Программа занятий по ручному труду Мир красок (1-класс)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа занятий по ручному труду Мир красок (1-класс)



Пояснительная записка

Программа «Краски радуги» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: Веретенниковой Л.П. «Умелые ручки», программы кружка по изобразительной деятельности (из опыта работы) Казаковой Р.Г., Сайгановой Е.М.

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, световосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.

Содержание программы «Краски радуги» предусматривает освоение детьми различных методов и средств художественного воспитания: рисование, аппликация, работа с бросовым материалом, флористика, бумагопластика. Освоение данных технологий позволят расширить кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического отношения и художественно - творческих способностей.

Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Целевое назначение программы:

Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики рук и коррекции.

  • Снятие физического и психологического напряжения.

  • Увеличение способности детей к концентрации внимания.

  • Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

  • Помощь детям в преодолении барьеров в общении.

  • Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.

  • Развитие художественно - творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Главной задачей воспитателя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Воспитатель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

К концу обучения учащиеся должны знать:

u название и назначение материалов - бумага, природный материал;

u название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла;

u правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

u анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

u правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

u соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

u экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

u простой карандаш

u линейка

u фломастеры

u цветные карандаши

u ножницы

u кисточка для клея и красок

Материалы:

u бумага цветная для аппликаций

u двухсторонняя цветная бумага

u картон белый и цветной

u клей ПВА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 34часа

Программа рассчитана на 1 год.

  1. Бумаготворчество (9ч)

  2. Работа с бросовым материалом(7ч)

  3. Аппликация(11ч)

  4. Флористика(7ч)

Примерная структура занятий.


  1. Педагог нацеливает детей на выполнение задания.

  2. Рассказывает о предстоящей работе.

  3. Демонстрирует 2-3 приёма работы.

  4. Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.

  1. Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.

  2. Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).

Календарно - тематическое планирование

Коррекционная работа на занятиях:

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- обогащение словарного запаса;

- развивать умение самостоятельно продолжать работу;

- формирование практических навыков работы с материалами и инструментами;

- формирование пространственных представлений;

- развитие восприятия, внимания, памяти.

4.09. Тема: Заготовка природного материала

Цели: закрепление правил поведения в природе; формирование трудолюбия; развитие любознательности;

Материал: папки для природного материала

11.09. Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Цели: закрепление знаний по теме; воспитание аккуратности; развитие воображения в процессе рисования;

Материал: альбом, карандаши, кисти, краски, клей, цветная бумага.

18.09. Тема: «Кувшинка - булавочница»

Цели: освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков работы с инструментами.

Материал: цветная бумага, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы, кусочек поролона

25.09. Тема: «Кувшинка - булавочница»

Цели: освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций; воспитание умения работать в коллективе;

Материал: цветная бумага, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы, кусочек поролона

2.10. Тема: «Кувшинка - булавочница»

Цели: формирование умения организации рабочего места; воспитание доброжелательного отношения к труду; развитие интереса;

Материал: цветная бумага, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы, кусочек поролона

9.10. Тема: «Весёлый попугай»

Цели: формирование знаний по теме; расширение кругозора; развитие внимания;

Материал: листы цветной офисной бумаги, картон белый, ножницы, карандаш, клей, линейка, кисть.

16.10. Тема: «Весёлый попугай»

Цели: продолжить работу по изготовлению попугая; развивать умение ориентироваться в работе; формирование трудовых качеств;

Материал: листы цветной офисной бумаги, картон белый, ножницы, карандаш, клей, линейка, кисть.

23.10. Тема: «Весёлый попугай»

Цели: продолжить осваивать приёмы работы; расширение кругозора;

Материал: листы цветной офисной бумаги, картон белый, ножницы, карандаш, клей, линейка, кисть.

30.10. Тема: «Праздник урожая»

Цели: закрепление знаний по теме; развитие воображения;

Материал: альбом, карандаши, кисти, краски, клей, цветная бумага.

13.11. Тема: Подставка для карандашей

Цели: знакомство с новым видом работы; развитие интересов учащихся; развитие памяти;

Материал: 2 рулона из под туалетной бумаги, солёное тесто, краски, кисть.

20.11. Тема: Подставка для карандашей

Цели: продолжить работу по изготовлению карандашница; развивать умение ориентироваться в работе; формирование трудовых качеств;

Материал: 2 рулона из под туалетной бумаги, солёное тесто, краски, кисть.

27.11. Тема: Подставка для карандашей

Цели: закрепление умения в оформлении работы; воспитание волевых качеств;

Материал: 2 рулона из под туалетной бумаги, солёное тесто, краски, кисть.

4.12. Тема: «Цветочки из упаковки от яиц»

Цели: знакомство с новым материалом и видом работы; развитие любознательности;

Материал: упаковка от яиц, маникюрные ножницы, трубочка для коктейля, клей «Момент».

11.12. Тема: «Цветочки из упаковки от яиц»

Цели: продолжить знакомство с работой; развитие аккуратности и усидчивости;

Материал: упаковка от яиц, маникюрные ножницы, трубочка для коктейля, клей «Момент».

18.12. Тема: «Новогодние украшения»

Цели: закрепление знаний по теме; воспитывать аккуратность, терпение;

Материал: бумага, ножницы, клей.

25.12. Тема: Оформление групповой комнаты к Новогоднему празднику.

Цели: закрепление умений учащихся по оформлению комнаты к празднику; воспитание стремления помочь друг другу;

Материал: всё необходимое для украшения.

15.01. Тема: Аппликация из скрученных салфеток

Цели: Знакомство с новым видом работы; формирование уверенности в себе;

Материал: шаблон картинки, цветные салфетки, цветной картон, ножницы, клей ПВА.

22.01. Тема: Аппликация из скрученных салфеток

Цели: формирование умения работы по образцу; воспитывать аккуратность и точность в работе;

Материал: шаблон картинки, цветные салфетки, цветной картон, ножницы, клей ПВА.

29.01 Тема: Аппликация из скрученных салфеток

Цели: создание коллективных работ; развитие интереса к данному виду работы;

Материал: шаблон картинки, цветные салфетки, цветной картон, ножницы, клей ПВА.

5.02. Тема: Декорирование кашпо

Цели: продолжить осваивать приёмы работы; расширение кругозора; развитие умения ориентироваться в задании;

Материал: картон, клейстер из крахмала, т. бумага, краски, кисть, карандаш.

12.02. Тема: Аппликация из туалетной бумаги

Цели; продолжить осваивать приёмы работы; способствовать формированию самостоятельности;

Материал: картон, клейстер из крахмала, т. бумага, краски, кисть, карандаш.

19.02. Тема: Изготовление поздравительной открытки

Цели: закрепление умения организации рабочего места; воспитание доброжелательного отношения к маме; развитие воображения;

Материал: цветной картон, бумага, ножницы, клей, кисть.

26.02. Тема: Лепка "жгутиками" и "горошками "цветов лотоса.

Цели: знакомство с новым видом работы; воспитание аккуратности и точности в работе;

Материал: основа, пластилин

4.03. Тема: Лепка "жгутиками" и "горошками "цветов лотоса.

Цели: развитие умения доводить работу до конца; формирование умения работать в коллективе;

Материал: основа, пластилин

11.03. Тема: «На полянке»

Цели: знакомство с техникой «рисование и аппликация»; развитие внимания;

Материал: твердая основа , обои, гофрированный картон, линейка, карандаш, кисть, гуашь (черная), клей «Мастер» ( так же подойдет клей «Момент»), ножницы.

18.03. Тема: «На полянке»

Цели: поддержание инициативы учащихся в работе; развитие самостоятельности;

Материал: твердая основа , обои, гофрированный картон, линейка, карандаш, кисть, гуашь (черная), клей «Мастер» ( так же подойдет клей «Момент»), ножницы.


  1. Тема: «На полянке»

Цели: способствовать познавательной активности; закрепление знаний по теме;

Материал: твердая основа , обои, гофрированный картон, линейка, карандаш, кисть, гуашь (черная), клей «Мастер» ( так же подойдет клей «Момент»), ножницы

15.04. Тема: Флористика. Последовательность выполнения аппликации.

Цели: знакомство с новой технологией изготовления цветов; формирование творческих способностей учащихся;

Материал: готовые работы учащихся

22.04. Тема: Флористика. Животные, птицы, рыбы.

Цели: продолжить осваивать приёмы работы; расширение кругозора; развитие умения ориентироваться в задании;

Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.

29.04. Тема: Флористика. Животные, птицы, рыбы.

Цели: развитие аккуратности, воспитывать умение доводить работу до конца;

Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.


  1. Тема: Флористика. Картины из цветов и листьев.

Цели: закреплять умение изготавливать картины; развитие инициативы; воспитывать желание творить;

Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.

13.05. Тема: Флористика. Картины из цветов и листьев.

Цели: развивать умения работать по образцу; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.

20.05. Тема: Флористика. Картины из цветов и листьев.

Цели: отрабатывать навыки самостоятельной работы; воспитание трудолюбия;

Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.

27.05. Тема: Итоговая диагностика

Цели: определение уровня динамики, которого достигли дети за время обучения.



Литература:


  1. Е.К. Брыкина Творчество детей в работе с различными материалами. Москва 2000 год.

  2. «Портфель вожатого» А.А. Маслов. 2002 год.

  3. О.М.Маркелова Поделки из природного материала. - Волгоград: - учитель.2009 год.

  4. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. - М.: Эксмо,2006 год.

  5. Интернет - материалы.



© 2010-2022