- Преподавателю
- Другое
- Эссе на тему Пути активизации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
Эссе на тему Пути активизации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федоренко С.В. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет «Изобразительное искусство» особый, и его нельзя преподавать так же, как и другие предметы, поскольку важно передать опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру.
Перед учителем возникают вопросы: как совершенствовать учебный процесс? Как добиться лучших результатов труда? Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
Основным показателем педагогической эффективности методики в ИЗО является формирование творческой активности, развития творческих способностей самостоятельного отображения окружающей действительности, а так же познавательного интереса учащихся к осознанию художественного замысла произведений различных направлений, жанров и стилей.
Мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с коллегами: учителями - предметниками: Мартьяновой С.С. (учителя литературы), Сулейменовой К.Н. (учителя технологии), Ильченко Е.С. (учителя информатики), Мухамеджановой Ш.Р. (учителя казахского языка) и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.
В своей педагогической деятельности я работаю над методической темой: «Формирование творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства». На формирование активности детей к изобразительной деятельности влияет разнообразие форм, методов и средств обучения.
Для развития интереса и способностей учащихся использую широкий спектр различных художественных материалов и технических приемов, в процессе работы с которыми, а так же их сочетаниями, расширяется опыт восприятия выразительности своих рисунков. Знания, которые учащиеся получают на уроке, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют и закрепляют. Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным, облегчить мою работу учителя, я применяю проверочные карточки, кроссворды и другие дидактические формы. С ними можно работать в начале или в конце урока, на обычных или на обобщающих уроках, а также тестовые задания, которые помогают выявить творческий потенциал учащихся, глубину постижения программы по ИЗО, ее отдельных тем.
Моя основная технология - игра. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В своей работе делаю ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, поэтому игровую деятельность использую в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы (коллективные творческие дела). Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию разных способов мотивации:
-
Мотивы общения:
- учащиеся учатся общаться, учитывать мнение товарищей
-при решении коллективных задач используются различные возможности учащихся
- совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
-
Моральные мотивы.
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
-
Познавательные мотивы:
- каждая игра имеет близкий результат, стимулирует к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели.
- в игре команды или отдельные ученики изначально равны. Результат зависит от самого игрока, его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
- ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
- состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
- в игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает его на поиск ответа.
- в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Форма коллективных и групповых работ - резерв активизации деятельности и мышления. В таком занятии сочетаются и игра, и учеба, и труд, и творчество, сложное переплетение и индивидуальной, и групповой работы.
Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто невозможно. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий.
Всякий учитель, пожалуй, стремится к тому, чтобы каждый день его работы, каждый урок были наполнены радостным ожиданием чего-то необычного, нового. Я с удовольствием наблюдаю, как ученики увлеченно работают на моем уроке. Их маленькие творческие открытия не дают остановиться на достигнутом, побуждают меня к поиску новых способов подачи учебного материала, к введению нестандартных приемов выполнения различных видов учебной деятельности.
Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Солтүстік-Қазақстан облысы
Аққайың ауданы
«Шағалалы орта мектебі» КММ
Шығарма - эссе
«Пути активизации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства»
Дайындап өткізген
бейнелеу өнері пәнінің
мұғалімі Федоренко С.В.
2015 ж.