Рабочая программа по экологии ФГОС 5-9 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 2 к «Рабочей

программе по учебному предмету

«Экология» для учащихся 5 класса.

Календарно-тематическое планирование.

№п/п


Тема урока.

Элементы содержания урока

(понятия, ключевые слова)

Виды деятельности учащихся на уроке

Практическая часть

Дата проведения







план

факт

Введение 9 часов.

Личностные УУД

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД

- Принимать и сохранять учебную задачу;

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-Находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

- Воспринимать смысл познавательного текста;

- Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

-Осуществлять синтез как составление целого из частей;

- Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- Обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить понятные для партнера высказывания;

-задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

1 четверть

1

Введение. О чем эта книга.

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

Объяснять значение экологии в жизни и деятельности людей. Определять понятия «экология», «биосфера», «окружающая среда».

04.09

2

Живая и неживая природа.

Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

Явления в живых организмах: рождение, рост, развитие, старение, смерть.

Сравнивать объекты, относящиеся к живой и неживой природе. Определять разные жизненные формы растений. Выделять основные признаки объектов живой природы, анализировать, делать выводы на основе увиденного. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Практическая работа №1.

11.09

3

Как идет жизнь на Земле.

Воспроизводство себе подобных - главное свойство всего живого. Половое и бесполое размножение.

Изучать науку систематику. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных. Делать выводы на основе сравнения.

18.09

4

Прибор, открывающий тайны.

Лаб.р.№1 «Знакомство с микроскопом»

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Определять понятия: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать с микроскопом, изучать устройство микроскопа, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами.

Лабораторная работа № 1.

25.09

5

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лаб.р.№2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени».

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

Определять понятия: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать с микроскопом, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами. Сравнивать представителей живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Лабораторная работа № 2.

02.10

6

Как размножаются живые организмы.

Размножение животных.

Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы.

Определять понятие размножение, его роль в жизни и расселении организмов. Определять бесполое и половое размножение, способы размножения. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

09.10

7

Размножение растений.

Лаб. р. №3 «Строение семени фасоли».

Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений.

Определять понятие размножение, его роль в жизни и расселении организмов. Определять бесполое и половое размножение, способы размножения у растений (на примере фасоли). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Соблюдать правила работы с приборами.

Лабораторная работа № 3.

16.10

8

Откуда у растений появляется зародыш. Бывают ли обоеполые растения.

Зародыш растений. Обоеполые растения. Бесполое и половое размножение растений.

Определять понятия «зародыш», бесполое и половое размножение, обоеполые растения. Делать выводы на основе наблюдения. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

23.10

9

Могут ли переселяться растения.

Экскурсия №1 «Распространение плодов и семян»

Расселение потомства у растений.

Определять способы распространения плодов и семян растений, выявлять приспособления у семян, способствующие распространению в природе. Составлять отчет по экскурсии. Делать выводы на основе наблюдения.

Экскурсия №1.

30.10

Как размножаются живые организмы 3 часа.

Личностные УУД

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

2 четверть

10

Почему всем хватает места на Земле.

Взаимосвязь растений и животных. Приспособления, обеспечивающие выживание потомства у разных видов организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

13.11

11

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности.

Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты, хищники. Выявлять приспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни, делать выводы. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

20.11

12

Растения кормят всех.

Пр. р. № 2 «Уход за комнатными растениями».

Изучать взаимосвязь строения растений с их функцией на нашей планете. Доказывать, что растения образуют органические вещества, используя свет. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Изучать взаимосвязь строения растений с их функцией на нашей планете. Доказывать, что растения образуют органические вещества, используя свет. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Практическая работа №2.

27.11

Раздел 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды 4 часа.

Личностные УУД

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

13

Как питаются разные животные.

Способы питания животных. Отношения «хищник - жертва», «паразит - хозяин».

Определять понятия пищеварительная система, травоядные животные хищники. Выявлять причинно-следственные связи между способом питания животного и средой его обитания.

04.12

14

Как питаются растения. Лаб.р. №4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом».

Способы питания растений. Хлорофилл.

Наблюдать строение и химический состав клетки, процессы жизнедеятельности клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать. Объяснять взаимосвязь между строением и питанием растений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 4.

11.12

15

Только ли лист кормит растение. Лаб.р. №5 «Рассматривание корней растений».

Минеральные вещества. Нитраты.

Наблюдать строение и химический состав клеток под микроскопом, описывать и схематически изображать. Объяснять различия в строении клеток разных частей растений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №5.

18.12

16

Как питаются паразиты. Контрольная работа №1.

Питание паразитов, их участие в регулировании численности организмов.

Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов.

Контрольная работа №1.

25.12

Раздел 3. Как питаются живые организмы 5 часов.

Личностные УУД

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ).

3 четверть

17

Нужны ли минеральные соли животному и человеку.

Цепи питания. Значение неорганических веществ для жизнедеятельности организмов.

Определять понятия минеральные вещества, загрязнение почвы, правильное питание. Объяснять роль минеральных веществ для жизнедеятельности живого организма. Различать неорганические вещества клетки. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

15.01

18

Можно ли жить без воды. Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

Роль воды в питании живых организмов. Вода - растворитель.

Рассматривать воду как среду обитания, как растворитель. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Практическая работа №3.

22.01

19

Можно ли жить не питаясь. Как можно добыть энергию для жизни.

Пища - источник энергии. Солнце- источник энергии. Движение и расход энергии. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии.

Определять понятия фотосинтез, органические вещества. Объяснять роль пищи как источника жизни. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

29.01


20

Запасают ли живые организмы питательные вещества.

Питательные вещества - энергия для движения организма, поддержания его жизнедеятельности, роста и обеспечения питания зародыша при его развитии.

Определять понятия яйцо, семя, зародыш, молодой организм. Выявлять способы запаса питательных веществ у разных видов живых организмов. Устанавливать причинно-следственные связи.

05.02

21

Пр.р. №4 «Подкармливание птиц зимой».

Экскурсии №2 «Живые организмы зимой»

Роль питательных веществ для роста, развития и поддержания процессов жизнедеятельности живых организмов. Влияние условий среды на живой организм.

Наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм. Определять приспособления живых организмов к факторам среды. Устанавливать причинно-следственные связи о влиянии условий среды на живые организмы.

Практическая работа №4.

Экскурсии №2.

12.02

Раздел 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы 4 часа.

Личностные УУД

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

22

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Л.р. №6 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов»

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Выделять существенные признаки строения одноклеточных и многоклеточных организмов. Делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 6.

19.02

23

Разнообразие клеток многоклеточного организмов. Л.р. №7 «Рассматривание под микроскопом клеток многоклеточного организмов»

Взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями.

Выделять существенные признаки строения многоклеточных организмов. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями. Делать выводы на основе анализа полученных данных. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 7.

26.02

24

Можно ли жить и не дышать.

Наличие кислорода - необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека.

Определять понятия органы дыхания растений, птиц, рыб, земноводных, человека. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения органов дыхания, средой обитания и формами жизнедеятельности организмов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

04.03

25

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

Определять понятие круговорот веществ в природе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели.

11.03

Раздел 5. Многообразие живого мира 3 часа.

Личностные УУД

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

26

Многообразие живого мира. Деление живых организмов на группы.

Представления о царствах живой природы. Систематика. Систематические единицы: вид, царство. Биологическое разнообразие.

Определять понятия царства живой природы, вид. Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Классифицировать объекты живой природы. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

18.03

27

Царство простейшие. Л.р.№ 8 «Рассматривание простейших под микроскопом».

Характеристика простейших.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших. Объяснять роль простейших в природе и жизни человека. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями. Делать выводы на основе анализа полученных данных. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Лабораторная работа № 8.

25.03

4 четверть

28

Царство бактерии, вирусы.

Характеристика бактерий. Вирусы - неклеточные формы жизни.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. Объяснять роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Тесты.

08.04

Раздел 6. Жизнь в сообществах. Экосистема. 7 часов.

Личностные УУД

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД

- Принимать и сохранять учебную задачу;

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-Находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

- Воспринимать смысл познавательного текста;

- Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

-Осуществлять синтез как составление целого из частей;

- Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- Обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

29

Среда обитания. Факторы среды.

Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания.

Определять понятие «водная среда», «наземно-воздушная», почва как среда обитания, организм как среда обитания. Выявлять особенности строения тела, позволяющие организмам жить в этих условиях. Рассматривать три группы факторов. Характеризовать влияние деятельности человека на природу. Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом.

15.04

30

Кто живет в воде.

Жизнь в водоёмах.

Определять приспособления организмов к водной среде. Отличать водные организмы от других. Изучать воду как среду обитания, благоприятные условия, планктон, нектон, бентос. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

22.04

31

Обитатели суши.

Жизнь в лесах, пустыне, воздухе, на суше.

Определять приспособления организмов к наземно-воздушной среде. Определять по признакам организмы разных экологических групп. Выявлять особенности наземно-воздушной среды обитания, благоприятные условия: свет, температура, влага. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

29.04

32

Кто живет в почве.

Обитатели почв, их особенности.

Рассматривать почву как среду обитания, ее обитателей. Определять условия среды обитания и признаки организмов. Выявлять по признакам организмы, живущие в почве. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

06.05

33

Организм как среда обитания.

Паразиты, их отличительные черты, приспособления.

Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов. Отличать паразитов от других организмов. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Тесты.

13.05

34

Природное сообщество. Экосистема. Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной»

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

Определять понятия «биоценоз», «искусственные сообщества», «круговорот веществ», «экосистема». Определять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе. Составлять схемы цепей питания обитателей экосистем. Изучать разнообразие растений. Определять их санитарное состояние. Наблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; знакомиться с многообразием живых организмов. Объяснять случайно ли в одном сообществе живут разные растения, какую роль в них жизни животные, обитающие рядом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Экскурсия №3.

20.05

35

Человек - часть природы. Влияние человека на биосферу. Контрольная работа №2.

Человек - разумное существо. Регулирование потребностей человека.

Влияние человека на биологическое разнообразие. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Изучать жизнь и здоровье человека. Определять окружающую среду. Рассмотреть свойства человека как живого организма. Отличать человека от животных. Объяснять как влияет хозяйственная деятельность человека на окружающую среду. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду.

Контрольная работа №2.

27.05



© 2010-2022