- Преподавателю
- Другое
- Интегрированный урок в 8 классе
Интегрированный урок в 8 классе
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цивилева Г.С. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 8 классе.
Тема: Анализ эпизода 2 главы «Вожатый» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цель: обучение анализу эпизода, роль эпизода в произведении.
Задачи:
-
Повторение теории литературы, закрепить навыки практического использования литературоведческих терминов.
-
Повысить интерес к изучению худ. произведения
-
Развивать навыки исследовательской работы с текстом, обобщения, умения делать выводы.
Оборудование:
-
Обучающий буклет «Анализ эпизода»
-
Иллюстрации к эпизоду
-
Фрагмент х/ф «Капитанская дочка»
-
Текст 2 главы произведения
-
Таблица символов и образов в эпизоде
-
Г.Свиридов «Дорога»
-
Словари синонимов, литературоведческих терминов.
Ход урока:
-
Вступление. Тема и цель. Постановка задач урока.
Сегодня наш урок мы посвятим анализу эпизода. Используя навыки исследовательской работы с текстом, мы должны выяснить, как небольшой фрагмент произведения влияет на развитие сюжета в целом, какова его роль в раскрытии образа главного героя, а также повторим некоторые понятия из теории литературы, знания которых будут нам необходимы в работе. За помощью мы будем обращаться к буклетам. А для работы со словарями я назначаю …
Запишите тему и эпиграф урока в тетради.
« Это тот магический кристалл, который связывает всё воедино и сквозь который можно увидеть и понять целое» Н.В.Гоголь
-
О каком магическом кристалле идёт речь?
-
Что такое эпизод?(по буклету и словарю)
-
Какие эпизоды в повести вы можете выделить?
Сегодня мы работаем с эпизодом из 2 главы «Вожатый»
-
Что означает это слово? Подберите к нему однокоренные, родственные слова.
-
Просмотр эпизода.
-
Как можно назвать этот эпизод? Почему?
-
Подберите синонимы к слову буран (по словарю)
-
Работа с буклетом
-
Для чего нам необходимо научиться анализировать эпизод?
-
Определение границ эпизода
-
Задание по определению синтаксических особенностей
-
Чтение эпизода (мелодекламация)
Основе эпизода картина бурана. Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран - символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминает о человеческих заблуждениях, о том, что души человеческие зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное. Мятеж, устроенный Пугачевым, подобно бурану сметает на своём пути человеческие жизни, играет судьбами. Человеку трудно устоять посреди жестокой и свирепой метели. Точно так же трудно выстоять и Гринёву в кровавой и безумной атмосфере бесчисленных злодейств.
Но это не единственное значение бурана. Это ещё и напоминание о том, что человеку необходимо выбрать свой правильный путь в жизни. Одно неверное движение - и ты погиб, занесённый вьюгой. Не сойти с дороги человеку поможет любовь и милосердие, коими и обладает главный герой повести. (формулирование 1 пункта плана анализа)
-
Проверка д/з
-
Какие образы вы увидели в описании бурана?( ветер, снег, облако)
-
Как называется стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету?
-
Работа с таблицей
-
ветер
снег
облако
-
Какие цвета использовал Пушкин? Почему только чёрный и белый? В чём символичность этого цвета? (иллюстрации, гравюры)
-
Какова роль персонажей эпизода?(Савельич - ангел-хранитель)
-
Какие выразительные средства языка использовал автор?
-
С каких слов начинается кульминация эпизода?
-
Составление вывода. Подведение итогов. д/з на следующий урок.
-
Вожатый - единственный человек, который не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору. Важно и то, что таинственный незнакомец появляется в «Мутном кружении метели». Снежная буря символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринёва с Пугачёвым, вождём восстания. Буран является завязкой сюжетной линии Гринёв - Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринёва сложилась бы иначе.