Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 484

ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.ПОПКОВА

_____________________________________________________________________




ЗДОРОВЫЕ НОГИ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА.



Руководитель проекта:

учитель биологии

ГБОУ СОШ№ 484

Иванова И.В.

Исполнили: учащиеся 6 "а", "б" классов.







г. Москва

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Проект "Здоровые ноги - залог здоровья школьника" предназначен для привлечения учащихся 6 - 7 классов к изучению проблем здорового образа жизни учащихся.

Цель проекта - формирование культуры личности, соответствующей системы поведения и деятельности, направленной на поддержание здорового образа жизни учащихся, обоснование введения в классах санитарных постов.

Задачи проекта:

Обучающая - формирование комплекса специальных медико-биологических знаний в области здоровья человека (формирование системы знаний о строении человеческого тела, факторах, влияющих на здоровье человека, развитие умений оценивать состояние здоровья человека с помощью доступных методик, осуществлять прогноз его изменения).

Воспитательная - воспитать ответственное отношение и активную гражданскую позицию к соблюдению правил здорового образа жизни учащимися школы.

Развивающая - формирование и закрепление умений и навыков практической работы с учебными материалами, исследовательской работы.







Оглавление:


  1. Введение 4

  2. Заболевания, связанные с нарушениями строения опорно-двигательной системы человека 5

  3. Плоскостопие (причины, профилактика, лечение) 8

  4. Исследование школьников по выявлению симптомов заболеваний опорно-двигательной системы 12

  5. Вывод 17

  6. Литература 18

  7. Приложение 1 19







ВВЕДЕНИЕ

Среди различных патологий болезни ног занимают значительное место. ежедневно оказывается нагрузка в 600 тонн. Многие люди страдают от болей в ногах, но не знают, с чем они связаны. Болезни ног могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами. Ноги человека образуют 26 костей, более 100 связок и 33 сустава.

Красивые ухоженные ноги - здоровье и комфорт всего организма. Вы наверняка знаете: когда всё в порядке "от пят до головы", как здорово утром выпорхнуть из дома и лёгкой, упругой походкой пойти вершить великие дела!

Красивые ноги - не должны быть мечтой, а вполне решаемой задачей каждого из нас. А красота, как известно, требует жертв. Вот и «решаем» ходим весь день кто в чем: девушки и женщины - в стильных туфлях на высоких каблуках, ребята и мужчины - в модных кроссовках, и ноют наши ножки, просят о помощи… А вместе с ними и весь организм призывает позаботиться о ногах, ведь их здоровье - здоровье всего тела!

Это отнюдь не преувеличение. Ноги - это самая важная часть тела человека. Кроме опорной и двигательной, они выполняют и функцию кровообращения: мышцы ног обеспечивают центральный кровоток.

Проще говоря, мускулы ног "перегоняют" кровь обратно к сердцу, создавая антигравитационное воздействие на движение крови. Вместе с мышцами, "насосную" функцию выполняют и суставы - если они подвижны, то и мускулы работают в полную силу.

Именно ноги испытывают самую большую нагрузку.
На пальцах ног и подошвах имеются рефлекторные зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами. Если воздействовать на биологически активные точки, которые проектируется на ступне, то можно снимать напряжение организма, успокаивать нервы, нормализовать работу внутренних органов, повлиять на состояние кожи и получить положительный эффект.

Как мы убедились, все в нашем теле взаимосвязано, даже наши ноги и сердце. Это еще одна причина приложить максимум усилий к тому, чтобы ноги всегда были здоровы и полны сил.




  1. Заболевания, связанные с нарушениями строения опорно-двигательной системы человека


  1. Строение опорно-двигательной системы человека

Нижнюю конечность (ногу) составляют бедро, голень и стопа. Бедро образовано бедренной костью. Голень состоит из двух берцовых костей, а стопа - из многих костей, самая крупная из которых - пяточная. Суставы, соединяющие кости нижних конечностей, позволяют нам ходить и бегать. Бедренная и большая берцовая кости - самые крупные, длинные и прочные опорные кости человека, ведь на них приходится основной вес тела. Выдержать такую нагрузку им помогают малая берцовая кость, коленная чашечка и кости стопы. Малая берцовая кость хоть и длинная, но менее массивная и прочная, чем бедренная и большая берцовая. Коленная чашечка - короткая, круглая и плоская кость колена. Кости стопы в основном короткие и тонкие (рисунок 1).

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 1 Нижние конечности человека

Стопа состоит из 26 костей и делится на три отдела - предплюсну, плюсну и пальцы. Каждый палец состоит из трех фаланг, и только у большого пальца их две. Таранная кость, соединенная суставом с большой и малой берцовыми костями, служит для равномерного распределения веса (рисунок 2).

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Рис. 2 Кости стопы



1.2 Заболевания, связанные с нарушениями строения опорно-двигательной системы человека

1.2.1 Наша стопа - это уникальный механизм. Но, как и всякий механизм, он может давать сбои, которые могут проявляться в виде различных заболеваний. Одним из самых распространенных из них является плоскостопие. Согласно медицинской статистике плоскостопием чаще страдают жители развитых стран, чем третьего мира. Почему? К нарушениям функций стопы приводят "блага" цивилизации: ровные дороги, идеальные полы, малоподвижный образ жизни, высокие каблуки и другие факторы.

Плоскостопие - деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов (рис. 3, 4). Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме (рис. 3). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы (рис. 4). Плоскостопие может быть врожденным (встречается крайне редко) и приобретенным.


Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 3 Внешний вид стоп и отпечатки их подошв в норме (а) и при плоскостопии (б)

Рис. 4 Схематическое изображение костей стопы в норме (а) а при продольном плоскостопии б)

1.2.2 Мозоли на ногах

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Мозоли - это неприятные последствия ношения слишком узкой обуви, а также носков и колготок, образующих складки. Когда у тебя появляются мозоли и потертости, наложи пластыри - так ты защитишь поврежденную кожу стопы от дальнейшего раздражения и проникновения в ранки инфекции. Выбирая новую обувь, убедись, что она нужного размера и соответствует форме ноги. Можно также обработать тальком ступни и надеть носки из натурального хлопка (такие носки хорошо впитывают пот).

1.2.3 Шишки на ногах

Шишки часто появляются у женщин и мужчин после 40 лет. Они не только портят ногу, но и досаждают постоянной болью при ходьбе приводящей и отводящей мышц основной фаланги большого пальца. Узкая обувь, хождение на высоких каблуках, работа на ногах лишь усугубляют ситуацию.


  1. Плоскостопие (причины, профилактика, лечение)


  1. Причины плоскостопия

Наиболее частые причины плоскостопия - слабость мышечно-связочного аппарата стопы (напр., в результате рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности (чаще после полиомиелита - так наз. паралитическое плоскостопие), Иногда плоскостопие возникает как профзаболевание у людей, чья работа связана с длительным пребыванием на ногах (парикмахеров, продавцов и др.).

Наиболее ранние признаки плоскостопия - быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появляться отек стопы, исчезающий за ночь. При выраженном плоскостопии стопа удлиняется и расширяется в средней части. Страдающие плоскостопием ходят, широко расставив ноги и развернув стопы, слегка сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв и каблуков обуви.

2.2 Профилактика плоскостопия

В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной, высота каблука не более 3 - 4 см. Людям, чей труд связан с длительным пребыванием на ногах, рекомендуется во время работы ноги ставить параллельно, отдыхать несколько раз в день по 5 - 10 мин., опираясь на наружные края стоп.

Для профилактики плоскостопия у детей необходимо следить за их осанкой, обращая внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо, не разводили широко носки ног при ходьбе. Мышечно-связочный аппарат ног укрепляют ежедневная гимнастика и занятия спортом; в теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, в сосновом лесу. Это вызывает защитный рефлекс, "щадящий" - свод стопы и препятствующий появлению или прогрессированию плоскостопия.

Примеры выполнения упражнений лечебной физкультуры для профилактики плоскостопия (рисунок 5 - 12). На фотографиях упражнения выполняют ученики 6 "б" класса.

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 5 Пройти попеременно на носках…

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 5а … и пятках


Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 6 Положить на пол палку и пройти по ней

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 7 Размять стопу с использованием мяча

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 8 Зажав мяч между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 9 Сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше

поднять ногами мяч

Активный образ жизни массаж и правильный режим отдыха способны повысить защитные силы организма. Физическая активность является главным фактором здоровья. Физическая нагрузка должна быть дозированной, начинать следует с небольшой нагрузки и постепенно ее увеличивать. Если Вы хотите укрепить свои ноги, то на пользу пойдут такие виды спорта, как плавание, ходьба, баскетбол и бег. Стоит избегать перегрева или переохлаждения организма. Также необходимо уделить внимание рациону питания, необходимо потреблять больше овощей и фруктов, богатыми витаминами. Ну и конечно, необходимо отказаться от вредных привычек - курения и алкоголя.

2.3 Лечение плоскостопия

При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу; лечение проводится ортопедом.

Он поможет устранить деформации стопы с помощью специальных упражнений и обуви, удалит мозоли и натоптыши.

Основу лечения составляет специальная гимнастика, которую больной проводит ежедневно. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с обычными, укрепляющими мышечно-связочный аппарат стопы (рис. 4). Рекомендуются также ежедневные теплые ванны t° 35 - 36° до колен, массаж мышц стопы и голени. Чтобы стопы были здоровыми нужно выбирать обувь с удобной колодкой и низким каблуком.

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Рис. 5 Правильный выбор обуви


Как только ребенок научится ходить, ему сразу же нужно подобрать такую обувь, которая сможет защищать детскую ножку, не сжимая ее



Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


В ряде случаев применяют специальные стельки - супинаторы, которые приподнимают уплощенный свод стопы.

Эффективность лечения плоскостопия во многом зависит от стадии его развития. Запущенные случаи обычно требуют длительного лечения, ношения специальной ортопедической обуви, а иногда оперативного вмешательства.

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА



  1. Исследование школьников по выявлению симптомов заболеваний опорно-двигательной системы.

Для выявления у учащихся 6 - 7 классов симптомов заболеваний опорно-двигательной системы разработана анкета-опросник, включающая восемь вопросов, на которые каждый ученик должен ответить "да" или "нет" (приложение 1).

Результаты анкетирования представлены на диаграммах 1 - 4.

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Диаграмма 1. Опрос учащихся 6 "б" класса


Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Диаграмма 2. Опрос учащихся 6 "а" класса



Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Диаграмма 3. Опрос учащихся 7 "а" класса



Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Диаграмма 4. Опрос учащихся 7 "б" класса



Реальное состояние здоровья школьников 6 - 7 классов представлено на диаграммах 5 - 8 (по данным ежегодных медицинских осмотров).

Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Диаграмма 5. Состояние здоровья учащихся 6 "б" класса



Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Диаграмма 6. Состояние здоровья учащихся 6 "а" класса





Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Диаграмма 7. Состояние здоровья учащихся 7 "а" класса


Проект: ЗДОРОВЫЕ НОГИ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА


Диаграмма 8. Состояние здоровья учащихся 7 "б" класса

Проведенное исследование показывает, что школьники самостоятельно не могут оценить состояние своего здоровья. Они не осознают значимость проблемы. Чаще всего симптомы заболеваний в данном возрасте (11 - 13 лет) не замечаются. Жалобы со стороны школьников не объективны, сводятся к нескольким общим причинам - "неудобная обувь", "устали на занятиях" и т.п.

Объективный контроль, проводимый врачами, показывает, что процент учащихся со здоровой опорно-двигательной системой достаточно низок -
17 - 27 %, что само по себе говорит о необходимости профилактики данных видов заболеваний, в первую очередь в стенах школы.

Вывод

Использование здоровьесберегающих технологий в школе не требует специальной подготовки и больших затрат времени.

Для этого, в первую очередь, необходимо активно использовать предложенные упражнения, как на уроках физической культуры, так и во время проведения "физкультминуток".

Кроме того, в каждом классе необходимо организовать санитарные посты из числа учащихся, которые будут осуществлять постоянный контроль соблюдения школьниками правил личной гигиены (наличие носового платка, расчески, резинки для волос), осмотр внешнего вида учащихся (наличие формы согласно устава школы, сменной обуви и т.д.). Обязанности постов конкретизируются администрацией школы. Сотрудник поста должен иметь опознавательную эмблему (повязку), примитивный набор медикаментозных средств (бинт, пластырь), тетрадь, ручку (карандаш) для записей.





Литература:


  1. Биология. Живой организм. Н. И. Сонин. «Дрофа» 1997г.

  2. Как устроено тело человека. А. Барилле. 2007г.

  3. Большая медицинская энциклопедия. 1997г.

  4. Биология. Человек. А. Г. Драгомилов. 2012г.










Приложение 1




Анкета для выявления первых симптомов плоскостопия

Класс _____________

(ответьте на вопросы: "да" или "нет")

№ п/п

Вопрос

Ответ,

(да/нет)

Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны


Ваша обувь стоптана и изношена с носка


Ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах


Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность


Отечность в области лодыжек


Очень трудно ходить на каблуках


Нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)


Стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли



© 2010-2022