• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на тему Организация работы по подготовке обучающихся с низкой успеваемостью к итоговой аттестации по математике»

Выступление на тему Организация работы по подготовке обучающихся с низкой успеваемостью к итоговой аттестации по математике»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Организация работы по подготовке обучающихся с низкой успеваемостью к итоговой аттестации по математике»


Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

(Константин Кушнер - российский историк и педагог)


В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации. Становится очевидным, что образование, ориентированное на личность обучаемого, не может не быть и социально ориентированным. На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом.

Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации - важная задача любого среднего общеобразовательного учреждения. Математика - обязательный предмет в структуре, поэтому наша задача дать каждому учащемуся определенный минимум знаний, который предоставит ему возможность участвовать в конкурсе при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти (семи) лет обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса, начиная с 5 класса. Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимальный объем усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении несправляющихся с учебой; развивается чувство собственной неполноценности.

У наших выпускников можно выделить две основные проблемы:

1) Наши ученики не умеют читать

2) Не умеют считать.

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у них внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Важнейшей задачей учителя в процессе подготовки выпускников к итоговой аттестации является работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

Не секрет, что количество таких учащихся в школах достигает 10-15%. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с ними всех служб образовательного учреждения совместно с родителями этих учащихся.

С введением Единого Государственного Экзамена возникла проблема более качественного обучения, умения выбрать те методы обучения, которые позволят получить высокие результаты в изучении предмета. Передо мной как перед учителем стояла задача добиться от учеников с низкой успеваемостью овладения обязательным минимумом образования на экзамене.

Работая традиционно на среднего ученика, я поняла, что ни одна из задач не решается: учащиеся со слабой подготовкой теряют интерес к занятиям, а более сильные ученики не могут развивать свой потенциал без внимания с моей стороны. Так как успешность усвоения знаний зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учеников, я сделала для себя вывод, что необходимо найти оптимальный вариант решения этой проблемы. Так как одним из основных средств работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход, то для себя решила однозначно, что буду использовать эту технологию в своей практике

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам. Но именно от учителя зависит, будет ли интерес ученика к предмету расти, или упадет до полной неприязни.

На уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, стараюсь вселить в учеников веру в свои силы, и тогда, одержав победу над одним уравнением, он готов снова и снова преодолевать трудности в обучении. В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

  • Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

  • Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.

  • Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

  • Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Для того чтобы достичь хороших результатов: на каждом уроке провожу обязательный устный счет; включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным; в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи; итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене.

В своей работе использую различные формы учебной работы: фронтальная, дифференцированно-групповая, индивидуальная и индивидуализированная (самостоятельная работа, домашние задания, тесты, зачеты )

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов; во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе; в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.

В начале каждого учебного года проводятся входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся , так называемый входной контроль, а в конце учебного года административная контрольная работа (выходной контроль), а с 2014 года в каждом классе проходит промежуточная аттестация.

В 2013 учебном году я стала учителем математики в 10 «А» и в 10 «Б» классах, в которых математика изучалась на профильном уровне. Результаты первой диагностической работы были следующими: 10 «А» класс обученность составила - 44,4%, качество знаний - 22,2%, 10 «Б» обученность составила - 30,8%, качество знаний -15,4%.

В связи с низкими результатами, выработана следующая стратегия подготовки учащихся к экзамену с учетом уровня подготовки учащихся.

1

Отработка заданий на действия с числовыми выражениями. Увеличение количества вычислительных тренажеров, в частности, на арифметические действия с положительными и отрицательными числами.

Уроки - практикумы



консультации,



элективные курсы

2

Отработка заданий на преобразование целых, рациональных алгебраических выражений. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

3

Отработка заданий на решение линейных, квадратных уравнений и неравенств, дробно - рациональных уравнений. Отработка алгоритма решения.

4

Отработка заданий на функции, их свойства и графики, чтение графиков.

5

Отработка заданий, содержащих текстовые задачи, особое внимание уделить решению задач, в которых присутствуют «проценты».

При работе со слабоуспевающими учениками использую следующие приёмы:

  • Устные упражнения

  • Мнемоника

  • Самостоятельная работа по неоднократному заполнению и составлению классификационных таблиц, схем, диаграмм.

  • Профилактика ошибок и описок.

  • Ведения индивидуальной карты учета «достижений»

При проведении практических уроков по решению задач, уравнений, неравенств и т.д. сначала я решаю на доске уравнения определенного типа с подробным объяснением, потом вызываю к доске 3 человека разных способностей (желающих достаточно). Каждый получает задание своего уровня. Перед классом ставится задача: решить эти задачи самостоятельно, не дожидаясь записей на доске (на оценку). Учащимся у доски оказываю необходимую помощь. Затем, вслух разбираем подробно каждый пример, вовлекая весь класс. Отработка навыков решения простейших заданий проходит до тех пор, пока ученики не будут выполнять их автоматически. На этом этапе они могут использовать в своей работе карточки-консультанты, формулы, таблицы с образцами решения. С каждым учеником отрабатывался алгоритм, представляющий систему операций, применяемых для выполнения заданий.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, для отработки вычислительных навыков на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Устные упражнения проводятся в вопросно - ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счет это этап урока, то он имеет свои задачи:

  1. Воспроизводство и корректировка определенных ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

  2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

Каждый опытный учитель понимает роль мнемонических правил для лучшего запоминания правила или определения. Гарри Лорейн в своей книге "Как развить сверхмощную память" утверждает, что "…Способность запоминать может развить в себе каждый, кто попробует усвоить определенные мнемонические правила. Все сводится к формированию ассоциативных пар, связывающих понятия…. Нелепые, причудливые, изощренные и вообще далекие друг от друга образы создают самые надежные ассоциации…" Достаточно вспомнить о крысе, которая бегает по углам и делит их пополам, чтобы напомнить ученику о сути определения биссектрисы. Хорошо подобранная мнемоника в работе со слабоуспевающими детьми освобождает от заучивания непонятных им определений. Это особенно актуально на этапе обобщающего повторения.

Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, большую роль играет систематизация математических знаний в ходе самостоятельной деятельности.К основным средствам систематизации знаний относится широкое использование таблиц, диаграмм, схем и рисунков. Грамотно, собственноручно составленная шпаргалка, во время контрольной может зачастую и не использоваться учеником, поскольку он воспользовался ею в уме, но опыт ее составления обеспечил запоминание учебного материала. Таким образом, средством систематизации математических знаний как необходимого условия успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации является самостоятельная работа по неоднократному заполнению и составлению классификационных таблиц, схем, диаграмм: в цвете, с проговариванием и интонированием на ключевых понятиях и фактах, то есть с привлечением внешних (материализованных и речи) действий учащихся.

На этапе контроля знаний использую задания с пропусками. Например, в 11 классе на уроках геометрии по теме « Цилиндр»

1. Цилиндром называется тело, которое состоит______________________

2. Высотой цилиндра называется___________________________________

3. Радиусом цилиндра называется_________________________________

4. Цилиндр обладает свойствами:

а)____________________________________________

б)____________________________________________

в)____________________________________________

5. Диагональ осевого сечения цилиндра равна Выступление на тему Организация работы по подготовке обучающихся с низкой успеваемостью к итоговой аттестации по математике» см, а радиус основания - 3см. Найдите высоту цилиндра.

6. В цилиндре параллельно оси проведена плоскость, отсекающая от окружности основания дугу в 600. Длина оси 10см, ее расстояние от секущей плоскости 2см. Вычислите площадь сечения.

Большую роль в работе со слабоуспевающими учениками играет профилактика ошибок и описок. Наравне с неверными решениями учеников, основанных на незнании или ошибочном использовании фактов, теорем, способов решения, «бичом» любого человека является невнимательное выполнение задания. Особенно это относится к слабоуспевающим учащимся с их невниманием и неумением концентрироваться. В этом случае инструментом профилактики ошибок и описок также должно быть развертывание действий учащихся, то есть детальное расписывание решения задачи. Лучше быстро писать, чем неверно считать в уме.

Так при работе с графиками подбираю различные задания, которые требуют особой внимательности от детей.

1. На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Санкт-Петербурге за каждый месяц 1999 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру во второй половине 1999 года. Ответ дайте в градусах Цельсия.

Выступление на тему Организация работы по подготовке обучающихся с низкой успеваемостью к итоговой аттестации по математике»

2. На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Нижнем Новгороде (Горьком) за каждый месяц 1994 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме, сколько было месяцев с положительной среднемесячной температурой.

Выступление на тему Организация работы по подготовке обучающихся с низкой успеваемостью к итоговой аттестации по математике»

3. На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Нижнем Новгороде (Горьком) за каждый месяц 1994 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме, в каком месяце была самая низкая температура.

Выступление на тему Организация работы по подготовке обучающихся с низкой успеваемостью к итоговой аттестации по математике»

На большинстве уроков используются мультимедийный проектор и компьютер. Использование мультимедийного проектора позволяет заинтересовать ребят, увеличить плотность урока, повысить его продуктивность. (приложение)

Большая доля времени на каждом занятии отводится самостоятельной деятельности учащихся. Основная дидактическая функция самостоятельной работы - обеспечить овладение приёмами учебной работы, приёмами познания нового, исследовательскими методами обучения. При самостоятельной работе используются разноуровневые упражнения, творческие задачи.

Деятельность учащихся осуществляю таким образом, чтобы максимально раскрыть их личностные функции. Активно вовлекаю ребят в учебный процесс, стараюсь активизировать познавательную деятельность с помощью творческих заданий, внеклассной работы по предмету.

Учитывая современные требования к математической подготовке выпускников, я активно применяю тестовые технологии в обучении.

Я разрабатываю и использую тематические тесты в обучении, позволяющие сформировать у ребят навык работы с тестовыми заданиями.

Одним из важных составляющих успеха на экзамене - это жесткий самоконтроль времени. Ребята должны уметь оценить объективные и субъективные трудности заданий и, соответственно, разумно выбрать эти задания. Я учу школьников «прикидке» границ своих результатов сразу после выполнения упражнений тестового задания и приемам «спирального движения» по тесту.

При подготовке непосредственно к экзамену на уроках обобщающего повторения я систематизирую знания, полученные учащимися в школе, выделяю общие методы и приемы решения математических задач по определенным темам, демонстрирую технику решения как простых, так и относительно сложных задач.

Для успешной сдачи Единого государственного экзамена учащиеся, испытывающие трудности в обучении математике, были распределены по микрогруппам, для каждой из которых был составлен график дополнительных занятий.

Проводимая систематизированная работа, дифференцированный подход в обучении слабоуспевающих учащихся на уроках дала положительные результаты.

Главной задачей для каждого ученика стало приобретение знаний, которые могли бы увеличить результат следующей контрольной работы на один балл.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.




© 2010-2022