Статья Технология УДЕ как ключ к развитию творческой личности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология УДЕ как ключ к развитию творческой личности.

Сегодня перед учителями стоит сложная методическая задача - формировать современную личность, т.е. личность способную к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Личность готовую использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Нам надо научить подрастающее поколение учиться самостоятельно овладевать знанием, развивать мышление.

Это одна из важнейших проблем, которую должна решить школа И сегодня задачей учителя является развитие самостоятельности мышления, максимум знаний за минимальное время, повышение качества преподавания и воспитания, обеспечение более высокого уровня преподавания каждого предмета.
Эти задачи требуют от учителя пересмотра форм и методов преподавания, определения самых эффективных и наиболее приемлемых для обучения школьников.

Всё это реализует система УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная Эрдниевым Пюрвя Мучкаевичем - академиком РАО, Заслуженным деятелем науки, профессором, доктором педагогических наук, заведующим кафедрой алгебры, геометрии и методики математики Калмыцкого государственного университета. В научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества». Целью технологии УДЕ является создание действенных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. Технология УДЕ, аккумулируясь в творческом познании действительности, становится впоследствии эффективным и постоянным алгоритмом продуктивного мышления человека.

Методическая система УДЕ представляет собой самобытную технологию обучения. Блочная структура учебного материала образует более обобщенные дидактические единицы одновременного изучения в информационном плане, дети, занимающиеся по этой системе, не уступают ученикам, обучающимся по другим системам. При этом преследуется глубокое усвоение учебного материала.

Идея УДЕ, не случайно названная в литературе идеей века, методически обоснована и технологически разработана для многих учебных предметов. УДЕ благотворно действует на работоспособность учителей, проводящих занятия по этой системе.

Каждый учитель в течение своей педагогической деятельности решает проблему: как научить своих учеников, чтобы каждый их них смог улучшить уровень своего мышления.

Идеи укрупнения единицу усвоения знаний хорошо применимы в системе проблемно - развивающего обучения, совершенствует все интеллектуальные механизмы познания реального мира. В результате такого обучения «формируется качественно новый тип рациональной, эффективной, сжатой во времени, легко свертывающейся и развертывающейся познавательной деятельности; сформируются высокопродуктивные умения и навыки учащихся с широким диапазоном обобщенности и практической применяемости. Систематическое и целенаправленное сопоставление сходных или противоположных понятий, процессов, явлений расширяет возможности творческого усвоения знаний, развивает способность одновременно охватывать несколько объектов взаимосвязи, самостоятельно извлекая при этом новую информацию.

Несомненный плюс этой системы состоит в том, что через преобразование, изменение, обобщение, сравнение ранее пройденного идёт активное повторение. А это - залог прочности знаний. Это - экономия времени, увеличение объёма подачи учебного материала.

История становления нашей гимназии говорит о достойном вкладе учителей в обучение детей. Примером этому могут служить выпускники, чей интерес к математике стал делом их жизни, привел к выбору профессии учителя.

Среди них особой гордостью является наш выпускник Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, Заслуженный деятель науки, профессор, доктор педагогических наук. Его имя внесено в книгу «Выдающиеся математики мира» за научные исследования в математике и дидактике, широко известные в нашей стране и за рубежом. Его идеи претворяют в жизнь сотни коллег - его последователей по всему миру, включая его сыновей, внука, учителей Калмыкии, в том числе и учителей нашей гимназии.

Уже много лет учителя нашей гимназии применяют весьма успешно технологию укрупнения дидактических единиц . Одними из первых начали внедрение УДЕ в свою работу учителя математики - Алексеева Вера Григорьевна, Огнева Галина Васильевна, Эрендженова Елена Цурюмовна. Они строили свои уроки на принципах УДЕ, изучая одновременно родственные и противоположные темы, прямые и обратные теоремы, используя обратимость при решении задач. Применение УДЕ позволило им применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке, выделять главное и существенное в большой дозе материала, более эмоционально подать материал, сделать более эффективным закрепление материала.

Огневой Галиной Васильевной были разработаны методические рекомендации по применению УДЕ и уровневой дифференциации в 8 классе по алгебре и геометрии, было составлено планирование, контрольные работы и карточки для зачетов. Эрендженова Е.Ц. разработала планирование тем по алгебре и началам анализа по технологии УДЕ для различных профилей.

Опыт обучения по технологии УДЕ в Малодербетовской гимназии им.Б.Б.Бадмаева доказывает, что усваивая учебную информацию укрупненными порциями, ученики учатся не только решать, но и ставить собственные проблемы, целый комплекс взаимосвязанных проблем.

Учителя гимназии накопили определенный опыт по использованию в учебном процессе технологии УДЕ. Был выпущен сборник «Опыт внедрения методической системы укрупнения дидактических единиц в МДГ» в 2-х частях,уже готов к изданию третий сборник. Многие учителя поощрялись за эти годы, а учитель Мутулова В.А.,учитель начальных классов , удостоена премии имени П.М. Эрдниева.

Внедрение УДЕ осуществляется не только на уроках физико-математического цикла.Учителя русского языка и литературы Бастаева В.Б., Настаева А.А., Болдырева Г.Д., Секенова Н.Б.,Замбаева М.О. на своих уроках проводят сопоставления при изучении грамматики, рассматривают другие темы используя элементы УДЕ.

Порхун Н.П.,учитель химии,Ковенева Г.А., учитель физики, Лахаев Б.И.,

учитель географии, Наранов З.П., учитель истории и обществознания осуществляют принцип систематизации и обобщения знаний, аналогий и сравнения, анализа и синтеза при решений учебных задач, крупно - блочной подаче материала.

Учителя начальных классов нашей гимназии Босхомджиева В.Г., Джалсанова Р.Д., Буваева М.С. в течение многих лет работают по системе УДЕ. В итоге пришли к выводу, что качество знаний учащихся улучшается, развивается их способность к логическому мышлению. Применение методики УДЕ позволяет значительно усилить развивающую функцию обучения, повысить интеллектуальный уровень учащихся

Опорные конспекты и граф - схемы кодируют большой объем материала с помощью символов, формул, выделяют самое главное,что должно остаться в памяти учащихся. Использование граф - схем представляет собой эффективный прием развития логического мышления учащихся. Сравнение и систематизация граф - схем одно из продуктивных направлений УДЕ не только в математике, но и других предметов.

Джалсанова Н.Н.,Бадмаева Г.М.,Боктаева Л.Ф.,Оконова А.У., учителя калмыцкого языка, на своих уроках применяют граф - схемы, таблицы, матрицы. Все это дает возможность учащимся увидеть логическую связь всей темы, возможность сравнивать, анализировать взаимосвязь переходных процессов.

Учителя английского языка Шовгурова В.В., Эрдниева Г.С.,Саклакова Г.В., , учитель немецкого языка Санджиева Т.Н, на своих уроках внедряет принципы УДЕ при работе с текстом , сборе необходимого языкового материала, контроле знаний. Это имеет неоспоримую практическую ценность как при организации реального общения, так и при развитии творческих, мыслительных способностей.

Учителями гимназии разработаны отдельные уроки по системе УДЕ. Так, Корнякова Т.А.,учитель математики, тему «Графическое решение линейных уравнений и неравенств» по учебнику Ш.А.Алимова изучает используя элементы УДЕ. Саранговой З.А., Бембеевой Б.А., учителями математики, даны некоторые рекомендации по внедрению УДЕ при работе с по учебникам Ю.Н.Макарычева «Алгебра-8», «Алгебра-9». Учащиеся Манджиевой Е.В., учителя математики, самостоятельно анализируют, рассматривают свойства, различия и характерные особенности разных задач.

На межпредметном уровне используют УДЕ Сарангова З.А., учитель математики, Настаева А.А.,учитель русского языка и литературы, Бембеева Б.А., учитель математики.

Учителю важно уметь преломлять дидактические категории в образовательных технологиях так, чтобы они гарантировали здоровьесберегающий характер обучения.

Много труда и терпения, настойчивости и внимания требуется от учителя, чтобы ученик усвоил программный материал. Добиться от ученика, чтобы он овладел большим объемом знаний - такова одна из главных задач учителя. Выполнить такую задачу без перегрузки, с учетом сохранения здоровья учащихся учителям помогает технология УДЕ.

Обучение по технологии УДЕ сопровождается положительными эмоциями, чувством удивления, радости общения с учебным предметом, что является важным фактором здоровьесбережения учащихся.

Благодаря использованию технологии УДЕ можно добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, повышения эффективности учебного процесса. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

В гимназии в рамках предметных недель проводилась Неделя УДЕ «Здоровьесбережение учащихся в контексте внедрения технологии УДЕ».

Неделя была открыта выставкой и обзором учебно - методической литературы «УДЕ как технология обучения»

Интеллектуальный марафон среди учащихся 4-7-х классов был проведен с целью отслеживания развивающего влияния УДЕ при обучении математике, раскрытие потенциальных возможностей школьников, привитие интереса к изучению математики.

Классные руководители провели внеклассные мероприятия, классные часы по теме: «Эрдниев П.М. - академик, профессор, выпускник МДГ».Были проведены открытые уроки.

Ежегодно в гимназии проводится научно-практическая конференция по УДЕ, на которой определяются лучшие уроки, выступления, методические разработки учителей, использующих в своей работе технологию УДЕ.

Ежегодно учащиеся гимназии становятся призерами олимпиады по УДЕ. Это Ашкатов Эрдни, Барангов Алдар,( учитель Корнякова Т.А.), Манджиев Эрдни( учитель Баринова Г.Э.). В гимназии разработано и действует положение о Премии имени П.М.Эрдниева.Так, за последние годы за особые успехи в изучении математики и физики получили сертификат и Премии имени П.М.Эрдниева Адьянова Маргарита и Беликова Злата.

Результаты внедрения технологии УДЕ играют позитивную роль в результативности обучения. Изменяется работоспособность учащихся, заметно уменьшается число реакций на неудачи в учении. Учащиеся доказывать свою правоту, но вместе с тем умеют признавать свои ошибки, вырабатывают способность заставить себя переделывать некачественно выполненную работу. Такой самоанализ учащихся позволяет вырабатывать у них ответственное отношение к учению, которое приводит, в конечном счете, к развитию волевых и нравственных качеств в процессе обучения.

Технология УДЕ дает возможность учителям по-новому взглянуть на процесс обучения, способствует, повышению качества знаний благотворно влияет на развитие творческой личности, самостоятельности и инициативы детей.







© 2010-2022