Внедрение проектной деятельности в работу ОУ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение проектной деятельности учащихся

на занятиях в объединении «Багульник»

Педагог дополнительного образования детей, МОУ ДОД «Центр детского творчества» Сахманов Александр Ухинович.

Биологию называют наукой 21 века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. В последние годы так получилось, что такие разделы биологии как «Молекулярная медицина» и «Биотехнология» стали наиболее интенсивно развиваться в США и Европе. А в настоящее время мы можем наблюдать это развитие и в России. Поэтому биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук.

Именно поэтому от успеха обучения биологии, от его качества во многом зависит наше будущее, то в каком направлении будет идти вся мировая наука. В настоящее время существует огромное множество форм организации обучения, методов обучения.

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности в обучении. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, воспитание у них целостного экологического сознания, углубления знаний о природе родного края.

В 1915 году профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965) разработал широко известную в мировой педагогике «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть её заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую деятельность, они овладевали новыми знаниями.

По «методу проектов» подростки и старшие школьники выполняют краткосрочные или долгосрочные исследовательские задания, например проект «устройства огорода». Он был рассчитан не менее чем на шесть месяцев. Такая работа превращает объединение или кружок в центр консультирующий, планирующий, руководящий работой школьников. Разрабатывая проекты, дети получают навыки письма, чтения, счёта.

Цель проектного обучения:

  1. Способствовать повышению личной уверенности в себе у каждого участника.

  2. Развивать у учащихся умение работать в команде, развитие коммуникабельности и сотрудничества.

  3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.

  4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Виды проектов разнообразны. Выделяются 4 основные категории проектов:

  1. Информационный и исследовательский проект.

  2. Обзорный проект.

  3. Продукционный проект.

  4. Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма интервью, журналистский репортаж, рок-опера и т.д.

Разнообразны проекты и по объему:

  • Краткосрочные (2-6 часов);

  • Среднесрочные (12-15 часов);

  • Долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа.

Переход к личностно-ориентированному обучению учащихся без освоения проектного метода практически невозможен.

Проектное обучение создает условия для их творческой самореализации, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

Термин «проектный подход» по-разному используется в отдельных областях образования. Поэтому в различных предметах он выглядит по-разному. Но есть общее для всех предметов. Учеников стимулируют:

  • Быть активными в учебе;

  • Исследовать, экспериментировать, думать и анализировать;

  • Развивать сотрудничество в обучении;

  • Брать ответственность за свое обучение на себя.

Значение обучения технологии через проектный подход состоит в следующем:

  1. Учащиеся закрепляют знания по другим предметам.

  2. Учащиеся обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных.

  3. Ученики развивают свои физические умения, когда они работают с инструментами, оборудованием. У них развиваются их «социальные» умения, когда они исследуют потребности, испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику, умение работать в команде.

  4. Развитие уверенности в своих силах. Они учатся воспринимать себя как активных и способных людей.

  5. Ученики видят «технологию» как интересный предмет, что придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным.

Проектный метод обучения является предметом освоения и внедрения методических объединений преподавателей различных школ, лицеев и центров дополнительного образования детей.

Методику проектного обучения необходимо широко использовать на разных стадиях обучения, например, для закрепления и обобщения знаний и умений по изученной теме. Это может быть рекламный плакат, буклет, афиша или альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающим. Самое существенное содержание темы. Это вполне может быть оформлен, как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализацию проекта. Возможно выполнение комплексных проектов по разным предметам.

Технологию проектного обучения нужно как можно шире и глубже вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и самостоятельности в познавательной деятельности.

Современный образовательный процесс предъявляет новые требования к учителю. Необходимо осваивать и внедрять различные педагогические технологии, в том числе перечисленные выше, а также информационные технологии.

Внедрение последних позволяет использовать современные мультимедийные средства, Интернет, в том числе и при разработке проектов.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) позволяй разнообразить учебный процесс, повысить интерес учащихся к предмету. Это и занятия-презентации, программы по конструированию и моделированию изделий, компьютерные журналы моделей, тесты для проверки знаний по предмету.

В конечном итоге нужно организовать свою педагогическую деятельность так, чтобы в результате получился воспитанный образованный человек с определенными качествами, позволяющими ему найти свое место в жизни.


© 2010-2022