- Преподавателю
- Другое
- Рабочая тетрадь по Метрологии, стандартизации и сертификации
Рабочая тетрадь по Метрологии, стандартизации и сертификации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тихонов А.С. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«ПОВОЛЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
ОП.05 «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
студента _________группы ____________________________________
ФИО
2016 г
Рабочая тетрадь предназначена самостоятельных аудиторных занятий по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» для студентов очной формы обучения по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Рабочая тетрадь содержит вопросы и задания по изучаемым темам дисциплины, список рекомендуемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Понятие о качестве
Раздел 1.Стандартизация
Общая характеристика стандартизации
Практическая работа №1
Практическая работа №2
Практическая работа №3
Раздел 2.Метрология
Основные понятия в области метрологии
Основы технических измерений
Лабораторная работа №4
Лабораторная работа №5
Раздел 3. Сертификация
Основные понятия в области сертификации
Сертификация как процедура подтверждения соответствия
Декларирование соответствия
Характеристика систем подтверждения продукции и услуг
Введение
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Переход России к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества продукции, работ и услуг. Целью изучения дисциплины «Стандартизация, метрология и сертификация» является формирование у студентов - будущих специалистов - знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности.
Понятие о качестве
1. Что понимается под качеством процессов и продукции? Какие три элемента включает понятие качества?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что входит в триаду методов и видов деятельности по обеспечению качеством? Зарисуйте и поясните.
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
3.Охарактеризуйте универсальные требования к качеству продукции и услуг.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какими международными стандартами установлена современная система качества (СК)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Поясните понятие жизненного цикла продукции (ЖЦП). Зарисуйте модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел № 1 «Стандартизация»
Тема 1.1 Общая характеристика стандартизации
1.Какие документы охватывает понятие «нормативный документ»?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие из перечисленных нормативных документов содержат обязательные требования?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Приведите примеры технических регламентов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.При реализации каких целей выполняются следующие функции стандартизации: а) экономическая; б) социальная; в) коммуникативная ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.При разработке каких нормативных документов используется метод систематизации объектов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.За счет чего удается повысить качество готовой продукции при осуществлении комплексной стандартизации?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Почему опережающая стандартизация позволяет повысить конкурентоспособность продукции?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какие обязательные требования к продукции установил Закон РФ «О стандартизации»?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Как расшифровать аббревиатуру ГОСТ? ГОСТ Р? ТУ? ОСТ? СТО?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Объектом какого вида и категории стандарта является стандартизация терминологии в области качества продукции?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 1
Стандартизация основных норм взаимозаменяемости.
Задача № 1. Чтение размеров.
Основные понятия, выявляемые при чтении размера
Обозначение размера, мм
+0,3
15
-0,2
+0,2
15
15
-0,1
15 ± 0,4
+0,5
15
+0,3
-0,1
15
-0,3
Номинальный размер, мм
Верхнее предельное отклонение, мм
Нижнее предельное отклонение, мм
Наибольший предельный размер, мм
Наименьший предельный размер, мм
Допуск, мм
Элемент детали ___________________
Графическое изображение полей допусков.
+____________________________________________________________________________
--
Основные понятия, выявляемые при чтении размера
Обозначение размера, мм
+0,5
30
-0,1
+0,4
30
30
-0,3
30 ± 0,1
+0,3
30
+0,2
-0,3
30
-0,5
Номинальный размер, мм
Верхнее предельное отклонение, мм
Нижнее предельное отклонение, мм
Наибольший предельный размер, мм
Наименьший предельный размер, мм
Допуск, мм
Элемент детали ___________________
Графическое изображение полей допусков.
+______________________________________________________________
_
Задача № 2. Определение годности деталей.
Действительные размеры, мм
Обозначение размера, мм
+0,3
15
-0,2
+0,2
15
15
-0,1
15 ± 0,4
+0,5
15
+0,3
-0,1
15
-0,3
15,6
15,5
15,3
15,0
14,7
14,5
Действительные размеры, мм
Обозначение размера, мм
+0,5
30
-0,1
+0,4
30
30
-0,3
30 ± 0,1
+0,3
30
+0,2
-0,3
30
-0,5
30,01
30,6
30,5
30,0
29,9
29,5
29,4
Проанализировав решение упражнений, сформулируйте условие годности размера наружных и внутренних (вала, втулки)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Прерогативой каких стандартов (исходя из категории) является установление обязательных требований?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Приведите примеры государственных стандартов, используемых в ваших отраслях.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.В каком источнике содержится информация о действующих государственных стандартах Российской Федерации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Какой вариант применения международного стандарта в РФ реализован в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000 -2001 (судя по обозначению)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Какие стандарты международных профессиональных объединений следует учитывать при продвижении товара на внешний рынок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 2.
Определение размеров гладких цилиндрических соединений.
Опишите характеристику посадки.
-
Посадка с зазором ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Посадка с натягом _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Переходная посадка______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расшифруйте записи размеров.
-
Ø 12q6
А) номинальный размер-
Б) условное обозначение поле допуска -
В) квалитет -
Г) основной или неосновной размер детали -
Д) в какой системе изготавливаются детали и выполнено сопряжение -
2. Ø 84 Н15
А) номинальный размер-
Б) условное обозначение поле допуска -
В) квалитет -
Г) основной или неосновной размер детали -
Д) в какой системе изготавливаются детали и выполнено сопряжение -
3. Ø 32 Н7/u8
А) номинальный размер-
Б) условное обозначение поле допуска -
В) квалитет -
Г) основной или неосновной размер детали -
Д) в какой системе изготавливаются детали и выполнено сопряжение -
Для заданного сопряжения определите номинальный размер отверстия и вала; верхнее и нижнее отклонение отверстия и вала; предельные размеры отверстия и вала; допуск на размер отверстия и вала; предельные зазоры (или натяги); допуск посадки. Результаты расчетов оформите в таблицу.
№
п/п
Показатель
Величина показателя, мм
отверстия
вала
1.
Цифровое обозначение посадки на рабочем чертеже
2.
Цифровое обозначение посадки на сборочном чертеже
3.
Верхнее отклонение
4.
Нижнее отклонение
5.
Предельный размер наибольший
6.
Предельный размер наименьший
7.
Допуск
8.
Натяг наибольший
9.
Натяг наименьший
10.
Зазор наибольший
11.
Зазор наименьший
12.
Допуск посадки
13.
Средний зазор, натяг
Постройте график полей допусков данного сопряжения
+________________________________________________________________________
-
16. Что понимается под техническим барьером?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Назовите объекты технических условий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Укажите приоритетные направления развития стандартизации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Какие федеральные законы составляют техническое законодательство России?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 3
Расчет размерных цепей.
Дайте понятия
Размерная цепь________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составляющее звено ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Замыкающее звено ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите метод полной взаимозаменяемости ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачи.
№ 1. Поршень двигателя Д-21 ремонтного размера,
-0,160
d= 105,7 ---- мм. Зазор между поршнем и гильзой должен быть в
-0,180
соответствии с техническими условиями Smax=0,220мм; Smin=0,180мм. Определите, какие предельные размеры должны иметь гильзы после ремонта, чтобы обеспечить зазор в пределах нормы. Составьте схему размерной цепи.
Решение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2. Дана линейная размерная цепь со следующими составляющими звеньями А1, А2 … и т.д. Вычертить схему указанной размерной цепи. Определить номинальный размер замыкающего звена, а также его предельные отклонения, предельные размеры и допуск.
Решение
Характеристика звеньев________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Номинальный размер замыкающего звена ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предельные отклонения замыкающего звена.
Верхнее отклонение ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Нижнее отклонение ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Допуск замыкающего звена _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверка ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исходные данные
№ задачи
А1
А2
А3
А4
А5
1.
55+0,046
+0,016
95
-0,038
3,4-0,005
1430,031
3,4-0,005
2.
28+0,033
+0,016
100
-0,038
3,8-0,006
120 0,027
3,8-0,006
3.
150+0,063
+0,012
36
-0,027
5,3-0,009
175 0,031
5,3-0,009
4.
75 +0,046
+0,008
17
-0,019
3,4-0,005
85 0,027
3,4-0,005
5.
110+0,054
+0,014
56
-0,032
4,8-0,008
156 0,031
4,8-0,008
Раздел № 2 «Метрология»
1.Какова роль метрологических измерений? Каковы два условия обеспечения единства измерений?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что такое размер измеряемой величины?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.По каким признакам подразделяются средства измерений (СИ)?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какую функцию выполняют стандартные образцы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.В чем различие в назначении рабочих средств измерений и эталонов?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Назовите метрологические характеристики, определяющие:
-область применения СИ;
-качество измерения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Какая характеристика определяет точность измерения СИ?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Назовите основные нормативные документы в сфере метрологии.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Назовите сферы государственного метрологического контроля и надзора.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Кто проводит государственный метрологический контроль и надзор?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Как подтверждаются положительные результаты поверки?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4.
Измерение деталей штангенинструментами.
Опишите назначение и виды штангенинструменов ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите и запишите в таблице указанные на рисунке позиции штангенциркуля.
№ поз.
Наименование основных частей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Объясните принцип построения нониуса _________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измерить заданную деталь и результаты измерений занести в таблицу.
Результаты измерений.
Заключение о годности измеренной детали.
Лабораторная работа № 5.
Измерение деталей микроинструментами.
Назовите и запишите в таблице указанные на рисунке позиции микрометра.
№ поз.
Наименование основных частей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Назовите конструкции устройств для стабилизации измерительной силы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измерить заданную деталь и результаты измерений занести в таблицу.
Результаты измерений
Заключение о годности измеренной детали.
Раздел № 3 «Сертификация или подтверждение соответствия»
1.Какие лица или органы участвуют в подтверждении соответствия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какая сторона подтверждает соответствие: а) при сертификации соответствия; б) при декларировании соответствия.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какую сторону представляет продавец: а) как получатель товара; б) при реализации товара покупателю?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
4.Назовите законодательные акты, предусматривающие обязательную сертификацию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Кем утверждаются перечни продукции, подлежащие сертификации соответствия и декларированию соответствия? Перечислите объекты обязательной и добровольной сертификации.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Укажите нормативные документы, требования которых проверяются при обязательной сертификации.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.В чем заключается специфическая цель обязательной сертификации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.В чем состоят общие цели обязательной и добровольной сертификации?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.В чем заключается специфическая роль добровольной сертификации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Какая форма подтверждения соответствия преобладает в России, какая - за рубежом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.В чем сходство в процедурах обязательной сертификации и декларирования соответствия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.В чем различие в процедурах обязательной сертификации и декларирования соответствия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Какие из перечисленных товаров являются объектом обязательной сертификации и декларирования соответствия: продукты питания для детей, хлебобулочные изделия, алкогольные напитки, одежда, электроприборы, фотообъективы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Какие федеральные органы исполнительной власти создают систему сертификации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Какая система сертификации (с точки зрения принадлежности к федеральному органу исполнительной власти, сформировавшему систему) охватывает товары народного потребления и услуги населению?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.В чем заключаются функции органа сертификации? Испытательной лаборатории?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.В чем различие понятий «схема сертификации» и «порядок сертификации»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18.Какие схемы сертификации продукции Вы знаете? Какая схема сертификации продукции является самой жесткой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19.Какие дополнительные документы может запросить у заявителя орган по сертификации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20.Какие иностранные сертификаты признаются в России?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.В чем отличие схем сертификации продукции от схем сертификации услуг?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22.Какие специфические виды государственных стандартов используются при сертификации услуг?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23.Какие нормативные документы используются при сертификации систем качества?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24.Какого рода ответственность возникает за нарушение требований к качеству и безопасности продукции и услуг?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25.Каковы перспективы развития сертификации и других форм подтверждения соответствия в России?
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
Список литературы
Основные источники:
1. Анухин В.И., Жуков Э.Л. Расчет и назначение технических требований на детали машин: Учеб. пособие / ЛПИ . Л., 2006. 79 с. Гриф Минобр.
2. Анухин В.И. Расчет и назначение технических требований на детали машин. Ч. 1: Учеб. пособие / СПбГТУ . СПб., 2008. 76 с. Гриф Минобр.
3. Государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы. - М.: Изд-во стандартов, 2007. Гриф Минобр.
4.Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте. Учебник для студентов среднего профессионального образования Воробьев А. Академия (Academia), 2009 Гриф Минобр.
5.Метрология, стандартизация, сертификация и электроизмерительная техника Под ред.К.К.Ким. Учеб. Пособие. Питер, 2010. 368с.
6.Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - (Профессиональное образование)., 2010, 326с.Гриф Минобр.
Дополнительные источники
1.Лифиц И.М. «Стандартизация, метрология и сертификация» - 7-е издание - М.: ЮРАЙТ, 2007.
2. Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г., Лактионов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация: М.: Высшая школа, 2007. 768 с Гриф Минобр..
3. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. 6-е изд. М.: Машиностроение, 2009. 352 с. Гриф Минобр.