Рабочая программа элективного курса по мордовскому фольклору (7 класс)

Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим программа  предлагает ознакомить школьников с образцами мокшанского и эрзянского фольклора.      Курс рассчитан на 1 год обучения – 7 класс.                                                 Количество часов на год по программе: 34.                                          Количество часов в неделю: 1, ...
Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждаю

методического объединения Директор МОУ «Средняя школа №27»

Председатель М/О ________/ Елдина Ю. Н __________/Москаев И. М.

«___» ____________ 2013 г





Рабочая программа

элективного курса по мордовскому фольклору

на 2013-2014 учебный год в 7 классе








Составитель: Девятайкина Г. А.







Саранск 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Мордовский фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам. Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим программа предлагает ознакомить школьников с образцами мокшанского и эрзянского фольклора. Курс рассчитан на 1 год обучения - 7 класс. Количество часов на год по программе: 34. Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану. Курс рассчитан на учащихся 7 класса в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся.

Основные цели дисциплины:

  • дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

  • привить любовь к «малой» Родине - Мордовии;

  • познакомить детей с мордовским устным народным творчеством;

  • воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона;

  • формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику,

  • создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

Основные задачи дисциплины:

  • формирование чувства любви к Родине - Мордовии и России, своему городу, селу;

  • формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику;

  • создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности;

  • знакомство с историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию;

  • знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор;

  • формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.

Программа опирается на принципы:

  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.

  2. Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.

  3. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.

  4. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.

  5. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.

В результате изучения эрзянского фольклора ученик дол­жен знать:

  • значение термина «фольклор»;

  • виды фольклорных жанров;

  • известных фольклористов Мордовии;

  • названия обрядовых праздников;

  • отличительные особенности русского, мокшанского, эрзянского национальных костюмов;

  • названия народных инструментов;

  • различные виды народных промыслов мордвы;

  • различные виды мордовского народного искусства;

  • фольклорные традиции в мордовской литературе;

  • особенности детского фольклора.

В результате изучения эрзянского фольклора ученик дол­жен уметь:

  • пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;

  • исполнять народные (русские, мордовские) песни;

  • различать национальный орнамент костюма;

  • анализировать творчество выдающихся фольклористов Мордовии;

  • находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров.

Тематическое планирование по мордовскому фольклору в 7 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1.

Фольклор

3

2

1




2.

Календарно-обрядовый фольклор

4

3

1




3.

Семейно-обрядовый фольклор

2

1

1




4.

Речевые жанры

3

2

1




5.

Песенные жанры

9

7

2




6.

Жанры народной прозы

4

3

1




7.

Мордовское народное искусство

5

4

1




8.

Детский фольклор

2

1

1




9.

Фольклорные традиции в мордовской литературе

2

1

1





Итого

34

24

10















СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Фольклор. (3 ч.)

Фольклор. Специфика жанров. Известные фольклористы Мордовии.

Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю быт. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д. Это подтверждает его синкретический характер.

Календарно-обрядовый фольклор. (4 ч.)

Календарно-обрядовый фольклор. Мордовское устное народное творчество имеет обрядовые и необрядовые формы.

Календарно-обрядовый фольклор делится на три больших цикла: зимний, весенне-летний и осенний.

Семейно-обрядовый фольклор. (2 ч.)

Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.

Речевые жанры. (3 ч.)

Пословицы и поговорки. Они возникали из трех основных источников: 1) сочинялись кем-либо как общие суждения, выводы из непосредственных наблюдений над жизнью, трудом и бытом народа; 2) выделялись из фольклорных произведений; 3) заимствовались из литературных произведений в процессе фольклоризации. В зависимости от происхождения пословицы имеют следующие стилевые разновидности: собственно пословицы, приметы, афоризмы, максимы.

Загадки. Мордовские загадки бытуют в трех видах. Среди них самыми распространенными и типичными являются загадки-метафоры. В них «предметы загадывания», названные в отгадках, полностью заменяются другими предметами или явлениями путем уподобления, сравнения их признаков, качественных свойств или функций.

Другой, менее распространенный вид - загадка-вопрос. В этих загадках вопрос, выраженный, в сравнительной или превосходной степени, называет какое-либо качество или свойство предмета.

Существует и третий, совсем малочисленный вид загадки - загадка-задача, которая также носит шутливый характер: «Ащихть колма катот, эрь катоть инголе кафта катот. Мзяра эздост?» («Сидят три кошки, против каждой кошки - две кошки. Сколько их всего? »);

Заговоры. Заговоры являются одним из самых древних жанров народного творчества. В зависимости от функций заговоры получили следующие названия: кортавтомат (наговоры), сюдомат (заклятия, заклинания), шятямат или эждемат (привороты), кельмевтемат (отвороты), уфамат (обдувание), озолмат (мольбы) и т.п.

Песенные жанры. (9 ч.)

Обрядовые песни. Мордовская обрядовая поэзия делится на календарно-обрядовую: зимние святочные песни, колядки, таунсяи, песни в дни масленицы, великопостные песни, песни вербного воскресенья, песни осеннего цикла и семейно-обрядовую: свадебные песни (парявтнемат, плачи, причитания, величальные песни, корильные песни, диалогические приговоры, полустихотворные импровизации), похоронные причитания.

Трудовые песни.

Исторические песни. В мордовской исторической песне можно выделить несколько циклов: песни о взятии Казани, о вхождении мордвы в состав русского государства в эпоху Ивана Грозного, многочисленные песни о борьбе народа с иноземными захватчиками, песни о Разине, песни о Пугачеве, песни о крещении мордвы, песни о Павле I.

Лирические песни. Мордовская лирическая песня возникла на национальной основе, однако на обогащение лирического репертуара заметное влияние оказало и ее взаимодействие с русской песенной культурой.

Исходя их идейно-тематического принципа мордовские лирические песни делятся на следующие группы: о создании мироздания и труде, молодежи и любви, семейной жизни, бурлаках, рекрутчине и солдатчине, разбойниках, переселенцах и отходничестве и песни социального протеста.

Мифические песни. Значительное место в мордовской устной поэзии занимают песни мифологического содержания - песни-мифы.

Из числа эпических песен мордовского народа древнейшими являются песни-мифы о мироздании, повествующие об образовании Земли.

В мордовском сказочно-мифологическом эпосе весьма широко распространены песни, повествующие также о земной девушке (Литове, Азравке, Элюве и т. д.), становящейся женою сына Громовика - Молнии.

Частушки. Из всех жанров народно-песенного творчества в наше время наибольшее распространение получила частушка. В народе ее называют по-разному (нурька морот - «короткие песни», сиде морот - «частые песни», кштима морот - «плясовые песни», морамань колга морот - «песни под гармонь»). Пение сопровождается игрой на музыкальных инструментах - гармонике, балалайке, гитаре.

Причитания. Причитания - это стихотворный лирический экспромт, проникнутый грустью, тоской и глубокими раздумьями. Произведения этого жанра тесно связаны с бытом трудового народа. Они способны вызвать чувства сострадания, любви и гнева.

Причитания органически связаны со свадебным и похоронным обрядами и бытуют только в их рамках.

Колыбельные песни. Колыбельные песни мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребенку. Эти песенки знакомя ребенка с внешностью, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо» - «Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня» - «Мур, мур, кисонька»).

Хороводные, игровые, плясовые песни.

Жанры народной прозы. (4 ч.)

Мифы. Истоки мифологии мордвы (мокши и эрзи) восходят к эпохе общности финно-угорских народов (примерно II - III тыс. до н.э.). Представления мордвы о мире, Вселенной во многом близки представлениям большинства индоевропейских и сибирских народов. Ряд вариантов зафиксирован и в мифах этнографических групп мордвы: шокши, терюхан, каратаев, существенно отличающихся друг от друга в языке, обрядах, костюме и т.д. В традиционных мифах у эрзи Верховным Богом - демиургом - является Чипаз (Бог Солнца), у мокши - Шкай, Шкабаваз (Бог Времени, Бог Солнца); у эрзи в роли демиурга позднее стал выступать сые Чипаза - Нишкепаз.

Сказки. Сказки в мордовском фольклоре - один из самых распространенных жанров. Народная сказка - это эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.

Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно-фантастические сказки, бытовые сказки.

Легенды. Легенда есть устный мифологический или фантастический рассказ о каком-либо событии. Разнородные и сравнительно немногочисленные мордовские легенды можно сгруппировать в две основные тематические группы: о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми; о животных, растениях и их свойствах.

Предания. Предание - это созданный устно, имеющий установку на достоверность эпический прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов.

Как и легенды, предания создавались с установкой на достоверность. Отличие их в том, что взято в основу повествования - действительные или фантастические факты - и как они изображаются в предании или легенде. Для преданий мордвы, как и других народов, характерны следующие признаки: прикрепленность к месту, объекту; установка на достоверность; ретроспективность.

Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические и топонимические.

Мордовское народное искусство. (5 ч.)

Мордовское народное искусство. Ювелирное искусство. Резьба по дереву. Народная одежда. Керамика.

Детский фольклор. (2 ч.)

Детский фольклор. Эрзянские и мокшанские народные игры. Знакомство детей с мордовскими народными играми. Дать информацию о прошлом, передать традиции, свойственные менталитету народа, соответствовать детской природе, удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развитие воображения и творческих наклонностей

Фольклорные традиции в мордовской литературе. (2 ч.)

Фольклорные традиции в мордовской литературе. Повторение пройденного материала.





Календарно-тематическое планирование по мордовскому фольклору

в 7 «Б» классе



№ п/п

Наименование тем и разделов

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия




Планируемая

Фактическая

1

Фольклор


3




1.1

Фольклор

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



1.2

Специфика жанров

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



1.3

Известные фольклористы Мордовии

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



2

Календарно-обрядовый фольклор

4



2.1

Календарно-обрядовый фольклор

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



2.2

Зимний фольклор

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



2.3

Весенне-летний фольклор

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



2.4

Осенний

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



3

Семейно-обрядовый фольклор

2



3.1

Свадебные обряды

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



3.2

Погребальные обряды

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



4

Речевые жанры

3



4.1

Пословицы и поговорки

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



4.2

Загадки

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



4.3

Заговоры

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



5

Песенные жанры

9



5.1

Обрядовые песни

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



5.2

Трудовые песни

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



5.3

Исторические песни

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



5.4

Лирические песни

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



5.5

Мифические песни

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



5.6

Частушки

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



5.7

Причитания

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



5.8

Колыбельные песни

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



5.9

Хороводные, игровые, плясовые песни

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



6

Жанры народной прозы

4



6.1

Мифы

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



6.2

Сказки

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



6.3

Легенды

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



6.4

Предания

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



7

Мордовское народное искусство

5



7.1

Мордовское народное искусство

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



7.2

Ювелирное искусство

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



7.3

Резьба по дереву

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



7.4

Народная одежда

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



7.5

Керамика

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



8

Детский фольклор

2



8.1

Детский фольклор

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



8.2

Эрзянские и мокшанские народные игры

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа



9

Фольклорные традиции в мордовской литературе

2



9.1

Фольклорные традиции в мордовской литературе

Комбинированный урок

1

Фронтальный опрос



9.2

Повторение пройденного материала

Формирование практических умений

1

Индивидуальная работа




Итого

34





Материально - техническое обеспечение учебного предмета

Диски:

  1. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».

  2. Мы - Мордва!

  3. Писатели Мордовии.

  4. Мокшень ёфкст.

  5. Аудиозаписи мордовских народных песен.

Стенды:

  1. Мордовский национальный костюм.

  2. Символика Мордовии.

  3. Карта Мордовии.

Портреты:

  1. Писатели и поэты Мордовии.

Уголки:

  1. Предметы быта и утварь древней мордвы.

  2. Украшения мордвы.

Журналы:

  1. «Мокша».

  2. «Сятко».

  3. «Якстерь тяштеня».

  4. «Чилисема».


Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература:

  1. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. - М.: Искус­ство, 1971.

  2. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.

  3. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М.Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 384 с.

  4. Кевбрин, Б.Ф. Мотивы родной земли: духовная культура жителей Зубово-Полянского района Республики Мордовия: хрестоматия народной культуры / Б.Ф. Кевбрин, В.И. Рогачёв, А.Д. Шуляев. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. - 356 с.

  5. Лузгин, А.С. Промослы Мордовии / А.С. Лузгин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 144 с.

  6. Маскаев, А.И. Мордовская народная эпическая песня / А.И. Маскаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964.

  7. Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.

  8. Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. - 248 с.

  9. Мордва: Историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.

  10. Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев; под ред. В.М. Беляева. - М.: Наука, 1957.

  11. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К.Т. Самородов; [сост.: А.А. Долгачёв и А.Д. Шуляев]. - 2-е изд. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. - 384 с.

  12. Мордовское устное народное творчество: учеб. пособие. / редколл.: А.В. Алёшкин и др. - Саранск: Мордов. ун-та, 1987. - 288 с.

  13. Обряды и фольклор мордвы-мокши: теорияи практика проблемы / В.И. Рогочёв, А.Д. Шуляева, С.В. Богдашкина; под. ред. Б.Ф. Кевбрина, О.Е. Полякова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - 381 с.

  14. Пинясов, Я.М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказ­ки / Я.М. Пинясов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961.

  15. Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Само­родов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.

  16. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Са­ранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.

  17. Шуляев, А.Д. Народть мяляфтомац пефтома / А.Д. Шуляев. - Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1993. - 256 с.

Дополнительная учебно-методическая литература:

    1. Ануфриева, Н. А. Родиноведение. Учебник для 5 класса / Н. А. Ануф­риева-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.

  1. Бабанский, Ю. Повышать эффективность урока / Ю. Бабанский // Народное образование, 1983. - №3.

  2. Исайкина, А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся. - Ковылкино, 2006.

  3. Мокшанско-русский словарь. 41000 слов. / Под ред. Б.А. Серебренникова, Ф.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. - М.: русский язык, Дигора, 1998.

  4. Мокшень кялень программат 1-4 классненди / Сёрмадозь Киреев В.Л., Ерёмкина А.Г. - Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.

  5. Морафтомань и мокшень кялень урокнень коряс методическяй руководствась. - Учительти пособия / М.Н. Ерусланкина, Л.И. Родькина, З.Т. Савинова, А.И. Исайкина. - Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.

  6. Начальнай классонди мокшень кялень методикать коряс программа / Сост. С.В. Богдашкина, Л.И. Кочеткова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2002.

  7. Рогожина, В.Ф. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения - 5 класс) / В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. - Саранск, 2009.



© 2010-2022