Экологическая викторина Природа-наш общий дом

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«ПРИРОДА - НАШ ДОМ»

Счастье - быть с природой, видеть её, говорить с ней.

Л. Н. Толстой

Библиотекарь. Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей: они глобальны

Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на её вопросы, примем участие в различных конкурсах. Команды юных экологов уже набраны. Можно приступать к делу. Итак, я приглашаю команды померяться силами и поделиться знаниями.

Команды выходят и представляются.

Библиотекарь Для начала я предлагаю командам придумать название и девиз. Время пошло! На обдумывание даётся три минуты.

«Визитная карточка» команд.

Конкурс «Эрудит»

Библиотекарь А теперь переходим к основным конкурсам нашей программы. Начнём, пожалуй, с интеллектуального. Объявляю конкурс «Эрудит». Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы викторины.

Вопросы первой команде:

  1. С какого года начала издаваться «Красная книга фактов»? (С 1966 года.)

  2. Когда начинают желтеть листья берёзы и липы? (В конце августа.)

  3. Самый крупный представитель фауны Сибири (лось и бурый медведь).

  4. Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери линяют, к тому же весной у них рождается потомство.)

  5. Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья? (Нет, так как в них гнездятся насекомоядные птицы и летучие мыши.)

  6. Название какого цветка, связано со звоном (колокольчик).

Вопросы второй команде:

  1. Дикий предок розы (шиповник).

  2. Почему, прежде чем развести костёр, необходимо снять с почвы дёрн? (Чтобы огонь не повредил корни травы.)

  3. В каком лесу наиболее влажная почва - в котором растёт брусника или в котором растёт черника? (Черника более влаголюбивая.)

  4. Что такое «Гринпис»? (Независимая международная общественная организация по охране окружающей среды.)

  5. Какие породы деревьев - хвойные или лиственные - наиболее распространены в наших лесах? (Хвойные.)

  6. Какой золотой цветок даёт белый пушок(одуванчик).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Эколото»

Каждая команда получает конверт с одинаковым набором карточек. На карточках разных цветов записаны «половинки» народных пословиц и поговорок экологического содержания. Задача игроков - составить пословицы и поговорки. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберёт большее количество пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки:

  1. Враг природы тот … (кто лес не бережёт).

  2. Лес и вода … (родные брат и сестра).

  3. Много леса - не губи, мало леса … (береги, нет леса - посади).

  4. Без корня и … (трава не растёт).

  5. Без хозяина земля … (круглая сирота).

  6. Одно дерево погубил … (посади сорок).

  7. Подкорми птиц зимой … (они отплатят тебе добром летом).

  8. Рощи да леса … (родного края полоса).

  9. Где один грибок … (там целый венок).

  10. Посадившего дерево поблагодарят и внуки … (погубившего - проклянут и дети).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Живое слово»

Задание первой команде - за десять секунд вспомнить как можно больше представителей фауны, названия которых начинаются на заданные буквы. Задание второй команде - за десять секунд вспомнить как можно больше представителей флоры, названия которых начинаются на заданные буквы.

Пример задания первой команде:

Ф - филин, фазан;

А - аист, акула;

У - уж, утконос;

Н - налим, норка;

А - антилопа, альбатрос.

Пример задания второй команде:

Ф - фиалка, физалис;

Л - ландыш, лилия;

О - ольха, омела;

Р - рогоз, роза;

А - акация, астра.

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Посади дерево»

Библиотекарь; Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь, вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево».

Библиотекарь выдаёт командам одинаковые комплекты карточек. Задание - разложить карточки в нужной последовательности.

Карточки:

  1. Выкопай яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

  2. Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.

  3. В дно ямы забивают кол длиной 1,5-2 метра.

  4. На дно ямы насыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землёй, затем её уплотняют.

  5. Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.

  6. Выбирают место для посадки.

Ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Спор деревьев»

На столе ведущего разложены карточки с названиями деревьев. Представители команд выбирают по одной карточке с названием дерева. Подумав одну минуту команда должна доказать, что именно это дерево нужней других.

Примеры:

1. Дуб:

- из древесины изготавливают паркет, мебель, бочки для пива и вина;

- из древесины получают хорошие дрова;

- из коры дуба получают дубильные вещества для выделки кож;

- жёлуди служат кормом для кабанов;

- листья используют для консервирования;

- дубовая кора используется в медицине;

- дуб - символ могущества и богатырства в народном творчестве.

2. Берёза:

- из берёзовой древесины получают хорошие дрова;

- древесина идёт на изготовление лыж, мебели;

- из древесины получают уголь;

- из древесины вырабатывают дёготь;

- берёзовые веники используют для бани;

- люди пьют берёзовый сок;

- листья, почки - хорошие лекарственные средства;

- из берёзы изготавливают различные поделки;

- берёза - символ России.

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Головоломка»

Команды получают карточки с одинаковыми головоломками. Задание - расшифровать головоломку. Какая команда справиться быстрее и правильнее?

Головоломка:

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК,

ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК.

Ответ: «Кто землю лелеет, того земля жалеет». (Ключ: нужно читать каждую вторую букву.)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Мусорбол»

Библиотекарь. Мы переходим к последнему конкурсу нашей программы - спортивному. Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обёртки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра в «Мусорбол» начинается!

Проводится конкурс. Все игроки команд по очереди пытаются попасть клочком бумаги в урну.

Подведение итогов конкурсной программы. Награждение.

Библиотекарь. Спасибо вам за участие! Ещё раз напоминаю всем, что природа - это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

(В. Шефнер)







© 2010-2022