- Преподавателю
- Другое
- Портфолио педагога как показатель результативности профессиональной деятельности
Портфолио педагога как показатель результативности профессиональной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дрозд Т.Н. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7
Выступление на заседании МО учителей начальных классов района
(август 2015 года)
Портфолио педагога
как метод предъявления результативности профессиональной деятельности
Никто не может показать миру, каков я есть, ярче,
чем это смог сделать я сам.
Никто не может утаить себя от собратьев,
поскольку каждый поступок человека,
каждый акт творчества говорит о его авторе
Эрнест Хемингуэй
Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.
Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.
Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Основной смысл - «показать всё, на что ты способен».
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио предполагает:
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- смещение акцента на достижение, успех;
- перенос акцента на самооценку.
Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:
1. поддерживать высокий уровень мотивации;
2. поощрять активность и самостоятельность;
3. расширять возможности обучения и самообучения;
4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Принципы работы с портфолио
1.Непрерывность
2.Последовательность
3.Достоверность
4.Объективность
5.Актуальность
6.Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним
7.Аккуратность и эстетичность оформления
8.Наглядность результатов работы
9.Технологичность
10.Творчество (оригинальность)
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.
Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Учителю:
• реально представить результаты своего труда;
• увидеть свои резервы;
• иметь стимул к самосовершенствованию;
• освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации:
• осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
• способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
• развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
• поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Варианты использования портфолио:
• как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
• как возможность рефлексии собственной работы;
• как документ, в котором отражено развитие учителя.
Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).
Обязательная часть:
• личная карточка (основные сведения об учителе)
• копия диплома (других документов об образовании)
• копия аттестационного листа
• копия документа о повышении квалификации
• копии наградных документов
• копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету
Вариативная часть:
1) результативность педагогической деятельности:
• справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)
• справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня
• копии наград учащихся
• перечень публикаций
2) учебно-методическая работа
• используемые рабочие программы и УМК
• основные направления учебно-методической работы
• материалы об использовании педагогических технологий
• авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий
• дидактические материалы
3) научно-методическая работа
• тема самообразования и этапы ее реализации
• накопленный материал в соответствии с темой самообразования
• список используемых источников информации
• сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)
4) общественно-педагогическая деятельность
• сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)
• копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе
• копии наградных материалов.
Анализ материалов использования технологии «Портфолио» показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но часто встречающиеся ошибки способны негативно повлиять на отношение к самой технологии «Портфолио» и привести к педагогическим «сбоям».
Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.
Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.
Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).
Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.
Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио.
Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.
Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость - увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.
Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как «папка достижений», но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.
Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученной за это время информации может оказаться недостаточно.
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.
Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.
Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.
Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.
Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.
Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.
Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества школьного образования.
2. Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители».
3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
4. Повышение профессионального уровня учителей.
5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
Заключение
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые компетентности, которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.
Хотя утверждение, что школа ХХI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.
(Представление собственного портфолио
в бумажном и электронном варианте)