- Преподавателю
- Другое
- Консультация для педагогов на тему: Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики у детей-дошкольников
Консультация для педагогов на тему: Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики у детей-дошкольников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Абрамова К.Е. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Консультация для педагогов
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики у детей-дошкольников
Одной из важных задач психического развития детей является формирование и совершенствование мелкой моторики (зрительно-моторной координации - ЗМК).
Развитая мелкая моторика очень важна, потому что является фундаментом для развития таких психических процессов, как:
- память;
- внимание;
- речь;
- мышление;
- воображение.
Важность мелкой моторики для полноценного психического развития детей отмечал и известный учёный и философ Э.Кант, называя «руки видимой частью полушарий головного мозга». Что касается позиции отечественных учёных, то тут стоит обратить внимание на позицию выдающегося педагога-новатора В.А.Сухомлинского, который говорил о том, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». А значит - у ребёнка с развитой мелкой моторикой развиты также и память, внимание, связная речь и мышление.
Вот почему работа, направленная на развитие ЗМК очень важна и чем раньше она будет начата, тем полноценнее и успешнее будет развитие ребёнка.
Задачами такой работы является:
-
Развитие навыка прослеживания глазами за предметом;
-
Развитие ловкости и координации;
-
Развитие осязания и графической моторики;
-
Развитие умения проводить различные типы линий;
-
Развитие умения соединять точки прямой линией;
-
Формирование умения пользоваться карандашом, ручкой;
-
Обучение самомассажу кистей рук.
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики предполагает комплексный подход со стороны, как педагогов, так и родителей. Такую работу можно сочетать с использованием различных пособий, а также предметной деятельности, включающей развитие бытовых навыков самообслуживания, а именно:
-
перебирание круп, зёрен;
-
нанизывание колечек на тесьму;
-
игры с прищепками;
-
манипулятивные действия с бусинами и пуговицами;
-
различные виды шнуровок;
-
конструкторы.
Следующие техники, которые можно использовать - это: упражнения по лепке, игры с бумагой, изобразительной деятельности, рисование на манной крупе.
Совершенствование графической моторики также является важной задачей формирования мелкой моторики, здесь можно использовать следующие формы работы:
-
Штриховка.
-
Графические упражнения.
-
Использование трафаретов.
В занятия по развитию моторики можно включить:
-
Работу с лабиринтами:
-
Ребенок развивает навык прослеживания. В нужную ячейку необходимо поместить квадратик правильного цвета.
-
Штриховки
-
Массаж кистей рук и пальчиковые игры
-
Задания «Соедини точки»
ЗМК - одна из важных составляющих готовности к школьному обучению, педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Вот почему важно как можно раньше начинать развивать мелкую моторику рук, а в случае необходимости вести коррекционную работу.
Литература:
-
Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / В.Л. Белкина. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 - 256 с.
-
Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2003. - С. 17.
-
Материалы занятий педагога-психолога с детьми подготовительной группы (из опыта работы).
-
Материалы сайта Дошколёнок.ру dohcolonoc.ru/