Рабочая программа школьного отряда Юных Защитников Правопорядка Прометей

        В Репинской средней школе за последние годы сложилась целая система правового воспитания учащихся как с группой (классом) учащихся, так и индивидуально с каждым подростком  асоциального поведения. Большое значение в учебно-воспитательном процессе занимают тематические внеклассные занятия, недели и дни правовых знаний, встречи с работниками правоохранительных органов и т.д. Школа работает в тесной взаимосвязи с родителями, с общественностью. Практикуются дни открытых дверей для родителей,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Репное

Балашовского района Саратовской области»



«Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР

МОУ «СОШ с.Репное»

/С.В.Юнаковская/

«Утверждено»

Руководитель

МОУ «СОШ с.Репное»

/С.В.Колдышкин/

« » 2014 г.

« » 2014 г.

Рабочая программа

отряда ЮЗП «Прометей»



Руководитель: Савостьянова Г.А.





2014--2015

Пояснительная записка

Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.

Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека.

Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей. Поэтому программа носит развивающий и профилактический характер. Материалы помогают в развитии социальной уверенности ребенка и предупреждении социально неуверенного поведения.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении - формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

В Репинской средней школе за последние годы сложилась целая система правового воспитания учащихся как с группой (классом) учащихся, так и индивидуально с каждым подростком асоциального поведения. Большое значение в учебно-воспитательном процессе занимают тематические внеклассные занятия, недели и дни правовых знаний, встречи с работниками правоохранительных органов и т.д. Школа работает в тесной взаимосвязи с родителями, с общественностью. Практикуются дни открытых дверей для родителей, родительские конференции, семейные праздники, проведение школьных мероприятий с привлечением родителей. Привлекаем родителей к формированию законопослушного поведения у детей.

Учебно-воспитательная работа по правовому воспитанию учащихся в Репинской средней школе основана на гуманистических, нравственных позициях. В программе осуществляется целостный подход к изучению и коррекции детей ассоциального поведения.

Реализация программы основана на работе педагогического коллектива с детьми, семьей и возможна при поддержке общественности и правоохранительных органов. Большое значение в программе придается социализации детей, включению их в социальнозначимые отношения друг с другом и с взрослыми. Каждый трудный подросток будет иметь возможность самореализоваться в жизни коллектива.

Цели программы:

- объединить усилия педагогов школы, семьи, общественности, правоохранительных органов, направленные на воспитание и развитие духовно здоровой личности школьника;

- оказание социальной помощи детям для их адаптации в жизненном пространстве;

- каждый «трудный» подросток должен быть включен в коллективную творческую, развивающую деятельность для осознания своей роли в жизни других людей, коллектива, общества;

-гражданское и патриотическое воспитание учащихся;

-воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;

развивать познавательный интерес в области истории родного края ;

-повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей;

Задачи:

-формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;

-развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразования окружающей жизни;

-профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

- формирование активной жизненной позиции и осознание приоритета прав личности;

-привлечение молодёжи к участию в реализации государственной программы в области военно - патриотического и гражданского воспитания

-интеллектуальное и творческое развитие учащихся

- развивать познавательный интерес в области истории родного края .

- способствовать развитию эмоционально-оценочного отношения к традициям, истории и культуре края.

- продолжать знакомить с историческим материалом.

- приобщать детей к культурным ценностям.

- способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.

- способствовать развитию авторских идей.

- развитие самостоятельности.

- углубленное изучение документов, источников.

- оказание помощи несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умения общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

- привлечение специалистов различных государственных структур с целью популяризации правовых знаний среди подростков.

Новое общество требует установки на взаимодействие и сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития. Дети являются самой незащищенной частью общества.

Школа призвана защитить ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Ребята знакомятся с историческими и правоведческими понятиями посредством чтения правоведческой литературы, исследовательской деятельности и участия в различных конкурсах.

Обучение проводится на образном, эмоциональном уровнях, что в свою очередь способствует формированию интереса, патриотизма и любви к Родине.

В соответствии с возрастными и психологическими способностями ребят изучение тем проводится с постепенным их усложнением и углублением. При практическом применении программы также учитывается знание учащихся истории и географии города. Кроме того, на каждом занятии планируется изучать не только времена минувшие, а чередовать изучение этих тем с темами современной истории и географии нашего города.

Большое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся, в которой требования педагога должны стать внутренними побуждениями ребят. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания, методики, но и от индивидуально-психологических особенностей учащихся уровня умственного развития детей.

Программа рассчитана для детей от 14 до 17 лет; дети этого возраста обладают навыками синтеза и анализа, могут обобщить накопленный материал, делать выводы, проводить посильную исследовательскую работу. Данная программа позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, т.к. осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения. Главная особенность - это практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.

Возраст обучающихся: 14-17 лет

ОПИСАНИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ, СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Для достижения поставленной цели можно использовать все многообразие методического арсенала внеурочной деятельности. Это и лекции учителя, и сообщение учащихся, и свободное обсуждение, и экскурсии, а также участие в районных программах, выполнение тестов и решение правовых задач. Накопление изучаемого материала, объем информации должны сводиться не к количеству, а к качеству знаний. Необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, применение объяснительно - иллюстрированных и эвристических методов. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в группы, так же включается интегрированный вид работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей разного возраста. Работа с обучаемыми детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

На занятиях используются различные методы :
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

- практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами.

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике. С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях .

На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык самостоятельной работы .Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность. Также проходят творческие занятия. Дети вместе с педагогом и детьми - наставниками рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки и многое другое, выбирают понравившийся материал, оформляют стенды, уголки и боевые листки. Вместе решают, в какой технологии будут работать. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ. Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.

Бывает и так, что у ребенка не получилось то, что он задумал. Он это осознает и сам очень переживает. В таком случае у него может развиться страх, что в следующий раз он опять не справится с работой. Это приведет к тому, что у ребенка совершенно пропадет интерес к занятию. Чтобы не случилось этого, необходимо найти в детской работе хоть какую-нибудь «изюминку», обязательно дать работе положительную оценку. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить, конечно, и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку. Основными формами подведения итогов за год являются итоговые занятия, выставки, открытые занятия, фестивали, конкурсы. Также на последнем занятии подводят итоги за прошедший год, а отличившихся детей в учебном году награждают грамотами.

Условия реализации программы.

· Информационно- методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).

· Внедрение в программу личностно-ориентировочного подхода.

· Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.

· Творческое отношение к образовательному процессу.

· Новые технологии.

· Проветриваемое помещение.

· Наличие материалов.

Методическое обеспечение.

· Техническое оснащение.

· Папки наборов по всем темам .

· Набор памяток по технике безопасности.

· Различные дидактические материалы по всем темам курса.

· Коллекция выставочных работ.

· Фотоальбомы. Альбомы. Книги.

· Методическая литература .

· Подборка материала.

Прогнозируемые результаты.

По окончании реализации программы школьник должен знать:

-содержание прав и свобод человека и гражданина;

-понятие и принципы правосудия;

-органы и способы защиты прав человека.

-правила поведения в общественных местах.

-историю родного края.

-традиции и обычаи края.

Школьник должен уметь:

-характеризовать организации и деятельность органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;

- использовать различные формы социальной защиты и социального обеспечения.

-пользоваться литературой и материалами.

-правильно рассуждать.

-анализировать события, выделять главное.

-применять полученные знания на практике (виды работ)

-пользоваться в совершенстве методическими материалами.

-проводить исследовательскую работу.

-подбирать необходимый материал для работы..

-самостоятельно работать с дополнительным материалом.

Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:

  • правила, право, обязанности, закон, правонарушения;

  • устав школы, конвенция о правах ребенка, конституция РФ;

  • право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;

  • правила общения в коллективе;

  • правила безопасной жизнедеятельности





ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя:

  • Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно-деятельностных игр/В.В.Гордеева, Волгоград, «Учитель», 2007, с.207.

  • Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 кл. «Подросток и закон»/Н.Ф.Дик, Ростов-на-Дону, !Феникс», 2006, с.315.

  • Кашанина Т.В. Российское право. Учебник для ВУЗов./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин, Вита-Пресс, 2007.

  • Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.

  • Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.

  • Смирнов В.А. Детский правовой клуб: технология создания и развития. Методическое пособие./В.А.Смирнов, Кострома, «Авантиум», 2006.

  • Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.

Литература для учащихся:

  • Конституция РФ 1993г.

  • Конвенция о правах ребенка-М.2009г.

  • Всеобщая декларация прав человека и гражданина-М.2009г.

  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях-М. «Кодекс»,2009г.

  • Гражданский Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2008г.

  • Трудовой Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2007г.

  • Уголовный кодекс РФ-М. «Норма»,2008г.

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ-М. «Норма», 2008г.

  • Ветров Н.И. Уголовное право. Учебник для ВУЗов./Н.И.Ветров.-М. Юриспруденция, 2007г.

  • Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В.Лазарев-М.2004г.

  • Кашанина Т.В. Основы права 10-11 кл./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин-Ростов-на-Дону,Вита-Пресс,2007г.

  • Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь./А.Ф.Никитин-М. «Дрофа»,2007г.

  • Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.

  • Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.

  • Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

Общая литература

1. Обществознание. Интенсивный курс. М.: 2009 г.

2. Обществознание. Полный справочник. / П.А.Баранов. М.: 2010 г.

3. Тесты по обществознанию. С.А.Нижников. М.: 2006 г.

4. Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные билеты. М.: Ответ, 2007 г.

5.Гевуркова Е.А. Задания по новейшей истории России в проверочной работе./Оценка качества образования. № 5 2009.с.54-61

6. Сборники кодексов РФ по различным отраслям права.

7. Конституция РФ.

8. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М., 2003

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др.]; под ред. Л.В.Полякова. - М..: Просвещение, 2008. [Электронный ресурс]. - М.Просвещение, 2008.

  2. Основы правовых знаний. 8 - 9 классы. [Электронный ресурс]. - М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.

  3. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. - М.: 1С, 2002.

  4. 1С: Школа. Экономика. 10 - 11 класс ( 2 части). [Электронный ресурс]. - ЗАО «1С», 2007.

  5. Человек и общество. Обществознание.10-11 кл. В 2 частях. [Электронный ресурс].-ОАО «»Просвещение», 2007

  6. Обществознание. Большая детская энциклопедия. [Электронный ресурс].-ООО «Издательство», Россия, 2008г.





ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений;

probaege.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам

historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения

vciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения

warheroes.ru - биографии Героев Советского Союза и России

http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России

elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека





План работы отряда ЮЗП «Прометей»

на 2014-2015 г.

№ п/п



М Е Р О П Р И Я Т И Е

дата проведения

план

факт

1-3

Вовлечение учащихся в работу отряда.

Организационное заседание.

Утверждение плана работы.

Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой.

1.09


4-6

Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологические тестирования и др.)

8.09

7-9

Проведение работы по вовлечению подростков, стоящих на учете в ОПДН, ВШУ в кружки и секции. Сбор информации по занятости учащихся школы во внеурочное время - мониторинг.

15.09

10-12

«История основания г.Балашова» .Беседа Оформление информационного уголка.

22.09

13-15

Акция «Поздравляем!» ( поздравление ветеранов труда школы и села).

29.09

16-18

Юридический практикум.

6.10

19-21

Выпуск стенгазеты «Подросток и закон».

13.10

22-24

«Чтобы не было беды». Правовой лекторий для учащихся 6-7 кл..

20.10

25-27

Операция «Чистота» (проверка санитарного состояния кабинетов).

27.10

28-30

Беседы в начальной школе «В здоровом теле - здоровый дух!»

10.11

31-33

Конкурс наглядной агитации (газет, буклетов, плакатов, лозунгов и т.д) «Мир без вредных привычек».

17.11

34-36

Беседы в средней школе «В здоровом теле - здоровый дух!»

24.11

37-39

Беседа «Береги здоровье смолоду!» ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом.

1.12

40-42

Беседы в начальной школе «Закон обо мне , я о законе».

8.12

43-45

Беседы в начальной школе «Закон обо мне , я о законе».

15.12

46-48

Изучаем российское законодательство.

22.12

49-51

Изучаем российское законодательство.

29.12

52-54

Беседы с участием инспектора ПДН «Это должен знать каждый».

12.01

55-57

Беседы с участием инспектора ПДН «Это должен знать каждый».

19.01

58-60

Подготовка материалов к участию в Международном конкурсе «Юридический дебют 2015».

26.01

61-63

Операция «Забота».

2.02

64-66

Подготовка и проведение игры «Зарничка».

9.02

67-69

Акция «Поздравь солдата».

16.02

70-72

Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества

23.02

73-75

Операция «Памятник».

2.03

76-78

Операция «Ветеран».

9.03

79-81

Операция «Ветеран».

16.03

82-84

Операция «Памятник».

6.04

85-87

Экскурсия в музей МВД г.Балашова.

13.04

88-90

Операция «Памятник».

20.04

91-93

Операция «Памятник».

27.04

94-96

Подготовка и проведение митинга «Память».

4.05

97-99

Подготовка к районному слету отрядов ЮЗП.

11.05

100-102

Операция «Забота».

18.05


© 2010-2022