- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по Основам философии
Рабочая программа по Основам философии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гумерова И.Д. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский политехнический колледж»
Кафедра «Общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
______________ Л.В. Башукова
Приказ № _____ от «_____»___________ 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Нижневартовск
2015
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г по специальности среднего профессионального образования: 190631.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в состав укрупненной группы 190000. Транспортные средства
Примерная программа Рекомендована ФГУ "ФИРО". Автор: Горелов А.А., доктор философских наук, вед.н.сотр.института философии РАН. Заключение Экспертного совета №088 от 22 марта 2011г.
Разработчик:_______ И.Д.Гумерова, преподаватель
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин», протокол № _ от «__» июня 2015 г.
Зав. кафедрой ________ С.В. Демидова
Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол № _ от _ июня 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 190631.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в состав укрупненной группы 190000. Транспортные средства
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
-
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
-
определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
-
определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки 62 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки 40 часов;
- практических занятий 8 часов;
- самостоятельной работы 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Распределение по семестрам
Максимальная учебная нагрузка (всего)
62
7 сем
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
40
в том числе практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
14
14
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
ДЗ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, проект
Самостоятельная работа студентов (домашние задания)
Тип занятия
(Т, ЛЗ, ПЗ, КР)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5
6
7 семестр
Раздел 1.Предмет философии и её история.
Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии
4
№
Тема урока
Содержание учебного материала
1
1.1.1.Основные понятия и
предмет философии
Становление философии из мифологии. Предмет и определение философии. Характерные черты
Введение с.3-15, табл. «Четыре эпохи в философии», основные термины.
Т
2
2
2
1.1.2.Что изучает философия. Основной вопрос философии.
Смысл философии, функции и роль в обществе
Введение с.15-19, конспект лекций
Т
2
2
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековья.
5
3
1.2.1.Античная философия. Средневековая философия
Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
Патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский
Гл. 3-5, 8, основные термины, портреты философов.
Т
2
1
4
1.2.2.Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля
Основные портреты философов, труды
Рефераты, гл. 6
ПЗ
1
2,3
5
1.2.3.Философские школы Древней Греции и Рима
Лукреций. Сенека. Марк Аврелий
Гл. 7, портреты философов
Рефераты
Т
2
2
Тема.1.3.Философия Возрождения и Нового времени
3
6
1.3.1.Эпоха Возрождения. Новое время
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Декарт. Локк.
Гл. 9, основные термины
Составить сравнительную таблицу основных
философских систем XVIII-XIX вв
Т
2
2
7
1.3.2.Немецкая классическая философия
Основные понятия немецкой классической философии. Лейбниц. Кант
Гл. 9, основные термины, портреты философов
Т
1
2
Тема 1.4. Современная философия
4
8
1.4.1.Основные направления философии XXв. и их особенности
Неопозитивизм. Прагматизм, Экзистенциализм. Гуманизм
Гл. 11, основные термины
Сообщение
Т
1
2
9
1.4.2.Русская философия и её особенности.
Русская идея. И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев
Гл. 12, портреты философов
Сообщение
Т
2
2
10
Контрольная работа №1 по разделу «Предмет философии и ее история»
Рефераты
КР
1
3
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение
1
11
2.1.1.Этапы и методы философии
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления
гл.14 с.155-159
Т
1
2
Тема 2.2. Учения о бытии и теория познания.
7
12
2.2.1.Учение о бытие. Картины мира
Онтология. Гносеология. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время. Основные картины мира
Гл. 7 с.106-118, Работа с философским словарем
Т
2
2
13
2.2.2.Учение о бытие и теория познания
Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Анализ форм и методов научного познания.
Гл. 14, конспект «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки».
Т
2
2
14
2.2.3.Методология научного познания
Работа с философским словарем
Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин
Гл. 7, заполнить сравнительную таблицу «Концепции познания»
ПЗ
1
3
15
2.2.4.Сознание, его происхождение и сущность.
Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание - отражение действительности (гносеологический аспект).
Гл. 16, основные термины
Т
2
2
Тема 2.3. Этика и социальная философия
6
16
2.3.1.Основные категории этики. Этические проблемы
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
Гл. 15 основные термины
Рефераты «Религиозная этика», «Этические проблемы», «Мораль»
Т
2
2
17
2.3.2.Социальная структура общества
Типы общества. Социальная структура общества. Социальные группы.
Гл. 15.Схема «Взаимоотношения человек-общество», ответить на вопросы
Т
2
2
18
2.3.3.Место философии в
духовной культуре и ее
значение
Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии
основные термины, конспект
ПЗ
1
3
19
Контрольная работа №2 Тестовые задания по теме «Структура общества»
КР
1
3
Раздел 3. Философское осмысление природы человека.
Тема 3.1. Человек, как главная философская проблема
11
18
3.1.1.Духовная жизнь человека. Философия человека.
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие
философии от искусства, религии, науки и идеологии
Гл. 12, основные термины, составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин
Т
2
1
19
3.1.2.Философская антропология.
Происхождение и сущность человека. Проблема Я. Метафизика человеческого бытия. Сущность проблемы человека Историко-философский аспект проблемы человека.
Гл. 12, основные термины
Т
2
2
20
3.1.3.Философская антропология.
Сущность человека. Проблема Я
Антропосоциогенез - процесс формирования человека из животного. Основные этапы антиропосоциогенеза. Духовное и материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы. Внутренняя противоречивость.
Гл. 13, основные термины
ПЗ
2
3
21
3.1.4.Человек в мире культуры. Культура и бытие.
Понятие социального в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в человека. Массовая культура
Гл.14, основные термины
Т
2
2
22
3.1.5.Проблема личности в философии
Индивид-индивидуальность-личность. Генезис личности. Социализация личности. Автономность и целостность личности. Структура и составные
элементы личности
Гл. 14, основные термины, подготовить сообщения по темам «Личность», «Индивид», «Выдающаяся личность»
Т
1
2
23
3.1.6.Философия и смысл жизни
Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.
Эссе на тему «Философия и смысл жизни»
ПЗ
2
3
Раздел 4. Философское учение об обществе.
Тема 4.1. Отличие философия от религии, искусства и творчества
10
24
4.1.1.Философия общества
Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Мораль и право
Гл.15 с.393-407
Т
1
2
4.1.2.Философия и искусство
Философия творчества. Творчество как образ жизни. Философия любви. Любовь как способ существования человека.
Гл. 15 §16, гл.16 с. 168-171
Т
1
1
25
4.1.3.Философия и религия
Общее и различие философии и религии
Гл. 15. §17, гл.16 с.171-174
Т
1
1
26
4.1.4.Философия и творчество
Структура философского творчества
Гл. 18
Т
1
1
27
Тест по теме «Философия общества»
Сообщение «Философия любви»
ПЗ
2
3
28
4.1.5.Философия и глобальные проблемы современности
Глобализм и антиглобализм. Экогуманизм. Человечество на рубеже тысячелетий
Гл. 15, гл.17 с.177-181
Т
2
1
29
Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет
2
3
Итого по разделу: лекций
лабораторных занятий
практических занятий
контрольных работ
внеаудиторной самостоятельной работы
38
-
8
2
14
Всего
72
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству студентов);
- рабочее место преподавателя.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2010,480 с.
-
Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2010,
256 с.
3. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2010, 506 с.
4. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010,304 с.
Дополнительные источники:
-
Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2009, 396 с.
-
Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009, 335 с.
-
Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009, 408 с.
Интернет-ресурсы:
-
labrip.com/
-
filosofia-totl.narod.ru/
intencia.ru/FAQ-5.html
3.3 Межпредметные связи
Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: обществознание, физика,
3.4 Применяемые педагогические технологии
Проблемное обучение, развивающее обучение
3.5 Методы и формы работы
Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Лекция, беседа, рассказ, диспут, доклад, самостоятельная работа и т.д.
3.6. Спецификация учебно-методического комплекса
№
Наименование
Количество
Тип носителя
1
тесты
10
бумага
2
Комплект для промежуточной аттестации
15
бумага
3
Комплект для итоговой аттестации
15
бумага
4
Учебная программа
1
бумага, электронный вариант
5
Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)
1
бумага
3.7. Требования к квалификации педагогических кадров
Реализация программы учебной дисциплины «Основы философии» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел/тема
Результаты обучения
(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Тип и вид контроля
№ контрольной точки
Способ оценки
Инструментарий контроля
подход
Шкала
Раздел1 Предмет философии и ее история
Умения: устанавливать соответствия, выделять существенные признаки
Знания: основные понятия, события, основы научной, философской и религиозной картин мира
1.Знание основных терминов темы
2. Знание основных характеристик периода становления философии
3.Знание основных направлений в философии
4. Знание основных философских систем
Контрольная работа (тестовые задания)
Текущий педагогический контроль
1
критериальный
бальная
Инструкции по выполнению заданий
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Умения: устанавливать соответствия, выделять существенные признаки
Знания: об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
1.Знание основных терминов темы
2. Знание основных этапов философии
4. Соотношение философской, религиозной и научной истин
5. Этика и социальная философия
Контрольная работа (тестовые задания)
Текущий педагогический контроль
2
критериальный
бальная
Инструкции по выполнению заданий
Дифференцированный зачет
- основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Глубоко и прочно освоен материал, понимает сущность поставленных вопросов, последовательность изложения материала, фактов, событий, правильная формулировка понятий
Тестовые задания
Промежуточный контроль
4
критериальный
бальная
Инструкции по выполнению заданий
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
1. Предмет философии. Философия и наука. Философия и мировоззрение.
2. Структура философского знания и основные разделы философии.
3. Функции философии, ее методологическая роль.
4. Основная философская проблематика.
5. Основные теоретические этапы развития философии. Основные философские направления и учения. Основы русской философии
6. Общая характеристика и основные направления философии Древней Индии.
7. Общая характеристика и основные школы философии Древнего Китая.
8. Общая характеристика и основные школы философии Древней Греции.
9. Общая характеристика философии Средневековья.
10. Антропологизм в философии и искусстве эпохи Возрождения.
11. Философия Нового времени.
12. Философия эпохи Просвещения.
13. Общая характеристика немецкой классической философии.
14. Экзистенциализм - философия существования человека.
15. Общая характеристика русской философии.
16. Проблема человека в истории социально - философской мысли.
17. Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке. Философская антропология.
18. Проблема взаимодействия личности и общества и ее решение в истории социально - философской мысли.
19. Личность в переходный период развития общества. Влияние рыночных отношений на развитие личности.
20. Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур.
21. Антропологизм в философии и искусстве эпохи Возрождения.
22. Экзистенциализм - философия существования человека.
23. Проблемы философской антропологии и аксиологии современного мира.
24. Общество как целостная саморазвивающаяся система, ее основные элементы.
25. Объективная и субъективная стороны общественной жизни.
26. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь.
27. Общественные отношения как структура общества, их основные виды и характер взаимодействия.
28. Экономическая сфера жизни общества, ее взаимодействие с другими сферами. Роль способа производства в общественной жизни.
29. Социальная сфера жизни общества, ее содержание и значение в жизни людей.
30. Политическая сфера жизни общества, ее специфика и взаимосвязь с другими сферами.
31. Правовая сфера жизни общества. Понятие правового государства. Неотчуждаемые права и свобода личности.
32. Духовная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами.