• Преподавателю
  • Другое
  • Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»

Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»

Текст выступления на семинаре, для специалистов, работающих  с детьми на тему: Формы  работы  по  программе  «Активная  поддержка  родителей». В текст выступления включены: вводная часть, раскрывающая проблемы воспитания детей раннего возраста; формы работы по программе (опыт Шведских специалистов); описание формы - открытого  детского сада (условия, деятельность,цели, задачи, направления, предполагаемые результаты). Особое внимание уделяется трудностям, возникающим при организации деятельности ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям Горизонт»

Организационно-методическое отделение




Формы работы по программе

«Активная поддержка родителей»


Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»..


Духовное развитие человека не внешне,

а внутренне, диалектически связано

с социальной жизнью…

Проблема духовного устроения есть

проблема правильного соотношения

индивидуального и социального

в нашей душе.

В.В. Зеньковский




Семенихина С.В.,

методист организационно-

методического отделения








Белоярский


Формы работы по программе «Активная поддержка родителей»

(Слайд 1) Формы работы по программе «Активная поддержка родителей»

Свою часть выступления я хотела бы начать со слов известного психолога Василия Васильевича Зеньковского: «Духовное развитие человека не внешне, а внутренне, диалектически связано с социальной жизнью… Проблема духовного устроения есть проблема правильного соотношения индивидуального и социального в нашей душе», Проблемы воспитания. М., 1993г.

В настоящее время наиболее острыми являются проблемы социального здоровья подрастающего поколения. Продолжается глубокий кризис семьи и семейного воспитания. Семья не только отражает, но и определяет все социальные изменения в обществе.

Современные научные исследования говорят о значимости раннего возраста и становления личности. «До 3-х лет - целая жизнь, а после 3-х- один миг» - гласит народная мудрость. То, что ребенок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой невозможно, восполнить в более старшем возрасте.

В семье происходит первичная социализация ребенка. Именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети ориентируются на социальные и нравственные установки своих родителей. Уровень психологической зрелости родителей. Их идеалы, опыт социального общения часто имеют решающее значение в развитии ребенка.

Родителей маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью к детскому врачу. Доктор занимается диагностикой и лечением различных заболеваний. Но, для того, чтобы ребенок успешно развивался, необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир.

С момента рождения малыша наиболее важными для него являются его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность. Но многие родители вынуждены отказываться от ребенка и передавать его в учреждения социальной защиты из-за неуверенности в том, что смогут преодолеть различные трудности (педагогического, психологического, материального или какого-то иного плана), которые связаны с будущей жизнью ребенка в обществе.

Поэтому, то родительское внимание, которое ребенок получит в первые годы жизни, во многом становится основой для его дальнейшего взаимодействия с миром. Постоянное взаимодействие с близким взрослым является основным условием стимуляции развития ребенка. Молодые родители же зачастую испытывают трудности в общении со своим ребенком, недооценивают роли совместной деятельности, переживают сомнения в правильности тех или иных воспитательных воздействий.

В молодых семьях распространены такие явления, как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к падению рождаемости, уменьшению прочности брака и росту разводов, увеличению числа внебрачных детей.

Молодые родители часто просто не обладают необходимыми знаниями и умениями в создании семейных взаимоотношений, в вопросах воспитания и развития детей.

Многие родители посещают курсы, на которых рассказывают, как ухаживать за новорожденным, читают специальную литературу, но этого не достаточно, ведь крайне необходимо не только «знать и уметь». Не менее важно уметь применять эти знания на практике. Это очень не просто!

(Слайд 2) Просвещенное родительство складывается из знаний о ребенке

Что же такое быть просвещенным родителем?

Просвещенное родительство складывается из знаний о ребенке:

  1. его воспитании;

  2. этапах развития;

  3. индивидуальных особенностях;

  4. специальных знаний и умений.

( Слайд 3)

Формы работы по программе «Активная поддержка родителей», которые предлагают Шведские специалисты


  • Открытый детский сад

  • Просвещение через СМИ

  • «Полевая» работа (презентации, выход специалиста на детские площадки, организация тематических праздников).

(Слайд 4) Открытый детский сад

Одной из форм организации работы по программе «Активная поддержка родителей» является открытый детский сад - это место куда мать или отец могут прийти со своим ребенком для совместной деятельности в специально организованной развивающей среде, для общения с другими детьми и родителями, где они имеют возможность поделиться своим опытом в воспитании и развитие ребенка, либо получить помощь от специалистов, других родителей в виде

рекомендаций, практических занятий, бесед.

Это скорее клуб, чем привычный для нас детский сад. В обычном д/саду развитие и воспитание осуществляется силами воспитателей, а не родителей.

(Слайд 5) Условия открытого детского сада

Важными условиями открытого д\сада является:

1) добровольность (в открытом д\саду функционируют программы, участие в которых является добровольным);

2) возможность выбора (на каждый семестр заранее составляется программа мероприятий, где родителей заранее знакомят с ними и дают возможность решить, какие из них посещать);

3) принцип сотрудничества родителей и специалистов;

4) бесплатное посещение.

В Швеции родители платят лишь за кофе и чай. Для нашей страны более приемлемо принести что-нибудь с собой для общего стола, нежели собирать на это деньги.

(Слайд 6) Ритуалы

Приходить в такой открытый д\сад можно и каждый день и один раз в неделю по желанию. Утро начинают с определенных ритуалов, способствующих настройке детей и их родителей на взаимодействие:

- пение песен;

- вождение хоровода;

- выполнение упражнений (приветствие);

- обмен положительным настроением.

Для родителей оформлен уголок со специальной литературой, журналами и газетами.

Для посещения д/сада у родителей не требуют справку о состоянии их здоровья. Справку об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными предоставляется один раз, при поступлении в д\сад.

Но при этом есть негласное правило: больными не приходить! Воспитатели родителям в этом доверяют.

(Слайд 7) Главные цели

Главными целями такого д/сада являются:

  1. Формирование осознанного родительства.

  2. Помощь родителям на ранней стадии взаимодействия с ребенком.

  3. Создание сети социальных контактов.

Основные направления деятельности:

  1. Просвещение (лекции, консультации, занятия по массажу, приготовления пищи, кормление грудью и т.д.).

  2. Общение

а) воспитателя с родителями (помочь им найти свою роль родителя);

б) родителей друг с другом (создание личных контактов);

в) детей друг с другом (помочь в адаптации к детскому учреждению в дальнейшем - это особенно важно для семей, имеющих одного ребенка);

Проблемы общения решаются при совместной деятельности родителей и детей. В специально отведенном месте они могут выпить кофе, испечь пирог, пошить на швейной машинке, подготовить проведение праздников (дни рождения, государственные, национальные, религиозные).

(Слайд 8) Задачи

В задачи воспитателей открытого детского сада входят:

1. Развитие клубных и групповых форм работы с семьями.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

3. Обучение родителей развивающему (игровому) взаимодействию с детьми в соответствии возрасту детей.

4. Наблюдение и коррекция детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое воздействие.

Таким образом открытый д\сад в первую очередь позволяет преодолеть родителям социальную изоляцию, не оставляя ребенка на попечение других людей и совмещая с развитием родительских навыков. Участие ребенка в работе открытого д\сада обеспечивает его безболезненную адаптацию к детскому дошкольному учреждению.

Во-вторых, групповая работа является одним из самых эффективных средств развития самосознания и выработки индивидуального стиля взаимодействия матери и ребенка. Участвуя в групповых занятиях, родители сравнивают и оценивают собственную позицию по отношению к ребенку, соотносят свой опыт с опытом другой семьи в преодолении тех или иных трудностей воспитания ребенка раннего возраста и тем самым выстраивают более эффективное взаимодействие с малышом.

В-третьих, дают возможность снять у матери ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, помогают уменьшить тревожность, дают обратную связь со стороны психолога, воспитателя, других родителей.

(Слайд 9) При работе с семьей специалисту следует избегать:

Постепенно группа становится для родителей стабильным источником - социальной поддержки.

При работе с семьей специалисту следует избегать:

  • брать роль родителя на себя;

  • делать упор в воспитании ребенка на мать, игнорируя роль отца;

  • занимать назидательную позицию « сверху »;

  • путать следствие и причину - избегать положения о «трудных детях»;

  • делать акценты на негативном воспитательном опыте родителей.

(Слайд 10) Активная поддержка родителей

Из чего состоит активная поддержка родителей?

1. Социальная поддержка - любые действия, совершаемые добровольно, с благими намерениями в отношении знакомого человека, которые приносят ему положительный эффект.

Социальная поддержка состоит из практической, символической помощи, влияющей на психологическое здоровье, защищающая от стрессов, способствующая решению эмоциональных проблем.

Социальная поддержка напрямую связана с развитием родительской компетентности (если мать чувствует себя в безопасности, если уверена в любви отца ребенка и всей семьи, если чувствует себя органично принятой в обществе - она будет способна отдаться заботам о ребенке).

  1. Следующий вид поддержки - психологическая поддержка - получаемая матерью от социального окружения, которое может носить и негативные аспекты, такие как непрошенные советы, оценки, невыполненные обещания, которые приводят к конфликтам.

Н-р: Поддержка может быть неадекватно изменяющимся в соответствии с быстрыми темпами роста ребенка и потребностями матери (матери новорожденного и матери годовалого ребенка) или оказываться не в той форме, в которой она, действительна, нужна адресату, что приводит к усугублению стресса.

Поэтому специалисты технологии «Активной поддержки родителей» классифицировали формы социально-психологической поддержки:

1.Эмоциональную - для выражения положительного эмоционального отношения и позитивных установок в отношении клиента (эмпатию, заботу, вовлеченность, готовность выслушать).

2. Инструментальную - для выполнения практической помощи.

3. Информационную (предоставление необходимой информации).

4. Материальную (обеспечение денежными и др. ресурсами).

5. Оценочную (позитивное подкрепление, похвала, знаки уважения).

На основании этой классификации доцентом Московского психолого-педагогического университета Ланцбургом и психологом социально-реабилитационного центра «Отрадное» Арчаковой был разработан опросник, для изучения потребности в социальной поддержки матерей, воспитывающих ребенка в возрасте от 0 до 3 лет в Волгоградской области. (Можно использовать опросник в своей работе).

При изучении результатов стало видно, что родители нуждаются и в информационной, и психологической помощи. Основными проблемами родителей являются:

-построения взаимоотношений с детьми;

-поведения родителей в ситуации столкновения с негативным поведением ребенка;

-воспитание ответственности у детей.

В ходе специальных занятий для родителей специалистами было предложено несколько направлений работы. В частности, это развитие умений самоконтроля и эмоциональной саморегуляции, коммуникативных умений, развитие конкретных качеств. Некоторым родителям была необходима лишь информационная поддержка.

В зависимости от той или иной демографической группы родителей, направление осознаваемых проблем меняется.

Это определяется:

- возрастными особенностями родителей;

- количеством имеющихся детей;

- образовательным уровнем родителей;

- семейным статусом (полная, неполная семья);

- полом родителей;

- местом проживания ( крупный город, сельское поселение).

Также, при опросе клиентов, было выявлено, что наиболее удобными днями для обращения к специалистам являются суббота и воскресенье.

С подробным анализом можно познакомиться в пособии «Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках реализации экспертно-методического проекта «Экология семьи» по редакцией Маринцевой Н.Н., Волгоград, ГУ СО «Семья», 2007 г.

Формы активной поддержки разнообразны, но не все родители готовы обратиться за помощью к специалистам. Многие получают информацию из газет и журналов, смотрят различные теле- передачи, посещают интернет сайты.

Такая помощь имеет ряд недостатков.

В теле и радио передачах:

- советы и рекомендации не всегда подходят конкретной семье или подходят к конкретной ситуации;

- в них отсутствует обратная связь (родители лишены возможности выразить свое мнение, высказать свою точку зрения ).

В интернете такая связь существует, но не всегда она приходит от специалиста и может оказаться некорректной, неграмотной, иногда агрессивной.

В газетах и журналах часто публикуются материалы для легкого, ненавязчивого, даже юмористического просвещения родителей, которые считают их не серьезными.

(Слайд 11) Памятка по предоставлению информации

Поэтому специалистам, помещающим рекомендации в СМИ необходимо учитывать ряд практических рекомендаций:

  • вся информация должна быть достоверной и иметь ссылки на авторов и, желательно, на научные исследования, по данным которых была написана популярная статья;

  • информацию на сайте необходимо своевременно обновлять;

  • ресурс должен иметь хорошую поисковую систему;

  • на ресурсе должна располагаться справочная, а не рекламная информация о лечебных и социальных учреждениях;

  • на ресурсе должна быть возможность для общения его посетителей, но при этом нужен профессиональный состав из специалистов по каждому разделу.

Поэтому наиболее эффективной формой получения информации та, которую доносят специалисты, учитывающие интересы родителей и детей, в грамотно организованных условиях.

Специалисты могут планировать работу, даже не имея специального помещения для встреч.

Доступность программы «Активная поддержка родителей» обеспечивается благодаря выходу специалиста за пределы учреждения. Такими выходами могут быть:

  • презентации программы в женских консультациях, детских поликлиниках, школах. Строятся презентации на общих принципах рекламы, в которой даются фрагменты знаний или навыков и мотивируют слушателей на дальнейшее занятие. Материал можно подавать в виде буклетов;

  • выход специалиста на детские площадки- цель которых, развитие совместной деятельности родителей и детей, расширение игрового материала для родителей, выработка правил поведения на площадке, во дворе (отказ со стороны родителей от курения, от распивания легких спиртных напитков и обеспечение детям дополнительной безопасности). Здесь решается две задачи: развивающая и оздоровительная;

  • организация тематических праздников - способствуют повышению престижа семьи и осознанного родительства в обществе.

Н-р: проведение «Дня отца» (за рубежом он отмечается 17 мая с 1936 г). У нас «День всех пап отмечается 1 ноября» в Волгоградской, Ульяновской областях и республике Саха.

(Слайд 12)

В заключение можно сказать: раннее детство-начало развития ребенка. Благодатная социальная среда воспитания маленького ребенка как в условиях семьи, так в условиях общественного воспитания достигается общей культурой, прежде всего в содержательном общении со взрослым.

Как развивать детей на разных этапах вы познакомитесь из практических рекомендаций.





Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»..


Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»..Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»..


Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»..Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»..



Текст выступления на семинаре: Формы работы по технологии «Активная поддержка родителей»..

12

© 2010-2022