ИЛЛЮЗИИ – это МАГИЯ или НАУКА???

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата проведения: 21.04.2015г.

Организатор: Пенчук Елена Михайловна

учитель биологии МБОУ СОШ № 6 им. И. т. Сидоренко, Усть-Лабинский район., г. Усть-Лабинск

Целевая группа участники: учащиеся пятых и шестых классов

Название мероприятия: «ИЛЛЮЗИИ - это МАГИЯ или НАУКА???»

Тема: Репетиция представления Увлекательной науки

Цели: формирование положительных мотиваций к изучению инновационного курса «Основы естественно-научных исследований»; обобщить, углубить, закрепить знания по теме «Тепловые явления. Конвекция и излучение. Свет и его свойства», вызвать интерес к предмету у учащихся пятых и шестых классов.

Задачи:

углубить и закрепить знания по занятиям «Тепловые явления. Конвекция и излучение. Свет и его свойства», вызвать у учащихся пятых и шестых классов интерес к предмету, развивать логическое и абстрактное мышление сформировать умения решать проблемные естественно-научные задачи. Развитие коммуникативных навыков, освоение техники совместной работы в команде. Внесение соревновательного интереса между командами (между классами)

Сценарий

ИЛЛЮЗИИ - это МАГИЯ или НАУКА???


Ребята, каждый из вас представляет кото такой фокусник, иллюзионист, что такое магия. Наверное, любой, кто видел выступление фокусника, пытался разгадать этот фокус? Или Вы верите, что с помощью волшебной палочки фокусник творит чудеса?

Сегодня мы с вами ответим на вопрос: «ИЛЛЮЗИИ - это МАГИЯ или НАУКА?», и в этом нам помогут двое ведущих Магия и Наука, и их команды: Фокусники и Ученые.

Два ведущих, один представляет магию (накидка, колпак и волшебная палочка); другой ведущий представляет науку (халат, указка, книга). Начинается спор:

Магия:

- Вы каждый день сталкиваетесь с чудесами и волшебством.

1. Скажите, солнце и луна какой формы?

(-круглой). Нет, не всегда. На восходе и закате солнце и луна - овальные! - Слайд 1,2

2. А знаете такое растение, как подсолнух? Так оно волшебное, его цветок все время смотрит на солнышко и общается с ним.

3. Также Вы слышали о загадочных волшебных огнях, а кто-то мог их наблюдать, когда жил за полярным кругом. Слайд 4, 5

4. Загадочные, магические существа Джины застыли в каменных изваяниях. Наверное , какой то белый маг в далеком прошлом превратил их в камни и спас людей от злых духов. Слайд

5. Сезонное исчезновение и появление некоторых видов птиц Аристотель объяснял собственной теорией, согласно которой одни виды птиц превращаются в другие.

Чтобы управлять самолетом и не сбиться с курса, пилот ориентируется по специальным приборам, встроенным в самолет. А перелетные птицы, насекомые загадочным образом знаю куда лететь. Годовой маршрут через Тихий океан Буревестника выглядит как гигантская петля длиной 20-25 тыс. км. Слайд

Наука:

1. атмосферная рефракция - преломление в атмосфере световых лучей от небесных светил. Поскольку плотность планетных атмосфер всегда убывает с высотой, преломление света происходит таким образом, что изображения небесных светил «приподнимается» над их истинным положением. Другое видимое следствие рефракции (точнее, разницы её значений на разных высотах) - сплющивание видимого диска Солнца или Луны на горизонте.

2. Гелиотропизм - способность растений принимать определенное положение под влиянием солнечного света. Движение осуществляется при помощи специальных моторных клеток, находящихся в гибком основании цветка.

3. Полярное сияние (северное сияние) - свечение (люминесценция) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. "Внутри установки Planeterrella моделируется атмосфера Земли на высоте 80 километров и другие условия, которые становятся причиной возникновения северных сияний. Единственная разница заключается в том, что заряженные частицы не прибывают от Солнца, а создаются искусственным путем" - Слайд

4. Слайд Это не джины, а обычные скалы и горы. Существует эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой им картине. Он хорошо известен каждому, кто наблюдал бегущие по небу облака, подчас принимающие форму известных зрительных объектов. Такой же эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света.

5. Ориентироваться птицы могут несколькими способами: оценивая поляризацию солнечного света, положение солнца на небе, вращение звезд вокруг Полярной звезды и используя магнитный компас.

В настоящее время ученые активно ищут органы магниторецепции, которые могут служить птицам внутренним компасом.

Магия:

А как же, если не волшебным образом, появляется радуга после дождя?

Наука:

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды (дождя или тумана), парящими в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате белый свет разлагается в спектр (происходит дисперсия света).

А мои помощники-исследователи умеют создавать радугу без солнца. Продемонстрируйте пожалуйста …

Магия:

Возможно, в чем-то Наука права, но моя команда фокусников сейчас докажет, что волшебство существует.

Наука:

Я тоже не одинока, у меня много последователей - ученых, а так же юных исследователей. Я думаю, они сумеют объяснить все фокусы с точки зрения современных научных познаний в физике, химии, биологии.

Магия вызывает фокусника № 1

Фокус: (на сцене сразу на столе стоит сосуд с глицерином и стаканчиком). Выходит ассистент фокусника (грустный), Фокусник спрашивает: «Ты, что такой грустный?»

Ассистент: Я случайно разбил стаканчик, и мама очень расстроится, подскажи, что мне делать? Фокусник: А ты положи осколки в мой магический сосуд.(помещает осколки в сосуд, Фокусник перемешивает их палочкой и достает целую рюмку). Вытирая рюмку салфеткой, говорит: «В следующий раз будь аккуратен со стеклом, оно очень хрупкое!»

Ученый № 1: (пробует пальцем жидкость) Так я и думал - ГЛИЦЕРИН, а на дне - осколки стакана. У Вас самая обычная банка, в которой Вы заранее спрятали целый стаканчик.

Фокусник: Как можно спрятать предмет в прозрачной жидкости?

Ученый: Можно, если у жидкости и предмета одинаковый коэффициент преломления. Например, у Глицерина и стекла показатель преломления примерно 1,47. Лучи одинаково преломляются в 2-х средах, и рюмку не видно.

Магия вызывает фокусника № 2

Фокус: Фокусник овладел навыками телекинеза, и могу передвигать предметы силой мысли. (пипетка опускается и поднимается)

Ученый № 2: То же мне - сила мысли - Сила руки!!! (нажимает на бутылку и пипетка опускается). Нажимая на бутылку, мы повышаем в ней давление, пузырек воздуха, находящийся в колпачке пипетки, сжимается, плотность пипетки увеличивается и она опускается на дно.

Плотность прямо пропорциональна массе, т. е. чем ниже плотность тем меньше масса. Здесь действует Закон Архимеда: на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Говоря современным языком, тело плавает, если его средняя плотность меньше плотности жидкости, в которую оно погружено.

Магия вызывает фокусника № 3

Фокус: Надутый воздушный шарик сразу лопается над пламенем свечи (спиртовой горелки). Но у фокусника есть волшебная жидкость (наливает немного в шарик и надувает его). Теперь шарик не лопается.

Ученый № 3

Никакая это жидкость не волшебная, а обычная вода. На занятиях по курсу ОЕНИ я узнал, что вода обладает высокой теплоемкостью и теплопроводностью, она способна быстро вбирать в себя тепло и поэтому стенка шарика не нагревается и не лопается.

Закон: Теплопроводность - это процесс переноса внутренней энергии от более нагретых частей тела (или тел) к менее нагретым частям (или телам), осуществляемый хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами).

Магия вызывает следующего фокусника № 4

Обращение к жюри: «Как Вы думаете, железные монеты могут плавать?» Я Вам покажу, что могут.

Показывает фокус с монеткой в чашке. (При наполнении чаши водой, монета как-будто всплывает и становится видимой. Для всего зала показывается видеоролик)

Ученый № 4:

Это не монета всплыла, а ее изображение. Этот фокус легко объяснить, способностью воды преломлять (искривлять) лучи, поэтому изображение монеты становиться приподнятым. Мы все наблюдали это явление, на озере или море, когда дно нам кажется ближе, чем на самом деле.

Магия вызывает следующего фокусника № 5

А я могу управлять потоками жидкости в воде. Сейчас Вы увидите, как синяя жидкость опустится вниз, а красная поднимется вверх. Показывает фокус конвекцией жидкостей.

Ученый № 5

- Позвольте мне объяснить данный фокус. Это объясняется таким явлением, как конвекция. Конвекция (от лат. convectiō - «перенесение») - вид теплопередачи, при котором энергия передается струями и потоками. Горячая вода поднимается вверх, а холодная опускается вниз.

Фокусник № 5:

- Верно, синяя жидкость - это холодная вода, а красная - это горячая вода.

Фокусник № 6

Показывает фокус с «исчезновением» монетки. Перед жюри кладет две монеты, и говорит: «Выберете монетку, сейчас я сделаю так, что Вы не увидите эту монету». Выбранную монету накрывает банкой с водой (монета «исчезает»), а другую - пустой банкой (монету видно).

Фокусник № 6 Объявляет фокус: «Танцующий карандаш»

- Я Вам продемонстрирую.

Ученый № 6

Эти два фокуса также объясняются, способностью воды преломлять (искривлять) лучи, поэтому изображение монеты становиться приподнятым и как-будто исчезает, а часть карандаша, которая погружена в глицерин, движется независимо от той, которая находится вне глицерина.

Это явление, при котором луч света, переходя из одной среды в другую, изменяет направление на границе этих сред - преломление света.

Фокусник № 7:

- Скажите, пожалуйста, когда закипает вода, что в ней появляется? (Ответ: пузырьки)

Показывает фокус с пузырьками в стакане. Обращаясь к жюри: «Что Вы видите в моем стакане?» (пузырьки) Значит, когда по нему стучишь, вода в нем тоже начинает закипать!!! При этом я могу, не обжигаясь, держать его в руках!

Магия: «Действительно, настоящее волшебство!»

Ученый № 7

- Вода содержит растворенный воздух. В воде появляются пузырьки, т. к. при постукивании вода уплотняется и лишний воздух выделяется в виде пузырьков.

Мои слова:

Давайте немного отдохнем и посмотрим выступление театра теней. Басня Крылова «Ворона и Лисица»

Наука:

И даже здесь не обойтись без научных законов:

Закон прямолинейного распространения света - в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. Свет не может огибать предметы, поэтому образуются тени. Также закон прямолинейного распространения света позволяет объяснить, как возникают солнечные и лунные затмения. В связи с законом прямолинейного распространения света появилось понятие световой луч, которое имеет геометрический смысл как линия, вдоль которой распространяется свет.

(Светит лазером, а помощник распыляет воду из пульверизатора)

Фокусник № 8:

Вы хотите сказать, что луч лазера - это прямая линия? Не всегда. Смотрите внимательно!

(Показывает опыт с искривление луча в струе воды)

Ученый № 8

В струе воды луч отражается и распространяется по ходу движения воды. Этот принцип используется в оптоволокне - переноса света внутри себя посредством полного внутреннего отражения, например в телефонных, компьютерных проводах.

Фокусник № 9

- Я хочу продемонстрировать Вам волшебную «Мензурку-переводчик», которая переводит английские буквы на русские, а также изменить направление стрелок на противоположное.

Ученый № 9

Ничего удивительного. Мензурка с водой - это вертикальная цилиндрическая линза! Она фокусирует пучок лучей только по одной координате, давая действительное, перевернутое только в одной плоскости, изображение.

Хрусталик нашего глаза - это тоже линза, но мы видим окружающий нас мир не в перевернутом виде, т. к. человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв в определенные области мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим.

Но, именно потому, что наш мозг всю информацию анализирует и сопоставляет, мы иногда видим то, чего нет на самом деле. (Показывают плакаты с оптическими иллюзиями)

Ученый № 10

Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, а мозг объединяет эти изображения (бинокулярное или стереоскопическое), мы можем увидеть необычные вещи: «Дыру в руке». (Раздает листики, просит свернуть их в трубочку и показывает, как можно увидеть «дыру в руке»)

Мои слова:

Сегодня магия, с помощью своих помощников, не смогла нас убедить, что волшебство существует. Науке и ее юным ученым-исследователям удалось объяснить все ее фокусы и загадки.

Наука: (обращаясь к Зрителям)

Да, мы живем в век научно-технической революции, и в мире почти не осталось загадок, которые ученые не смогли бы объяснить. (обращаясь к Магии, берет у нее волшебную палочку) Любой загадке есть научное объяснение, так что исчезни!

Магия:

Ничего не получится, человек не может раствориться в пространстве по мановению волшебной палочки. Закон сохранения вещества и энергии:

НИЧТО НЕ ВОЗНИКАЕТ НИОТКУДА И НЕ ИСЧЕЗАЕТ В НИКУДА.
Но я все равно верю, что волшебство существует, но чтобы это доказать, сначала нужно изучить то, что ученым давно известно!

Наука:

А моим юным последователям в этом помогает научный кружок «Основы естественно-научных исследований», или кратко ОЕНИ. У нас даже есть свой гимн:

(поют песню)

Конец

Все участники выходят на сцену. Группа учеников из 5-х классов -Жюри - выбирает наиболее запомнившегося и понравившегося игрока - победителя. (Объявление победителя)

(Во время совещания проводиться синквейн)

Мои слова: Сегодня победила Наука, Скажите ребята, какую Победу мы никогда не должны забывать? (Победу в ВОВ!). Давайте сейчас в честь этой Великой Победы составим вместе необычное стихотворение-синквейн.

Мои слова: Т. к. победила Наука давайте в ее честь составим небольшое стихотворение - синквейн

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

После синквейна, перед тем, как жюри объявит победителя, им предлагается высказать свое мнение (Рефлексия слайд ВАШЕ МНЕНИЕ 1). Я узнал …., 2). Меня удивило … 3) Было трудно …., 4) Мне захотелось ….)

Оценочная таблица для жюри

роль

участник

Баллы (1-10)

Сумма баллов

Магия Театр теней Плакат

Копылова Инна



Наука Фокусник 4

Губарева Анна



Радуга




Фокусник 1 Ученый 3 Фокусник 6

Шевцова Лера



Помощник фокусника 1 Фокусник 5

Крамская Саша



Ученый 1 Фокусник 8

Фурман Маша



Фокусник 2

Ощепков Денис



Помощник фокусника 2 Ученый 9

Булдакова Даша



Ученый 2 Ученый 10 Ученый 8

Масликова Катя



Фокусник 3 Ученый 5

Михалева Даша



Ученый 4 Ученый 6

Белякова Анна



Фокусник 7

Тосунова Кристина



Ученый 7 Фокусник 9

Резник Даша



Театр теней

Соня








Список участников выступления

Ведущий

Магия Копылова Инна ЗАЛ

Наука Губарева Анна ЗАЛ

Радуга ЗАЛ

Фокусник 1 Шевцова Лера 6 В СЦЕНА

Помощник фокусника 1 Крамская Саша 6 В

Ученый 1 Фурман Маша 6 В

Фокусник 2 Ощепков Денис 6 А ЗАЛ

Помощник фокусника 2 Булдакова Даша 6 А

Ученый 2 Масликова Катя 6 В

Фокусник 3 Михалева Даша 6 В СЦЕНА

Ученый 3 Шевцова Лера

Фокусник 4 Губарева Анна 6 В ЖЮРИ

Ученый 4 Белякова Анна 6 А

Фокусник 5 Крамская Саша СЦЕНА

Ученый 5 Михалева Даша

Фокусник 6 Шевцова Лера ЖЮРИ

Ученый 6 Белякова Анна

Фокусник 7 Тосунова Кристина 6 В ЗАЛ

Ученый 7 Резник Даша 6 А

Ведущий

Театр теней: Копылова Инна, Соня 6 Б, Булдакова Даша

Наука Губорева Анна

Фокусник 8 Фурман Маша СЦЕНА

Ученый 8 Масликова Катя

Фокусник 9 Резник Даша СЦЕНА, ЗАЛ

Ученый 9 Булдакова Даша

Плакат Копылова Инна ЗАЛ

Ученый 10 Масликова Катя ЗАЛ

Ведущий

Наука Губарева Анна СЦЕНА

Магия Копылова Инна СЦЕНА



© 2010-2022