Программа работы с одаренными детьми

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы с одаренными детьмиГБОУ АО «Астраханский технический лицей»





Проект

программы работы с одаренным ребенком

«Одаренные дети - будущее России»

Программа работы с одаренными детьми





Будаева Лариса Николаевна, учитель химии











Г. Астрахань, 2014 г.

"Дети - прирождённые художники, учёные, изобретатели -
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом"

Поль Вайнцвайг

Причины изучения одаренности.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Пояснительная записка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Актуализация

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Цель программы:

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в ГБОУ АО «Астраханский технический лицей»

Задачи:

  • Создание системы урочной и внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

  • Развитие индивидуальной формы внеурочной деятельности.

  • Организация системы исследовательской работы с учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Формирование положительной мотивации к учению у учащихся.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Направления учебно-познавательной работы

Задачи:

  • выявление индивидуальных способностей;

  • формирование потребности к самообразованию;

  • развитие умений и навыков учебной деятельности;

  • формирование навыков научной организации труда;

  • организация исследовательской работы учащихся;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие рефлексивных умений.

Педагогические задачи:

  • осуществление индивидуализации обучения;

  • реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения:

  • проблемного обучение (А.М. Матюшкин);

  • технологии деятельностного метода (Л.Г. Петерсон);

  • личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская);

  • технологии РКМЧП (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит);

  • метода проектов (Поллат Е. С.);

  • ИКТ;

  • формирование системности в знаниях;

  • повышение качества обучения.

Развитие творческих способностей

Цель: развитие творческой активности.

Задачи:

  • выявление и развитие индивидуальных способностей;

  • развитие умений и навыков в творческой деятельности


Формы реализации:

  • факультативы (элективы);

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • научно - практические конференции;

  • участие в олимпиадах работа по индивидуальным планам;

  • консультирование по возникшей проблеме;

  • научные кружки, общества;

  • дискуссии;

  • интеллектуальные марафоны;

  • различные конкурсы и викторины;

  • проекты по различной тематике

  • сотрудничество с другими ОУ, ВУЗами.

Коллективная деятельность

Цель: развитие лидерских способностей.

Задачи:

  • выявление детей с лидерскими способностями;

  • развитие коммуникативных умений.

Формы реализации

  • олимпиады по предметам;

  • научно-практические конференции;

  • выступления и доклады;

  • активная внеклассная работа;

  • предметные недели;

  • вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;

  • проекты по различным темам и предметам;

  • ролевые игры.

Работа с родителями

Цель: оказание консультативной помощи при воспитании способного и одаренного ребенка.

Задачи:

  • анкетирование с целью выявления способностей и интересов учащихся;

  • выявления проблем в воспитании способных и одаренных детей.

Диагностика


Цель: выявление индивидуальных способностей детей.

Методы:

  • наблюдения;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • беседа с родителями, учителями.



  • Фамилия, имя, отчество учащегося: Григорьев Денис

  • Состав семьи, ее структура: полная, 1 ребенок

  • Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира со всеми удобствами.

  • Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

  • Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

  • Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование - врачи.

  • Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка, как в школе, так и дома.

  • Характер ребенка: лидер.

  • Качества личности:

положительные: веселый, готов помочь другу, общительный, ответственно относится к любому делу.

  • Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.

  • Учебная деятельность:

успеваемость: имеет отличные отметки по всем предмет;

мотивация обучения: высокая,

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины

способности к обучению: хорошие, склонность к естественным наукам;

познавательный интерес: высокий.

  • Трудовая деятельность:

наличие трудовых навыков: трудолюбивая;

предпочитаемые виды труда: умственный, творческий;

участие в трудовых делах: самое активное.

  • Получение дополнительного образования: занятия шахматами дом детского творчества.

Результативность работы

7 класс: победитель лицейской олимпиады по математике и физике

8 класс:

  • победитель лицейской олимпиады по физике и математике,

  • призер областной олимпиады по физике,

  • призер Всероссийской олимпиады Рыболовства по физике,

  • участник конкурса исследовательских проектов «Через тернии к звездам»,

  • I место в интеллектуальном марафоне «Большие интеллектуальные гонки» на фестивале наук в АИСИ,

  • ХХ открытая конференция АИСИ - номинация «Самая оригинальная работа» в секции «Химия»,

  • V открытая конференция «Профи+» - I место в секции «Химия»,

  • областной конкурс «Поляковские чтения», АГУ, секция «Физика» II место,

  • участник IV НПК «Молодой исследователь - 2014», АГУ, печать в сборнике конференции.

9 класс:

  • лауреат муниципального этапа Всероссийского Фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» (2014-2015 учебный год).

Работа с родителями.

  • Оказывается консультационная помощь по мере необходимости.

Характеристика семейного воспитания

  • По материальной обеспеченности семья: с хорошим материальным достатком

  • По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья: социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении - воспитательно-сильная.

  • По взаимоотношениям: гармоничная

  • По семейным ориентациям: на деятельность, общение

Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности,

адекватная самооценка

Приложения

Тесты для выявления уровня развития личности:

  • тестирование общих интеллектуальных способностей, абстрактного и логического мышления;

  • тестирование на выявление внимания и памяти;

  • Опросники Кеттелла на выявление личностных свойств и, в том числе, лидерских качеств;

  • Опросник Рензулли: поведенческие характеристики одаренных детей;

  • Определение коэффициента языкового интеллекта: психологический тест языковых способностей Зиверта

  • Психологичесий тест Беннета: Психологический тест технических способностей

  • Комплексная методика экспертных оценок А.А.Лосева по определению одарённых детей

  • Определение уровня проявления способностей ребёнка через анкетирование родителей

Диагностика оценки общей одаренности


Общая характеристика

  • Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

  • Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или во-ображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка

Любознотельность

Сверхчувствительность к проблемам

Способность к прогнозированию

Словарный запас

Способность к оценке

Изобретательность

Способность рассуждать и мыслить логически

Настойчивость

Перфекционизм







Литература:

Материалы дистанционных курсов АИПКиПК по теме «Одаренные дети».



© 2010-2022