• Преподавателю
  • Другое
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АРТТЕХНОЛОГИЙ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АРТТЕХНОЛОГИЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АРТТЕХНОЛОГИЙ.

В ходе модернизации школьного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушениями речи. Задача современного образования - формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия.

С инновационными методами коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, я знакома не понаслышке. Работая учителем русского языка и литературы в коррекционной школе пятого вида, всегда старалась находить различные формы работы с учащимися, которые были бы им доступны, способствовали бы разностороннему развитию личности.

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей учащихся. Инноватика должна включать процесс выработки уверенности ребёнка с проблемами речи в себе, в своих силах. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Как помочь детям с проблемами речи развиваться творчески, войти в мир взрослых, полноценно существовать в нём и в то же время сохранить своё здоровье?

Средством, способным решить эти задачи, является искусство, поэтому в системе коррекционной работы с детьми нашей категории я выделяю следующие основные направления использования искусства:

1)психофизическое (связано с коррекцией психологических нарушений); 2)психотерапевтическое (связано с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы); 3)психологическое (связано с выполнением коммуникативно - регулятивной функции); 4)социально-педагогическое (связано с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественного кругозора с активизацией потенциальных возможностей ученика в творчестве).

В системе психолого-педагогической помощи детям с речевыми проблемами я использую арттехнологию, которая основана на использовании разных модальностей творческого самовыражения, в первую очередь куклотерапии по методике « драматической психоэлевации», авторами которой являются московские артпедагоги и психологи И.Медведева и Шишова.

Методика «драматическая психоэлевациия» - это комплексное воздействие на детей с нарушениями речи, на детей - невротиков с помощью театральных этюдов,речевыхигр,специально созданных ситуаций. «Психоэлевация» означает возвышение души, «драматическая» - театральными средствами.

Основополагающий принцип данной методики - это не только коррекция речи, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребёнка, понять, чем же вызваны эти симптомы, «внутренняя поломка»,что мешает ребёнку жить. Это называется выявлением патологической доминанты. Выявив патологию, я стремлюсь возвысить этот изъян до уровня достоинства, то есть элевировать. Оттого и называется этот метод «драматическая психоэлевация»- «поднимать», «восходить». Почти любой недостаток ученика можно возвысить до уровня достоинства или элевировать, используя арттехнологию по методу драматической психоэлевации. Например, постепенно с помощью куклотерапии, можно превратить жадность в бережливость, застенчивость можно возвысить до скромности, агрессивность - до устойчивой роли защитника слабых, медлительность - до обстоятельности и т. п.

Куклотерапию я успешно использую в трёх плоскостях:

1) на уроках развития речи; 2) на факультативе «Арттерапия» по методике «драматическая психоэлевация»; 3) на занятиях школьного театра кукол «Родничок».

Уроки развития речи и факультативные занятия стали своеобразной творческой мастерской, где мои ученики получают сеансы психокоррекции, развивают культуру и технику речи, получают заряд нравственно- эстетического воспитания, тем самым активизируют свою жизненную позицию, получают возможность стать героем, самореализоваться.

Проигрывая на уроках развития речи, факультативных занятиях индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, учащиеся незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства.

Речь и психокоррекционные этюды - это первый этап работы. Театральные сценки разыгрываются с куклами по заранее написанным мною сценариям (в большей степени), частично (в меньшей степени) бывают импровизацией на заданную тему. Каждое занятие проходит под знаком той или иной ведущей темы (тревога, обидчивость, застенчивость и т.д.) Этюды располагаются по патологическим доминантам.

Второй этап - это кукольный спектакль, который готовится уже в кружке школьного театра кукол «Родничок», которым я руковожу с 1993 года. Из простого кукольного кружка кукол он превратился в театр куклотерапии, через который за эти годы прошло более 200 учащихся. У нас сложился определённый репертуар, который насчитывает более 30 спектаклей; своя программа; методы работы.

Кукольный театр - прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития логики, мышления, воображения и творческих способностей учащихся. В кружке ребята осваивают также приёмы вождения театральных кукол разного вида, тем самым развивают мелкую моторику рук; знакомятся с основами актёрского мастерства; постигают элементы речевой выразительности; с удовольствием занимаются пластикой, пытаясь преобразовать словесные формы в движения, жесты, проявляя творческую инициативу. Словесноориентированная техника (делай, что хочешь со своим телом на заданную тему) раскрепощает детей, помогает им в работе с театральной куклой. В кукольном театре невозможно играть, молча, ведь ученик становится и актёром, и режиссёром, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проигрывает их переживания. Таким образом, игра - драматизация оказывает воздействие на развитие речи учащихся. Они впитывают богатство русского языка, выразительные средства языка речи, обогащают опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно пополняют свой словарный запас.

Методика драматической психоэлевации показывает, что за короткий срок без психотропных препаратов и лечебного стационара можно активизировать, усилить личность неуравновешенного ученика настолько, что он сам в состоянии будет справляться с патологическими « перекосами» характера и речевыми недостатками.

Использование арттехнологии по методу драматической психоэлевации даёт следующие результаты:

- развивается мышление, память, внимание, мелкая и общая моторика рук, оптико - пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, коррекция речи и психики, лучше усваивается образовательная программа

(5 - 6 классы );

-происходит постижение мира народной культуры, развиваются способности сочинять, художественная фантазия, умение владеть собой, вырабатывается дикция, чувство ритма, умение работать в коллективе, умение импровизировать, развивается культура речи (7- 8 классы);

- ученик становится автором, создающим себя, моделирующим взаимоотношения с другими людьми, а в условиях театра кукол - это ученик - автор, сценарист, режиссёр (9 -10 классы).

Литература:

1. Л.Г.Гребенщикова « Основы куклотерапии» Санкт - Петербург, 2009год.

2. М.В.Киселёва «Арттерапия в работе с детьми» Санкт- Петербург, Речь, 2008 год.

3.И.Медведева, Т. Шишова «Разноцветные белые вороны» М., Семья и школа,2005 год.


© 2010-2022