Конспект Оценивание на уроках

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Формативное оценивание - это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изминений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Формативное оценивание - это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху. Формативное оценивание не новое явление в образовании. Текущее оценивание выполняло часть функции формативного оценивания, но данное оценивание превращалось зачастую в самоцель и реализовывалось на уровне лишь фиксации знания-незнания, умения-неумения и так называемой накопляемости отметок в журнале. При личностно ориентированном обучении формативное оценивание приобретает иные черты, функции; его цель заключается не в констатации уровня достигнутого учебного результата, а в улучшении процесса обучения учащихся. Оцениваются индивидуальные достижения учащегося безотносительно к достижениям других учащихся. новые подходы к оцениванию в сочетании с личностно ориентированными методами преподавания могут иметь позитивное воздействие, как на познавательную деятельность учащихся, так и на обучающую деятельность учителей.

В уже названной выше работе «черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям выделяют следующие компоненты формативного оценивания:

1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи учащимся.

2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

2.1. Критерии оценки достижений учащихся

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование

тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ/ работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. «Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего - либо. Мерило оценки».

И. Низовская. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». - Бишкек, 2003.15 МеТОДИчеСКОе РУКОВОДСТВО

Совместная разработка критериев (учитель - учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

ЭТО ВАЖНО!

Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели. Примерные процедуры совместной (учитель - учащиеся) разработки критериев

1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания. Эффективно разработанные критерии оценки и их градация ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе

выполнения работы. Градация критериев - это описание различных уровней достижения ожидаемого результата.

чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.

Некоторые примеры критериев оценки:

в тексте грамматически правильно использованы суффиксы (окончания);

последовательно составлен алгоритм деления дробей;

2. ФОРМАТИВнОе ОЦенИВАнИеОЦенИВАнИе УчеБныХ ДОСТИженИй УчАщИХСя 16

в презентацию включены таблицы, диаграммы;

в эссе включены две-три цитаты;

в докладе представлены рисунки и схемы;

в конце доклада, презентации сделаны выводы и представлен список литературы.

В представленном ниже примере вы увидите, как можно разработать критерий, его градацию и каких ошибок при этом важно избежать.

Пример : В процессе работы над проектом по теме «Охрана окружающей среды» учащиеся 6-7 классов

создают брошюру-памятку. Учащимся предлагается критерий оценки и его градация .

Формулировки предложенных критериев настолько расплывчаты и неопределенны, что в таком виде их трудно использовать для качественного оценивания работы учащихся. Понятие «глубокое понимание, хорошее понимание» может означать все, что угодно. Учащиеся и их родители могут посчитать, что такому типу понимания может соответствовать какая угодно работа.

Поскольку «глубокое понимание» всегда является целью освоения учебного материала, важно определить, что именно значит эта фраза, и найти способ ее правильного и подробного раскрытия в критериях оценки и их градации. Для этого учителю необходимо ответить на следующие вопросы:

Чем просто понимание отличается от «глубокого понимания»?

Чем «глубокое понимание» отличается от «хорошего понимания»?

Чем характеризуется это понимание?

Учащийся выполняет работу, опираясь на представленный критерий и его градацию, а учитель использует данную информацию при оценивании работ учащихся. В представленных формах дан целостный критериальный подход к оценке работы учащегося. Такой подход используется для описания обобщенных критериев владения определенными

навыками. Описание требований для получения максимального балла характеризует наивысший уровень достижений по данному критерию. Остальные описания определяют различные уровни владения тем или иным навыком с помощью демонстрации «убывания» характеристик. если отрабатывается сложный навык, уместнее использовать аналитический подход, который позволяет провести оценку по нескольким основаниям. Аналитический подход предполагает

разработку рубрик, которые:

описывают каждый из аспектов выполнения работы отдельно;

имеют малое количество характеристик для каждого из аспектов;

позволяют осуществлять «тонкую» обратную связь1

.

Приведенный ниже пример аналитической критериальной оценки показывает, как критерии

связаны с целью изучения темы и результатом, который необходимо получить.

1См.: Капитонов А. Технология критериальной оценки. http:/ / kapitonov.ru/ RUS/ Page_004_Short_Term. htm

2. ФОРМАТИВнОе ОЦенИВАнИеОЦенИВАнИе УчеБныХ ДОСТИженИй УчАщИХСя 18

Пример

Цель: формировать умение составлять письменное описание животного в разных стилях речи (5 класс, урок русского языка).

Результат урока (продукт): эссе (это небольшая письменная работа, сочинение на основе личных впечатлений).

Критерии оценки

1. Соответствие описанию (использование в эссе перечисления признаков животного, расположение признаков в определенном порядке, использование слов из кластера и своих подобранных слов).

2. Соответствие содержания выбранному стилю речи (лексика, синтаксис).

3. Соблюдение последовательности в построении эссе (введение, основная часть, заключение).

4. Грамотность (соблюдение правил орфографии и пунктуации)

.

1.Смена ориентиров в функциях учителя, который в традиционной системе обучения был главным судьей при оценке результатов и единолично нес ответственность за все успехи и провалы учащихся, очевидна. При использовании критериального подхода инструментом судейства являются критерии, их градация или рубрики, а не учитель и его мнение.

2.2. Техники формативного оценивания

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения. Техники формативного оценивания можно подразделить на несколько условных групп или видов. Один вид техник используется учителем в процессе объяснения темы, выполнения задания учащимся (учения):

1. Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы:

«Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную

мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

2. Техника «20 секунд». Учитель задает ключевой вопрос и предлагает подумать над ним не менее 20 секунд. (Использование данной техники предоставляет возможность всем ученикам обдумать свой ответ. В текущей практике учитель начинает опрос в первую секунду после того, как прозвучал вопрос, и, как правило, ответ имеется при-

мерно у 4-6 учеников, обладающих наиболее быстрой реакцией, что не позволяет вовлечь всех учеников в процесс обдумывания ответа). Учащихся средних и старших классов целесообразно просить коротко записать свой ответ (отдельные слова, идеи), чтобы во время обсуждения они не блокировали мыслительные процессы друг друга.

Другие техники связаны с задаванием уточняющих вопросов: когда по итогам выступления, ответа учащегося учитель задает следующие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

Важно помнить, что такие вопросы учитель должен задавать как в случае получения неправильного ответа, так и в случае получения правильного ответа. Это делается для того, чтобы определить и оценить глубину понимания темы, проблемы.

Например:

Ученик делает презентацию по итогам наблюдения за жизнью улиток, которые после отлова живут в аквариуме. Ученик отмечает следующее: «Я думаю, что в настоящее время в аквариуме живет три поколения улиток». Учитель задает вопрос: «Почему ты так думаешь?» Ученик: «Потому что когда мы выловили улиток, они были примерно двух

размеров: большие и средние. Сейчас в аквариуме появились улитки очень маленьких размеров. Исходя из этого, я делаю предположение, что в аквариуме уже живут улитки трех поколений». Так, с помощью уточняющего вопроса учитель проверяет глубину понимания темы учеником.

3.Следующая группа техник формативного оценивания связана с проведением проведением небольших промежуточных работ: тестов, заданий, одноминутных/трехминутных эссе, индивидуальных заданий. Целью проведения данного вида промежуточных работ является отслеживание уровня освоения материала в определенном месте конкретной темы, при необходимости предоставление обратной связи учащимся, а также внесение корректировок в

свою деятельность.

Например:

Учитель предлагает написать «Трехминутное эссе». Учитель записывает или озвучивает один из предложенных ниже вопросов по теме:

(1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили)

сегодня? (2) Какой вопрос вам запомнился? (3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

После того как ученики сделают записи, учитель может предложить озвучить их, для того чтобы увидеть уровень понимания темы, отметить наиболее непонятные моменты, на которые он должен немедленно отреагировать с помощью дополнительных заданий, методов, примеров.

В конце урока учитель может предложить учащимся написать ответы на вопросы:

(1) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? (2) С каким типом заданий (задач) вы не справляетесь? Как вы сами думаете, почему?

Учитель собирает ответы учащихся, знакомится с ними и в случае обнаружения проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.

Учитель готовит «краткие тесты» для проверки промежуточных результатов.

На использование данной техники формативного оценивания отводится не более 3-5 минут урока. Опираясь на критерии оценки, предложенные учителем, учащиеся могут проверить свои тесты (самооценка) или работы своих одноклассников (взаимооценка).

Следующие техники формативного оценивания используются, когда учитель предоставляет

ученику возможность улучшить свою работу (чаще всего суммативную).

Например:

Учитель после проверки письменной работы не выставляет отметку, а делает записи в тетради ученика, использует различные значки, цвета. (Письменная обратная связь). Например, птичкой зеленого цвета отмечает удачно выполненные места работы. (В текущей практике учителя в основном отмечают только недостатки работ учеников и их ошибки). Значком определенного цвета пасты или маркера учитель отмечает места, в которых имеются ошибки, и на полях пишет рекомендации ученику, предлагая конкретные советы по улучшению работы.

При возврате работы на доработку учитель с учащимися определяет срок сдачи усовершенствованной работы.

Такой вид формативного оценивания не может применяться при оценивании итоговых проверочных работ.

Учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся формулируют, анализируют, обобщают информацию, и на основании полученных результатов оценивания соответственно корректировать свое преподавание.

Техники формативного оценивания Таблица ¹4

Техника Процедура использования техники

Индекс карточки для обобщения или для вопросов

Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона:Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.

Сигналы рукой

Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Светофор

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

- Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

- Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Одноминутное эссе

Одноминутное эссе - это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.

В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Речевые образцы (подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.

Например: Основной идеей (принципом или процессом) является

_________________, потому что__________ и т.д.

Проверка ошибочности понимания

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Индивидуальные беседы с учащимися

Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.

Трехминутная пауза Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

Я изменил свое отношение к……….

Я узнал больше о ………….

Я удивился тому, что……

Я почувствовал …

Я относился к …………

Измерение температуры

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Мини­тест

Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. Это тесты, предполагающие выбор:

из множества предложенных ответов;

из правильного/ неправильного ответа;или предполагающие краткий ответ.

Элективный (выборочный) тест

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать

20 секунд и только после этого представить ответ. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их

объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение:

продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Формативный тест

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.

Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот

или иной вопрос не требуется.

Дневники / журналы по самооценке

Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося

и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.

Формативный опрос

Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

- Как, чем _________________ похожи или отличаются от ________ ?

- Каковы характеристики (части) _____________________________ ?

- Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _______ ?

- Какова основная идея, концепция, мораль в _____________________ ?

- Каким образом ______________соотносится с __________________ ?

- Какие идеи, детали вы можете добавить к _____________________ ?

- Приведите пример по (к) _____________________________________ ?

- Что неверно в _______________________________________________ ?

- Какое заключение вы можете сделать _________________________ ?

- На какой вопрос мы пытаемся ответить ______________________ ?

- Какую проблему мы пытаемся решить ?

- Что вы предполагаете сделать _______________________________ ?

- Что могло произойти, если бы ________________________________ ?

- Какие критерии вы использовали бы для оценки _________________ ?

- Какие доказательства или подтверждения вы можете привести

в поддержку ________________________________________________ ?

- Как можно подтвердить или опровергнуть ____________________ ?

- Как это можно рассматривать с точки зрения ________________ ?

- Какие альтернативы нужно иметь в виду ______________________ ?

- Какие подходы или методы можно использовать в ______________ ?

Упражнение на проверку усвоения нового материала

Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по из-

учаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Внутренний и внешний круг

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Обобщение в одном предложении

Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».

Обобщение в одном слове

Учитель дает учащимся задание: »Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».

Письменные комментарии (письменная обратная связь)Обязательный элемент оценивания - предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки - другим.

Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.

Словесная оценка (устная обратная связь)

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не

поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. (См. раздел «Обратная связь»).

Самооценивание

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания - наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. (См. раздел «Самооценивание»).

Две звезды и желание (взаимооценивание)

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента - «две звезды» - и на один момент, который заслуживает доработки, - «желание». (См. раздел «Взаимооценивание»).

2.2.1. Оценивание учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работыСамые частые вопросы, задаваемые учителями:

- Как оценивать достижения учащихся при использовании групповой формы работы?

- Что при оценивании групповой формы работы можно отнести к формативному оцениванию?

При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе - важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.

Формативное оценивание в данном случае становится частью процесса обучения/ учения, потому что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление обратной связи. Учителю важно помнить, что оценивание групповой работы не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки.

Оценивание работы групп имеет несколько направлений:

- оценка деятельности каждой группы учителем;

- оценка деятельности некоторых учащихся учителем;

- самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.

Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель должен с самого начала объяснить учащимся:

Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям изучаемой темы.

Определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки результата работы группы).

Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам учитель; учитель совместно с учащимися; только учащиеся; специальное жюри).

Определение сроков и формы предоставления работы группы (если группа формируется на выполнение долгосрочного, более одного урока, задания).

Сообщение о принципах оценивания:

- обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой будет оцениваться);

- оценивание работы группы в целом (один за всех - все за одного, если таковая будет оцениваться).

В случае, когда учитель запланировал выставление отметок за групповую работу, не рекомендуется ставить разные отметки за работу группы, так как это противоречит концепции групповой работы. но даже в таком случае учителю следует поощрять выдающуюся работу группы и обсуждать уклонение некоторых учащихся от работы в группе. Особенно это удобно делать, когда участники группы имеют четко определенные обязанности.

После оглашения задания учитель ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму. В процессе выполнения задания учитель заполняет первые два столбца - «Сотрудничество в группе» и «Поведение». на этапе, когда группы представляют свои работы, учитель дополняет тие материала» и «Умение слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов или минусов). Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных результатов. на этом этапе учитель может задать учащимся следующие вопросы:

Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?

С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их преодолеть?

В ходе ответов на первый вопрос учитель совместно с учащимися отмечает достоинства в работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы. Второй вопрос позволяет обратить внимание учащихся на возникшие проблемы и совместно определить пути их преодоления.

Полученные результаты групповой работы позволяют учителю принять определенное решение:

в случае, когда результаты положительные, он принимает решение продолжить изучение темы;

в случае, когда результаты невысокие, он должен предложить ученикам выполнить дополнительные задания, упражнения или использовать другие методы обучения с целью более глубокого освоения темы.

Оценивание индивидуальной деятельности ученика

а) При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (таблица ¹6).

Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся).

Учитель наблюдет за ходом выполнения задания в группах, особенно внимательно следит за деятельностью отобранных учащихся и делает отметки в форме. По итогам выполнения работы представляет учащимся результаты наблюдения, обязательно предоставляет обратную связь каждому выбранному учащемуся и при необходимости может выставить отметки.

б) Учитель может провести оценивание деятельности и результативности работы некоторых

учащихся с использованием взаимооценивания. Для этого учитель просит учащихся оценить

вклад друг друга в работу группы. При выполнении этой работы необходимо обратить внимание учащихся на критерии оценки. (См. раздел Взаимооценивание).

ЭТО ВАЖНО!

При использовании групповой формы обучения учитель должен с самого начала этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать индивидуальные учебные достижения ученика. Самооценивание при групповой форме работы

Вовлечение учащегося в процесс оценивания позволяет ему стать равноправным партнером учителя в процессе оценивания и, соответственно, нести ответственность за свое обучение. В некоторых случаях при использовании групповой формы обучения ученику необходимо дать возможность самому оценить свои учебные достижения. Для этого используется форма самооценивания, которую учащемуся предлагается заполнить самостоятельно после окончания

групповой работы. (См. раздел «Самооценивание»).

С помощью информации, полученной посредством наблюдения и общения с учащимися, учителя могут проанализировать уровень развития навыков работы в группе, качество усвоения учебного материала и запланировать дальнейшие шаги по улучшению качества учебных достижений учащихся. В результате использования различных форм оценивания групповой работы учитель может научить учащихся:

(1)оценивать процесс работы в группе;

(2)определять сильные и слабые стороны подготовленной работы с использованием механизма самооценки.

Общая атмосфера в школе и классе

Позитивная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - важное условие создания положительной мотивации. Благополучная атмосфера обучения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают сотрудничество между участниками учебного процесса и воспитывают положительное отношение детей к учебе. Техники формирования мотивации у учащихся начальной школы:

Техника Процедура использования техники

«Розовые очки» Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу и образуют пары.

Первый участник пары создает видимость, что он надевает розовые очки и сквозь них смотрит на своего партнера. Партнер произносит волшебные слова: «наяву, а не во сне, что прекрасного во мне». Ученик в «розовых очках», рассматривая своего одноклассника, перечисляет его достоинства (красивые глаза, добрая улыбка, опрятная одежда и

т.п.). После того, как все достоинства первого ученика перечислены, он отдает «розовые очки» своему напарнику и действия 2,3,4 шага повторяются.

«Внутренний и внешний круг»

Ученики образуют два круга: внутренний и внешний, встают друг к другу лицом, образуя пары. Ученики обмениваются друг с другом словами­приветствиями (например, «здравствуй, я рад тебя видеть»; «привет, как хорошо, что ты пришел»; «добрый день, мне приятно с мОтИВАцИя УчеБнОй ДеятельнОСтИ млАДШИХШКОльнИКОВФОРмАтИВнОе ОценИВАнИе В нАчАльнОй ШКОле 50 тобой разговаривать»; «доброе утро» и т.п.). По сигналу учителя (хло­

пок, музыка, звон колокольчика) ученики, стоящие во внешнем кругу, переходят на один шаг вправо к соседнему ученику и действия 2 шага повторяются. Действия 2 и 3 шага повторяются до тех пор, пока ученики не займут свои первоначальные места.

«Снежный ком» Ученики образуют несколько кругов по 6 - 8 человек. Первый ученик, называет имя своего соседа справа по кругу и говорит ему комплемент. например: «назгуль, ты добрая». Следующий ученик называет имя своего

соседа по правую руку, повторяет комплемент, сказанный в его адрес, и добавляет сво¸ слово. например, «Айжан, ты добрая и красивая». Действия шагов 2 и 3 шага повторяются до тех пор, пока все слова не произнесут в адрес первого ученика, с которого начинался круг.

«Сундучок пожеланий»

Каждый ученик бер¸т небольшую полоску бумаги, записывает на ней свое¸ имя, сворачивает е¸ и класть¸ в сундучок. Когда все полоски бумаги с именами помещены в сундучок, каждый ученик вынимает из сундучка свернутый лист бумаги с именем, разворачивает его и читает имя одноклассника. По очереди каждый ученик обращается к нему с

пожеланиями. если ученик вынул листок со своим именем, то бумагу он кладет обратно в сундучок.

«Песня­пожелание»

Ученики объединяются в группы по 5­6 человек. Каждая группа вспоминает или сочиняет куплет песни­пожелания. Каждая группа по¸ куплет песни­пожелания и комментирует ¸ содержание.

«Приветствие» Все ученики встают в круг и по очереди говорят соседу справа, называя его по имени: «Здравствуй, я рад тебя видеть!», - и обязательно добавляют какое­нибудь приятное для одноклассника слово. например, «сегодня ты прекрасно выглядишь»; «у тебя новая рубашка (платье, бантик)»; «сегодня ты такой веселый», «ты такой(­ая) добрый(­ая)» и т.п.

«Необычное приветствие»

Все ученики встают в круг. Каждый из них по очереди произносит всем приветствие, причем, не повторяя слова предыдущих. Приветствия могут звучать на разных языках и преподноситься в необычной форме.

© 2010-2022