- Преподавателю
- Другое
- Тема: Критериальное оценивание ( коучинг)
Тема: Критериальное оценивание ( коучинг)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давыдова И.Н. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Критериальное оценивание
ЦЕЛЬ: Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.
ЗАДАЧИ:
-
Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
-
Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.
-
Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников.
-
Научить разрабатывать критерии оценивания
Ожидаемый результат:
Знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «2 звезды и пожелание».
Продукты деятельности учителей: самооценка и взаимооценка рисунков цветка, постер, раскрывающий основные идеи модуля «Оценивание», разработанные критерии оценивания учебного задания.
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ход занятия:
-
Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в случайном порядке. Определение целей и задач сессии.
Психологический настрой на работу (рефлексия до занятия)
Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (на стикерах)
-
Работа в группах по выполнению заданий:
Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое оценивание?(слайд 1)
- Для чего это нужно?
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
Задание 2. (5-7 минут) Нарисовать цветок на листе формата А4. После группы обмениваются рисунками.
Оценить работу коллеги (по пятибалльной шкале), сделать письменный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. После группы возвращают рисунки назад.
- Все ли довольны полученной оценкой? Почему.
- Вот это и будет темой нашей встречи - Критериальное оценивание.(Слайд 2)
-Давайте попробуем составить критерии по оцениванию цветка(Размер. Красочность. Кол-во лепесткови т д)
Совместная разработка критериев оценки цветка. Самооценивание по критериям.
Вывод:
В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.
При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.
Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков( Слайд 3)
-
учитель выполняет контролирующую функцию;
-
отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
-
отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
-
система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
-
традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
-
такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;
Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах или понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как «формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других информацией, необходимой для улучшения обучения.
РАБОТА внутри "черного ящика"(слайд4)
Оценивание для обучения на уроках
-
Чтобы внедрить идеи о формирующем оценивании в свою деятельность, в первую очередь необходимо обдумать то, над чем вы работаете. Обсуждения с коллегами и наблюдения на уроках друг друга могут дать пищу для подобных размышлений.
-
Следующим шагом должна стать проверка внесенных изменений. Сильное изменение может быть слишком рискованным и разрушающим, поэтому самое лучшее выбрать что-то одно, что вы хотите изменить - будет ли это использование карточек-«светофоров», оценивание сверстниками или улучшенный опрос - просто попробуйте. Если вы преподаете в начальных классах, попытайтесь сделать с одним классом. Как только учителя обретают уверенность и позволяют ученикам говорить, что они знают и что им необходимо узнать, учителя решают, что они должны использовать оценивание в формате всего своего преподавания.
-
Использование дальнейших стратегий ведет к дальнейшему прогрессу. Когда сотрудничают вместе несколько учителей, каждый начинает выбирать свою стратегию, а затем делится достигнутыми результатами. Этот процесс должен привести к точной формулировке «плана действий», состоящей из ряда стратегий, при этом желательно начинать работать с классом с начала учебного года. Первая причина для начала в новом учебном году это наличие времени для привыкания, как учителей, так и учеников к новому способу работы. Второй причиной является возможная сложность в изменении уже установленного режима работы в середине учебного года. Опыт последовательной работы в течение года, только с несколькими классами, желательно наряду с подобными попытками других педагогов, создает прочную почву для последующей массовой адаптации новых методов.
-
Сотрудничество с группой, подвергающейся введением похожих инноваций, необходимо. Общие наблюдения, обмен идеями и опытом о полученном прогрессе, могут быть полезными, как для тактики, так и на стратегическом уровне. Поддержка коллег особенно важна для преодоления первоначальных сомнений, когда вы берете на себя риск изменить культуру и ожидаемые результаты аудиторных занятий.
-
Работа любой группы, исследующей нововведения, является инвестированием в деятельность всей школы, поэтому помощь не должна носить характер снисхождения при своеобразной деятельности. Напротив, подобная работа должна быть включена в план улучшения работы школы, ожидая, что после оценивания работы группы последует распространение богатого практического опыта.
-
Возможность применения критериального оценивания на данном этапе в работе учителя начальных классов.
Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.
Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использованияв начальной школе.
«Редакторский совет»
Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли - «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
«Вопросник» (подведение итога урока)
После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
«Пирамида знаний»
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.
Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
Например,пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:
-
Воду нельзя загрязнять
-
Без воды нет жизни на планете
-
Вода может переходить из одного состояния в другое
-
Вода бесцветная
Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.
«Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
-
Я узнал…
-
Я теперь знаю…
-
Мне было интересно…
-
Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
«Древо творчества»
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок
-получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик - не все получилось, но я старался; желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.
Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке
при безотметочном обучении
Символы - фиксация оценки производится следующим образом:
«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
Балловая оценка
Процент выполнения
95-100% -высокий уровень усвоения
75 -95% - среде - высокий уровень
50 -74% - средний уровень
меньше 50% -низкий уровень
Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
нижняя ступенька - не понял,
вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция,
верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу - не справился, посередине - выполнил, но допустил ошибку, вверху - справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
зеленый - я умею сам,
жёлтый - я умею, но не уверен,
красный - нужна помощь.
Задание 5. (15-20 минут) Практическое задание. Разработать критерии оценки к учебному заданию.
-
Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «2 звезды и пожелание»