• Преподавателю
  • Другое
  • Научный доклад (статья) Алдабергеновой Ж. в Евразийском научном форуме, РФ, Санкт-Петербург 2013г, на тему Российско-Казахско-Белорусский союз: обоснование приоритетов интеграции

Научный доклад (статья) Алдабергеновой Ж. в Евразийском научном форуме, РФ, Санкт-Петербург 2013г, на тему Российско-Казахско-Белорусский союз: обоснование приоритетов интеграции

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИГУМАНИ-

ТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЗАРБАЕВ ЦЕНТР»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

при МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС

ЦЕНТР ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

при МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕ-

ДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ

ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ

НАУКАХ: УСПЕХИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

28-29 ноября 2013 года

Часть первая

Санкт-Петербург

2013

2

УДК 621.3 + 32 + 930 + 101.1 + 37 + 7.072 1 745 (75)

ББК 741 + 66 + 87 + 63 + 74.58 + 85 з7

Евр22

Работы, опубликованные в материалах международных и всероссийских конференций,

зачитываются как отражающие основные научные результаты диссертаций при их защите

(абз. 3 п. 10 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утв. Постановлением Пра-

вительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 в редакции Постановления Правительства РФ от

20 июня 2011 г. № 475).

Рецензенты

Кирсанова Н.П.,Межрегиональный институт экономики и права при МПА Ев-

рАзЭС, кандидат социологических наук, доцент;

Пшенко К.А.,начальник отдела экспертно-аналитического управления Секре-

тариата Совета МПА СНГ, Секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре,

информации, туризму и спорту; доктор исторических наук;

Торопыгин А.В.,начальник управления межпарламентского сотрудничества -

секретарь Постоянной комиссии по торговой политике и международному сотрудни-

честву МПА ЕврАзЭС, доктор политических наук, профессор;

Шмонин Д.В., Русская христианская гуманитарная академия, проректор по на-

учной работе, доктор философских наук, профессор.

Евр22Евразийские исследования в гуманитарных науках: успехи,

проблемы, перспективы: Материалы научно−практической конференции

28−29 ноября 2013 г. В рамках Евразийского научного форума / Под ред.

М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть I.- СПб.: МИЭП при МПА ЕврА-

зЭС, 2013. - 209 с.

В сборник включены материалы научно-практической конференции, посвя-

щенной историческим, философским, педагогическим, политическим и социологи-

ческим наукам, которая проходила 28-29 ноября в рамках Евразийского научного

форума 2013 года (Санкт-Петербург). Представленные материалы отражают широ-

кий спектр научных исследований, которые ведутся специалистами, работающими в

научно-исследовательских, образовательных учреждениях, разного характера орга-

низациях стран Евразии. Статьи, доклады, тезисы представляют интерес также для

студентов, аспирантов, исследователей сопредельных отраслей научного знания.

Утверждено к изданию на заседании Ученого совета Межрегионального инсти-

тута экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС 24 декабря

2013 года, протокол № 6.

УДК 621.3 + 32 + 930 + 101.1 + 37 + 7.072 1 745 (75)

ББК 741 + 66 + 87 + 63 + 74.58 + 85 з7

Евр22

Ответственность за точность цитирования, оценку использованных материалов в

публикуемых статьях несут авторы.

5-91950-045-2

© Коллектив авторов, 2013

© МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2013


Ж.М. Алдабергенова

Государственная школа - лицей № 7

с русским языком обучения им. Н.А. Марабаева,

г. Актау, Мангистауская область,

Республика Казахстан

АЛДАБЕРГЕНОВА Жулдызай Муратовна, Государственная школа лицей № 7 с русским языком обучения. Н.А. Марабаева, педагог;


Российско-казахско-белорусский союз:

обоснование приоритетов интеграции

СТР 14-20

Аннотация. В современных условиях и на перспективу динамичное развитие экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. Отношения эти претерпели существенные метаморфозы с момента распада СССР. Сложившаяся непростая ситуация требует долгосрочных политических и экономических решений и в первую очередь должного теоретического осмысления реальных перспектив содружества как такового, так и отношений с отдельными его членами. Следует разработать, в частности, комплексную стратегию развития экономических отношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принимать обоснованные решения по широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия, оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных

реформ в России и странах СНГ.

Abstract. In the present conditions and the future rapid development of

economic relations between Russia and the CIS countries is particularly significant,

determining to a large extent its geostrategic position on the post-Soviet

and Eurasian space, as well as in a globalized world as a whole. These relations

have undergone significant metamorphosis since the collapse of the Soviet Union.

The current complex situation requires long-term political and economic

decisionsmaking in the first place proper theoretical understanding of the real

prospects of the Commonwealth itself, and relations with individual members. In

particular, a comprehensive economic development strategy of Russia's relations

with the countries of the CIS, based on which it would be possible to make informed decisions on a wide range of issues of economic cooperation,should be

developed.The countries of the CIS should findthe best ways and mechanisms of

regional integration, taking into account the specifics of market reforms in Russia

and themselves.

Ключевые слова: Российско-казахско-белорусский союз, приори-

теты интеграции, соглашение о Едином экономическом пространстве, про-

блемы сотрудничества и пути решения

Keywords:Russia-Kazakh-BelarusUnion, theprioritiesoftheintegration,

theagreementonacommoneconomicspace,cooperationandproblemsolutions.

Введение

Исследование феномена интеграции на постсоветском пространстве является одной из самых актуальных тем после распада огромного государства под названием Советский Союз. В период распада бывшие союзные республики пережили ряд экономических волнений и кризисов (задержка и несвоевременная выплата пенсий, низкий уровень государственных социальных программ и преференций;пустота в магазинах и, как следствие этого, разгул преступности, высокой коррумпированности чиновников). Российская Федерация не стала исключением среди бывших и нынешних новых братских республик, таких как Республика Беларусь и Республика

Казахстан. Созданное на базе Советского СоюзаСодружество Независимых Государств(СНГ), к сожалению, не дало экономической эффективности. 21 декабря в г. Алма-Ата на саммите глав постсоветских государств, созванном по настойчивой инициативе казахского президента Нурсултана Назарбаева, был остановлен опасный процесс хаотичного распада исчезающей супердержавы. С подписанием Алма-Атинской декларации о создании СНГпроизошло возникновение на руинах СССР совершенно уникального в истории Евразии и всего мира межгосударственного объединения - Содру-

жества Независимых Государств[2]. Мы, как свидетели тех событий, по сей день храним в памяти непередаваемый драматизм. Казалось, что даже время изогнулось под тяжестью проблем и противоречий,сопутствующих тем историческим дням. Чувство радости за обретение республиками бывшего Союза долгожданной независимости,если сказать точнее, восстановление независимости, тесно сплеталось с осознанием величайшей сложности исторического вызова,выпавшего на долю народов СССР[1].

1. Методология и анализ

В период распада политический кризис добивал экономику. На глазах разрывался прежде единый хозяйственный механизм. Прекращали существовать не просто отдельные предприятия, а целые отрасли. Многие люди остались без работы и средств к существованию. Города зияли черными проемами окон квартир, оставшихся без электричества, не было элементарного тепла. Такая картина была характерна практически для всех регионов бывшего Союза[1]. В адрес СНГ было высказано немало острой критики. Я тоже остаюсь в группе тех, кто ожидал большего развития Содружества, особенно в вопросах экономической интеграции. Но, к сожалению,значительная часть интеграционных обязательств так и не была исполнена. Параллельно на постсоветском пространстве обсуждались во-

просы о создании нового союза, в этих обсуждениях особую позицию занял Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Он в марте 1994 года впервые предложил создать на пространстве СНГ качественно новое интеграционное объединение - Евразийский Союз Государств. Идея была обнародована им в академической аудитории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Он напрямую обратился к интеллектуальной элите всего Содружества с твердой решимостью вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором он оказался уже через два года после создания СНГ, откровенно сказав, что СНГ не отвечает объективным требованиям времени и не обеспечивает интеграцию стран-участников, в которой так остро нуждаются наши народы. Поэтому назрела необходимость создания нового межгосу-

дарственного объединения, которое бы действовало на более четких принципах. Годом ранее был подписан Договор о создании экономического союза (1993). Он предполагал последовательно пройти через этапы создания зоны свободной торговли, таможенного, платежного и валютного союза и сформировать общий рынок товаров, услуг и капиталов. Но в то время центробежные тенденции оказались сильнее. Подписанное всеми лидерами государств-участников СНГ соглашение о зоне свободной торговли ратифицировали только 6 государств, но в их числе не было ни России, ни Украины, ни Беларуси. Ожидания миллионов россиян реализовались[1] в 1995 году, когда ратифицировали договор о создании Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство.19 сентября 2003 года Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство было подписано. 15 сентября 2004 года на саммите в казахской Астане президенты стран «четвѐрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришѐл новый президент Ющенко, то новое руководство Украины поставило во главу угла идею евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). В апреле 2005 г., комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». 7 апреля 2005 г.наПервом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырѐх стран-участниц министр экономики

Украины Сергей Терѐхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 г., поскольку, согласно тексту соглашения,после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 г., планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику[1].

Таким образом, Украинаотказалась от преимуществ нового Союза, нажав рычаг ручного тормозалокомотива объединения. Локомотив не остановился на этом, а продолжил свое движение. Украина была лишь короткой остановкой на большомпути к конечной станции под названием Евразийский Союз. Страны-участницы Таможенного Союза - Единого экономического пространства ожидают все же вхождения Украины в союз,оно дало бы определенный эффект в развитии союза, нежели вхождение Киргизии и Таджикистана[1].

2. Экономические приоритеты интеграционного образования

1 июля 2010 г. был введен Единый таможенный кодекс и единый таможенный тариф. Создан Таможенный союз, а с 1 января 2012 г.- Единое экономическое пространство с атрибутами экономического союза. От всех таможенныхпоступлений в общий бюджет союза на долю России выпадает 86%.Уже видны плюсы этого объединения, Таможенный союз удовлетворил все ожидания. Совокупный ВВП трех стран составляет почти $2 трлн., промышленный потенциал оценивается в $600 млрд., объем выпуска продукции сельского хозяйства - порядка $112 млрд., а общий потребительский рынок - более 165 млн. человек[2].Только в первом по-лугодии 2011 г. на треть вырос общий товарооборот трех стран.Поитогам года он превысил уровень $100 млрд., что на порядок больше номинальных ожиданий, уже на 13% больше прошлогоднего показателя. Наиболее быстро растут объемы приграничной торговли между Россией и Казахстаном - более чем на 40%. Таможенный союз расширил от Бреста, Владивостока до Астаны границы рынка сбыта для российских производителей. При этом экспорт Казахстана в Россию вырос на 60%, а в Беларусь - более чем в 2,3 раза. Российский экспорт в Казахстан вырос более чем на 100%.Отменены ограничения на перемещение внутри единой таможенной территории иностранной валюты для всех участников Таможенного союза, в том числе для товаропроизводителей Беларуси и Казахстана.Только по данным за август 2011 года, доля российского импорта в союзные республики за год поднялась с 39 до 42,9%. В абсолютном же выражении ввоз российских товаров в Казахстан за первое полугодие составил $7 млрд. 133,4 млн. Сальдо торговли сложилось положительное в $3 млрд. 51,9 млн. В торговле с партнерами по Таможенному союзу в январе 2012 года вновь сложился привычный «плюс», по предварительным исследованиям статистиками определено, что импорт в Республику Казахстан из России и Беларуси (по сравнению с тем же месяцем прошлого года)увеличился на 24,1% - до $988,0 млн.[1]. Поставки товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан возросли в годовом выражении на 22,5% - до $951,0 млн. [1].Как нетрудно подсчитать, эффективное сальдо в торговле с Казахстаном сложилось по итогам первого месяца текущего года - плюс $467,6 млн.; с

Беларусью- плюс $32,9 млн. Как видно по расчетам, наиболее показательны для российского государства торгово-экономические отношения с Казахстаном [1].

3. Проблемы сотрудничества и пути решения Среди проблем, которые сдерживают развитие ТС, можно выделить как наиболее обсуждаемые следующие. 1. Вызывает разногласия у стран ТС механизм установления

нормативов распределения доходов от взимаемых импортных пошлин [3; 4; 5].

2. Проблемой остается приведение таможенных пошлин в странах ТС к единому таможенному тарифу (ЕТТ). В ЕТТ на импорт по 92% товарных позиций были установлены ставки из ЕТТ РФ: для Белоруссии и Казахстана данные ставки могут являться экономически необоснованными. В частности, Казахстан не производит автомобили и имел до последнего времени очень низкие тарифы на импорт машин, поэтому и цены на автомобили на внутреннем рынке были низки. В РФ есть производство автомобилей, и она предложила для ЕТТ высокие ввозные пошлины. Белоруссия, со своей стороны, предложила повышенные тарифы на грузовые автомобили и сельхозтехнику, которую она производит. Такое положение обусловливает потери казахских и белорусских потребителей автомобилей, и российских потребителей сельхозтехники. Например, Ка-

захстан вынужден был изменить ставки пошлин по 5 тыс. позиций,причѐм перспективы согласования пошлин на 100% остаются под вопросом. России и Белоруссии только в апреле 2009 г., то есть че рез 14 лет после учреждения Таможенного союза между ними, удалось согласовать таможенные тарифы на 95%.Несогласованными оставались пошлины по наиболее чувствительным для белорусской стороны позициям. И если в рамках ТС-3 в РФ импортные пошлины по некоторым товарам окажутся выше, чем у других членов Союза, это может грозить ввозом в РФ контрабанды, растаможенной в Казахстане или Белоруссии, и, как следствие, - потерями доходов российского бюджета. Дискуссионным остается вопрос о разнице в минимальной таможенной стоимости на отдельные товарные группы в странах-участницах ТС. Показатели, к примеру, по обуви отличаются на порядок, что привело к переориентации обувного импорта из Китая с российских таможен на казахстанские.

3. Требуют доработки и согласования меры нетарифного регулирования, особенно по ограничению на ввоз. Так, в Казахстане и России различаются ставки НДС (12% против 18%), что относится и к импортному НДС. Отдельную проблему составляет отсутствие работоспособных наднациональных механизмов контроля общей границы и границы с Белоруссией.

4. Открытие внутренних границ Союза снимет барьеры для теневых секторов экономики. Несовершенство некоторых регулирующих экономических механизмов в странах Центральной Азии проявляется в повышенной активности теневой экономики, доля которой в ВВП оценивается в 44,6% для Казахстана, 40,6% для Киргизии, 35,4% для Узбекистана (2004-2005 гг.) и до 60% для Таджикистана (2007 г.).

5. Одной из важных задач при конструировании Единого экономического пространства является объединение усилий стран-участниц в проведении общей торговой политики и преодолении барьеров на международных рынках. Новое экономическое объединение вынуждено работать в условиях постоянной внешней дискриминации и ограничительных мер. Если суммировать все эти препятствия, то против инициативной «тройки» в мире действуют более 100 различных естественных и искусственно создаваемых ограничительных мер и барьеров, большей частью со стороны ЕС и США. На долю России из общего количества протекционистских мер ЕС приходится 48,8%. К концу 2012 г. против ТС-3 было введено 96 ограничительных мер, в том числе более 40 - антидемпинго- вого характера, а в 12 случаях объявлялись экономические санкции с политическим подтекстом. Перспективы Таможенного союза оцениваются по-разному.

Общие выводы

Евразийские интеграционные процессы идут в верном направлении.Уже назначены сроки вступления в свою законную силу соглашений о создании Евразийского экономического союза, это -1 января 2015 года, сроки небольшие.За этот короткий период необходимо снять все существующие барьеры и ограничения между тремя государствами.

Литература

1.Азанов Б.К. Экономический эффект для России от вхождения в ТС

и ЕЭП/ Б.К. Азанов// Экономика и управление. Спб.,2012.№ 12(86).

2. Азанов Б.К. Научное обоснование и разработка рекомендаций по

решению проблем в торгово-экономических отношениях Российского го-

сударства со странами СНГ //Вестник Международного института эконо-

мики и права, Москва. 2012.№ 3(8). - С. 21.

3. Сферы деятельности. Евразийской экономической комис-

сии.[Электронный ресурс]. URL: tsouz.ru/Pages/Default.aspx

4. Андреевский В.Общий сбор под флагом ЕврАзЭС (10.4.2013) // Ев-

разийский новостной портал [Электронный ресурс]. URL:

eurasec.com/evrazijjskie -novosti/2424/

5.Соломатов В.Пути интеграции // Международная экономика.

2013. № 3.С. 23-27.

© 2010-2022