Совершенствуемся: Типы группового обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствуемся: «Типы группового обучения»:

- обучение партнеров (в парах);

- группа, сидящая вместе;

- маленькая команда;

- задание для всего класса.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися, академические знания помогают выявить главные жизненные ценности.

В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и само взаимодействие каждого из участников учебного процесса. Изменение позиции определяет переход школьников на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему остаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.

Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям.

Известно, что школьники любят работать коллективно, им нравится активный характер учебного труда, их увлекают задания более трудные, но, разумеется, посильные, требующие напряжения, интеллектуальных усилий. Чаще всего это происходит у учащихся 5-7 классов. Кроме этого, учащиеся средних классов в отличие от учащихся начальной школы обладают большими возможностями как в отношении умений самостоятельно работать над книгой и другим учебным пособием, так и в отношении логического и абстрактного мышления. Всё это увеличивает удельный вес учебной работы, требующей отвлечённого мышления. Эти особенности не могут не учитываться учителем.

Выбранная методика даёт возможность:

- при опросе формулировать основные и дополнительные вопросы таким образом, чтобы не направлять учащихся на шаблонные или заученные ответы, а приручать строить свою умственную деятельность в зависимости от заданного вопроса. Такое требование заставляет учащихся анализировать учебный материал и отбирать из него нужное, существенное.

- при объяснении нового материала, учитывая прежние знания учащихся, активно вовлекать их для обсуждения вопросов, возникающих в ходе объяснения.

- во всех частях урока (объяснение нового материала, закрепление материала, опрос) признавать допустимым при известных условиях «ситуации затруднения», создаваемые при решении различного рода заданий. Однако допускать лишь такие затруднения, которые являются доступными для преодоления силами самих учащихся.

- приручать учащихся делать выводы и обобщения самостоятельно на основе тех фактов и рассуждений, которые приводятся самими школьниками в процессе изучения учебного материала.

- Активность, самостоятельность мыслительной деятельности учащихся развивается при организации учебной работы, которая пробуждает их проявлять эти качества (не механически «бездумно» воспринимать объяснения учителя, а активно мыслить, размышлять при этом, осмысленно заучивать учебный материал, пользуясь рациональными приёмами, давать обдуманные, а не просто заученные ответы).

Как же учителю строить свою работу?

Первый этап - подготовка к выполнению заданий.

подборка учителем материала, который учащиеся смогут сами усвоить (в группах) при помощи вопросов.

Комплектация групп учащихся с учётом их познавательной активности, положения в социуме, взаимных симпатий, а также наличия навыков самостоятельной работы и ответственности за неё.

Иногда приходится сталкиваться с тем, что некая группа не принимает у себя кого-либо из-за низкой работоспособности, а зачастую из-за обыкновенной лени, свойственной некоторым учащимся. Здесь проявляется одна из функций личности - ответственность (перед группой, перед классом, перед собой). В связи с этим доцент педагогики, профессор МГОГИ В.В. Афанасьев спрашивает и сам отвечает: «Ответственность за что? За всё. Чем выше эта переживаемая личностью сфера ответственности, тем более развита личность. Ответственность перед кем? Перед собой, обществом, природой. Причём эта личная ответственность в отличие от различных социально нормированных её проявлений носит подлинно нравственный характер».

3) перед учащимися следует поставить языковую или речевую задачу, инструктировать о последовательности действий при выполнении заданий и

раздать дидактический материал по подгруппам.

Второй этап - сама групповая работа.

Здесь школьники знакомятся с дидактическим материалом, планируют пути решения поставленных задач, распределяют задания в группе. Далее - реализация путей решения задачи на практике, то есть индивидуальное выполнение заданий. После выполнения ребята обсуждают индивидуальные результаты и общее задание группы, выставляют оценки за работу.

Кроме традиционных форм проверки можно рекомендовать:

самопроверку учениками своей работы, то есть сверку с ответами, заранее приготовленными на экране (можно в любом формате) или запасной стороне доски;

взаимопроверку работ, когда дети меняются тетрадями и оценивают выполнение заданий друг у друга с последующим обсуждением типичных ошибок;

до начала урока учитель проверяет у сильных и слабых учащихся готовность к уроку.

Не лишним будет отметить, что на этом этапе работы важной проблемой является выработка у учащихся навыков самоконтроля, позволяющего анализировать, проверять, оценивать свою деятельность, исправлять ошибки и недочёты. Эту работу следует начинать с формирования навыков самопроверки после письма. Такой самоконтроль основан на зрительном восприятии, то есть на процессе познания. Выработка навыков самоконтроля способствует развитию активности и самостоятельности у учащихся, воспитанию у них интереса к изучению родного языка, желанию и умению трудиться, работать со справочной литературой; повышает чувство ответственности за выполнение учебного труда, в частности письменных упражнений; помогает ученику преодолеть пассивность в работе. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок как письменных, так и устных самим учеником вызывает у него удовлетворение, стремление грамотно оформлять свою работу. Всё это повышает эффективность обучения родному языку.

Новый вид работы - взаимопроверку - учащиеся восприняли с большим интересом. Им нравится быть «учителями», указывать на ошибки своему товарищу. В первое время между учащимися было много споров, в которых одна сторона доказывала правильность написания слова, другая утверждала обратное. Эти споры заставляют школьников доискиваться истины: справляться в учебнике, словаре, в случае сомнений обращаться за справками к учителю. Стараясь найти хотя бы одну ошибку, дети по несколько раз сличают выполнение учеником упражнения с ключом ответов на запасной доске или экране, вглядываясь в написание каждого слова. Безусловно, такая проверка способствует развитию орфографической зоркости, что не может не сказаться на улучшении грамотности учащихся: даже слабоуспевающие ученики обнаруживают почти все орфограммы на изученные правила.

Третий этап - заключительный. Один ученик от каждой группы делает сообщение о выполнении задания, то есть представляет найденный совместный результат. Оглашаются оценки, полученные учащимися за самостоятельно выполненные задания. Учителем делается вывод о работе каждой группы и достижении поставленной задачи. Каждый учащийся получает оценки за знание теории и за качество выполнения практического задания. Руководителю группы оценку ставит учитель. В целом, работа в группе строится на принципах доверия и уважительного отношения друг к другу.



© 2010-2022