• Преподавателю
  • Другое
  • Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

В образовательной ситуации в России и в Белгородской области  сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.    Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации  направлена на поиск  форм и методов  организации ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности в современном ДОУ.

В образовательной ситуации в России и в Белгородской области сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Образовательный процесс - это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Современное видение целей и задач дошкольного образовании нашло отражение в ряде нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года №2620-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»»;

  • Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 года №2148-р «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;

  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 года №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «О убтверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 года № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования. Что это такое? Чем они отличаются?

Индивидуальный подход - организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация - процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Целью индивидуализации образования является содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Основные позиции обновления организации
образовательного процесса

  • Комплексно-тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц).

  • Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием - темой.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.

  • Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.

  • Психологическое сопровождение образовательного процесса.

  • Четкая организация взаимодействия специалистов.

  • Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).

  • Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.

Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:

  • подвижные игры с правилами;

  • подвижные дидактические игры;

  • игровые упражнения, игровые ситуации;

  • соревнования, досуги;

  • ритмика, аэробика, детский фитнес;

  • спортивные игры и упражнения;

  • аттракционы;

  • спортивные праздники;

  • гимнастика (утренняя и пробуждения);

  • организация плавания.

Примеры форм работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

  • наблюдение, экскурсия;

  • решение проблемных ситуаций;

  • экспериментирование, исследование;

  • коллекционирование;

  • моделирование;

  • реализация проекта;

  • интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);

  • увлечения.

Примеры форм работы при организации игровой деятельности:

  • сюжетные игры, игры с правилами;

  • создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);

  • игры с речевым сопровождением;

  • пальчиковые игры;

  • театрализованные игры.

  • беседа, ситуативный разговор;

  • речевая ситуация;

  • составление и отгадывание загадок;

  • игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);

  • этюды и постановки.

Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности

(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):

  • дежурство;

  • коллективные и индивидуальные поручения, задания;

  • совместные действия.

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:

  • в центре внимания - ребенок;

  • образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;

  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;

  • глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками. Следующая форма организации образовательного процесса - проектная деятельность и педагогическая игра.

Проектная деятельность - сложноорганизованный̆ процесс, предполагающий̆ не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей̆, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной̆ сетки занятий в детском саду.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной̆ ситуации, которая не может быть решена прямым действием;

Участники проектной̆ деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой̆ они включаются в исследование.

Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно ярко выраженную социальную окраску.

На протяжении трех лет я активно использую эту форму работы с дошкольниками.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Вся эта работа приводит к положительным результатам. Мои дети являлись призерами (2013 г.) и победителями (2014 г.) муниципального этапа Всероссийского конкурса «Я-исследователь».

Следующая форма это «игровые педагогические технологии». Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Пример - дидактическая игра.

Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Наряду традиционной формой проведения прогулок, мы предлагаем еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и прогулки - трудовые акции.

Таким образом, ключевыми задачами при организации
образовательной деятельности является:

  • наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;

  • творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;

  • широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);

  • исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;

  • внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.



© 2010-2022