Здоровьесберегающие образовательные технологии в СПО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие образовательные технологии в СПО


Вера Сергеевна Мастерских, преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ «Серпуховский колледж»

Состояние здоровья молодого поколения - важный аспект благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, и внимание к здоровью учащихся и студентов.

Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физического развития, творческого и активного отношения к труду.

Корпоративный профессиональный стандарт задает основные требования организаций к персоналу не только к знаниям, умениям и навыкам, но и по психофизиологическим качествам, медицинским ограничениям и другим параметрам.

В педагогических трудах последних лет предметом исследования были здоровьесберегающие механизмы педагогического процесса в техникуме и вузе (Э.Н. Вайнер, Т.В. Гиголаева, И.Ю. Глинянова; С.А. Кабешова; JI.B. Куклина; Л.Ю. Минеева и др., Митина А.В.).

Основополагающие категории

Корпоративный профессиональный стандарт - нормы требований работодателя к качеству подготовки специалиста, приобщение к ценностям и традициям коллектива.

Профессиональная компетентность - способность решения профессиональных задач на основе гуманистических ценностей и ответственного нравственного выбора средств решения в продолжающихся условиях модернизации общества и развития инновационных технологий в изменяющейся России.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность принципов. методов, приемов педагогической работы, дополняющих традиционные технологии обучения, воспитания. развития, задачами здоровьесбережения,и поэтому должны рассматриваться, как качественная характеристика любой образовательной технологии [2, с. 114].

Т.О. Здоровьесберегающая технология - это условия обучения студента (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Одной из ведущих идей профилактической работы в молодежной среде является идея развития самостоятельной, активной личности, способной чувствовать себя комфортно в обществе. Формирование здорового образа жизни студентов невозможно без создания надежной системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Реализация задач в данном направлении должна базироваться на принципах профилактической направленности; доступности информации, помощи и услуг на групповом и индивидуальном уровнях, дифференцированного подхода, анонимности и конфиденциальности. Поэтому необходимо создать механизмы реализации нескольких направлений концепции внеучебной работы СПО: становление культуры семейных отношений, бытовой культуры, формирование физической и медицинской культуры, культуры проведения свободного времени, пропаганда здорового образа жизни и искоренения вредных привычек. Комплексная программа «Культура здоровья человека», обеспечивает формирование у студентов индивидуальной стратегии здорового образа жизни, здоровьесберегающей личностной позиции и культуры здоровья.

Культура здоровья - это система жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности. Структура культуры здоровья включает в себя следующие компоненты и соответствующие им показатели:

- когнитивный (показатели: понимание сущности культуры здоровья; углубление знаний о духовно-нравственном, социальном, личностном, физическом компонентах здоровья; осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей);

- эмоционально-ценностный (показатели: эмоциональная уравновешенность; преодоление трудностей; эмоционально-ценностное восприятие мира);

- когнитивно-волевой (показатели: поисковая активность; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей; управление собственным здоровьем через механизм самопознания);

- мотивационный (показатели: осознанное проектирование здоровьесберегающих стратегий; стремление к самоактуализации через признание здорового образа жизни основной потребностью).

Признание здорового образа жизни, в первую очередь связанного с отказом от вредных привычек среди студентов и преподавателей, и как следствие противодействие дальнейшему распространению социально значимых болезней, снижение их уровня в обществе

Согласно Концепции модернизации российского образования на период 2010 -15г. одним из приоритетных направлений является проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, организация мониторинга здоровья.

Важно популяризировать занятия физической культурой и спортом, творчеством, активным отдыхом, участием в волонтёрских движениях и другими формами проведения здорового досуга.

В СПО проводится мониторинг, формируется база данных программ по профилактике вредных привычек и осуществление профилактики здорового образа жизни. Планово осуществляется проведение обучающих семинаров и тренингов для классных руководителей групп и студенческого актива по пропаганде здорового образа жизни и искоренения вредных привычек Воспитание здорового образа жизни реализуется в СПО в форме обязательных для студентов всех отделений занятиям по физической культуре (спортивные секции и теннисный зал).

Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху. Критериями успешной организации физического воспитания студентов являются увеличение числа студентов, занимающихся физической культурой и спортом, рост числа и уровня проведения спортивных соревнований. Призовые места.

Одну из главных ролей в становлении и развитии личности студента играет классный руководитель группы, который выступает как организатор жизни студентов в группе, что предполагает координацию, интеграцию и коррекцию различных социальных влияний на студента, а также как психолог, корректирующий отношения в студенческой среде и обеспечивающий индивидуальную поддержку в саморазвитии студента. Система работы классного руководителя способствует скорейшей и эффективной адаптации студентов нового набора к условиям обучения, освоению особенностей учебного процесса в СПО, становлению ценностно-смыслового отношения студентов к здоровому образу жизни, культурному и физическому совершенствованию. Важным направлением внеучебной работы является социальная и психологическая поддержка студентов, для реализации которой в 2012г. создана психолого-педагогическая служба поддержки студентов. Одной из приоритетных функций этой службы является формирование позитивных социально-психологических установок молодежи.

В нашем учебном заведение используется положительный опыт в реализации комплексной программы «Адаптации». Психолог и социальный педагог, руководитель по физической культуре разрабатывают анкеты для студентов нового набора. Анализ анкет по направлениям дает более полное представление о контингенте нового набора, помогает выстраивать работу с новыми группами, выявляет студентов «группы риска». Психологическая помощь, коррекция поведения и личностных черт необходимы при уже возникших психологических проблемах. Но еще важнее предотвращать их появление. Для этого необходимо фронтальное психологическое обследование студентов первого курса с выявлением областей потенциальных трудностей, которые могут возникнуть в силу особенностей личности, познавательной сферы или уровня подготовки конкретного студента. При этом работа ведется не только со студентами, но и с преподавателями с целью информирования последних о тех или иных особенностях отдельных студентов, которые с большой вероятностью приведут к серьезным проблемам в обучении и воспитании студентов «группы риска». Психолого-педагогическая служба совместно с классным руководителем стремятся помочь студентам лучше понять себя, создать благоприятные условия для принятия адекватных решений, развить ценностные установки, содействовать готовности к коллективной деятельности. При этом в качестве параметров развития студентов используют оценки таких качеств, как компетентность, способность управлять своими эмоциями, самостоятельность и др.

Сегодня можно говорить об определенных наработках по организации и проведению профилактики здорового образа жизни среди студентов и преподавателей.

Для активизации положительной мотивации на овладение здоровьесберегающими умениями необходимо вовлекать студентов в воспитывающую деятельность, давать им возможность самим быть инициаторами и пропагандистами здорового образа жизни. Волонтерский отряд активно подключает студентов для организации мероприятий в рамках формирования осознанного негативного отношения к вредным привычкам. Регулярно проводятся акции: «Не проявляй бессилия», «Мой выбор

- здоровый образ жизни». Проводится конкурс стенгазет по профилактике наркомании «Путь к сохранению репродуктивного здоровья молодежи»

Продолжение сотрудничества с государственными и общественными организациями, занимающимися профилактической работой дают положительные результаты.

Однако тревогу вызывает табакокурения среди девушек, поэтому классным руководителям рекомендовано проводить профилактическую работу не только с использованием данных, отрицательно влияющих на работу сердца и легких, но и на репродуктивные органы.

В настоящее время активно внедряются воспитательные технологии со здоровьесберегающей направленностью.

Здоровый образ жизни и здоровье личности неразрывно связаны между собой. Быть здоровым, сохранять и приумножать свои внутренние ресурсы для будущего специалиста - значит трудиться с полной отдачей физических и интеллектуальных сил, быть конкурентоспособным, заботиться о своем профессиональном самосовершенствовании.

Список литературы:

  1. Маджуга А.Г. Концептуальные основы проектирования системы здоровьетворящего образования в современных социокультурных условиях / А.Г. Маджуга // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 1(15). - С. 59-63.

  2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.:Издательский центр «Академия»,2008. - 352 с.

  3. Старовойт В.А. Управления персоналом / В.А. Старовойт, В.Н. Футин //Экономика железных дорог. - 2012. - № 1.

  4. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.

  5. Якушина О.А., Гусейнов А.Н. Анализ и оценка внешних факторов оценки здоровья учащихся // Школа здоровья. 2003. -№ 2. - С.39-42.



© 2010-2022