• Преподавателю
  • Другое
  • Портфолио педагога как показатель результативности профессиональной деятельности

Портфолио педагога как показатель результативности профессиональной деятельности

Данный материал представляет собой конспект выступления по указанной теме, который может быть полезен для педагогов при подготовке к педсовету, методическому совету, семинару, конференции. Всё сформулировано кратко, тезисно, указаны типичные ошибки при ведении портфолио. Данный материал может быть подкреплён слайдами.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Выступление на заседании МО учителей начальных классов района

(август 2015 года)


Портфолио педагога

как метод предъявления результативности профессиональной деятельности


Никто не может показать миру, каков я есть, ярче,

чем это смог сделать я сам.

Никто не может утаить себя от собратьев,

поскольку каждый поступок человека,

каждый акт творчества говорит о его авторе

Эрнест Хемингуэй

Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.

Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

Основной смысл - «показать всё, на что ты способен».

Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Портфолио предполагает:

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- смещение акцента на достижение, успех;

- перенос акцента на самооценку.

Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

1. поддерживать высокий уровень мотивации;

2. поощрять активность и самостоятельность;

3. расширять возможности обучения и самообучения;

4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Принципы работы с портфолио

1.Непрерывность

2.Последовательность

3.Достоверность

4.Объективность

5.Актуальность

6.Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним

7.Аккуратность и эстетичность оформления

8.Наглядность результатов работы

9.Технологичность

10.Творчество (оригинальность)


Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.

Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит

Учителю:

• реально представить результаты своего труда;

• увидеть свои резервы;

• иметь стимул к самосовершенствованию;

• освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

Администрации:

• осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;

• способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;

• развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;

• поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Варианты использования портфолио:

• как инструмент при обсуждении результатов деятельности;

• как возможность рефлексии собственной работы;

• как документ, в котором отражено развитие учителя.

Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).

Обязательная часть:

• личная карточка (основные сведения об учителе)

• копия диплома (других документов об образовании)

• копия аттестационного листа

• копия документа о повышении квалификации

• копии наградных документов

• копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету

Вариативная часть:

1) результативность педагогической деятельности:

• справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)

• справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня

• копии наград учащихся

• перечень публикаций

2) учебно-методическая работа

• используемые рабочие программы и УМК

• основные направления учебно-методической работы

• материалы об использовании педагогических технологий

• авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий

• дидактические материалы

3) научно-методическая работа

• тема самообразования и этапы ее реализации

• накопленный материал в соответствии с темой самообразования

• список используемых источников информации

• сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)

4) общественно-педагогическая деятельность

• сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)

• копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе

• копии наградных материалов.


Анализ материалов использования технологии «Портфолио» показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но часто встречающиеся ошибки способны негативно повлиять на отношение к самой технологии «Портфолио» и привести к педагогическим «сбоям».

Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.

Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.

Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).

Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.

Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио.

Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.

Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость - увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как «папка достижений», но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.

Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученной за это время информации может оказаться недостаточно.

Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.

Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.

Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.

Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.

Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.

Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества школьного образования.
2. Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители».
3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
4. Повышение профессионального уровня учителей.
5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

Заключение

Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые компетентности, которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.

Хотя утверждение, что школа ХХI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

(Представление собственного портфолио

в бумажном и электронном варианте)

© 2010-2022