторонами друг другу , проверяем аккуратность вырезания. Излишки, неровности нужно аккуратно срезать маленькими ножницами.

Так же вырезаем две детали «качалки».

Теперь приступаем к изготовлению «гривы» и «хвоста». Их мы будем вырезать из более тонкого материала- цветной бумаги, потому что они должны быть объемными, рельефными. . На лист цветной бумаги накладываем детали «хвоста» и «гривы» - треугольник и квадрат.(Для этого используем обратную, «рабочую» сторону бумаги Вырезаем. Складываем по средней линии пополам. С той стороны, где нет сгиба, выполняем ряды разрезов, образуя как бы «пряди волос лошадки» (Показываю ,как правильно выполнить разрезы).

Полученные полоски можно закрутить в колечки или дугой при помощи тонкого стержня или палочки (кисточки) Для этой же цели можно использовать и лезвия ножниц. Но делать это нужно очень аккуратно, внимательно, не торопясь, так полоски очень тонкие и могут порваться (показываю приемы скручивания) .

Сборка поделки.

  1. Склеить две детали «головы», приложив их изнаночными сторонами друг к другу. Клей не нужно наносить на участок «ушей», так их можно будут «раздвинуть» в разные стороны.

  2. Приготовленную «голову» вначале приклеить к одной из заготовок головы, смазав оставленный участок для припуска. Дать клею высохнуть

  3. Приклеить вторую сторону «туловища», смазав клеем изнаночную сторону.

  4. Смазать клеем нижний край «ножек лошадки» и приложить (приклеить) заготовку к одной из деталей «качалки» с изнаночной стороны. Дать высохнуть клею.

  5. Наклеить вторую деталь «качалки».

  6. Со стороны «крупа лошади» наклеить деталь хвоста.

  7. На участок между «спиной» и»ушами лошадки» приклеить «гриву», смазав средний сгиб детали клеем)

Чтобы придать лошадке праздничный вид, ее нужно задекорировать. Для этой цели отлично подойдут отделочные материалы и разная фурнитура - кружева, тесьма, кусочки фольги или мишуры , бусины, бисер, стразы, пайетки, жидкий гель с блестками, кусочки металлизированного скотча и др. (показываю варианты оформления). Такие детали удобнее приклеивать с помощью клея «Титан», «Солид», .«Момент». (Можно использовать и бумажные элементы ,вырезанные с помощью фигурных ножниц или дыроколов. (Демонстрирую варианты декоративного оформления «лошадки»).

Обратите внимание, какие детали нужно нанести для оформления головы. (Выполняю педагогический рисунок на доске- варианты украшения «глаза», «носа» «рта», «уздечки»). Призываю обучающихся применить выдумку и фантазию.

Когда «лошадка» будет готова, нужно прикрепить к ней петельку из ленты, шнура или кружева (Разьясняю варианты изготовления «петельки»).

III.Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (выполняется на рабочих местах).

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

IV.Практическая работа обучающихся

Провожу индивидуальное консультирование и инструктаж на местах. В случае затруднений, разъясняю технологию изготовления фронтально.

V. Подведение итогов мастер-класса

  • Организация мини-выставки на доске;

  • подведение итогов.

  • фотографирование



















































Список используемой литературы

Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод.пособие: В 2 ч. /Под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. (Воспитание и доп. образование детей).

Замюллер С. Подарки дарим красиво. БММ, 2008.

Наумова Н.В., Прокурова Н.В. Цвет в художественном конструировании. - Владивосток: ДВТИ, 1995. - 40 с.

Композиция прикладного искусства и работа в материале: программа для 1- 4 классов станковых отделений детских художественных школ / [Сост. Л. А. Казарина]. - М.,1986.

Корешкова М. Оформляем стол. Практическое руководство. М., Ниола, 2008.

Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. - М.; Просвещение, 1983. - 94 с.

Практическая энциклопедия детских праздников. Астрель- СПб, 2010.

Уткина О.И. Художественно-технические приемы обработки бумаги. Практическое пособие. Шадринск: ШГПИ, 2001.

Черныш И.В. Удивительная бумага. /«Основы художественного ремесла» - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 160 с.

Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980. - 128 с.

Экспериментальня программа по методике художественного труда. /Авт. Минегалимов А.Г. /Для спец. «Педагогика и методика начального обучения», «Труд». Министерство Народного образования РСФСР, М, 1989.









© 2010-2022