- Преподавателю
- Другое
- Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Краснокутская В.Н. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности в современном ДОУ.
В образовательной ситуации в России и в Белгородской области сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.
Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Образовательный процесс - это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Современное видение целей и задач дошкольного образовании нашло отражение в ряде нормативных документов:
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года №2620-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»»;
-
Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 года №2148-р «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;
-
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 года №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «О убтверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 года № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования. Что это такое? Чем они отличаются?
Индивидуальный подход - организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).
Индивидуализация - процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Целью индивидуализации образования является содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)
Основные позиции обновления организации
образовательного процесса
-
Комплексно-тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц).
-
Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием - темой.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.
-
Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
-
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
-
Четкая организация взаимодействия специалистов.
-
Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
-
Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.
Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:
-
подвижные игры с правилами;
-
подвижные дидактические игры;
-
игровые упражнения, игровые ситуации;
-
соревнования, досуги;
-
ритмика, аэробика, детский фитнес;
-
спортивные игры и упражнения;
-
аттракционы;
-
спортивные праздники;
-
гимнастика (утренняя и пробуждения);
-
организация плавания.
Примеры форм работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:
-
наблюдение, экскурсия;
-
решение проблемных ситуаций;
-
экспериментирование, исследование;
-
коллекционирование;
-
моделирование;
-
реализация проекта;
-
интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
-
увлечения.
Примеры форм работы при организации игровой деятельности:
-
сюжетные игры, игры с правилами;
-
создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
-
игры с речевым сопровождением;
-
пальчиковые игры;
-
театрализованные игры.
-
беседа, ситуативный разговор;
-
речевая ситуация;
-
составление и отгадывание загадок;
-
игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
-
этюды и постановки.
Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности
(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
-
дежурство;
-
коллективные и индивидуальные поручения, задания;
-
совместные действия.
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:
-
в центре внимания - ребенок;
-
образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;
-
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;
-
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками. Следующая форма организации образовательного процесса - проектная деятельность и педагогическая игра.
Проектная деятельность - сложноорганизованный̆ процесс, предполагающий̆ не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей̆, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной̆ сетки занятий в детском саду.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной̆ ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
Участники проектной̆ деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой̆ они включаются в исследование.
Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно ярко выраженную социальную окраску.
На протяжении трех лет я активно использую эту форму работы с дошкольниками.
Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Вся эта работа приводит к положительным результатам. Мои дети являлись призерами (2013 г.) и победителями (2014 г.) муниципального этапа Всероссийского конкурса «Я-исследователь».
Следующая форма это «игровые педагогические технологии». Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Пример - дидактическая игра.
Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Наряду традиционной формой проведения прогулок, мы предлагаем еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и прогулки - трудовые акции.
Таким образом, ключевыми задачами при организации
образовательной деятельности является:
-
наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
-
творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
-
широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
-
исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
-
внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.