Планирование СБО 6 класс

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №73» города Кирова

Адаптированная рабочая программа

по социально - бытовой ориентировке

6 класс



(для детей с нарушением интеллекта)

Автор-составитель:

Папаева Елена Евгеньевна, учитель коррекционных классов,

высшая квалификационная категория

г. Киров, 2015 г

Социально - бытовая ориентировка

6 класс

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос, 2001год под редакцией Воронковой.

При составлении использованы:

Львова С.А. Социально-бытовая ориентировка в специальной /коррекционной/общеобразовательной школе 8 вида. Практический материал к урокам. Пособие для учителя 5-9 классы. Москва, «Владос» - 2005.

Пояснительнаязаписка.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа рассчитана на детей шестого класса.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по СБО целесообразно проводить группамииз 4-5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.

Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Проводить занятия по СБО целесообразно на сдвоенных уроках.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.

Желательно иметь:

  • таблица о закаливание организма;

  • демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;

  • литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;

  • носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;

  • образцы косметических средств и средств гигиены.

Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела - это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.

Желательно иметь:

  • вазы для цветов;

  • телевизор;

  • видео- и аудиоаппаратуру;

  • диски, кассеты;

  • художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);

  • шкаф;

  • мягкую мебель;

  • настольную лампу;

  • сервизы для приема гостей.

Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, а также:

  • щетки для одежды;

  • демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;

  • вешалки, пуговицы, нитки, иглы;

  • фартуки, косынки.

Оборудование кабинета по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета:

наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО:

  • кухня, санузел, жилая комната, прихожая;

  • индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;

  • иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;

  • иллюстрированные журналы с различными видами мебели;

  • демонстрационный материал моющих средств;

Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.

Оборудование:

  • таблица по составлению родового древа;

  • индивидуальные анкеты;

  • фотоальбомы, фотоаппарат;

  • Семейный кодекс РФ

  • демонстрационный и раздаточный материал (куклы);

  • пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;

  • литература по уходу за грудными детьми;

  • игрушки, набор детской посуды.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Используется дидактический материал:

  • демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;

  • демонстрационный перечень школьных кружков;

  • демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;

  • телефонный справочник.

Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Дидактическая наглядность:

  • таблица продуктов, составляющая рацион питания;

  • график режима питания в школе, школьное меню;

  • методический демонстрационный материал - посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;

  • набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;

  • механические и электробытовые приборы.

Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:

  • книги и брошюры по правилам дорожного движения;

  • различные демонстрационные виды проездных билетов;

  • образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;

  • индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;

  • географическую карту местности для определения маршрутов.

Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:

  • репродукция картин с различными изображениями продуктов;

  • муляжи овощей и фруктов;

  • репродукции типов промышленных товаров;

  • индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.

Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.

Также требуется:

  • демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;

  • индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;

  • каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);

  • телефонные справочники.

Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:

  • доврачебные препараты (градусник, тонометр);

  • справочник младшего персонала;

  • демонстрационный материал (больничный лист, справка);

  • таблица с лекарственными растениями, гербарий;

  • наиболее часто употребляемые лекарственные растения.

Критерии оценки достижения учащихся.

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

самостоятельность ответа;

умение переносить полученные знания на практику;

степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5»при выполнении 100% заданий - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4»при выполнении от 60 до 90% заданий - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3»если верно выполнено от 40 до 60% заданий - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2»- ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется, как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

Календарно-тематический план

по социально-бытовой ориентировке в 6 классе

на 2015-2016 уч. год

Тема

Часы

Цель урока

Вид урока

Практические работы

Дата

Словарь

Должны знать

Должны уметь

план

факт

Личная гигиена(6ч)

1.Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приёмы выполнения воздушных и водных процедур: солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.

2

Довести до учащихся значение закаливания организма для общего состояния здоровья. Обучить способам закаливания, правилам и приёмам выполнения воздушных и водных процедур. Дать представление о сезонной одежде, обуви и головном уборе. Воспитывать бережное отношение к одежде и обуви.

СНЗ

*Обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых.

*выполнение физических упражнений - утренняя зарядка.

* Выбор сезонной одежды, головного убора. обуви в процессе игровой ситуации

Закаливание.

Воздушные процедуры. Водные процедуры. Солнечные ванны

- правила закаливания организма;

- приёмы обтирания и мытья ног;

- правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;

- закаливать свой организм;

- соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов и экскурсий.

2. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения - контактные линзы. линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работа с конструктором: освещённость, расстояние между глазами и объектом, упражнения и время отдыха глаз.

2

Познакомить с правилами и приёмами ухода за органами зрения. Дать представление о контактных линзах, линзовых и коррекционных очках. Вырабатывать умение соблюдать гигиену чтения, письма, просмотра телепередач. Воспитывать бережное отношение к зрению.

К

* Уход за глазами: промывание и протирание их. Пользование безопасными пипетками;

* проверка зрения у окулиста; ( ежегодно).

Глаза.

3.Губительное влияние наркотиков и токсичных веществ на живой организм, как детей так и взрослых.

2

Довести до учащихся, что наркотики и токсичные вещества оказывают губительное влияние на организм человека. Воспитывать отказ от соблазна испробовать наркотики и токсичные вещества, проявив силу воли и настойчивость.

К

*Просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и токсичных веществ.

Наркотические вещества. Токсические вещества.

- о вреде наркотиков и токсичных веществ.

отказаться от соблазна испробовать наркотики и токсичные вещества, проявив силу воли и настойчивость.

Одежда и обувь- 8ч.

1.Значение опрятного вида человека.

1

Познакомить со значением опрятного вида человека. Вырабатывать умение опрятно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.

СНЗ

Опрятный вид.

2.Поддержание одежды в порядке:

-правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва.

3

Вырабатывать умение поддержания одежды в порядке. Воспитывать бережное отношение к одежде.

П

*Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде;

*подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва;

Пуговица.

Шов.

- санитарно - гигиенические требования и правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

-пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;

-зашивать одежду по распоровшемуся шву;

- подшивать платье, брюки, рубашки.

3.Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

2

Познакомить с правилами и приемами ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Вырабатывать умение ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

К

* стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы с моющими средствами.

Ручная стирка.

Моющее средство.

- правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей.

- подбирать моющие средства для стирки изделий из х/б тканей;

-стирать изделия из цветных и х/б тканей;

4.Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток.

2

Познакомить с правилами глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток. Вырабатывать умение глажения фартуков, косынок, носовых платков, салфеток.

П

*глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток, строго соблюдая правила безопасной работы с электронагр. приборами.

Утюг. Салфетка. Фартук. Платок

-правила безопасной работы с электронагреват. приборами

-гладить фартуки, косынки, носовые платки, салфетки.

Питание - 14ч.

1.Гигиена приготовления пищи.

1

Уточнить знания детей о гигиене приготовления пищи. Вырабатывать навык соблюдения санитарных норм при приготовлении пищи. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

СНЗ


Гигиена

Правила безопасной работы при приготовлении пищи.

2. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи.

1

Познакомить с правилами и приёмами приёмы хранения продуктов и готовой пищи. Вырабатывать умение соблюдать правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи.

СНЗ

Готовая пища.

- способы хранения продуктов и готовой пищи.

3.Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных.

2

Дать представление о способах выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных. Вырабатывать умение выбирать доброкачественные продукты.

К

*экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов.


способы выбора доброкачественных продуктов.

- уметь выбирать доброкачествен-ные продукты.

4. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.

6

Дать представление о приготовлении пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Вырабатывать навык приготовления пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

П

*приготовление каши ( молочных), варёных яиц, омлета, картошки.

* заварка чая.

* строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи.

Манка

Рис

Чай. Гранулированный. Листовой.

Омлет

Картофель.

- приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния.

- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;

-приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности.

5.Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

2

Познакомить с правилами и приёмами ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Вырабатывать навык ухода за посудой и кухонными приборами. . Строго соблюдать правила безопасной работы при применении химических моющих средств.

К

*мыть посуду с применением химических моющих средств.

Посуда. Кухонные приборы.

-вымыть, вычистить посуду.

6. Составление рецепта приготовления блюд.

2

Научить как составлять рецепты приготовления блюд.

Вырабатывать умение составления рецептов приготовления блюд. . Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

П

* Составление рецепта приготовления собственного блюда.

Рецепт

Блюдо

- правила составления рецепта блюд

- составить рецепт блюда.

Семья - 2ч

1.Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность.

1

Научить учащихся знать место работы каждого члена семьи, занимаемую должность и их занятие. Воспитывать любовь к своей семье и умение ладить в семье.

СНЗ

*Родственные отношения в семье;

* беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи.

Работа. Должность

- место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников.

- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной деятельности.

2.Права и обязанности каждого члена семьи

1

Дать представление о правах и обязанностях каждого члена семьи. Воспитывать любовь к своей семье и умение ладить в семье.

К

Права. Обязанности.

-свои права и обязанности в семье;

- как распределены хоз.-бытовые обязанности между членами семьи.

- выполнять определённые обязанности в семье.

Культура поведения - 4ч

1.Правила поведения в общественных местах( театре, клубе, кинотеатре, музее, библиотеке, на дискотеке).

2

Познакомить с правилами поведения в общественных местах( театре, клубе, кинотеатре, музее, библиотеке, на дискотеке).

Воспитывать правила культурного поведения в общественных местах.

СНЗ

*сюжетная игра «Посещение театра» - подготовка к игре и проведение её силами учеников.

Кинотеатр. Музей. Библиотека.

Дискотека

-правила поведения в зрелищных и культурно - просветительских учреждениях.

- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале.

2. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

2

Вырабатывать умение вести разговор со старшими и сверстниками. Воспитывать культуру общения со старшими и сверстниками.

К

Сюжетная игра «Поговорим….»

Старшие. Сверстники.

- способы ведения

разговора со старшими и сверстниками.

- тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Жилище - 6ч.

1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

2

Познакомить с гигиеническими требованиями к жилому помещению и мерами по их обеспечению. Вырабатывать навык соблюдения гигиенических требований к жилому помещению. Воспитывать бережное отношение к жилью.

СНЗ


- гигиенические требования к жилому помещению.

2.Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса.

2

Вырабатывать навык повседневной сухой и влажной уборки жилого помещения; Вырабатывать умение пользоваться в уборке электропылесосом.

К

Пылесос. Мешок для мусора.

Сухая уборка. Влажная уборка.

- правила и последовательность проведения сухой влажной уборки;

- правила пользования электропылесосом;

- санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

- чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи.

- чистить мебель.

- соблюдать правила безопасной работы с электроприбо- рами

3.Уход за мебелью в зависимости от её покрытия( лак, полировка, мягкая обивка).

2

Учить чистить мебель, выбирать необходимый инвентарь, смачивать и отжимать тряпочку.

Вырабатывать умение ухаживать за мебелью.

Воспитывать бережное отношение к мебели.

П

* чистка мягкой мебели.

Лак. Полировка. Мягкая обивка.

- соблюдать правила безопасной работы с химическими средствами.

Транспорт -6ч.

1.Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта ( разовый проездной, проездной единый билет).

2

Уточнить знания детей об основных видах транспорта, имеющегося в городе. Систематизировать знания о стоимости проезда во всех видах городского транспорта. Воспитывать осторожность при поездках в транспорте.

СНЗ

Разовый билет. Проездной билет

- виды международного транспорта.

- стоимость проезда на всех видах гор-го транспорта( стоимость разового, единого проездного билетов).

- порядок приобретения билетов и талонов

2.Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, посёлка, в ближайшие населенные пункты.

2

Дать представление о наиболее рациональных маршрутах передвижения от дома до школы в разные точки города, посёлка, в ближайшие населенные пункты. Вырабатывать умение соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать осторожность при поездках в транспорте

К

Рациональный маршрут.

Пригородные автобусы.

- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении от дома до школы и в разные точки города.

3. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. ( Экскурсия на вокзал).

2

Познакомить с расписанием, направлениями и зонами пригородных поездов. Вырабатывать умение покупать билеты на пригородные поезда. . Воспитывать осторожность при поездках в транспорте.

Э

Определять пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении.

Разовые и сезонные билеты.

ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;

- определять направления и зоны

Торговля - 6ч.

1.Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно - письменных принадлежностей, хозяйственные…

2

Формировать представление о магазинах промышленных товаров, их назначения и отделы. Вырабатывать умение общаться с работниками магазина.

СНЗ

Э

Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком

Промышленные товары.

- вида магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы.

- правила поведения в магазине и общения с работниками магазина.

2.Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы.

« Книги»: словари, учебники, детская художественная литература…« Обувь»: детская ( по размерам) женская, мужская…)

2

Учить правилам поведения в магазине и общения с работниками магазина. Учить выбрать товар и выяснять срок гарантии на его использование.

К

Гарантийный срок.

- правила покупки товаров;

-стоимость наиболее необходимых товаров(одежды, обуви, посуды..)

3.Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли

2

Учить правилам покупки товара, умению выбрать нужный товар. Учить, как оплатить, проверить чек и сдачу.

П

Приобретение доступного по цене товара ( например книгу, шариковую ручку…).

Игра «Покупка»

Чек

-выбрать нужный товар;

-выяснить срок гарантии на его использование;

-оплатить, проверить чек и сдачу;

-хранить чек в течение срока гарантии на товар;

-вернуть товар не отвечающий желанию покупателя.

Средства связи -8ч.

1.Основные средства связи( почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.

2

Познакомить с основными средствами связи и их назначением. Формировать представление о работе почты-телеграфа.

СНЗ

Почта. Телеграф. Телефон. Компьютер.

- основные средства связи

2. Почта. Виды почтовых отправлений( письмо, бандероль, посылка, телеграмма, денежный перевод).

2

Познакомить с видами почтовых отправлений

К

Заполнение документа для отправки бандероли, посылки.

Порядок отправления.

Письмо. Бандероль. Посылка. Денежный перевод. Телеграмма.

- виды почтовых отправлений;

- находить индекс почтового отделения по справочнику.

3.Виды писем( открытое. закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением), международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.

2

Формировать представление о видах писем. Познакомить с порядком отправления писем различного вида. Воспитывать недопустимость чтения чужих писем.

К

Порядок отправления письма различного вида

Открытое письмо. Закрытое. Заказное. Ценное.

- стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм

- написать адрес на конверте.

4. Телеграф. Вида телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

2

Дать представление о телеграфе. Видами телеграмм и телеграфных услуг с их тарифами. Вырабатывать умение отправлять телеграмму.

К

О

* составление текста письма и телеграммы. Их отличие.

*составление текста письма и телеграммы.

Телеграф.

Телеграмма

Тариф

- стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм

- составить текст телеграммы;

- заполнить телеграфный бланк. Подсчитать стоимость телеграммы.

Медицинская помощь - 4ч.

1.Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

1

Формировать представление о видах доврачебной и врачебной помощи.

СНЗ

Поликлиника. Больница. Диспансер. Аптека.

- способы вызова врача на дом.

- записаться на прием к врачу;

- вызвать врача на дом.

- в экстренных случаях врачей скорой помощи.

2.Виды медицинских учреждений: больница, диспансер, аптека., их назначение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, санитарки,

фармацевты…

1

Познакомить с видами медицинских учреждений: больница, диспансер, аптека., их назначением в оказании медицинской помощи. Познакомить с работниками медицинских учреждений.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

К

*экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка, пинцет…

Врач. Лаборант. Регистратор

Мед. сестра.

Рецепт. Термометр Пинцет.

- основной состав домашней аптечки:дезинфицирующие и перевязочные средства, инструкции к применению лекарственных средств.

- приобрести лекарство в аптеке

3.Меры предупреждения глистных заболеваний.

2

Познакомить с мерами по предупреждению глистных заболеваний. Дать представление о возможном вреде самолечения.

СНЗ


Учреждения, организации, предприятия -4ч

1.Дошкольные учреждения - детские сады с ясельной группой и без неё, школа, УВК( детский сад - школа, учебно - воспитательный комплекс, дома детского творчества(ДДТ), гимназии, лицей, колледж и их назначение.



2

Дать представление о дошкольных учреждениях - детские сады с ясельной группой и без неё, школа, УВК( детский сад - школа, учебно - воспитательный комплекс, дома детского творчества(ДДТ), гимназии, лицей, колледж и их назначение. Соблюдать правила поведения в школе и в других общественных местах.

СНЗ

Дошкольное учреждение. Ясли.

Школа.

Гимназия

Лицей Колледж

- виды детских учреждений и назначение;

- адрес дома детского творчества;

- соблюдать правила поведения в школе и в других общественных местах.

2.Экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков. Выбор кружка с учётом своих интересов для организации свободного времени.

2

Вырабатывать умение выбирать кружки по интересам. Воспитывать умение правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале.

Э


- какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

Обозначение вида урока: Вв. - вводный, СНЗ - сообщение новых знаний, П - практический, К - комбинированный, О - обобщающий, Э - экскурсия, И - итоговый, З - закрепление.


© 2010-2022