Контроль сформированности умений чтения в основной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.В. Параскова (Иркутск)


Контроль сформированности умений чтения в основной школе:

к постановке проблемы


Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке - значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

На успешность чтения оказывают влияние не только индивидуальные особенности психической деятельности чтеца, его жизненный и лингвистический опыт, но и специфика читаемого текста, то есть его функциональные стили, форма изложения, логико-композиционные и логико-смысловые особенности и так далее. Эти параметры текста должны учитывать при решении задачи контроля чтения.

По мнению многих ученых, занимающихся проблемой контроля обученности чтению, проблема состоит в том, что не существует универсальных форм и способов контроля, так как каждый конкретный текст обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания, его познавательных, коммуникативных и эстетических задач. В зависимости от видов чтения будут устанавливаться параметры его контроля.

Исследователи, занимавшиеся проблемой оценивания уровня обученности чтению (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Л. Бим, Л.Г. Денисова, Н.Н. Крылова, Н.А. Курдюкова, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.В. Мусницкая, Е.И. Пассов, О.Г. Поляков, Ф.М. Рабинович, С.Е. Рафф, Н.Ф. Талызина, И.А. Цатурова, С.К. Фоломкина, И.С. Фишман и др.), пришли к выводу, что существующая система педагогического контроля несовершенна. Не вызывает сомнений, что оценивание уровня обученности чтению должно быть эффективным, объективным, психологически комфортным и экономичным процессом.

Проблема контроля обученности иностранному языку до сих пор вызывает споры ученых и является не до конца исследованной. Поэтому, можно констатировать тот факт, что вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам по сей день не утратили своей актуальности. Правильно организованный учет и контроль на каждом этапе помогают учителю выявить успехи и неудачи каждого ученика, дают ему возможность правильно планировать педагогический процесс, лучше и эффективнее готовиться к урокам. Рационально поставленный учет обеспечивает учителю возможность анализировать свою деятельность, своевременно замечать упущения при подготовке к очередному уроку, намечать пути исправления допущенных учащимися ошибок.

Если в процессе овладения чтением применить эффективный контроль этого вида речевой деятельности, то он будет способствовать не только развитию самих умений в чтении, но и:

- обогащению лексических навыков;

- обогащению грамматических навыков;

- обогащению фонетических навыков;

- стимулированию к разговорной практике;

- мотивации к изучению иностранного языка.

- формированию умственной деятельности учащихся.

В настоящее время важность иноязычной подготовки выпускников школы не вызывает сомнения. Это обусловлено, по меньшей мере, несколькими причинами. Во-первых, иностранный язык, как учебная дисциплина, выполняет гуманистическую функцию развития креативных и логических качеств личности. Во-вторых, снятие языковых барьеров расширяет круг возможностей для получения высшего образования за рубежом.

Проведение радикальных реформ в образовательной сфере ставит отечественную среднюю школу перед необходимостью не только существенно обновлять содержание обучения иностранным языкам, но и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции её выпускников.

Процедура контроля представляет собой процесс сравнения, сличения объекта и эталона. В качестве эталона выступают требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной основной образовательной программы по иностранным языкам. Сличение, сравнение, установление совпадения или расхождения объекта и эталона обычно осуществляется с помощью критерия, на основании которого производится оценка объекта контроля. В качестве критериев могут быть выбраны успешность решения коммуникативной задачи, языковая правильность речевого высказывания и т.д.

Оценка объекта контроля осуществляется как в виде развернутой характеристики, лаконичного оценочного суждения типа «Молодец!», так и в виде процентов, баллов, отметок. Последние отражают полное совпадение объекта и эталона (на 100%, на «5») или уровень, степень различия объекта контроля и эталона. Информация об уровне обученности учащихся, полученная учителем в ходе проведенного контроля, может рассматриваться и как осуществление обратной связи в процессе взаимодействия сторон «преподавание - учение», как информация, которая позволяет учителю своевременно вносить соответствующую корректировку в учебный процесс, обеспечивать управление процессом обучения иностранному языку.

Примерной программой по иностранному языку предусмотрено овладение учащимися основными коммуникативными умениями в чтении, устной речи и письме и аудировании. Перечисленные коммуникативные умения предполагают знание языкового материала, равно как и навыки владения им, а также знания социокультурного, в том числе страноведческого характера, являющиеся важным условием для формирования коммуникативных умений. Проверка должна быть организована так, чтобы дать возможность судить о сформированности коммуникативных умений, а также о владении языковым и страноведческим материалом. Для определения достижения требований ФГОС предусмотрены проверочные работы по четырем коммуникативным умениям: чтению, говорению, пониманию на слух и письму.

Контроль следует рассматривать как измерение достижений, а не как подсчет ошибок. Контроль и оценивание результатов учебной деятельности учащихся должны выступать не как репрессивная мера, не как средство принуждения, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Контроль - это подсистема в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы. Однако контроль будет лишь тогда эффективен и способен выполнить свои функции, когда организуется и проводится с учетом специфики каждого учебного предмета, когда правильно определены объекты контроля.

Авторская справка:

  • Ф.И.О.: Параскова Ирина Валерьевна.

  • Статус: аспирант кафедры педагогики и лингводидактики МГЛУ ЕАЛИ.

  • Точная дата окончания аспирантуры: 31.08.2016.

  • Ф.И.О. научного руководителя, ученая степень, ученое звание: Дикова Елена Сергеевна, к.п.н., доцент.

  • Должность, место работы аспиранта: учитель английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ № 55

  • Телефон: 89500802135.

  • Почтовый адрес: 664082, Иркутск-82, м-н Университетский, 77А - 51.

  • e-mail: [email protected].

Сведения об авторе:

  • Параскова Ирина Валерьевна - аспирант кафедры педагогики и лингводидактики МГЛУ ЕАЛИ; учитель английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ № 55; e-mail: [email protected].

Сведения об авторе (на английском языке):

• Irina Valerievna Paraskova - post-graduate student, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected].

© 2010-2022