Тема: Критериальное оценивание ( коучинг)

ЦЕЛЬ:  Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками,  целями и  значимостью критериального оценивания для эффективного обучения. ЗАДАЧИ: Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников. Научить разрабатывать критерии оценивания Ожидаемый результат:  Знания учител...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Критериальное оценивание

ЦЕЛЬ: Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.

  2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.

  3. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников.

  4. Научить разрабатывать критерии оценивания

Ожидаемый результат:

Знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников.

Критерии оценки:

Рефлексия по методу «2 звезды и пожелание».

Продукты деятельности учителей: самооценка и взаимооценка рисунков цветка, постер, раскрывающий основные идеи модуля «Оценивание», разработанные критерии оценивания учебного задания.

Подходы к проведению занятия:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Ход занятия:

  1. Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в случайном порядке. Определение целей и задач сессии.

Психологический настрой на работу (рефлексия до занятия)

Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (на стикерах)

  1. Работа в группах по выполнению заданий:

Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что такое оценивание?(слайд 1)

- Для чего это нужно?

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Задание 2. (5-7 минут) Нарисовать цветок на листе формата А4. После группы обмениваются рисунками.

Оценить работу коллеги (по пятибалльной шкале), сделать письменный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. После группы возвращают рисунки назад.

- Все ли довольны полученной оценкой? Почему.

- Вот это и будет темой нашей встречи - Критериальное оценивание.(Слайд 2)

-Давайте попробуем составить критерии по оцениванию цветка(Размер. Красочность. Кол-во лепесткови т д)

Совместная разработка критериев оценки цветка. Самооценивание по критериям.

Вывод:

В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.

При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков( Слайд 3)

  • учитель выполняет контролирующую функцию;

  • отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

  • отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

  • система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

  • традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

  • такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;

Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах или понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как «формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других информацией, необходимой для улучшения обучения.

РАБОТА внутри "черного ящика"(слайд4)

Оценивание для обучения на уроках

  • Чтобы внедрить идеи о формирующем оценивании в свою деятельность, в первую очередь необходимо обдумать то, над чем вы работаете. Обсуждения с коллегами и наблюдения на уроках друг друга могут дать пищу для подобных размышлений.

  • Следующим шагом должна стать проверка внесенных изменений. Сильное изменение может быть слишком рискованным и разрушающим, поэтому самое лучшее выбрать что-то одно, что вы хотите изменить - будет ли это использование карточек-«светофоров», оценивание сверстниками или улучшенный опрос - просто попробуйте. Если вы преподаете в начальных классах, попытайтесь сделать с одним классом. Как только учителя обретают уверенность и позволяют ученикам говорить, что они знают и что им необходимо узнать, учителя решают, что они должны использовать оценивание в формате всего своего преподавания.

  • Использование дальнейших стратегий ведет к дальнейшему прогрессу. Когда сотрудничают вместе несколько учителей, каждый начинает выбирать свою стратегию, а затем делится достигнутыми результатами. Этот процесс должен привести к точной формулировке «плана действий», состоящей из ряда стратегий, при этом желательно начинать работать с классом с начала учебного года. Первая причина для начала в новом учебном году это наличие времени для привыкания, как учителей, так и учеников к новому способу работы. Второй причиной является возможная сложность в изменении уже установленного режима работы в середине учебного года. Опыт последовательной работы в течение года, только с несколькими классами, желательно наряду с подобными попытками других педагогов, создает прочную почву для последующей массовой адаптации новых методов.

  • Сотрудничество с группой, подвергающейся введением похожих инноваций, необходимо. Общие наблюдения, обмен идеями и опытом о полученном прогрессе, могут быть полезными, как для тактики, так и на стратегическом уровне. Поддержка коллег особенно важна для преодоления первоначальных сомнений, когда вы берете на себя риск изменить культуру и ожидаемые результаты аудиторных занятий.

  • Работа любой группы, исследующей нововведения, является инвестированием в деятельность всей школы, поэтому помощь не должна носить характер снисхождения при своеобразной деятельности. Напротив, подобная работа должна быть включена в план улучшения работы школы, ожидая, что после оценивания работы группы последует распространение богатого практического опыта.

  1. Возможность применения критериального оценивания на данном этапе в работе учителя начальных классов.

Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использованияв начальной школе.

«Редакторский совет»

Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли - «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

«Вопросник» (подведение итога урока)

После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

«Пирамида знаний»

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Например,пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:

  • Воду нельзя загрязнять

  • Без воды нет жизни на планете

  • Вода может переходить из одного состояния в другое

  • Вода бесцветная

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

«Закончи предложение»

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

  • Я узнал…

  • Я теперь знаю…

  • Мне было интересно…

  • Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

«Древо творчества»

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок

-получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик - не все получилось, но я старался; желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке

при безотметочном обучении

Символы - фиксация оценки производится следующим образом:

«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Балловая оценка

Процент выполнения

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% - среде - высокий уровень

50 -74% - средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:

 нижняя ступенька - не понял,

 вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция,

 верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу - не справился, посередине - выполнил, но допустил ошибку, вверху - справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

 зеленый - я умею сам,

 жёлтый - я умею, но не уверен,

 красный - нужна помощь.

Задание 5. (15-20 минут) Практическое задание. Разработать критерии оценки к учебному заданию.

  1. Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «2 звезды и пожелание»

© 2010-2022