Доклад Психологические особенности личности педагога профессиональной школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности педагога........................................................................................................................5

1.1. Психологические особенности профессиональной деятельности педагога........................................................................................................................5

1.2. Синдром эмоционального выгорания у педагога................................10

Глава 2. Обработка эмпирических данных.............................................................15

2.1. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных исследования психологических особенностей педагогов колледжа...................15

2.2. Психологический тренинг, как мера профилактики эмоционально выгорания педагогов колледжа................................................................................18

Заключение.................................................................................................................20

Список использованной литературы.......................................................................22





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы проекта. В настоящее время происходят процессы изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Наиболее заметно это проявляется в тех областях человеческой практики, содержание которых связано с взаимодействием людей. Широко распространена профессия педагога - профессия типа «человек-человек». Педагогическая профессия рассматривается как особый вид социально значимой, преобразующей, творческой деятельности, направленной на развитие и саморазвитие личности человека.

Важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предметом труда является человек, орудием труда - человек, продуктом труда - также человек. И потому можно утверждать, что педагогический труд характеризуется высоким уровнем ответственности и напряженности.

Выбор темы исследования на его психологические особенности и соответственно на эффективность определен актуальностью проблемы влияния высокого уровня ответственности и напряженности труда педагога профессиональной школы его профессиональной деятельности.

Степень изученности темы проекта. Исследованию психологических особенностей педагога и их влиянию на профессиональную успешность посвящены труды зарубежных и отечественных ученых. В частности, анализу профессионального мастерства педагога посвящены труды Н.В. Кузьминой, Ю.П. Платонова и др. [21, 32]. Исследованию профессионально значимых качеств личности педагога и его психологическим особенностям посвящены работы А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.Д. Столяренко, Е.И. Тютюнника и др. [24, 28, 39, 41].

Исследованию причин возникновения синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии посвящены труды В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, П.А. Сидорова и др. [4, 8, 37].

Психологической помощи педагогу с целью профилактики эмоционального выгорания посвящены работы О. Гадетского, К. Маслач, М.В. Москвиной, В.А. Орла, А.А. Реана и др. [9, 26, 29, 30, 36].

Объект исследования ─ психологические особенности педагога профессиональной школы.

Предмет исследования ─ влияние высокого уровня ответственности и напряженности труда педагога профессиональной школы на его психологические особенности.

Цель проекта ─ установить возможную связь высокого уровня ответственности и напряженности труда педагога с синдромом эмоционального выгорания педагога в ходе его профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

─ произвести теоретический анализ психологических особенностей личности педагога профессиональной школы;

─ исследовать результаты тестирования психологических особенностей педагогов колледжа на предмет их эмоционального выгорания;

─ проанализировать роль психологических тренингов в профилактике эмоционального выгорания педагогов профессиональной школы.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды Н.В. Кузьминой, К.К. Платонова, Ф.П. Гоноболина, Р.С. Немова, Л.Д. Столяренко, М.В. Москвиной и др., а также данные официальных Интернет- сайтов по исследуемой проблеме.

Эмпирическая база проекта представлена анализом результатом исследования педагогов колледжа на предмет синдрома эмоционального выгорания.

Структура проекта состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности педагога

1.1. Психологические особенности профессиональной деятельности педагога

В решении задач, стоящих перед системой образования на современном этапе, ведущая роль принадлежит педагогу, от личностных качеств и профессионального уровня которого, во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности учащихся [19, с. 6].

Сегодня без совершенствования подготовки самих педагогов невозможно построить учебно-воспитательный процесс. Данная подготовка должна базироваться на научно обоснованном анализе становления педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности.

Е.А. Климов выделяет следующие четыре стадии, которые проходит педагог в своем профессиональном развитии [19, с. 8]:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития, первоначальной ориентировки и приобщения к различным сферам труда в общеобразовательной школе;

2) собственно профессиональное обучение, т.е. целенаправленная подготовка к избранной профессиональной деятельности;

3) процесс вхождения в профессию, характеризующийся активным овладением профессией и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива;

4) полная или частичная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде.

Профессиональное становление педагога в целом рассматривается как динамический процесс формирования субъекта деятельности, конечным результатом которого является профессиональное мастерство. Достижение его является психологическим критерием четвертой стадии (полной или частичной реализации личности в труде).

В подходе к анализу профессиональной успешности педагога можно выделить два направления: функционально-операциональное и личностно-мотивационное.

Сторонники первого направления основное внимание сосредоточивают на анализе операционной стороны деятельности работников. Так, Н.В. Кузьмина характеризует мастерство как «владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию, с учетом этой ситуации формулировать профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед производством» [21, с. 242].

Сторонники второго направления основное внимание уделяют мотивационной стороне деятельности, качествам личности специалиста. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина считают, что важным показателем мастерства молодых педагогов является положительное отношение к профессии, степень эмоциональной вовлеченности в нее [12, с. 39].

Ю.П. Платонов отмечает, что уровень результативности педагога определяются профессионально-педагогической направленностью, под которой он понимает проявление творчества в работе, склонность заниматься ею, мотивы, побуждающие к деятельности, эмоциональное отношение к ней [32, с. 9]

Итак, проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Так главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, Л.М. Митина называет любовь к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает учащихся; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания учащихся [28, с. 116]

Все эти свойства приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Главные и второстепенные психологические особенности в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Для того, чтобы сделать учащегося личностью сам педагог, по мнению А.Г Маклакова, должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивающими их у себя [23, с. 431].

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей [11]:

дидактические способности, позволяющие педагогу успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

экспрессивные способности, позволяющие педагогу найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в аудитории; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию педагога на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

Важным психологическим компонентом труда педагога является педагогическое общение, благодаря которому создается атмосфера психологического развития личности учащегося. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным.

Взаимодействие педагога с учащимися - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения педагога с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися) [11].

Р.С. Немов предлагает характеристики пять наиболее часто встречающихся у педагогов стилей руководства учащимися [30, с. 537]. Так при автократическом стиле руководства без опоры на актив педагог осуществляет единоличное управление руководством коллективом, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает педагог в соответствии со своими установками.

При демократическом стиле руководства педагог опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

При игнорирующем стиле руководства педагог практически устраняется от руководства коллективом, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации, стремясь, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся. Непоследовательный стиль характерен тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства [30, с. 538].

Стиль руководства обязательно накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений педагога с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто имеют место его конфликты с учащимися и т.д.

Складывающиеся взаимоотношения педагога с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности учащихся, в частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности учащегося является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений между ними [21, с. 237].

Стиль руководства педагога формируется под влиянием субъективных и объективных факторов. Под субъективными факторами понимают характерологические особенности личности педагога. К объективным факторам относят стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в педагогическом коллективе и ряд других факторов.

Л.Д. Столяренко в психологии педагогической деятельности выделяет следующие важнейшие проблемы: проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; проблема профессионализма педагога; проблема подготовки педагога к системам развивающего обучения; проблема повышения квалификации учителей и др. [39 с. 324].

М.В. Москвина, исследуя стресс и психическое здоровье педагога, пишет о высокой профессиональной ответственности, являющейся отличительной особенностью педагогической профессии, указывая на важную проблему психологической подготовки педагога, в частности его способность сопротивляться психофизиологическому истощению [29, с. 172].

Таким образом, изучение психологических особенностей педагога позволяет сделать следующие выводы:

проблема психологических особенностей педагога, определяющих эффективность его профессиональной педагогической деятельности, является предметом специального теоретического и экспериментального изучения ученых;

в частности, в подходе к анализу профессиональной успешности педагога можно выделить два направления: функционально-операциональное, сторонники которого основное внимание сосредоточивают на анализе операционной стороны деятельности работников (Н.В. Кузьмина) и личностно-мотивационное, в частности С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина считают, что важным показателем мастерства молодых педагогов является положительное отношение к профессии, степень эмоциональной вовлеченности в нее;

по Ф.П. Гоноболину, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности, в частности: дидактические, экспрессивные перцептивные, организаторские, суггестивные или авторитарные способности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких профессиональных результатов в обучении и воспитании детей;

Л.Д. Столяренко в психологии профессиональной деятельности педагога выделяет ряд важнейших проблемы, в частности, проблему творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов и др. которые, в свою очередь способны обеспечить высокий уровень его профессиональной деятельности;

М.В. Москвина, указывая на высокую профессиональную ответственность и эмоциональную напряженность, являющейся отличительной психологической особенностью педагогической профессии, указывает на важную проблему психологической подготовки педагога - это его способность сопротивляться психофизиологическому истощению т.е. синдрому эмоционального выгорания.

  1. Синдром эмоционального выгорания у педагога

Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Впервые они были описаны Х. Фройденбергером в 1974 г., который наблюдал их у специалистов, так называемых помогающих профессий, - людей, с большим воодушевлением и с полной самоотдачей работавших в общественных организациях. По истечению нескольких месяцев такой активной и добровольной деятельности у этих людей появились характерные симптомы, в частности: истощение, раздражительность, цинизм и т.д. Фройденбергер назвал данный комплекс симптомом «эмоционального выгорания» по контрасту с начальным «эмоциональное горение» [4].

Проблема синдрома эмоционального выгорания представителей профессий, работающих с людьми, является актуальнейшей на сегодняшний день, так как данный синдром оказывает негативное влияние не только на самих специалистов, их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними.

К. Маслач впоследствии дала самое известное описание синдрома: «эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий» [26].

Стадии развития эмоционального выгорания рассматриваются по-разному. К. Маслач, в частности, выделяет четыре стадии, для которых характерны, последовательно превалирующие:

1) идеализм и чрезмерные требования к себе;

2) эмоциональное и психическое истощение;

3) дегуманизация как способ защиты;

4) синдром отвращения (к себе → к другим → ко всему). Все это приводит, наконец, к краху (увольнению или болезни) [26].

Под эмоциональным выгоранием необходимо понимать затяжное состояние истощения, возникающее в результате профессиональной деятельности. Истощение является ведущий симптомом и основной характеристикой эмоционального выгорания, от которой затем проистекают все другие симптомы. Состояние истощения, сначала касающееся только самочувствия человека, начинает затем влиять и непосредственно на переживание, а потом также и на его решения, позиции, установки и действия.

Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова считают, что эмоциональное выгорание является результатом того, что человек в профессии в течение длительного времени не проживает ценностей [8].

Ту же мысль можно выразить другими словами: истинная исполненность в работе - лучшая защита от эмоционального выгорания. До тех пор, пока кто-то с радостью и интересом работает над чем-то и может испытывать связанные с этим переживания, он не подвергается, на наш взгляд, опасности выгореть.

Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), выделяют врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. У специалистов, имеющих данный синдром, установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей, с которыми эти специалисты работают. Данные изменения расцениваются как результат воздействия продолжительного профессионального стресса [8].

У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти [6].

Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, в частности, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия.

М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова отмечают, что причиной стресса на рабочем месте является несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями, которое определяется ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, они относят: высокую рабочую нагрузку; недостаточное вознаграждение за работу; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразную, монотонную и бесперспективную деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы [10, с. 408].

П.А Сидоров перечисляет личностные особенности, которые, по его мнению, способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания - это высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура [30].

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина развития синдрома эмоционального выгорания - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего [37].

Вышеизложенный материал позволяет автору сделать следующие выводы:

─ характер профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью профессии педагога, а также ряд организационных факторов, в частности, высокая рабочая нагрузка, может явиться причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагога;

─ эмоциональное выгорание есть комплекс особых психических проблем, возникающих у педагога в связи с его профессиональной деятельностью, в частности, истощение - ведущий симптом и основная характеристика эмоционального выгорания, от которой проистекают все другие симптомы.

Таким образом, вышеизложенный материал, позволяет сделать вывод, что проблема синдрома эмоционального выгорания педагога является актуальной, поскольку эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на деятельность и самочувствие педагога, но и на образовательный процесс, руководителем которого он является.






Глава 2. Обработка эмпирических данных

2.1. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных исследования психологических особенностей педагогов колледжа

В настоящем проекте автором используются данные психологического исследования, проведенного психологом колледжа на предмет выявления синдрома эмоционального выгорания педагогов колледжа, проведенного ею в апреле 2014. В исследовании приняли участие 25 педагогов колледжа.

В ходе диагностики была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (по В.В. Бойко), дающая подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». При интерпретации данных диагностики, прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся (См. приложение 1).

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствуют об их относительной роли или вкладе в синдром.

Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов- фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Индивидуальные результаты диагностики уровня эмоционального выгорания педагогов колледжа представлены приложение 2. В таблице 1 показаны результаты средних значений по симптомам фаз синдрома эмоционального выгорания

Таблица 1. Результаты средних значений по симптомам фаз синдрома эмоционального выгорания

Фаза напряжения

Фаза резистенции

Фаза истощения

Переж

.псих

травм. обст.

Неуд. собой

Загн

в клетку

Тревога

и депр

Неад.

эмоц. реагир.

Эмоц.

нравс. дезориент.

Экон.

эмоций

Редукц.

проф обяз.

Эмоц

деф.

Эм. отстр

Деперсон.

Псих-сомат.

15,3

11,8

12,6

13,6

16,6

15,5

16,9

19,1

13,0

16,0

14,3

13,9


Анализ данных таблицы 1 показал, что во всех трех фазах имеет место складывающиеся симптомы (согласно методике, сюда относят значения 10-15 баллов), в частности:

в фазе «Напряжение» - симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» составляет 15,3 балла, симптом «неудовлетворенность собой» - 11,8 балла, симптом «загнанность в клетку» (12,6) и симптом «тревога и депрессия» - 13,6 балла;

в фазе «Резистенция» - симптом «эмоционально-нравственная дезориентация» (15,5);

в фазе «Истощение» - симптом «эмоциональный дефицит» (13,0 балла), симптом «личностная отстраненность (деперсонализация)» (14,3) и симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» (13,9).

Из таблицы 1 видно, что имеют место уже сложившиеся симптомы (значения свыше 16 баллов):

Так в фазе Резистенция уже сложились следующие симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (16,6), «расширение сферы экономии эмоции» (16,9) и «редукция профессиональных обязанностей» (19,1);

в фазе Истощение уже сложившимся является симптом «эмоциональная отстраненность» (16,0).

В таблице 2 представлены данные в целом по фазам синдрома эмоционального выгорания.

Таблица 2. Результаты средних значений по фазам синдрома эмоционального выгорания

Фаза напряжения

Фаза резистенции

Фаза истощения

53

68

58

Как видно из таблицы 2 имеет место уже сформировавшаяся фаза резистенции (свыше 60 баллов) и в стадии формировании (согласно методике это: 37-60 баллов) находятся фазы напряжения и истощения.

На рисунке эти данные выглядят следующим образом (См. рис. 1)

Доклад Психологические особенности личности педагога профессиональной школы

Рис. 1. Средние значения по фазам синдрома эмоционального выгорания

Из рисунка 1 видно, что фаза резистенции, имеющая 68 баллов, согласно методике Бойко является уже сформировавшейся, а это свидетельствует о наличие уже сформировавшихся психологических особенностей педагогов, прошедших диагностику, как то: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоции и редукцию профессиональных обязанностей.

Таким образом, анализ эмпирических данных исследования психологических особенностей педагогов колледжа, в частности выявленных уже сформировавшихся симптомов синдрома эмоционального выгорания, а также уже сформировавшейся фазы резистенция, позволяет констатировать, что нами установлена связь профессиональной деятельности педагога с возникновением синдрома эмоционального выгорания.

2.2. Психологический тренинг, как мера профилактики эмоционально выгорания педагогов колледжа

Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи [7, с. 93].

А.К. Быков указывает на то, что педагогическая практика оказалась одной из последних областей, на которую были распространены психокоррекционные методы, из множества которых практическое применение получили методы, связанные с личностно ориентированной психотерапией. Которая, в свою очередь, включая в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия, помогает изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, учит его терпению и пониманию, способствует выработке и развитию в нем способности видеть положительное во всем и опираться на него [7, с. 94].

По мнению А.К. Быкова, психокоррекционная работа в педагогической практике преследует следующие цели: достигнуть психо-эмоциональное раскрепощение педагога; сформировать у него потребность в общении с детьми, коллегами; способствовать самораскрытие педагога, его самоактуализация как личности; выработки и закреплению у него эффективных форм адаптивного межличностного поведения, а также способствовать активному включению педагога в общественную жизнь коллектива и побудить его к принятию на себя ответственности [7, с. 95].

О.Н. Годетский называет следующие цели любого тренинга, как психолого-педагогического обеспечения профессионально - личностного развития педагогов [9, с. 102]:

- самопознание и саморазвитие, в том числе познание и совершенствование индивидуально-психологических особенностей - темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

- приобретение навыков межличностного взаимодействия, осознание и освоение психологических законов педагогами как необходимость ориентации на поиск новых подходов к людям;

- формирование эффективных коммуникативных умений - ведения диалога, преодоления психологических барьеров, разрешения конфликтных ситуаций, организации оптимального общения.

По мнению М.В. Москвиной, реальной помощью педагогам, может стать включение их в психологическое познание через социально-психологические тренинги, семинары - тренинги, цель которых: помочь педагогам различных типов образовательных учреждений найти внутренние резервы для более эффективной работы над собой и понять собственные причины личностного не здоровья и профессиональных проблем. На тренингах и семинарах-тренингах, практических занятиях участники получают возможность увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, познания себя и личностно-профессионального саморазвития [29, с. 341].

Автор данной проектной работы, соглашаясь с вышеизложенными целями психокоррекционных тренингов, предлагает использовать их в стенах колледжа, с целью коррекции симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов колледжа, выявленных в ходе реализации проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной проектной работе нами ставилась цель установить возможную связь высокого уровня ответственности и напряженности труда педагога с синдромом эмоционального выгорания педагога, приобретенного в ходе его профессиональной деятельности.

В целом поставленная нами цель была достигнута. Достижение поставленной цели стали возможным благодаря решению поставленных задач, на основе которых делаются следующие выводы:

На основе теоретического анализа современных представлений о психологических особенностях профессиональной деятельности педагога, обеспечивающих её высокий уровень, мы можем констатировать, что к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований.

Проблема психологических особенностей педагога, определяющих эффективность его профессиональной педагогической деятельности, является предметом специального теоретического и экспериментального изучения ученых;

- в частности, в подходе к анализу профессиональной успешности педагога можно выделить два направления: функционально-операциональное, сторонники которого основное внимание сосредоточивают на анализе операционной стороны деятельности работников (Н.В. Кузьмина) и личностно-мотивационное, в частности С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина считают, что важным показателем мастерства молодых педагогов является положительное отношение к профессии, степень эмоциональной вовлеченности в нее;

- по Ф.П. Гоноболину, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности, в частности: дидактические, экспрессивные перцептивные, организаторские, суггестивные или авторитарные способности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких профессиональных результатов в обучении и воспитании детей;

- Л.Д. Столяренко в психологии профессиональной деятельности педагога выделяет ряд важнейших проблемы, в частности, проблему творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов и др. которые, в свою очередь способны обеспечить высокий уровень его профессиональной деятельности;

- М.В. Москвина, указывая на высокую профессиональную ответственность и эмоциональную напряженность, являющейся отличительной психологической особенностью педагогической профессии, указывает на важную проблему психологической подготовки педагога - это его способность сопротивляться психофизиологическому истощению т.е. синдрому эмоционального выгорания;

- анализ эмпирических данных исследования психологических особенностей педагогов колледжа, в частности выявленных уже сформировавшихся симптомов синдрома эмоционального выгорания позволяет констатировать, что нами установлена связь профессиональной деятельности педагога с их эмоциональным состоянием.

По нашему мнению, для установления, возможно, других причин приобретения педагогами колледжа симптомов синдрома эмоционального выгорания (кроме высокого уровня ответственности и напряженности педагогического труда) необходимо также знать особенности их ценностных ориентаций, профессиональной мотивации, способность справляться со стрессами, а также сложившейся системой отношений к выполняемой деятельности, к учебному заведению, его руководству, к коллективу.

Практическая значимость проведенного нами исследования может состоять в том, что, установленные в процессе исследования уже сформированные симптомы синдрома эмоционального выгорания могут быть непосредственно связаны с качеством педагогического процесса в колледже, т.е. отрицательно влиять на него.

В этой связи материалы и выводы исследования могут применяться в практике работы конкретно нашего колледжа, а также других учреждений, осуществляющих образовательную и воспитательную работу со студентами, в частности, будущими специалистами по педагогической работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология : Учебное пособие для студентов / Б.Б. Айсмонтас. - М. : МГППУ, 2012. - 368 с.

  2. Богословский, В. В. Некоторые профессионально значимые свойства личности мастера производственного обучения / В.В. Богословский, В.А. Маркелова // Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения для средних профтехучилищ. - Л., 2011. - № 4. - С. 52 - 62.

  3. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности : Учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2011. - 511 с.

  4. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко [Электронный ресурс] - Режим доступа: psylist.net/praktikum/19.htm

  5. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е.М. Борисова // Психология формирования и развития личности. - М, 2010. - № 3. - С. 159 - 177.

  6. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский [Электронный ресурс] - Режим доступа: bronnikov.kiev.ua/book_1_51.php

  7. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения : учебное пособие / А.К. Быков. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 160 с.

  8. Водопьянова, Н.Е. Синдром эмоционального выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова [Электронный ресурс] - Режим доступа: bbbook.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5379

  9. Гадетский, О.Н. Лучшие психологические методики, или Что делать, когда не везет? / О. Н. Гадецкий. - М. : Философская Книга, 2011. - 184 с.

  10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2011. - 512 с.

  11. Гоноболин, Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей / Ф.Н Гоноболин [Электронный ресурс] - Режим доступа: uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_hrestomatiya_-_skripchenko_ov/gonobolin_psihologicheskiy_analiz_pedagogicheskih_sposobnostey.htm

  12. Дружилов, С.А. Концептуальная модель как психологическая детерминанта профессионализма учителя / С.А. Дружилов, Д.В. Хашина. -СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. - 485 с.

  13. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога : психологический подход / С.А. Дружилов [Электронный ресурс] - Режим доступа: drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html

  14. Дружинин, В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / В. Дружинин. - СПб. : Питер, 2012. - 656 с.

  15. Ерошенко, А. А. Динамика структуры индивидуальных свойств мастера ПТУ в зависимости от овладения педагогической деятельностью / А.А. Ерошенко : автореф. дис. канд. пед. наук. - Л., 2009. - 21 с.

  16. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург : УГППУ, 2010. - 244 с.

  17. Ильин, Е.П. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагогов / Е.П. Ильин [Электронный ресурс] - Режим доступа: i-u.ru/biblio/archive/ilin_difi/default.aspx

  18. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие / Е.А. Климов. - М. : Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2011. - 320 с.

  19. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М. : ЮНИТИ, 2011. - 350 с.

  20. Коточитова, Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления / Е.В. Коточитова : автореф. дисс…. канд. психол. наук. - Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 2001. - 24 с.

  21. Кузьмина, Н.В. Педагогическая деятельность мастера / Н.В. Кузьмина // Проблемы дидактики производственного обучения / Отв. ред. Н.И. Думченко. - М., 2011. - № 6. - С. 233 - 270.

  22. Личность педагога профессионального образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: vfmgiu.ru/...tendencii...pedagoga.../index.html‎

  23. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. - 592 с.

  24. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова [Электронный ресурс] - Режим доступа: voppsy.ru/issues/1987/875/87504..

  25. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Флинта, 2011. - 326 с.

  26. Маслач, К. Профессиональное выгорание : как люди справляются / К. Маслач [Электронный ресурс] - Режим доступа: mgeneral.com/3-now/98-now012498ml/htm.

  27. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер.с англ.- СПб. : Евразия, 2012. - 479 с.

  28. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 320 с.

  29. Москвина, М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов всех типов образовательных учреждений : учебное пособие / М.В. Москвина. М. : Академия, 2013. - 538 с.

30. Немов, Р.С. Психология : учебное пособие для студентов вузов: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М. : Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2012. - Кн. 2. Психология образования. - 608 с.

  1. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел [Электронный ресурс] - Режим доступа: twirpx.com/file/287100/

  2. Платонов, К.К. Психология / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М. : Высшая школа, 2011. - 256 с.

  3. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения : учебное пособие / Ю. Платонов. - СПб. : Питер, 2012. - 464 с.

  4. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2012. - 160 с.

  5. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М. : ТЦ «Сфера», 2011. - 528 с.

  6. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2012. - 608 с.

  7. Реан, А.А., Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб. : Медицинская пресса, 2010. - 352 с.

  8. Сидоров, П.А. Синдром эмоционального выгорания / П.А. Сидоров [Электронный ресурс] - Режим доступа: medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html

  9. Сластенин, В.А. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М. : Школа-Пресс, 2012. - 512 с.

  10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 448 с.

  11. Субъектные свойства педагога [Электронный ресурс] - Режим доступа: bugabooks.com/book/180-pedagogiches...

  12. Тютюнник, Е.И. Методологические предпосылки выделения основных профессионально значимых свойств и качеств личности мастера производственного обучения / Е.И. Тютюнник // Научные разработки модели деятельности мастера производственного обучения . - Л., 2011. - С. 71 - 84.

  13. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека : Учеб. пособие для вузов / В.Д. Шадриков. - М. : Логос, 2012. - 320 с.

© 2010-2022