Сообщение на педсовет

Одним из видов трудового воспитания является - самообслуживание. Это вид труда, который ребенок осваивает в первую очередь. Научив детей одеваться, умываться, мы старались привить детям такие качества как аккуратность, тактичность, взаимопомощь. Стараясь следить за своим внешним видом и внешним видом товарищей, дети учились тактично делать замечание товарищам, вежливо указывать на неопрятность во внешнем виде, помогать исправлять недочеты (поправить воротник рубашки, помочь заправить футболку в ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №20 «Веснушки»



Сообщение из опыта работы

"Нравственное воспитание детей в процессе трудовой деятельности"



Подготовила:

Воспитатель подготовительной группы

«Алые паруса»

КретоваЛ.Г.

Подольский муниципальный район

2015г

"Нравственное воспитание детей в процессе трудовой деятельности"

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.

Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование положительного отношения ребенка к труду.

Трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны. Труд развивает взаимопомощь между детьми, содействует возникновению дружбы, товарищества. В труде формируется личность ребенка, воспитываются трудовые навыки, чувство коллективизма, самостоятельность, организованность, ребенка привлекает трудовая деятельность окружающих и особенно возрастает интерес к труду, если они сами непосредственно участвуют в нем.

Любовь к труду является нравственным качеством личности. В процессе труда формируются взаимоотношения детей. Основой их является общая цель, общие интересы, умение подчинить личные интересы интересам коллектива, сотрудничества на основе разделения труда.

В 2014-2015 учебном году перед нами была поставлена задача: систематизировать воспитательно-образовательную работу в группе по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников:

- Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

- Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности

- Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

- Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.)

Для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия, поэтому мы в своей группе создали уголок трудового воспитания. С помощью родителей было приобретено необходимое оборудование (щетки для одежды, тазики для мытья игрушек, посуды, для стирки белья, корзины для чистого и грязного белья). Были пошиты новые красивые фартуки для уборки в группе, для работы в уголке природы, для дежурства по столовой. Так же было приобретено оборудование для работы в огороде ( детская тачка для вывоза сорняков, сбора урожая, лейки, совочки и грабельки и т.д). Нами были приобретены дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых.

Организуя трудовую деятельность детей необходимо:

- создать эмоционально-положительную обстановку в процессе труда;

- подбирать соответствующее оборудования для труда;

- создавать мотивации трудовой деятельности;

- систематически включать каждого ребенка в труд на правах партнера;

- создать в группе трудовую атмосферу постоянной занятости, стремление к полезным делам;

- учитывать нагрузки, состояния здоровья, интересы, способности ребенка;

- поощрять в процессе и по результатам труда;

-демонстрировать заинтересованность педагога.

Одной из важнейших задач, в старшей группе является воспитание привычки к трудовому усилию.

Одним из видов трудового воспитания является - самообслуживание. Это вид труда, который ребенок осваивает в первую очередь. Научив детей одеваться, умываться, мы старались привить детям такие качества как аккуратность, тактичность, взаимопомощь. Стараясь следить за своим внешним видом и внешним видом товарищей, дети учились тактично делать замечание товарищам, вежливо указывать на неопрятность во внешнем виде, помогать исправлять недочеты (поправить воротник рубашки, помочь заправить футболку в шорты и т.д.)

Дети старшего дошкольного возраста участвуют во всех видах дежурств в группе. Каждый из детей дежурит по три дня, за один день дети не успевают овладеть содержанием дежурства, а тем более навыками работы, не успевают организоваться в маленький коллектив и создать свою ответственность перед большим коллективом за выполнение порученной им работы. За один день не создаются условия для того, чтобы образовалось полезное для детей трудовое усилие, чтобы дети могли добиться реального успеха. Дежурные назначаются в соответствии с графиком.

Чтобы лучше обеспечить систематичность включения детей в труд мы пользуемся графиком дежурств и индивидуальных поручений. Когда дети отдежурят, каждый ребенок должен отчитаться о своей работе в конце недели (что нового узнали, чему научились, какие изменения произошли). Все это повышает ответственность за свою работу.

А чтобы не надоело дежурить, мы меняем вид труда. Это помогает поддерживать интерес к делу, не надоедает ребенку, и в то же время сохраняется главное условие воспитания детей - регулярность и обязанность их участия в труде.

Мы заметили что не все дети дежурят одинаково. Некоторые дети дежурят по столовой ловко: раздают ложки тарелки (Света, Настя, Миша, София и др.) а некоторые неуверенно без желания (Андрей, Настя М., Тимур, Максим) перед нами встала задача - научить всех детей правильным навыкам этого труда. Правильно разложить ложки: взять их в левую руку, а правой рукой брать по одной ложке и класть с правой стороны тарелки, брать только за ручку.

Формируя навыки, мы воспитываем привычку к труду и одновременно решаем задачи нравственного воспитания, подчеркивая хорошую сторону поступков детей. "Как хорошо сегодня дежурили Дима и Лена, все сделали правильно, быстро помогли Валентине Михайловне и позаботились о товарищах.

По занятиям дети тоже дежурят по двое. мы заметили, что у дежурных много времени уходило на подготовку столов, раздачу материала к занятию, мы обратили на это внимание, продумали, как лучше организовать этот процесс. Продумали место хранения оборудования так, чтобы каждый ребенок мог взять все, что ему нужно к занятию. нам удалось за счет руководства воспитателя обеспечить работу дежурных.

Дежурить в уголке природы мы обучали каждого ребенка отдельно, учили рыхлить землю палочкой осторожно чтобы не повредить корни. Вначале показывали по сколько воды надо лить под каждое растение. Некоторые в начале ошибались, наливали больше, так как увлекал их сам процесс поливания. некоторые дети боялись перелить и лили очень мало воды. Потом стали поливать правильно. Учили детей договариваться кто что будет делать. В начале конечно ничего не получалось, некоторые выкрикивали : "Я буду поливать" (Андрей, Матвей) и ни как не хотели уступать другому. Поясняли что кто-то должен выполнять одно действие, кто то другое. Вначале дети уступали с трудом, иногда даже со слезами. Поясняли, что если ты уступишь сегодня, завтра уступят тебе. Систематическая работа привела к тому, что дети не стали упрямо настаивать, а научились спокойно договариваться.

Обучив детей необходимым навыкам у нас появилась возможность объединять детей в общий труд. Это была уборка групповой комнаты. Дети были разделены на три звена. Первое звено делало уборку в строительном уголке - мыли строительный материал, вытирали его на сухо, протирали шкаф, укладывали его обратно. Второе звено трудилось в кукольном уголке - протирали кукольную мебель, мыли посуду, складывали кукольные вещи. Третье звено стирали кукольное белье - снимали одежду с кукол, надевали чистую, стирали грязную, полоскали ее, вешали. детям помогли распределить обязанности, так как они затруднялись в этом. Овладевая этим трудом впервые звеньями нам пришлось нелегко. Трудно было уследить за всеми звеньями, хотелось услышать их разговор, помочь детям в нужный момент и держать их в поле зрения. Дети не одновременно закончили работу, не давали помогать друг другу, каждый хотел выполнить свою работу сам.

Только постепенно научили детей вовремя прийти на помощь в своем звене, а затем и общем труде. Мы хвалили детей за то что они закончили работу одновременно, отмечали тех, кто добросовестно трудился, тех кто помогал другим, тех кто принял помощь, хвалили за то что убрали рабочее место. Показывали детям, как стало чисто в нашей группе. Никто не отставал, все дружно работали. А как весело было трудится всем вместе! Как говорится в стихотворении Маяковского: "Что один не сделает - сделаем вместе". Сами дети были довольны своей работой, это было видно по их выражению лица. Общий труд проводится еженедельно в пятницу во второй половине дня.

Кроме таких видов труда , дети еще выполняют разнообразные поручения: убрать строитель, навести порядок в уголках. В начале на такие поручения в ответ мы часто слышали "Это не я брал" или "Я в это не играл".

Постепенно объясняя детям, что не так важно кто играл и забыл убрать за собой, гораздо важнее соблюдать порядок, беречь игрушки, помогать друг другу и воспитателям. Сейчас такие поручения дети выполняю самостоятельно, наводят порядок в группе, убираются в игровых уголках.

Так же мы проводим труд в природе. особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает решать задачи физического развития детей, совершенствованию движений, повышению выносливости. Труд мы организовывали не только в помещении, но и на участке.

Начиная со средней группы мы постепенно приучали детей к работе на участке, организовывали коллективные труд (уборка и мытье игрушек на веранде, наведение порядка на участке, работа в огороде). Дети с радостью выполняли несложные трудовые поручения, собирали игрушки, подметали полы в домике и машине, зимой очищали постройки от снега. Учили детей расчищать дорожки. Работая в огороде учили детей поливать и полоть грядки.

В старшей группе мы продолжали обучать детей посильному труду , постепенно усложняя трудовые действия. Учили перекапывать грядки, рыхлить землю, привлекали детей к посадке семян и сбору урожая, подготовке грядок к зиме. В старшей группе начали привлекать детей к уборке не только своего участка, но и оказывать посильную помощь малышам и дворнику. Дети с радостью и большим желанием выходили на уборку листвы со спортивного участка. Учили работать дружно, помогать друг другу, договариваться о распределение труда.

Большое значение для воспитания нравственных качеств у дошкольников оказывает знакомство детей с трудом взрослых. Оно воспитывает уважение к трудящимся, приучает детей ценить человека за его труд, влияет на отношение детей к труду.

На конкретных примерах показывали значения труда старших и старались вызвать чувство благодарности. Обращая внимание на чистоту в группе, мы указывали детям, что чистота является результатом труда помощника воспитателя, воспитываем желание сохранить чистоту и тем самым проявить уважение к труду помощника воспитателя. Обращая внимание на то, что вкусный обед приготовлен поваром детского сада. Проводили экскурсию на кухню, познакомили с машинами облегчающими труд поваров. Благодарили повара за вкусный обеды

Проводя беседы и экскурсии мы не только объясняли смысл работы, но и обращали внимание на значимость труда взрослых, на то как дружно и слаженно работают люди.

Каждый ребенок должен понять самое главное: всякий труд на пользу общества уважаем и почетен, к любому труду надо относится творчески, только трудом можно добиться уважение окружающих людей. Постоянное участие детей в труде способствовало воспитанию личных качеств у детей, и робкие стали смелее, увереннее принимать участие в труде. А при систематическом участии в труде - навыки переходят в привычку к трудовому усилию. В связи с постоянным участием в труде появилась трудовая заботливость, желание работать на пользу коллектива, появилась привычка к систематическому выполнению обязанностей

Подводя итог мы с уверенностью можем сказать что труд воспитывает в детях самые лучшие нравственные качества личности. Дети стали самостоятельными, более ответственными, с уважением относятся к чужому труду, стремятся помогать взрослым и друг другу. Дети научились общаться, уступать друг другу, договариваться о совместной деятельности.

Конечно есть еще дети, которые не всегда уступают друг другу, некоторые ленятся выполнять поручения. Но мы продолжаем работу в этом направлении и надеемся достичь определенных успехов.

© 2010-2022