Программа по СБО для детей со ССД

Рабочая программапо  учебному предмету «СБО (социально-бытовая ориентировка)» для обучающихся 5-7 классов со сложной структурой дефектаРазработана на основе программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.И.Романиной и Н.П.Павловой (СБО), программ по социально-бытовой подготовке в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида под ред. А.М.Щербаковой, В.В.Гладкой. Одобрена  Министерством образования РФ для использования в образо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №7

«Согласовано»

Председатель МО

_________

Протокол № ___ от

«____»________2014 г.

«Принята»

На педагогическом совете

Протокол №1

«27» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШИ №7

__________

«30» августа 2014 г.










Рабочая программа

по учебному предмету «СБО (социально-бытовая ориентировка)»

для обучающихся 5-7 классов со сложной структурой дефекта


Разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.И.Романиной и Н.П.Павловой (СБО), программ по социально-бытовой подготовке в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида под ред. А.М.Щербаковой, В.В.Гладкой.

Одобрена Министерством образования РФ для использования в образовательном учреждении.











Составитель:

ДмитриеваС.Н.

учитель предмета Социально - бытовая ориентировка

высшая квалификационная категория




Москва, 2014

Программа по Социально-бытовой ориентировке для детей с тяжёлой умственной отсталостью.


Пояснительная записка.


Работа с детьми имеющих тяжёлую форму умственной отсталости в условиях их обучения в специальных классах образовательных (коррекционных) учреждений VIII вида решает специфические задачи, обусловленные особенностями их психофизического развития.

Необходимо, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем их мире.

Для детей страдающих тяжёлой умственной отсталостью труд является основным способом адаптации к жизни. Основной целью коррекционной работы с учащимися данной категории старшего школьного возраста является обучение их элементарным навыкам хозяйственно-бытового труда и социально-бытовой ориентировки, формированию у них общепринятых правил и норм поведения.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» содействует специальному обучению определённой сумме знаний и навыков, связанных с жизнью человека в семье и в обществе.

В ходе специальных занятий-уроков дети знакомятся с правилами личной гигиены; с различными видами одежды, обуви, головных уборов и способами ухода за ними; с правилами и приёмами уборки жилого помещения, ухода ха мебелью и цветами; с видами транспорта и работой городского транспорта; с предприятиями торговли и бытового обслуживания населения; изучают правила дорожного движения и самые простые, но необходимые способы обработки продуктов для хранения и приготовления пищи.

Приобретённые знания способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество.

Трудовая и бытовая адаптация школьников невозможна без достаточно развитой коммуникативной функции речи. Для успешной социальной и бытовой ориентировки детей, в процессе коррекционно-воспитательной работы особое место уделяется развитию диалогической речи. На занятиях по социально-бытовой ориентировке с помощью разыгрывания специальных ситуаций («Посещение поликлиники», «Разговор по телефону», «Покупка товаров» и др.) учащиеся тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от игрового сюжета.

В итоге обучения у воспитанников должны быть выработаны элементарные практические умения и навыки, необходимые для повседневной жизни в быту и в социуме.

Успешное формирование у детей с тяжёлой умственной отсталостью адекватных представлений об окружающем

обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами или игрушками, заменяющими их. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются главным образом в форме экскурсий и в виде сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры во всех случаях должны отражать личный опыт детей, определяться конкретными окружающими условиями.

Уроки по социально-бытовой ориентировке организуются в специально оборудованном кабинете. В нём необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы, техническое оборудование, игрушки, таблицы, картинки, дидактические и развивающие игры и другие пособия.

Программное содержание

уроков СБО по четвертям

учащихся III уровня обучения

5 класс

I четверть

Тематика: «Личная гигиена» - 18 часов

Содержание:

1. Вводный урок - предмет СБО. Экскурсия по кабинету. Беседа. Диалог.

Правила поведения в кабинете СБО. Основные требования к готовности к уроку.

2. Что значит «быть здоровым». Беседа. Просмотр видеосюжета. Обсуждение. Экскурсия в медблок. Беседа с врачом.

3. Зачем нужна зарядка? Физкультура и спорт. Просмотр видеосюжета. Выполнение заданных упражнений. Беседа о пользе физических упражнений. Рассказы о знаменитых спортсменах.

4. Чистые руки - залог здоровья! Правила мытья рук. Уход за руками. Практические задания. Работа с рабочей тетрадью.

5. Умываться по утрам и вечерам! Правила и порядок умывания лица и шеи. Практические задания. Средства для умывания. Работа с рабочей тетрадью.

6. Чистка зубов. Правила ухода за зубами. Предметы и средства ухода за зубами. Какие бывают зубы. Больные зубы. Зубной врач. Практические упражнения. Работа с рабочей тетрадью.

7. Чистка ушей и носа. Предметы ухода за ушами и носом. Правила пользования ими. ЛОР-врач. Экскурсия в медблок или в стационар.

8. Расчёсывание волос. Виды расчёсок и щёток для волос. О пользе массажной щётки. Демонстрация. Практические задания.

9. Личные вещи. Предметы индивидуального пользования и их назначение. Демонстрация. Упражнение «4 лишний». Работа с рабочей тетрадью.

10. Нижнее бельё и постельное бельё. Названия и назначения. Правила личной гигиены. Демонстрация. Показ смены постельного белья.

11. Что такое банный день? Понятия и назначения: ванна, душ, баня.

О пользе бани. Экскурсия в душевые комнаты.

12. Режим дня и режим питания. Необходимость их соблюдения. Работа с таблицей и рабочей тетрадью.

13. Береги глаза! Правила гигиены. Уход за глазами. Плохое зрение и больные глаза. Глазной врач. Работа с рабочей тетрадью. Упражнения для глаз. Практическое задание.

14. Вредные привычки. Чтение отрывков из произведения Г. Остера «Вредные привычки». Обсуждение. Работа с рабочей тетрадью.

15. О вреде курения. Просмотр видеосюжета. Работа с рабочей тетрадью. Чтение рассказа «Папироскин». Обсуждение.

16. О вреде пива. Работа с рабочей тетрадью. Чтение комиксов. Обсуждение.

17. Полезные привычки. Работа с рабочей тетрадью. Чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо». Обсуждение. Рисование.

18. Повторение по теме «Личная гигиена». Игры. Упражнения. Несложные тесты.

II четверть


Тематика: «Одежда и обувь» - 10 часов

Содержание:

1. Как появилась одежда. Чтение рассказа о первобытном мальчике Креге. Просмотр картинок. Обсуждение. Демонстрация образцов ниток и тканей.

2. "Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа. Обсуждение. Показ картинок с древними инструментами ткачей и прях. Зарисовки в тетрадях.

3. Назначение одежды. Виды одежды. Работа с таблицей, с карточками и рабочими тетрадями. Практическое задание по сортировке одежды в шкафу.

4. Сезонная одежда. Виды и назначение. Хранение. Дидактическая игра.

5. Спецодежда. Работа с демонстрационным материалом и с картинками «12 поварят».

6. Уход за своей одеждой. Работа с рабочей тетрадью. Демонстрация. Стирка носков. Практическая работа.

7. Обувь. Виды и назначения. Работа карточками, рабочей тетрадью. Сортировка обуви в шкафу.

8. Принадлежности для ухода за кожаной и резиновой обувью. Наглядные пособия. Работа с рабочей тетрадью и карточками.

9.Принадлежности для ухода за мокрой и грязной обувью. Наглядные пособия. Работа с рабочей тетрадью и карточками.

10. Повторение по теме «Одежда и обувь». Тесты. Командные игры.

Тематика: «Семья» - 4 часа

Содержание:

1. Семь я. Состав семьи. Работа с рабочей тетрадью и картинками. Игра с куклами. Домашнее задание: имена и отчества всех взрослых членов семьи на листочке, семейные фотографии.

2. Моя семья. Проверка домашнего задания. Просмотр фотографий с комментариями детей. Просмотр и обсуждение картин художников.

3. Отношения в семье. Беседа. Чтение рассказа Осеевой «Бабка». Обсуждение. Ролевая игра по картине «Опять двойка».

4. Повторение по теме «Семья». Игры «Дочки-матери», «День рождения».

III четверть

Тематика: «Транспорт» - 8 часов

Содержание:

1. Виды транспорта по способу передвижения. Работа с карточками, картинками, трафаретами, игрушками. Отгадывание загадок. Угадывание транспорта по звуку передвижения.

2. Наземный транспорт. Назначения пассажирского и грузового транспорта. Дидактическая игра с карточками и игрушками. Ролевая игра «Мы пассажиры».

3. Назначение специального транспорта. Демонстрация сюжетных картинок. Обсуждение. Ролевая игра «На помощь!»

4. Легковой и спортивный транспорт. Их назначение. Сходство и различия. Дидактическая игра.

5. Городской транспорт. Словарная работа. Дидактическая игра. Работа с карточками. Повторение по видам транспорта.

6. Проезд в школу-интернат. Работа с картой-схемой города Зеленограда. Названия улиц, проспектов, проездов. Номера маршрутных автобусов и автолайнов.

7. Правила дорожного движения. Пешеходные переходы. Пешеходный светофор. Сюжетная игра «Нарушитель».

8. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Дидактическая игра «Дорога к морю».

Тематика: «Торговля» - 10 часов

Содержание:

1. Виды магазинов. Их назначение. Работа с рабочей тетрадью и карточками. Дидактическая игра «Найди свой магазин».

2. Продуктовый магазин и его отделы. Работа с карточками и муляжами продуктов. Дидактическая игра.

3. Товары-продукты. Работа по классификации с карточками и муляжами.

4. Дидактическая игра «Моя первая покупка». Стоимость товара. Ценник.

5. Товар штучный и развесной. Взвешивание товара. Контрольные весы. Упаковка. Корзина. Игра-упражнение.

6. Порядок приобретения товара. Сюжетно ролевая игра «Иду за покупкой».

7. Работники магазина. Сюжетно ролевая игра «Я покупатель, а ты продавец». Культура диалога.

8. Экскурсия в продовольственный магазин. Инструктаж по правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.

9. Срок годности продуктов. Необходимость сохранения чека. Дидактическая и ролевая игра.

10. Повторение по теме «Торговля».

Тематика: «Питание» - 4 часа

Содержание:

1. Хранение продуктов питания. Скоропортящиеся продукты, замороженные продукты. Дидактическая игра «Разложи продукты».

2. Правила пользования холодильником и морозильником. Работа с рабочей тетрадью и настоящим холодильником.

3. Кухонная бытовая техника. Правила безопасной работы. Беседа. Демонстрация. Работа с рабочей тетрадью. Словарная работа.

4. Кухонная мебель. Работа с рабочей тетрадью, карточками и наглядным пособием. Словарная работа.

IV четверть

Тематика: «Питание» - 8 часов

Содержание:

1. Значение питания для жизни человека. Просмотр видеосюжета. Обсуждение. Повторение «Режим питания».

2. Основные продукты питания и готовая пища из них. Яйца - яичница, крупы - каши. Названия круп и каш.

3. Правила безопасной работы с колюще-режущими предметами. Инструкция. Работа с рабочей тетрадью. Демонстрация.

4. Способы приготовления бутербродов. Работа с плакатом и картинками. Практическая работа с натуральными продуктами.

5. Столовые приборы. Правила пользования. Практические упражнения. Работа с рабочей тетрадью.

6. Как накрыть на стол. Сервировка стола к завтраку. Работа с рабочей тетрадью. Практические задания.

7. Столовая посуда. Чайная посуда. Классификация. Работа с карточками и рабочей тетрадью. Правила мытья посуды.

8. Заваривание чая в пакетиках. Правила безопасной работы с электрочайником и горячей жидкостью. Инструкции. Демонстрация. Практическая работа. Правила мытья чайной посуды.

Тематика: «Культура поведения» - 3 часа

Содержание:

1. Правила поведения за столом. Правила поведения в столовой. Работа с рабочей тетрадью. Практические упражнения.

2. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

3. Вежливое обращение. Сюжетно ролевая игра «Иду в библиотеку».

Тематика: «Жилище» - 7 часов

Содержание:

1. Организация рабочего места школьника. Освещение рабочего стола. Расположение настольной лампы. Полки для учебников. Уборка стола.

2. Уборка комнаты школьника. Инвентарь и принадлежности для уборки. Работа с рабочей тетрадью, карточками. Практическая работа.

3. История появления жилища. Чтение сказки «Три поросёнка». Обсуждение. Зарисовки в тетрадь.

4. Виды жилья: дачный дом, городская квартира, комната. Многоэтажный дом. Работа с рабочей тетрадью и макетом.

5. Виды жилых комнат. Их назначение. Работа с макетом, таблицами и карточками.

6. Подсобные помещения. Их назначение. Работа с макетом, таблицами и карточками.

7. Повторение по теме «Жилище». Уборка класса.



6 класс

1 четверть

Тематика: «Личная гигиена» - 8 часов

Предметное содержание

1.Уход за ушами. 2.Уход за полостью рта. 3.Уход за глазами. 4.Уход за волосами. 5.Уход за полостью носа. 6.Уход за руками. 7.Уход за ногами. 8.Закаливание.

Теоретические сведения

Правила по уходу за ушами, глазами, волосами, полостью рта, руками и ногами. Гигиена зрения: освещение, правильная осанка за письменным столом.

Как беречь зрение и слух. К кому обратиться при нарушении слуха, зрения. Виды и назначение очков. Значение и способы закаливания.

Практические действия

Выбрать средства по уходу за ушами, за полостью рта, за волосами: (мыло, шампунь, щетку, пасту и др.)

Выполнение процедуры чистки ушей. Процедура ухода за носом. Мытьё рук и ног с применением щётки и крема после мытья. Промыв глаза при попадании соринки. Выполнять гимнастику для глаз. Уход за очками. Упражнения для осанки при чтении и письме, ходьба босиком по полу и ковру.

Тематика: «Одежда и обувь» - 8 часов

Предметное содержание

1.Внешний вид человека. 2.Сезонная одежда. Трикотажные и вязаные изделия и уход за ними. 3.Виды обуви по материалу. 4.Виды обуви по сезону. 5.Уход за грязной и мокрой обувью. 6.Виды головных уборов. 7.Приспособления для ручной стирки и моющие средства. 8.Этапы ручной стирки.

Теоретические сведения

Требования к внешнему виду человека. Способы хранения сезонной одежды, обуви и головных уборов при смене времени года.

Технология ручной стирки трикотажных и вязаных изделий (шапочки, шарфы, варежки) и их сушки. Виды моющих средств и способы их применения для ручной стирки белья. Правила безопасной работы с моющими средствами. Материал изготовления обуви (кожа, замша, текстиль, резина). Гигиенические требования к одежде и обуви, меры по их соблюдению. Повседневный уход за кожаной обувью.

Практические действия

Тренировочные упражнения по подготовки сезонной одежды, обуви и головных уборов к хранению.

Упражнение в выборе щеток и др. средств ухода за одеждой и обувью разного вида. Упражнение в выборе моющих средств для ручной стирки. Отработка технологии ручной стирки трикотажных и вязаных изделий и их сушки. Тренировочные упражнения по чистке кожаной обуви.

Тематика: «Семья» - 2 часа

Предметное содержание

  1. Семья. Родственники. Соседи. 2.Домашний труд.

Теоретические сведения

Семья: близкие люди, имеющие общую площадь, общее хозяйство. Состав семьи. Фамилия, имя, отчество членов семьи. Родственные и соседские отношения. Правила
поведения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

Практические действия

Нарисовать себя и свою семью. Подписать имена и родственные отношения: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д. Рассказать какие обязанности по дому у каждого члена семьи. Личные взаимоотношения в семье. Твои обязанности по дому.

2 четверть

Тематика: «Транспорт» - 7 часов

Предметное содержание

1.Виды городского транспорта. 2.Пассажирский транспорт. 3.Оплата проезда. 4.Маршрут в школу и из школы. 5.Электрички и их назначение. 6.Личный транспорт. 7.Правила дорожного движения.

Теоретические сведения

Основные виды общественного транспорта (автобус, метро, маршрутка, троллейбус, трамвай). Правила поведения в наземном транспорте и на остановке. Виды оплаты проезда. Льготный проезд. Контролеры. Электрички как общественный пригородный транспорт. Понятия личный и общественный.

Практические действия

Транспорт, которым учащиеся пользуются по дороге в школу и из школы. Наиболее рациональный маршрут проезда до школы и обратно. Ролевая игра: " Я без билета"

Поездка в городском транспорте.

Тематика: «Жилище» - 7 часов

Предметное содержание

1. Мой дом - моя крепость. 2. Чистота и порядок в доме. 3.Значение уборки жилых помещений. 4.Виды покрытий

пола. .5Уход за полами. 6.Постельные принадлежности. 7.Застилание постели.

Теоретические сведения

Гигиенические требования к жилому помещению (чистота, порядок, тепловой режим, влажность, освещение). Правила и последовательность уборки комнаты. Правила уборки

пыли. Способы, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки разных видов покрытий пола: паркет, деревянные полы, линолеум. Правила безопасной работы со

средствами по уходу за полами. Уборка спального места и гигиена постельного белья.

Практические действия

Тренинг: уборка спального места, смена постельного белья; выбор и использование по назначению инвентаря и приспособления; уход за полами разного вида соответствующим инвентарем и средствами. Выбор и использование по назначению моющих и чистящих средств. Заучивание правил безопасной работы со средствами. Чтение инструкций по применению моющих средств.

3 четверть

Тематика: «Торговля» - 6 часов

Предметное содержание 1.Специализированные продовольственные магазины. 2.Порядок приобретения товара. 3.Книжный магазин. 4.Отделы и товары. 5.Магазин одежды. 6.Магазин обуви.

Теоретические сведения

Основные виды отделов продовольственных магазинов. Основной перечень продуктов, предлагаемый в разных отделах магазина. Порядок приобретения и оплаты. Проверка сдачи. Специализированные магазины промышленных товаров. Основные отделы и товары этих магазинов. Правила поведения в общественных местах.

Практические действия

Предварительное составление списка на покупку необходимых продуктов.

Сюжетно-ролевые игры: «Я покупатель», «Покупка продуктов по списку». Экскурсия в специализированный магазин.

Тематика: «Питание» - 8 часов

Предметное содержание

1.Виды продуктов питания. 2.Гигиена приготовления пищи. 3.Хранение продуктов и готовой пищи. 4.Тепловая обработка продуктов. 5.Блюда из макаронных изделий. 6.Блюда из яиц. 7.Ужин. Меню. 8.Сервировка стола к ужину.

Теоретические сведения

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне. Правила эксплуатации холодильника, правила хранения продуктов. Правила пользования бытовой

электрической плитой. Технология отваривания макарон, яиц. Правила сервировки стола к ужину. Правила пользования столовыми приборами. Меню для ужина.

Практические действия

Тренинг: отваривание макаронных изделий; приготовление яиц вкрутую. Оформление готовых блюд. Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину. Уборка со стола после приема пищи. Мытье посуды и приборов. Распределение продуктов для хранения в соответствующих местах холодильника.

Тематика: «Медицинская помощь» - 6 часов

Предметное содержание

1.Медицинские учреждения. 2.Экскурсия в аптеку. 3.Виды медицинской помощи. 4.Экскурсия в стационар. 5.Вызов врача на дом. 6.Медицинские работники.

Теоретические сведения

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, стационары, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений. Виды медицинской помощи: «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Порядок вызова врача на дом. Соблюдение постельного режима лечения.

Практические действия

Упражнения в назывании домашнего адреса и номера домашнего или мобильного телефона для установления обратной контактной связи. Упражнения по подготовке к

вызову врача на дом: обращение, причина обращения или просьбы о помощи, (краткая и четкая формулировка), указание контактного телефона, адреса, своей

4 четверть

Тематика: «Средства связи» - 7 часов

Предметное содержание

1.Основные средства связи. 2.Почта. 3.Экскурсия в ближайшее почтовое отделение. 4.Почтовые отправления. 5.Письма. Порядок отправления писем. 6.Написание адреса и индекса на конверте. 7.Поздравительные открытки.

Теоретические сведения

Названия основных средств связи: почта, телеграф, телефон. Адрес проживания и индекс почтового отделения. Виды писем и конвертов.

Практические действия

Экскурсия на почту. Упражнения в записи домашнего адреса и индекса на конверте.

Упражнения в записи школьного адреса на почтовой открытке. Составление текстов поздравительных открыток.

Тематика: «Учреждения» - 4 часа

Предметное содержание

1.Дошкольные учреждения. 2.Школьные учреждения. 3.Экскурсия по школе. 4.Среднеспециальные училища.

Теоретические сведения

Ясли. Ясли-сад. Детский сад. Школа. Школа-интернат. Колледж в Малино. Основные профессии.

Практические действия

Экскурсия по школе. Названия учебных кабинетов. Вспомогательные помещения. Столовая. Сюжетно-ролевая игра «Кем я хочу стать».

Тематика: «Культура поведения» - 7 часов Предметное содержание

1.Поведение в кино, театре. 2.Правила поведения в музее и в библиотеке. 3.Правила поведения в клубе, в кружках и секциях. 4.Правила поведения в поликлинике. 5.Отношение к больному. Помощь и посещение. 6. Отношение к домашним животным. 7.Поведение в школе: на уроке и на перемене.

Теоретические сведения

Правила поведения в общественных местах, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях. Взаимопомощь, поддержка и участие. «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Практические действия

Ролевые игры: «Поход в кино», «Запишите меня в библиотеку», «Посещение заболевшего друга» и др. Экскурсия в Зоомагазин.


7 класс

1 четверть

Тематика: «Личная гигиена» - 6 часов

Предметное содержание

1.Личная гигиена подростка. 2.Уход за телом. 3.Уход за бельем. 4.Уход за руками, за ногтями.

5.Закаливание организма. 6.Утренняя гимнастика.

Теоретические сведения

Значение выполнения правил личной гигиены для здоровья. Уход за телом в течение недели и смена нательного белья. Способы закаливания организма. Как проводить закаливание водой. Косметические средства для ухода за руками, уход за ногтями. Значение утренней гимнастики.

Практические действия

Стрижка ногтей на руках. Выбор средства для ухода за руками. Изучение упаковок косметических средств. Обработка кремом рук в зависимости от состояния кожи (обветренные, сухие, пораненные).

Выбор и отбор средств для ухода за телом. Отбор нательного белья. Разучивание комплекса утренней гимнастики (укрепление осанки).

Учащиеся должны знать: правила личной гигиены, виды косметических средств, предметы по уходу за руками, способы закаливания. Учащиеся должны уметь: правильно мыть руки, наносить крем на руки, пользоваться маникюрными ножницами, делать утреннюю гимнастику.

Тематика: «Одежда и обувь» - 5 часов

Предметное содержание

1.Хлопчатобумажное бельё. 2.Виды моющих средств. 3.Стирка белья вручную. 4.Утюжка белья. 5.Практическая работа.

Теоретические сведения

Ручная стирка хлопчатобумажного белья (кухонный текстиль и другие небольшие вещи). Виды моющих средств и способы их применения для ручной стирки. Приспособления для сушки белья и глажения. Правила и последовательность глажения белья утюгом. Правила работы утюгом. Т/б при работе с утюгом.

Практические действия

Упражнение в выборе моющих средств для ручной стирки. Отработка технологии ручной стирки хлопчатобумажных изделий. Стирка носков и носовых платков. Отработка технологии глажения. Отработка т/б при работе с утюгом.

Учащиеся должны знать: виды моющих средств для ручной стирки, правила ручной стирки, технику безопасности при работе с утюгом.

Тематика: «Семья» - 4 часа

Предметное содержание

1.Семейные отношения. 2.Взрослые и дети. 3.Старшие и младшие. 4.Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье.

Теоретические сведения

Состав семьи. Фамилия, имя, отчество членов семьи. Возраст и социальное положение в семье. Правила поведения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по возрасту и по силам.

Практические действия

Рассказы о семье: о маме, о папе, об обязанностях каждого члена семьи. Какие отношения у меня с родителями, со старшими, с младшими членами семьи. Когда вы проводите время всей семьей вместе. Ролевые игры: «Я играю с младшим, я помогаю младшему».

Тематика: «Бюджет семьи» - 3 часа

1.Бюджет семьи. 2.Доход и расход семьи. 3.Кто может зарабатывать в семье.

Теоретические сведения

Составные части бюджета: доход и расход. Источники дохода. Минимальный прожиточный уровень. Обеспеченная и малообеспеченная семья. Возраст и условия получения первой работы. Значение и порядок получения паспорта.

Практические действия

Составление примерного бюджета семьи на месяц (использование калькулятора). Упражнения по определению доходов всех членов семьи. Определение срока получения паспорта каждым учащимся.

Учащиеся должны знать: виды моющих средств для ручной стирки, правила ручной стирки, технику безопасности при работе с утюгом; родственные отношения в семье, состав семьи, их имена, отчества и фамилии, свои права и обязанности в семье, откуда берутся семейные деньги и на что тратятся

2 четверть

Тематика: «Жилище» - 4 часа

Предметное содержание

1.Периодичность уборки помещений. 2.Уход за мебелью. 3.Ковры и ковровые покрытия. 4.Пылесос. Правила пользования.

Теоретические сведения

Периодичность уборки помещений: ежедневная, недельная, сезонная, генеральная Назначение мебели. Правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка, полировка, лак, шпон, пластик). Значение ухода за мебелью. Средства и приспособления для ухода за мебелью. Правила и способы ухода за коврами и ковровыми покрытиями. Средства и способы ухода за ними. Пылесос. Его назначение устройство, правила и т/б при работе с пылесосом.

Практические действия

Тренинг: чистить и полировать мебель с различными видами поверхностей; чистить мягкую мебель вручную и пылесосом; выбивать и чистить ковры и ковровые покрытия вручную и пылесосом. Выбор чистящих средств для мебели. Чтение инструкций по применению моющих и чистящих средств, по работе с пылесосом. Сортировка вещей при сезонной уборке.

Тематика: «Торговля» - 6 часов

Предметное содержание

1.Специализированные магазины. 2.Универмаги и универсамы. Общее и различное. 3.Отделы универмага. 4.Виды товаров их стоимость. Сопутствующие товары. 5.Порядок выбора и приобретения товара. 6.Правила поведения в магазине.

Теоретические сведения

Основные виды магазинов (книжный, хозяйственный и др.). Назначение универмагов и специализированных магазинов. Отделы и секции. Их назначение. Виды товаров их

стоимость. Порядок выбора и приобретения товара. Правила поведения в магазине.

Практические действия

Экскурсии в промтоварные магазины. Ролевые игры «Скажите, пожалуйста». Подсчет стоимости покупок. Проверка сдачи. Ориентировка в отделах и секциях магазинов.

Ориентировка в магазине при выборе нужного товара.

Тематика: «Транспорт» - 6 часов

Предметное содержание

1.Железнодорожный транспорт. 2.Виды пассажирских вагонов. 3.Железнодорожные вокзалы. 4.Основные службы вокзалов. 5.Виды камер хранения. Формы приобретения билетов. 6.Сюжетно-ролевая игра «На вокзале».

Теоретические сведения

Железнодорожные вокзалы и направление движения. Виды поездов; пригородные, дальнего следования. Виды вагонов: общий, плацкартный, купейный, мягкий. Виды камер хранения, сроки хранения багажа.

Практические действия

Правила поведения в поезде. Ролевые игры: «Общение в поезде», «Приобретение билета», «Обращение за справкой», «Расписание».


3 четверть

Тематика: «Питание» - 9 часов

Предметное содержание

1.Гигиена приготовления пищи. 2.Хранение продуктов. 3.4.Полуфабрикаты и способы их приготовления. Правила техники безопасности. 5. Микроволновая печь. Духовка. 6.Обед. Меню обеда. Сервировка стола к обеду.7.Приготовления блюда из полуфабрикатов. 8.Правила поведения за столом. 9.Мытьё посуды.

Теоретические сведения

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Виды полуфабрикатов. Правила сервировки стола к обеду. Способы приготовления сосисок и пельменей. Правила культурного поведения за столом и пользования столовыми приборами. Меню для обеда (первое блюдо, второе, третье, десерт).

Практические действия

Работа с натуральными полуфабрикатами и их графическими изображениями. Чтение инструкций по их приготовлению. Тренинг: приготовление сосисок и пельменей, супа из пакетика, второе из брикета (вермишель) или в стаканчике (картофель), кисель (брикет).

Сервировать стол к обеду. Уборка со стола. Мытье посуды и приборов.

Тематика: «Медицинская помощь» - 8 часов

Предметное содержание

1.Несчастные случаи дома. Оказание первой помощи. 2.Несчастные случаи на улице. 3.Вызов скорой помощи. 4.Больница. Приёмное отделение. 5.Что с собой берут в больницу. 6.Посещения больного. 7. Уход за больным дома. 8.Измерение температуры. Практическая работа.

Теоретические сведения

Ситуации возникновения необходимости экстренной помощи себе или другому человеку: несчастные случаи, травмы, ранения, неожиданные и резкие ухудшения состояния здоровья. Порядок вызова скорой помощи домой или при происшествии на улице.

Практические действия

Экскурсия в медицинский пункт. Измерение температуры и считывание показаний. Упражнения в назывании домашнего адреса и номера домашнего или мобильного телефона для установления обратной контактной связи. Упражнения по подготовке к вызову скорой помощи: обращение, причина обращения или просьбы о помощи, (краткая и четкая формулировка), указание контактного телефона, адреса,

своей фамилии, имени, отчества.

4 четверть

Тематика: «Средства связи» - 8 часов

Предметное содержание

1.Телеграф. Услуги телеграфа. 2.Экскурсия на почту-телеграф. Поведение на почте-телеграфе.3.Написание адреса и индекса. 4.Правила составления телеграмм. 5.Практическая работа: заполнение бланков. 6.Подписка на газеты и журналы. 7.Сюжетно-ролевая игра «На почте». 8.Почтовые отправления: посылка и бандероль.

Теоретические сведения

Услуги телеграфа. Способы получения необходимой информации. Культура общения с сотрудниками в почтовом отделении Жизненные ситуации, требующие отправления экстренных сообщений. Порядок отправления телеграмм. Порядок оформления подписки. Другие почтовые отправления: посылка и бандероль.

Практические действия

Экскурсия на почту. Упражнения в написании домашнего адреса и индекса. Упражнения в составление текста телеграмм и заполнении телеграфных бланков. Подсчитывание примерной стоимости телеграммы (использование калькулятора). Упражнения в заполнении

бланков на подписку.

Тематика: «Учреждения» - 4 часов

Предметное содержание

1.Разновидность учреждений и предприятий в городе. 2.Учреждения образования. 3.Учреждения досуга в твоём городе. 4.Места проведения досуга.

Теоретические сведения

Разновидность учреждений и предприятий в городе: промышленные, образовательные, медицинские, торговые, бытового обслуживания, досуговые. Названия бразовательных и досуговых учреждений: детский сад, школа, училище; клуб, библиотека, кинотеатр, театр, музей.

Практические действия

Нахождение по карте города нужного учреждения. Ролевые игры по правилам поведения в учреждениях. Экскурсия по школе, в клуб.

Тематика: «Культура поведения» - 5 часов

Предметное содержание

1.Приглашение в гости. 2.Приём гостей. 3.Поведение в гостях. 4.Вручение и прием подарков. 5.Составление поздравительной открытки.

Теоретические сведения

Поездка в гости. Внешний вид. Правила приглашения, приёма и поведения в гостях: (оказывать внимание сверстникам и старшим, поддерживать беседу, не перебивать собеседника, не брать без разрешения игрушки). Правила поведения при встрече и при расставании. Правила вручения и приема подарка.

Практические действия

Ролевые игры на правила поведения в различных ситуациях: "Что хорошо, а что плохо". Составление поздравительной открытки.


© 2010-2022