- Преподавателю
- Другое
- Программа занятий по ручному труду Мир красок (1-класс)
Программа занятий по ручному труду Мир красок (1-класс)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аширова Г.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Программа «Краски радуги» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: Веретенниковой Л.П. «Умелые ручки», программы кружка по изобразительной деятельности (из опыта работы) Казаковой Р.Г., Сайгановой Е.М.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, световосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.
Содержание программы «Краски радуги» предусматривает освоение детьми различных методов и средств художественного воспитания: рисование, аппликация, работа с бросовым материалом, флористика, бумагопластика. Освоение данных технологий позволят расширить кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического отношения и художественно - творческих способностей.
Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Целевое назначение программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
-
Развитие мелкой моторики рук и коррекции.
-
Снятие физического и психологического напряжения.
-
Увеличение способности детей к концентрации внимания.
-
Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
-
Помощь детям в преодолении барьеров в общении.
-
Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
-
Развитие художественно - творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Главной задачей воспитателя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Воспитатель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.
К концу обучения учащиеся должны знать:
u название и назначение материалов - бумага, природный материал;
u название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла;
u правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
u анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
u правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
u соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
u экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления:
u простой карандаш
u линейка
u фломастеры
u цветные карандаши
u ножницы
u кисточка для клея и красок
Материалы:
u бумага цветная для аппликаций
u двухсторонняя цветная бумага
u картон белый и цветной
u клей ПВА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 34часа
Программа рассчитана на 1 год.
-
Бумаготворчество (9ч)
-
Работа с бросовым материалом(7ч)
-
Аппликация(11ч)
-
Флористика(7ч)
Примерная структура занятий.
-
Педагог нацеливает детей на выполнение задания.
-
Рассказывает о предстоящей работе.
-
Демонстрирует 2-3 приёма работы.
-
Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.
-
Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.
-
Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).
Календарно - тематическое планирование
Коррекционная работа на занятиях:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- обогащение словарного запаса;
- развивать умение самостоятельно продолжать работу;
- формирование практических навыков работы с материалами и инструментами;
- формирование пространственных представлений;
- развитие восприятия, внимания, памяти.
4.09. Тема: Заготовка природного материала
Цели: закрепление правил поведения в природе; формирование трудолюбия; развитие любознательности;
Материал: папки для природного материала
11.09. Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цели: закрепление знаний по теме; воспитание аккуратности; развитие воображения в процессе рисования;
Материал: альбом, карандаши, кисти, краски, клей, цветная бумага.
18.09. Тема: «Кувшинка - булавочница»
Цели: освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков работы с инструментами.
Материал: цветная бумага, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы, кусочек поролона
25.09. Тема: «Кувшинка - булавочница»
Цели: освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций; воспитание умения работать в коллективе;
Материал: цветная бумага, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы, кусочек поролона
2.10. Тема: «Кувшинка - булавочница»
Цели: формирование умения организации рабочего места; воспитание доброжелательного отношения к труду; развитие интереса;
Материал: цветная бумага, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы, кусочек поролона
9.10. Тема: «Весёлый попугай»
Цели: формирование знаний по теме; расширение кругозора; развитие внимания;
Материал: листы цветной офисной бумаги, картон белый, ножницы, карандаш, клей, линейка, кисть.
16.10. Тема: «Весёлый попугай»
Цели: продолжить работу по изготовлению попугая; развивать умение ориентироваться в работе; формирование трудовых качеств;
Материал: листы цветной офисной бумаги, картон белый, ножницы, карандаш, клей, линейка, кисть.
23.10. Тема: «Весёлый попугай»
Цели: продолжить осваивать приёмы работы; расширение кругозора;
Материал: листы цветной офисной бумаги, картон белый, ножницы, карандаш, клей, линейка, кисть.
30.10. Тема: «Праздник урожая»
Цели: закрепление знаний по теме; развитие воображения;
Материал: альбом, карандаши, кисти, краски, клей, цветная бумага.
13.11. Тема: Подставка для карандашей
Цели: знакомство с новым видом работы; развитие интересов учащихся; развитие памяти;
Материал: 2 рулона из под туалетной бумаги, солёное тесто, краски, кисть.
20.11. Тема: Подставка для карандашей
Цели: продолжить работу по изготовлению карандашница; развивать умение ориентироваться в работе; формирование трудовых качеств;
Материал: 2 рулона из под туалетной бумаги, солёное тесто, краски, кисть.
27.11. Тема: Подставка для карандашей
Цели: закрепление умения в оформлении работы; воспитание волевых качеств;
Материал: 2 рулона из под туалетной бумаги, солёное тесто, краски, кисть.
4.12. Тема: «Цветочки из упаковки от яиц»
Цели: знакомство с новым материалом и видом работы; развитие любознательности;
Материал: упаковка от яиц, маникюрные ножницы, трубочка для коктейля, клей «Момент».
11.12. Тема: «Цветочки из упаковки от яиц»
Цели: продолжить знакомство с работой; развитие аккуратности и усидчивости;
Материал: упаковка от яиц, маникюрные ножницы, трубочка для коктейля, клей «Момент».
18.12. Тема: «Новогодние украшения»
Цели: закрепление знаний по теме; воспитывать аккуратность, терпение;
Материал: бумага, ножницы, клей.
25.12. Тема: Оформление групповой комнаты к Новогоднему празднику.
Цели: закрепление умений учащихся по оформлению комнаты к празднику; воспитание стремления помочь друг другу;
Материал: всё необходимое для украшения.
15.01. Тема: Аппликация из скрученных салфеток
Цели: Знакомство с новым видом работы; формирование уверенности в себе;
Материал: шаблон картинки, цветные салфетки, цветной картон, ножницы, клей ПВА.
22.01. Тема: Аппликация из скрученных салфеток
Цели: формирование умения работы по образцу; воспитывать аккуратность и точность в работе;
Материал: шаблон картинки, цветные салфетки, цветной картон, ножницы, клей ПВА.
29.01 Тема: Аппликация из скрученных салфеток
Цели: создание коллективных работ; развитие интереса к данному виду работы;
Материал: шаблон картинки, цветные салфетки, цветной картон, ножницы, клей ПВА.
5.02. Тема: Декорирование кашпо
Цели: продолжить осваивать приёмы работы; расширение кругозора; развитие умения ориентироваться в задании;
Материал: картон, клейстер из крахмала, т. бумага, краски, кисть, карандаш.
12.02. Тема: Аппликация из туалетной бумаги
Цели; продолжить осваивать приёмы работы; способствовать формированию самостоятельности;
Материал: картон, клейстер из крахмала, т. бумага, краски, кисть, карандаш.
19.02. Тема: Изготовление поздравительной открытки
Цели: закрепление умения организации рабочего места; воспитание доброжелательного отношения к маме; развитие воображения;
Материал: цветной картон, бумага, ножницы, клей, кисть.
26.02. Тема: Лепка "жгутиками" и "горошками "цветов лотоса.
Цели: знакомство с новым видом работы; воспитание аккуратности и точности в работе;
Материал: основа, пластилин
4.03. Тема: Лепка "жгутиками" и "горошками "цветов лотоса.
Цели: развитие умения доводить работу до конца; формирование умения работать в коллективе;
Материал: основа, пластилин
11.03. Тема: «На полянке»
Цели: знакомство с техникой «рисование и аппликация»; развитие внимания;
Материал: твердая основа , обои, гофрированный картон, линейка, карандаш, кисть, гуашь (черная), клей «Мастер» ( так же подойдет клей «Момент»), ножницы.
18.03. Тема: «На полянке»
Цели: поддержание инициативы учащихся в работе; развитие самостоятельности;
Материал: твердая основа , обои, гофрированный картон, линейка, карандаш, кисть, гуашь (черная), клей «Мастер» ( так же подойдет клей «Момент»), ножницы.
-
Тема: «На полянке»
Цели: способствовать познавательной активности; закрепление знаний по теме;
Материал: твердая основа , обои, гофрированный картон, линейка, карандаш, кисть, гуашь (черная), клей «Мастер» ( так же подойдет клей «Момент»), ножницы
15.04. Тема: Флористика. Последовательность выполнения аппликации.
Цели: знакомство с новой технологией изготовления цветов; формирование творческих способностей учащихся;
Материал: готовые работы учащихся
22.04. Тема: Флористика. Животные, птицы, рыбы.
Цели: продолжить осваивать приёмы работы; расширение кругозора; развитие умения ориентироваться в задании;
Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.
29.04. Тема: Флористика. Животные, птицы, рыбы.
Цели: развитие аккуратности, воспитывать умение доводить работу до конца;
Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.
-
Тема: Флористика. Картины из цветов и листьев.
Цели: закреплять умение изготавливать картины; развитие инициативы; воспитывать желание творить;
Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.
13.05. Тема: Флористика. Картины из цветов и листьев.
Цели: развивать умения работать по образцу; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.
20.05. Тема: Флористика. Картины из цветов и листьев.
Цели: отрабатывать навыки самостоятельной работы; воспитание трудолюбия;
Материал: основа, листья, ножницы, клей, кисти, цветная бумага.
27.05. Тема: Итоговая диагностика
Цели: определение уровня динамики, которого достигли дети за время обучения.
Литература:
-
Е.К. Брыкина Творчество детей в работе с различными материалами. Москва 2000 год.
-
«Портфель вожатого» А.А. Маслов. 2002 год.
-
О.М.Маркелова Поделки из природного материала. - Волгоград: - учитель.2009 год.
-
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. - М.: Эксмо,2006 год.
-
Интернет - материалы.