• Преподавателю
  • Другое
  • Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетическое направление «ОРИГАМИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетическое направление «ОРИГАМИ»

Программа «Оригами», как средство дополнительного образования младших школьников поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого учителя, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, учитель сможет привить интерес к ор...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы

Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края






«Утверждено» «Утверждено»

на заседании Директор МБУДО ЦВР

методического совета МБУДО ЦВР __________ О.Н. Ковалева

протокол №___ от _______2014 приказ №___ от ______2014








Образовательная программа дополнительного образования детей

художественно-эстетическое направление

«ОРИГАМИ»

( для детей 6 - 8 лет, срок реализации 1 год)




Автор:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Лексау Людмила Михайловна


Новый Ургал

2014 год


Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения.

Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Программа «Оригами», как средство дополнительного образования младших школьников поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого учителя, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, учитель сможет привить интерес к оригами у детей и поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

Цель данной программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение приемами оригами.

Задачи программы:

- Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

- формировать систему знаний о базовых формах оригами, различных приемах работы с бумагой;

- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

-развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомера, художественный вкус, фантазию детей.

- воспитывать интерес к искусству оригами, коммуникативные способности детей, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе уже существующих программ: образовательной «Оригами - «СюрПРИЗ» Пановой Н. В. и программы годичного обучения оригами в школе Афонькина С.Ю. Предлагаемая программа направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: на занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания в математике, окружающем мире, развитии речи и др. Программа включает в себя не только обучение технике оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в этой технике.

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (конструирование, мозаика, аппликация). Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги - ребенок развивает мелкие и точные движения рук.

Исходя из практического опыта педагога в программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Занятия оригами - это освоение практического жизненного опыта, постижение окружающего мира, красоты и гармонии.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Принципы построения программы

Программа «Оригами» построена на основе следующих принципов:

  • доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • линейности «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Программа "Оригами" адресована детям младшего школьного возраста 6 - 8 лет. В мотивах поведения у детей этого возраста выделяют: интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых. Характерны познавательные интересы, установление и сохранение положительных взаимоотношений со сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения. Занимаясь оригами, ребенок прикасается к новому, познавательному миру взрослых и, используя наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе, пополняет свои знания и формирует способность рассуждать. Пока же любая абстракция будет наполнена субъективным смыслом, представленным в структуре наглядного образа.

Дети могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 - 15 минут, поэтому занятия проходят с динамическими паузами, и каждый этап предусматривает различные виды деятельности.

У ребенка 6 - 7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому складывая из бумаги различные фигурки, ребенок развивает мелкую моторику, что в свою очередь способствует развитию таких высших свойств сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев.

Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

Набор детей осуществляется до 15 сентября учебного года, в группы принимаются все желающие. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12 - 15 человек.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год

Формы и режим занятий: Занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа с 10 минутным перерывом, с 15 сентября по 30 мая. Всего 216 часов.

Форма проведения занятий комбинированная.

Методы организации учебного процесса

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • наглядный метод (показ мультимедийных и видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический метод (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно - иллюстративный метод - дети воспринимают и усваивают

готовую информацию;

  • репродуктивный метод - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый метод - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский метод - самостоятельная творческая работа учащихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный метод - одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный метод - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой метод - организация работы в группах;

  • индивидуальный метод - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Также, согласно технологии развивающего обучения Эльконина - Давыдова, при обучении младших школьников основам оригами применим метод «проблемной» ситуации - метод учебных задач, где «решение учебной задачи заключается не в нахождении конкретного выхода, а в отыскивании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач».

Кроме вышеперечисленных, традиционных, методов организации учебного процесса хочется назвать такой метод, как коммуникативный, коллективно-распределительный (дискуссионный), которому в технологии развивающего обучения отводится решающая роль.

Ожидаемые результаты.

По окончанию учащиеся знают и умеют:

  • об искусстве оригами (что такое оригами, история возникновения оригами, основные приемы работы, способ складывания базовых фигур);

  • название, назначение, правила пользования и безопасной работы с ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

  • под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, технологической и пооперационной карте;

  • сравнивать, сопоставлять объекты на основе заданных алгоритмов, выделять общее и различия;

  • составлять композицию из готовых поделок, уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку, презентовать результаты работы.


Способы фиксации результатов

Педагог отслеживает результаты детей с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. В процессе реализации программы проводится:

  1. Диагностика обучающихся на начало и конец года. Диагностическая карта (приложение 1)

  2. Анкетирование родителей

  3. Уровни сформированности творческой активности воспитанников (приложение 2)

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление альбома лучших работ.

  • Проведение выставок работ учащихся в группе и конкурсах различных уровней.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Организационные занятия

12

4

8

1.1.

Формирование группы. «Знакомство» - психологическая игра.

2

2

-

1.2.

Беседа по охране труда. Игра - тест.

2

1

1

1.3.

Диагностика обученности учащихся

2

-

2

1.4

Развлекательная программа «Мама, мамочка моя».

2

-

2

1.5

Коллективный показ сказки «Колобок»

2

-

2

1.6

Развлекательная программа «Юные солдаты».

2

-

2

2.

Бумага

14

5

9

2.1

История бумаги.

2

1

1

2.2

Виды бумаги.

2

1

1

2.3

Бумага и её свойства. Учимся складывать и резать. Чудесные превращения макулатуры в бумажный лист в домашних условиях.

8

2

6

2.4

Закон сочетаемости цвета.

2

1

1

3.

Оригами

16

10

6

3.1

Знакомство с оригами.

4

4

-

3.2

История искусства оригами.

4

4

-

3.3

Азбука оригами и условные обозначения.

4

1

3

3.4

Веселая геометрия.

4

1

3

4

Базовые формы оригами

24

8

16

4.1

Квадрат - основная фигура оригами.

4

1

3

4.2

Базовая форма «треугольник». Петушок.

4

1

3

4.3

Базовая форма «воздушный змей»

Репка, морковь.

4

1

3

4.4

Базовая форма «двойной треугольник». Петух.

4

1

3

4.5

Базовая форма «книжка»

2

1

1

4.6

Базовая форма «блин»

2

1

1

4.7

Базовая форма «конверт»

2

1

1

4.8

Повторение всех изученных базовых форм.

2

1

1

5

Изготовление поделок

148

30

118

5.1

Изготовление простых моделей.

30

7

23

5.1.1

Как гном чинил свой дом

4

1

3

5.1.2

Деревья (листья, лиственные и ели)

8

2

6

5.1.3

Грибы

2

1

1

5.1.4

Овощи и фрукты

6

2

4

5.1.5

Мозаика из базовых форм.

4

1

3

5.1.6

Гофрированные поделки.

6

-

6

5.2

С Новым годом!Рождеством!

20

2

18

5.2.1

Ёлочные игрушки

8

1

7

5.2.2

Ёлочные гирлянды

6

-

6

5.2.3

Поздравительные открытки

6

1

5

5.3

Готовимся к карнавалу

8

1

7

5.4

Изготовление моделей зверей

26

8

18

5.4.1

Изготовление декораций к сказке «Колобок»

6

1

5

5.4.2

Животные: заяц, волк, медведь, лиса.

10

4

6

5.4.3

Птицы. Птицы нашего края.

10

3

7

5.5

День Святого Валентина

6

1

5

5.6

Корабли и самолёты

16

3

13

5.6.1

Корабли

6

1

5

5.6.2

Самолёты

6

1

5

5.6.3

Поздравительная открытка к 23 февраля

4

1

3

5.7

Цветы и закладки к празднику 8 марта

20

4

16

5.7.1

Поздравительные открытки

6

1

5

5.7.2

Изготовление цветов

10

2

8

5.7.3

Изготовление закладок.

4

1

3

5.8

Космос.

6

1

5

5.9

Изготовление изученных моделей

16

3

13

5.9.1

Пасхальные сувениры

4

1

3

5.9.2

Поздравительная открытка ко Дню Победы.

4

1

3

5.9.3

Впереди - лето!

8

1

7

6

Итоговая диагностика. Чаепитие.

2

1

1

Итого

216

58

158

Содержание программы

1. Организационные занятия (12ч.) - Формирование группы. План на год. Психологическая игра «Знакомство». Техника безопасности при проведении занятий. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Проведение стартовой диагностики и тестов. Развлекательные программы с родителями.

2. Изучение бумаги (14ч.) - Бумага, её виды и свойства. Заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств - сминаемостью. Научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. Учимся складывать и резать. Чудесные превращения макулатуры в бумажный лист в домашних условиях. Какие существуют краски. Знакомство с главными цветами, монохромными, цветовым кругом, расположение цветов в круге. Теплые и холодные цвета.

3. Знакомство с оригами (16ч.) - Познакомить детей с новым видом искусства «оригами», его знаками и символами. Воспитывать интерес к этому искусству. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. Развивать любознательность. Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры.

4. Базовые формы оригами (24ч.) - Познакомить детей с базовыми формами оригами. Развивать память и внимание. Закреплять умение получать из прямоугольника квадрат, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма - «треугольник»). Обучение приему «вогнуть внутрь», «потянуть», «вытянуть». Развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать друг другу. Самостоятельное приготовление квадратов для работы, изучение схемы изготовления поделки и поэтапное выполнение поделки вместе с детьми. Самостоятельное изготовление базовых форм детьми. Поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

5. Изготовление поделок (148ч.) - продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя инструкционные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей - склеиванием; закрепить умение детей мастерить поделки.

5.1. Изготовление простых моделей (30ч.) - продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги. Воспитывать аккуратность. Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию леса. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении растений; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией. Воспитывать усидчивость.

5.2. С Новым годом! Рождеством! (20ч.) - вызвать у детей желание самостоятельно украсить комнату к новогоднему празднику. Закрепить умения сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную). Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям педагога. Соединять детали в единое целое (гирлянда), мастерить Новогоднюю открытку. Продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Помогать, каждому ребёнку добиться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.

5.3. Готовимся к карнавалу (8ч.) - создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника. Привлечь родителей к детской продуктивной и игровой деятельности. Заинтересовать изготовлением простейших головных уборов. Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали.

5.4. Изготовление моделей зверей (26ч.) - повышать интерес к занятиям оригами через игру. Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. Используя базовые формы, учить детей изготавливать детали моделей животных и птиц соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию. Показать преимущества коллективной работы. Разыграть сказку с готовыми поделками.

5.5 День Святого Валентина (6ч.) - совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. Закрепить умение мастерить поделки с использованием инструкционных карт и схем. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. Вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди.

5.6. Корабли и самолёты (16ч.) - воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины - к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное. Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. Закрепить умение мастерить поделки с использованием инструкционных карт и схем. Используя технику оригами, учить изготавливать модели самолётов, кораблей. Расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. Поощрять использование готовых поделок в играх и соревнованиях готовых моделей. Провести развлекательную программу «Юные солдаты».

5.7. Цветы к празднику 8 марта (20ч.) - учить проявлять заботу о мамах, бабушках. Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами. Закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя инструкционные карты и схемы. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Продолжать знакомить с японской культурой. Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. Развивать творческое воображение, фантазию. Учить, по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты.

5.8. Космос (6ч.) - уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя инструкции; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.

5.9. Изготовление изученных моделей (16ч.) - актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях. Закреплять умения четко, выполнять инструкции педагога. Совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей. Воспитывать стремление помогать другим. Знакомить детей с японской историей создания журавлика. Воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг. Совершенствовать умение мастерить поделку, используя инструкцию. Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Поощрять использование готовых поделок в играх и соревнованиях готовых моделей. Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы - составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение.

6. Итоговая диагностика. Чаепитие. (2ч.) - закрепление знаний детей о бумаге, искусстве оригами. Самоанализ деятельности кружка. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Список литературы для учителя

  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2006.

  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 2009.

  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2003.

  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2007

  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2009

  • Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.

  • Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.

  • Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 2007

  • Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2008

26Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007

  • Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

  • Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2005

  • Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2009


Материалы, предоставленные пользователям Интернета многочисленными образовательными сетевыми страницами и порталами. Среди них:

  • Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей // Информационный центр «Ресурсы образования». 12. 01. 2010 menobr.ru/material/default.

  • Буйнова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт: Научный и программно-методический потенциал ДО. Кафедра педагогики дополнительного образования. МИОО. mioo.ru

  • Оригами по-новому с Надеждой Пановой blogs.mail.ru/mail/panova_nvp_/

  • Страна Мастеров stranamasterov.ru/

  • Эхо журнала «Оригами». Автор сайта Дмитрий Гончар jorigami.narod.ru

Список литературы для обучающихся

  • Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 2009.

  • Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

  • Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

  • Линд Х. Бумажная мозаика. М, Айрис - пресс, 2007

  • Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. М, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

  • Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. - СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.



Приложение 1

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
Высокий уровень - делает самостоятельно,
Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень - не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
- умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
Высокий уровень - делает самостоятельно,
Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень - не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
- умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
Средний уровень - имеются небольшие отклонения от контура (несколько мл) по одну сторону образца;
Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы (Примечание: во время вводной диагностики (в начале года) этот параметр не оценивается).
Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню;
Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
• Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.

Приложение 2

Уровни сформированности творческой активности воспитанников

Низкий уровень (допустимый)

1 уровень

Активность деятельности проявляется слабо, частичный интерес в зависимости от сложившейся ситуации, неуверенность в собственной позиции, стандартное мышление, отсутствие навыков самостоятельного решения проблем, поставленных задач; недостаточное развитие эстетического вкуса, позитивные устремления не сформированы или сформированы слабо.

Средний уровень (достаточный)

2 уровень

Испытывает потребность в деятельности, присутствует интерес, имеет собственную позицию, но не всегда может её отстоять; наблюдается гибкость мышления, богатое воображение; знает, как организовать себя, но не всегда умеет это делать; доработка идей производится с помощью сверстников или педагогов; развито эстетическое восприятие; для сохранения позитивных устремлений необходима педагогическая поддержка.

Высокий уровень

3 уровень

Всегда активен в деятельности, присутствует устойчивый интерес, обладает уверенностью в собственной позиции, отличается гибкостью мышления, оригинальностью идей, богатое воображение, самостоятельность решения поставленных задач, обладает эстетическим вкусом, позитивным устремлением в ходе творческого процесса.




© 2010-2022