Методразработка - Внедрение и использование современных (1)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВО-КУЛИНАРНЫЙ ЛИЦЕЙ





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ

Автор: Крюкова И.Н.

Мастер производственного обучения

первая квалификационная категория



г. Севастополь

2013г.


АННОТАЦИЯ


Тема данной работы выбрана в связи с широким вне­дрением и использованием современных требований к уроку производственного обучения. Основная цель методической разработки - продемонстрировать мастерам производственного обучения внедрение и использование современных требований к уроку на примере проведения уроков производственного обучения по профессии: «Продавец продовольственных товаров». Адресована мастерам производственного обучения.

Актуальность темы работы обусловлена поиском новых педагогических приемов обучения и социальными потребностями формирования активной личности, отличающейся высоким профессионализмом и высокой нравственной культурой.

Методическая разработка посвящена проблеме подготовки будущих квалифицированных работников на современном уровне.

Цель работы - обоснование необходимости внедрения и использования современных требований к уроку, в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения.



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЛАН УРОКА (ОБРАЗЕЦ ВАРИАНТА)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА СВЕЖИХ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ: СВЕЖИЕ ОВОЩИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ: СВЕЖИЕ ФРУКТЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ТЕСТ




ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы.

Динамические изменения, происходящие в последнее время в профессионально-техническом образовании (ПТО), направленные на то, чтобы помочь выпускникам профессионально-технических учебных заведений (ПТУ) в профессиональной подготовке. В них должны быть сформированы и развиты такие качества, как творческий поиск, высокие профессиональные знания и навыки. Все это требует новых подходов к подготовке квалифицированного рабочего.

Сейчас актуальной проблемой остается недостаточный уровень подготовки современного работника. Как показывает анкетирование, большое количество работодателей недовольна подготовкой выпускников ПТУ. Помимо своих функциональных обязанностей, будущий специалист должен владеть современными информационными технологиями, знанием новейших достижений, быть профессионально мобильным, быстро адаптироваться к изменениям на производстве и постоянно повышать свой ​​профессиональный уровень.

Интеграционные подходы к обучению, которые внедряются в последнее время в ПТО, требуют от учащегося высокой базовой теоретической и практической подготовки. К сожалению, учащиеся ПТУ недостаточно интересуются новейшими технологиями, в большинстве случаев не готовы к исследовательской и творческой деятельности, которая переходит на высокое качество результатов работы квалифицированного работника. Именно этого аспекта требуется от работников в современных производственных предприятий. Например, на японских предприятиях, как правило, за шесть месяцев новый товар проходит от стадии новой идеи до промышленного выпуска. Для разработки новой продукции предлагается более тысячи возможных вариантов. Итак, в современных высокоразвитых странах на предприятиях во многих случаях используется творческая, исследовательская работа всех специалистов для выпуска нужного товара. В условиях жесткой конкуренции, как между японскими фирмами Honda и Yamaha рынка мопедов и мотоциклов, Honda каждый день выпускала новые модели, и Yamaha разрушилась. Исследователи японского производства указывают, что во всемирно известные фирмы рабочих берут высокообразованных или чем-то выдающихся.

Поэтому необходимым является разработка новых подходов к повышению качества ПТО, имеющего целью общее повышение уровня подготовки квалифицированных работников в средних специальных учебных заведениях. Это будет способствовать повышению квалификации будущих специалистов в различных отраслях производства и услуг. По мнению многих ученых, развитие профессионально-технического образования предполагает создание условий для реализации творческой деятельности каждого ученика, профориентацию учащихся на работу в различных сферах производства и т.п.. Наряду с этим в Украине существует ощутимый разрыв между высоким уровнем информационно-инновационных преобразований в образовании и относительно низким уровнем использования научных и технологических достижений непосредственно в учебном процессе. Поэтому целью методразработки является рассмотрение современных требований, предъявляемых к выпускникам ПТУ.

Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня в Украине нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения.

В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к учебе, среди них много слабоподготовленных, детей из неблагополучных семей. В связи с этим перед педагогами профессиональных училищ ставятся задачи поиска новых форм обучения, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии, помогающим слабым учиться, обрести уверенность в себе.

Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок стал бы интересным, учащиеся научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям.

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся является проведение нестандартных уроков.

Исходя из выше сказанного, актуальность темы работы обусловлена: поиском новых педагогических приемов обучения и социальными потребностями формирования активной личности, отличающейся высоким профессионализмом и высокой нравственной культурой.

В данной методической разработке вниманию предлагается план урока по теме: Свежие овощи и фрукты.

При написании методической разработки автор опирался на первоисточники и собственный опыт проведения уроков с использованием современных требований к уроку. Методическая разработка может быть использована мастерами производственного обучения при составлении планов уроков с использованием современных требований к уроку.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как известно, эффективность учебно-производственного процесса выпускников зависит от теоретической и практической подготовки работника. Например, крайне важно, чтобы учащиеся ПТУ технического профиля, владели современной теорией решения изобретательских задач, которая позволяет создать на уроках производственного обучения атмосферу интеллектуального поиска и творчества. Под натиском образовательных потребностей регионального рынка труда ПТУ вынуждены менять структуру приема учащихся на различные профессии и специальности по максимальному сохранению уже существующего педагогического кадрового состава. В настоящее время система ПТО не успевает быстро реагировать на новые процессы на рынке труда, из-за чего возникают противоречия между требованиями государственных органов, общества и производства до профессионального уровня педагогических кадров, не имеющих достаточной квалификации. Поэтому нужно подумать о разработке новых, общих для всех профессий ПТО, квалификационных требований, касающихся интеллектуализации и информатизации труда, сочетание этого труда с управленческими, менеджерским функциями, предпринимательскими и бизнесом, с тенденциями творческого подхода. Однако все это вступает в противоречие с традиционными квалификационными требованиями, поскольку динамика рынка труда имеет противоречие с консерватизмом профессионально-технических образовательных структур. Решение этих вопросов предполагает разработку типовой учебно-программной документации для повышения квалификации работников, основой которого может быть стандарт или минимальный (обязательный, базовый) объем знаний, умений и навыков с учетом современных технологий.

Для того чтобы научить выпускников ПТУ выполнять качественно, на современном уровне, функциональные обязанности своей профессии, нужно сформировать иной смысл профессионального обучения, с использованием приемов изобретательского мышления, Интернет-среды, оптимального подбора материально-технического обеспечения, интерактивных форм и методов обучения. Крайне важно, чтобы выпускники ПТУ умели работать с информационными источниками, вносить развивающий компонент в учебный-производственный процесс, работать самостоятельно и быть компетентными в других областях науки и техники. Компетенции, которые требуют сегодня работодатели, включают уровень знаний и умений работника, умение работать самостоятельно, творчески, принимать решения в нестандартных ситуациях, иметь базовое программное обеспечение и правила его использования в проектных и научно-исследовательских работах, в процессе производства, разработки технологических процессов и др. Изменения, которые происходят в профессионально-техническом образовании в направлении европейской интеграции, требуют пересмотр требований к личностным и профессиональным качествам специалистов. Это и профессиональная эрудиция, и творчество, которые предоставляют возможность быстро ориентироваться в условиях растущей конкуренции на рынке труда.

Фундаментальность подготовки квалифицированного работника заключается в широте и прочности его знаний, которые позволят за совершенствование и саморазвития выйти на высокий уровень профессиональной компетентности с возможностью непрерывного повышения квалификации. Кроме того, ориентация на имеющихся технологиях обучения служит хорошим стимулом для творчества в учебном процессе в будущей деятельности. Как известно, урок имеет общую схему «цель - средства - результат». Чтобы достичь этого результата требуется целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося. Цель урока обеспечивает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учащийся должен получить цепь умений, знаний, навыков и уровня творческого мышления. Среди методов обучения современному педагогу следует использовать современные методы организации и управления учебной деятельностью, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и коррекции знаний. Развитие творческого мышления выпускников ПТУ осуществляется по следующим направлениям:

* знакомство учащихся с отдельными приемами, принципами, методами при изучении соответствующего материала, в котором их можно использовать;

* использовать тот или иной прием, принцип или метод, который бы вывел на быстрый путь к пониманию, как решить задачу;

* комплексного использования различных приемов, принципов и методов в различных их комбинациях;

* отработки навыков у субъекта обучения.

Совершенно очевидно, что воплощение рассмотренных технологий обучения в учебно-воспитательный и учебно-производственный процесс ПТУ зависит от подготовленности как педагога, так и уащегося. Такая готовность прежде требует преодоления монологичности в учебно-воспитательной деятельности учителя, признание творческого потенциала субъекта обучения, переход к педагогике партнерства, сотрудничества; отказ от интеллектуальности, в которой преобладают формально-логические структуры мышления, не подвергаются сомнению - осведомленность педагога о сущности образовательных традиционных и инновационных технологий:

  • владение современными учебно-методическими информационными технологиями;

  • формирование характерных черт личности (интуиция, манера общения, актерские и организаторские способности, усиливающие действенный проявление профессиональных умений;

  • наличие умения саморегуляции, способности оценивать, распознавать каждую ситуацию, анализировать собственный опыт и достигать творческого состояния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: внедрение теории решения изобретательских задач в учебно-производственный процесс при подготовке современного квалифицированного рабочего в системе ПТУ позволит ему овладеть современными информационными технологиями, знанием новейших достижений, стать профессионально мобильным, креативным, быстро адаптироваться к изменениям на производстве и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для того, чтобы научить выпускников ПТУ выполнять качественно, на современном уровне, функциональные обязанности своей профессии, нужно сформировать иной смысл профессионального обучения, с использованием приемов изобретательского мышления, Интернет-среды, оптимального подбора материально-технического обеспечения, интерактивных форм и методов обучения, формированием характерных коммутативных качнств (интуиция, манера общения, актерские и организаторские способности, усиливающие действенный проявление профессиональных умений). Творческое мышление, непрерывное обучение на протяжении жизни, умение учиться, научная и исследовательская деятельность - это основные особенности современного работника.

Дальнейшее исследование этих аспектов касается разработки измерения рейтингов учащихся и преподавателей ПТО.

Требования к уроку

I. Дидактические требования к современному уроку:

• четкое формулирование триединой дидактичесчкой цели;

• определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

• выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

• реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

• соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

• определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

• планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов педагога, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

• выполнение педагогом и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

• учет контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

• соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации педагога:

• подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

• рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

• педагогический такт (случаи проявления);

• психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

• планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

• использование установок в форме убеждения, внушения;

• планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

• использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

• определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

• опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

• планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

• руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

• использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) Закрепление результатов работы:

• формирование навыков путем упражнений;

• обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учащихся;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся,

III. Гигиенические требования к уроку:

1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%;

2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3) освещение;

4) предупреждение утомления и переутомления;

5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8) соответствие мебели росту учащегося.

IV. Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия педагога и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии педагога и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима предприятия;

7) педагог должен обеспечить активное учение каждого учащегося.

Урок производственного обучения по изучению темы предполагает продолжительность 6 часов. Урок производственного обучения распределяют: на организационный момент отводят до 5 мин., (приветствие, проверка наличия учащихся), вводный инструктаж от 25мин. до 50 мин., (сообщение новой темы, повторение предыдущей темы, изложение нового материала, демонстрация практического выполнения, закрепление нового материала), самостоятельную работу учащегося и текущий инструктаж 5 часов (проверка организации рабочего места, проверка правильности выполнения приёмов, самостоятельная работа учащихся), уборка рабочего места 10 мин. и заключительный инструктаж 10 мин. В течении урока существуют перерывы, которые распределяются через каждый час в течении 10 мин.

В ходе урока применяются следующие методы обучения:

* словесные (беседа, объяснение, работа с технической документацией);

* наглядно - демонстрационные (личный показ мастером трудовых действий, демонстрация наглядных пособий);

* практические методы (комплексные учебно-производственные работы).

Эти методы позволят мастеру выяснить уровень необходимых знаний; четко и ясно изложить тему урока; показать правильность выполнения трудовых приемов, наглядно показать, что именно должно получиться в результате выполнения задания; обеспечивать усвоение учащимися характерных сочетаний операций и сложных приемов, совершенствование приобретенных скоростных навыков и навыков точности, и умений.

Урок проводится одним мастером, а именно мастером, закрепленным за учебной группой. При этом мастер является учителем профессии, воспитателем учащихся, организатором жизнедеятельности ученического коллектива группы. Это в свою очередь способствует установлению уважительных, доверительных отношений между мастером и учащимися, а следовательно увеличивает производительность труда и повышает успеваемость учащихся.

Вводный инструктаж.

Во время проведения вводного инструктажа будет проводится повторение ранее изученного материала в форме устной беседы. Это поможет выяснить уровень знаний учащихся и произвести их корректировку, конкретизацию, углубление. Нескольким учащимся раздаются карточки-задания. Совмещение этих двух методов позволит опросить большее количество учащихся.

Изложение нового материала осуществляется методом беседы с элементами объяснения и использованием показа мастером отдельных трудовых приемов.

В процессе беседы эффективно выявляются и используются знания и опыт учащихся, полнее контролируется процесс усвоения материала; знания полученные учащимся в ходе беседы более глубокие и прочные.

Для изложения вопросов, с которыми учащиеся не знакомы будет использоваться объяснение.

Показ трудовых приемов мастером обязателен для усвоения учащимися техники выполнения работы. Этот метод производственного обучения создает в сознании учащихся точный и четкий зрительный образ трудового действия, которому они в последствии стараются подражать.

Степень овладения нового материала учащимися проверяется методом устного опроса, а также правильностью воспроизведения, показанных мастером, трудовых приемов.

В течение самостоятельной работы учащихся мастер совершает обходы рабочих мест, целями которых являются:

* проверка правильной организации рабочих мест;

* наблюдение за отстающими учащимися и проведение индивидуального инструктажа;

* проверка правильности выполнения трудовых приемов и их последовательности;

* проверка правильности проведения самоконтроля;

* проследить за соблюдением правил техники безопасности;

* выявление типичных ошибок и проведение группового текущего инструктажа.

Заключительный инструктаж - включает подведение итогов по уроку и выдачу домашнего задания.

Подведение итогов содержит выставление оценок, разбор лучших образцов работ и анализ существенных ошибок.

К оцениванию работ лучше привлечь самих учащихся, таким образом повышая учебно-воспитательную эффективность оценки. Во время проверки учащиеся не только узнают, чему они научились, что еще не усвоили, какие допустили ошибки, но и учатся сами оценивать свои умения и знания.

В ходе заключительного инструктажа необходимо совместно с учащимися проанализировать допущенные ошибки, выяснить причины их совершения и разобрать способы устранения. Так же важно заострить внимание на лучших работах, разобрать каким образом достигнут успех.

Учащихся обязательно должны выполнить домашнее задание Это позволит закрепить теоретические знания учащихся по данной теме.

Воспитательная работа в процессе изучения темы

При планировании урока производственного обучения, кроме учебных целей, ставятся и воспитательные. Для их достижения используются различные методы производственного обучения.

Новый материал учащимся будет дан методами беседы, объяснения, показа трудовых приемов. Данные методы позволяют воспитывать такие качества, как внимательность, умение высказывать свои мысли и обосновывать их, а так же организованность и собранность.

В процессе беседы по новому материалу применяется демонстрация наглядных пособий. Средства наглядности осуществляют функцию создания у учащихся конкретных наглядных представлений об изучаемой теме. При помощи применения данного метода воспитываются наблюдательность, способность анализировать и отделять главное от второстепенного.

При объяснении материала темы необходимо будет показать приемы нарезки товара и рассказать различные способы упаковки товаров данной группы. Это позволит заинтересовать учащихся в выполнении задания, побудит проявить творческие способности, воспитывать эстетический вкус.

Закрепление нового материала приводится путем устного опроса учащихся и выдачи части из них карточек - заданий. Таким образом, выяснится степень освоенности темы, не усвоенные вопросы и произвести дополнительные объяснения

Выполнение заданий организованно бригадами, что воспитывает чувство взаимопомощи, ответственности.

При выполнении заданий учащиеся могут допустить ряд ошибок. Для предупреждения совершения ошибок, необходимо, в ходе вводного инструктажа заострить на них внимание. Рассказать о причинах совершение ошибок, объяснить каким образом их можно предупредить или устранить, если они все-таки допущены. Также необходимо обращать внимание на выполнение операций в ходе целевых обходов, проводить индивидуальные инструктажи.

Мастер производственного обучения заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроках, ставит воспитательные цели. Для достижения поставленных целей можно применять различные способы. Так, четкий и уверенный показ приемов работы - вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии;

поощрение за бережное, экономное отношение к материально - техническим средствами и наказание за халатное, расточительное отношение - способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина;

систематическая организация выставок работ (упаковок товаров) учащихся закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии;

повышение оценки за красоту, тщательную упаковку - способствует эстетическому воспитанию;

четкая организация учебной работы - приучает к дисциплинированности;

постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности;

правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков;

вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции - позволяет воспитывать умение само регуляции своих действий и так далее.

Важным для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера, а также четкое планирование воспитательной работы:

* продуманные общественные обязанности учащихся - воспитывают чувство ответственности;

* умелая организация соревнования бригад или отдельных учащихся - развивает их активность, творческое мышление;

Для успешного проведения уроков производственного обучения, мастер производственного обучения должен обладать следующими требованиями:

-во-первых, быть хорошим специалистом и творчески подходить к работе,

-во-вторых, уметь использовать нетрадиционные приемы, формы обучения и быть неплохим психологом.

В уроке должны быть учтены:

-комплекс учебно-воспитательных и развивающихся целей,

-актуализация и мотивация учебно-производственной деятельности,

-методы организации,

-дидактические средства обучения,

-формы обучения и контроля,

-активность учащихся,

-мастерство мастера.

К проведению урока с использованием современных требований к уроку предъявляются следующие требования

-оригинальность проведения,

-ясность целей и поэтапность их достижения,

-широкое использование дидактических средств обучения,

-высокая активность учащихся,

-возможность объективной оценки педагогом и самооценка учащимися.

Подготовка и проведение урока производственного обучения состоит из нескольких этапов:

1. Написание плана с определением темы, типа, вида урока, целей и задач, посредством которых они будут достигаться, методов обучения, дидактическо-материального оснащения, условий проведения урока, временных рамок - это один из самых важных моментов, в котором необходимо все продумать до мелочей, чтобы впоследствии рационально использовать время и добиться эффективного результата.

2. Проведение урока производственного обучения с внедрением и использованием современных требований к уроку.

Большое значение на этом этапе имеет формирование и развитие мотивационной сферы, в которой ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.

3. Подведение итогов урока с анализом результатов.

В конце урока выясняется не только, достигнуты ли поставленные цели обучения, воспитания и развития, а также картина общения педагога и ученика, тонус урока.

Овладение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для освоения профессий: «Продавец продовольственных товаров» осуществляется на базе широкой общеобразовательной подготовки, на основе принципа преемственности, оптимального сочетания теоретического и практического обучения, при активном использовании внеклассных мероприятий.

Нетрадиционный урок производственного обучения как и классический преследует определенные цели обучения, воспитания и развития учащихся, но круг их охвата и возможности достижения намного больше.

Среди дидактических целей отмечаются: закрепление, обобщение знаний и приведение их в систему, активизация использования полученных знаний, осмысление учащимися объектов труда, трудовых процессов и средств труда, совершенствование и доведение до автоматизма трудовых умений и навыков.

В качестве воспитательных ставятся цели эстетического, экологического и нравственного воспитания, развития коммуникативности, социального общения и уважения к выбранной профессии, что очень важно для будущих специалистов.

Как развивающие выдвигаются цели: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие речи и памяти, стимулирование и формирование рациональных приемов мышления.

Нетрадиционные уроки производственного обучения проводятся во время изучения нового материала, но наиболее целесообразно проводить их по итогам изучаемых тем, с целью контроля знаний, умений и навыков учащихся.

На уроке производственного обучения иногда бывает сложно от начала до конца провести игру, так как необходимо отрабатывать трудовые приемы. Поэтому целесообразно использовать игровые элементы на одном или нескольких этапах урока, а остальное время затрачивать на совершенствование трудовых умений и приобретение навыков.

Необходимо так построить нетрадиционный урок, чтобы за его игровыми формами не затерялся бы объект труда, чтобы были ясно осмыслены трудовой процесс и средства труда и сформированы рациональные приемы выполнения работ.

В качестве разминки задаются вопросы на этапе актуализации опорных знаний и умений, включающие в себя повторение пройденного теоретического материала.

Так, с первых минут урока учащиеся активно включаются в игру.

Особое место в уроке производственного обучения отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инвентарю, оборудованию.

Поэтому вопросам правил техники безопасности выделяется особое внимание. В нем учащиеся разыгрывают различные производственные ситуации выполнения трудовых приемов урока с нарушениями правил безопасной работы и предлагают друг другу найти эти нарушения, продемонстрировав правильное выполнение работ.

Это создает предпосылки для развития мобильности, адаптированности учащихся к производственным условиям.

Использование игровой формы во многом позволяет мастеру вводить в урок не только материал по изучаемому предмету, но и касаться вопросов других дисциплин, зачастую с ним и не связанных, в чем активно проявляются межпредметные связи.

Таким образом, активно используется чередование мыслительной и практической деятельности на уроках производственного обучения с применением игровой формы.

На уроке-игре учащиеся не перегружаются информацией, не устают от монотонности производимых операций, так как игра проводится на высоком соревновательном подъеме: команды борются за заработанное количество очков и побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков, а ее участники получают высокую оценку.

Особенностями данной игры являются использование обширного теоретического материала, представленного с помощью разнообразных дидактических средств, постоянный контроль и взаимоконтроль, высокая активность мастера и учащихся, а отсюда - создание условий для успешного достижения всего комплекса учебно-воспитательных задач урока.

Конкурс профессионалов проводится на текущем инструктаже, где участники команд работают по инструкционным картам и схемам, отвечают на вопросы.

Мастер осуществляет обходы рабочих мест с проверкой соблюдения правил техники безопасности, организации рабочих мест, качества работ и нормы времени.

Конкурс капитанов включает в себя практическое задание, требующее творческого подхода и смекалки.

В течение всей игры учащиеся зарабатывают баллы, в итоге, команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает и зарабатывает высокую оценку.

В конкурсе активно задействованы все участники, и каждый из них выполняет определенную роль. Для того, чтобы игра прошла удачно, учащиеся должны понять, что выполнение ими своей роли является условием выполнения ролей другими, и, наоборот, невыполнение - затрудняет действие других.

В этом процессе заложен большой воспитательный и нравственный потенциал, так как игра постепенно подводит к пониманию того, что действие человека не является лишь его индивидуальным делом, а то, что люди вступают в сложные человеческие взаимоотношения.

На уроках учащиеся приобретают знания, отрабатывают умения и трудовые навыки, а во внеурочное время на внеклассных мероприятиях закрепляют и совершенствуют их.

Все задания и вопросы предусматривают индивидуальные ответы, а учащиеся играют сами за себя, что имеет свои положительные стороны, так как учащиеся должны уметь выполнять задания не только коллективно, что часто бывает во многих играх, но и индивидуально, отвечать за свою работу. Это приучает их к ответственности, дисциплинированности, развивает смелость в принятии решений и целеустремленность.

В построении такой формы игры заложен большой смысл - стремление учащихся быть лучшими, первыми и быстрее достичь победы.

В заданиях используется большой теоретический и практический материал, творчество учащихся. Задания предполагают не только разгадывание кроссвордов и тестов, но и разыгрывание сценок на тему плодоводства, рисование комиксов с использованием плодов в качестве частей тела человека.

Игра «Слабое звено» напоминает соревнование, гонку, в которой учащиеся выполняют большое количество самых разнообразных заданий из многих областей знаний по профессии «плодовод».

Правила этой дидактической игры несколько отличаются от правил телевизионной игры: по итогам каждого раунда учащиеся должны объективно выбрать самого слабого участника на выбывание из игры, как наименее подготовленного, а не сильного соперника. В финале побеждает участник, выполнивший наибольшее количество заданий. Участники игры должны уметь обосновать свой выбор и защитить свой ответ.

Таким образом, в игре активно применяется не только контроль, но и взаимоконтроль знаний и умений учащихся - участников игры.

Влияние инновационных методов на повышение эффективности

производственного обучения.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержании обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в инновационной - они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели.

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит профессиональная компетенция. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к оцениванию качества образования.

Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональную компетенции учащихся. Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения компетенция должна отвечать, во-первых, индивидуальным требованиям, то есть быть личностным качеством. Во-вторых, отвечать общественным требованиям, то есть позволять получать общественно значимые результаты. И, в-третьих, способствовать осуществлению практической деятельности, то есть позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Для осуществления нового подхода к преподаванию с применением ИКТ необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащихся, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Для организации мастером могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках.

В практике преподавания производственного обучения мастерами производственного обучения применяются различные формы информационного сопровождения: профессия «Продавец продовольственных товаров. Продавец непродовольственных товаров». Мастера производственного обучения в своей работе применяют:

- электронные учебники;

- видеоматериалы с интернет-сайтов;

- презентации практически по всем темам производственного обучения по профессии «Продавец продовольственных товаров. Продавец непродовольственных товаров», в том числе и то технике безопасности;

- презентации, сделанные учащимися в качестве домашнего задания для предстоящего урока производственного обучения;

- тесты;

- ребусы, загадки, кроссворды и т.д.

Итак, использование ИКТ на уроках производственного обучения позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Подготовка домашнего задания по составлению презентаций развивает умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Конкурентоспособность на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, или компетенции, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Поэтому с введением новых стандартов профессионального образования оно должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием ИКТ призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной и профессиональной компетенции учащихся.

Главное в содержании труда современного работника - это проникновение в сущность технологических процессов и получение высокого качества работы. В современных условиях система начального профессионального образования должна чутко реагировать на происходящие изменения.

Вопреки трудностям и сложным социально-экономическим усло­виям последнего десятилетия, сис­тема начального профессионально­го образования не только сохранена, но и сделала шаг по дальнейшему развитию и адаптации к рыночной экономике.

В училище приходят учащиеся с разным интеллектуальным уровнем и низкой мотивацией к познавательной деятельности. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый учащийся мог овладеть знаниями, навыками и умениями по профессии, и в дальнейшем появилась заинтересованность в совершенствовании профессиональных навыков и творческому мышлению.

Проблема заключается в необходимости обеспечения лучшей и быстрой адаптации учащихся к производственной среде путём внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения.

Актуальность обусловлена повышением требований к подготовке учащихся с высокими профессиональными навыками и умениями в условиях рыночных отношений.

Новые социально-экономические условия в Украине требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений ПТО. В связи со стремительным техническим перевооружением промышленных предприятий меняется содержание понятия квалифицированный рабочий, которое предполагает сегодня не только доведённые до высокой степени совершенства узкопрофессиональные навыки ремесленного типа, но и овладение значительным кругом знаний.

Однако реализация нововведений в практическом обучении происходит медленно, что препятствует разрешению противоречий между:

  1. требованиями к квалификации выпускников со стороны работодателей и отсутствием современной производственной базы для организации п/о и производственной практики;

  2. необходимостью формирования профессиональных компетенций учащихся и применением мастерами п/о в основном только традиционно сложившихся стереотипов организации урока;

  3. проблемой подготовки работника для конкретного рабочего места и снижением роли структурных подразделений предприятий в организации производственного обучения учащихся и производственной практики выпускников.

Анализ используемых форм показал, что традиционно усто­явшиеся стереотипы организации обучения не обеспечивают развитие и формирование конкурентоспособного выпускника ПТУ.

Установлено, что использование инновационных форм в значительной мере дополняет и разнообразит процесс обуче­ния профессиональным навыкам и умениям, способствует фор­мированию профессионально значимых качеств личности, раз­витию творческой активности, инициативы учащегося и позво­ляет повысить эффективность практического обучения.

Выполнение производственных зада­ний, заказов в рамках инновационного урока дает возможность учащемуся приобрести опыт в собственной творческий профессионально значимой деятельности, способствует разви­тию навыков прикладного, исследовательского характера, обо­значенных требованиями современного производства.

Используемые ранее дифференцированный подход и классическую форму организации учебной деятельности считаю менее эффективными и устаревшими по сравнению с инновационными. Среди различных видов инновационных уроков наиболее удачными можно считать следующие:

Урок-исследование. В ходе учебной деятельности учащимся выдают технологические задания на исследование новых при­емов. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию - онпозволяет применять знания на практике и способствует раз­витию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений и предполагает, как правило, анализ техно­логических процессов, выбор технологии, оборудования и т.д. Результаты исследования обсуждаем, анализируем и внедряем. В учебной лаборатории оформляем с учащимися стенд - «Новости в торговле».

Урок-аукцион. Эффективен на заключительном этапе изу­чаемой темы программы. Создаются условия для самостоятельного домашнего изучения данной темы, учащимся даётся возможность творческого поиска.

Урок-занятие в учебной лаборатории. Малые творческие лаборатории создаются мастером учебной группы. Учащиеся выступают не только в роли продавца, но и в роли директора магазина. Занятия в учебной лаборатории призваны продемонстрировать достижения учащихся и придать определенный импульс к самосовер­шенствованию отстающих.

Урок-конкуренция. Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства учащихся выпускных групп. Присутствуя на уроке, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на своих предприятиях выпус­кников училища. Выполняя творческое задание, учащийся демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право получения «Гранд-приглашения». Его вручают эксперты в кон­це урока. Полученное приглашение гарантирует учащимся пра­во прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в крупных магазинах города.

Основными критериями усвоения знаний и умений являются:

- самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда;

-способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль;

- выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;

- производительность труда - выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;

- профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа и выработки тактики и стратегии действий;

- культура труда - способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины;

- творческое отношение к труду - способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию.

Представленные инновационные методы обучения имеют практическую выраженность и чёткую результативность, которые хорошо видны и легко оцениваются. Учащиеся видят результаты своего труда, которые напрямую зависят от вложенных сил, знаний и освоенных умений. Такая организация обучения является наиболее действенной формой учебного процесса в производственном обучении.

Установление целесообразных взаимоотношений

с учащимися на уроках производственного обучения.

На пути реализации целей учебно-воспитательного процесса среднего профессионального образования с позиций педагогики и психологии имеются определенные нерешённые проблемы. Одна из них это теоретическое осмысление организации учебного процесса на основе правильного контакта педагогов с учащимися. Именно в общении заложен огромный резерв и обучения и воспитания.

Но для того чтобы использовать общение в качестве эффективного средства обучения и воспитания, педагогу необходимо знать очень многое. Уроки производственного обучения осуществляются успешно, если педагог опирается на знание законов психического развития личности.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы резко увеличилась подростковая преступность. При этом настораживает факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Парадоксальность ситуации состоит в том, что приложением социальных и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.

Агрессивное поведение - форма социального поведения, включающая злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной агрессивного поведения человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к которым он испытывает неприязненное отношение. В социальном контексте агрессивное поведение характеризуется наличием намерения причинить вред. Агрессоры признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны.

Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Педагогу необходимы специальные коммуникативные умения необходимые для создания такого уровня общения, при котором будут созданы доверительность и взаимопонимание.

Профессиональное мастерство педагога, сочетающее дидактический профессионализм (умение потребности в контактах как источник активности личности могут отбирать дидактический материал, преподносить его, донести непонятное до сознания учащихся, способность связать свой предмет с дисциплинами специального и профессионального циклов) и коммуникативную культуру, включающую педагогический такт, и способность правильно воспринимать и понимать общающуюся личность, - это и есть дефицитный профиль личности педагога.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Применение в практике нетрадиционных форм и методов обучения безусловно имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением:

- уроки, проводимые в игровой форме повышают интерес учащихся к изучаемым темам, способствуют приобретению знаний, умений и навыков,

- учащиеся учатся творчески мыслить, проявлять свои способности, излагать и отстаивать свою точку зрения, что порождает у них уверенность в себе,

- поисково-исследовательский характер домашних и различных творческих заданий игр и конкурсов побуждает учащихся к самостоятельной работе с Интернет-источниками и тем самым приводит к расширению их кругозора,

- импровизация производственных ситуаций с решением вопросов охраны труда приучает учащихся к сложным условиям, формирует у них мобильность в принятии решений,

- использование нестандартных форм обучения повышает интерес учащихся к получаемой профессии, способствуют появлению гордости за избранную профессию,

- коллективные игры сплачивают учащихся группы, благоприятствуют формированию доброжелательных отношений между учащимися и мастером производственного обучения, побуждают к раскрытию личностных качеств учащихся.

Однако, нетрадиционное обучение ни в коем случае не может подменить основное традиционное обучение. Во всем нужна мера.

Место нестандартных уроков в общей системе определяется мастером производственного обучения в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого мастера.

В своей методической разработке я пыталась раскрыть способы повышения эффективности урока производственного обучения. Конечно, арсенал методов и приемов активизации деятельности учащихся на уроке не ограничивается примерами, изложенными выше. Я описала лишь то, что является отражением собственного опыта.

В данной методразработке рассмотрены важнейшие вопросы производственного обучения по профессии «Продавец». Отражены основные цели и задачи производственного обучения, приведены характеристики требований к современному уроку производственного обучения, определена методика проведения урока производственного обучения.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. - Казань: изд-во КГУ, 1998.

  2. Андреева А.А. От игры - к профессии.//Профессиональное образование. - 2000. - №10. - С.8-9.

  3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

  4. Отклоняющее поведение подростков как психолого-педагогическая проблема. «Учительская газета» №13 - 2002г.

  5. Дьячкова Е.М. Использование дидактической игры на уроках производственного обучения.//Профессиональное образование. - 2000. - №10.

  6. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового обучения. Часть 1. - М.: изд-во «Логос», 1992.

  7. Зязюн И. А. Интеллектуально-творческое развитие личности в условиях непрерывного образования / А. Зязюн / / Непрерывное профессиональное образование: проблемы, поиски, перспективы. Монография / Под ред. А. Зязюн. - М.: Випол, 2000

  8. Лепилина Л.И. Игровые формы обучения - новое или хорошо забытое старое?//Профессиональное образование. - 2001 - №3.

  9. Маляки В.А. Концепция воспитания личности / А. маляки / / Просвещение. - 1991. - № 5.

  10. Ничкало Н.Г. Проблемы педагогического образования в деятельности научных школ / Н. Г. Ничкало / / Теоретические и методические основы рвы тика педагогического образования: педагогическое мастерство, творчество, технологии / / Сб. наук. трудов / Под общ. ред. Н.Г. Ничкало. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2007.

  11. Радкевич В. Инновационная направленность содержания и технологий профессионального образования / В. Радкевич / / Научно-методическое обеспечение профессионального образования и обучения: тезисы доп. отчетным. научно-практической. конф. (22-23 апреля 2009 г.) / Под. ред. В. А. Радкевич. - М.: Компания СМИТ, 2009.

  12. Тукмачева Л.Н., Трепачко Н.В. Организация производственного обучения в профлицее. - М.:изд.центр Акад. Проф. Обр., 1997.

  13. Тхоржевский Д. Методика трудового и профессионального обучения. В 3-х ч. - 4.1. / Д. Тхоржевский. - М.: РННЦ «Анкор», 2000.

  14. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. - М.: изд-во «Педагогика», 1979.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПЛАН УРОКА (Образец варианта)


ГРУППА № _____________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ________________________________________________________

ТЕМА УРОКА: _____________________________________________________________

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Объяснение содержания и хода работы, упражнения учащихся под наблюдением мастера.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЗАНЯТИЯ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ - 5 минут.

1.1. Контроль посещаемости и готовности к уроку (спецодежда, инструменты).

1.2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия, назначение дежурных.

2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ- 40 минут.

2.1. Сообщить тему урока, назвать ее учебное значение.

2.2. Провести опрос учащихся по теоретическим знаниям данной темы урока фронтально. При необходимости индивидуально (фамилии)

____________________________________________________________________________

3. ОБЪЯСНИТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

3.2. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы.

3.3. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.

3.4. Показать приемы работы (в соответствии с правилами демонстрации); предупредить о возможных ошибках при выполнении работы.

Обратить внимание на приемы самоконтроля.

3.5. Рассказать о передовых способах работы при выполнении задания, особенностях прогрессивных технологий.

3.6. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

3.7. Провести инструктаж по правилам техники безопасности и электробезопасности, обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.

3.8. Предложить учащимся _____________________________(фамилии) повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.

3.9.Сообщить учащимся критерии оценок.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.- 4 часа 25 минут.

Текущий инструктаж - целевые обходы мест учащихся:

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.

Особое внимание обратить на учащихся____________________________________

______________________________________________________________________

Второй обход: обратить внимание на выполнение приемов по ____________________

________________________________________________________________________

Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля.

Проверить соблюдение учащимися правил техники безопасности и электробезопасности, указать на имеющиеся недостатки в их соблюдении.

Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.

Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам _________________

__________________________________________________________________________

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - 20 минут.

5.1. Подвести итоги занятия.

5.2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвавшие.

5.3. Сообщить и при необходимости прокомментировать оценку учащимся за работу.

5.4. Выдать домашнее задание.

Мастер производственного обучения: ______________________________________

Опытные мастера распределяют время примерно следующим образом:

организационные элементы урока - 5 %;

вводный и заключительный инструктажи - 10 %;

работа учащихся ( под контролем мастера) - до 85-90 %.

Вместе с тем мастер вправе сам решать, сколько времени он отведет на тот или иной этап урока, но неукоснительно должно соблюдаться условие - самостоятельной работе учащихся должна быть отведена самая большая часть времени.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


План урока

производственного обучения

«____»_______________ 2013г.


Группа: 82 ПМД мастер п/о Крюкова И.Н.

Специальность: Продавец продовольственных товаров.

Код - 5220

Квалификация - 4 разряд

Тема программы: Обучение в отделах.

Тема урока: Овощные товары и фрукты.

Цели урока:

Образовательная: сформировать умения по определению групп и видов товаров; умения по определению качества товаров.

Развивающая: способствовать развитию познавательной активности и профессиональной самостоятельности.

Воспитательная: способствовать развитию стремления к профессиональному успеху, ответственности за результаты труда, бережное отношение к товару.

Методическая цель урока: влияние интерактивного метода обучения на формирование коммуникативных качеств учащихся; влияние комплексно-методического обеспечения на повышение результатов обучения; применение информационных технологий для формирования любознательности учащихся; организация индивидуальной работы учащихся с целью формирования коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока: Контрольно-проверочный.

Дидактическое обеспечение урока: план-конспект урока; презентации; тестовые задания по теме.

Материально-техническое обеспечение урока: ПК; интерактивная доска; диски; флэшки.

Межпредметные связи:

  1. Товароведение продовольственных товаров.

  2. Организация и технология торговых процессов (продовольственные товары).

  3. Деловая активность.

  4. Основы отраслевой экономики и предпринимательства.

Методы обучения:

по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый), поисковый, проблемный, исследовательский; по источнику знаний - наглядный, практический, эвристическая беседа.

Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, парная форма.

Место проведения: учебный кабинет на производственной базе.


ХОД УРОКА


Деятельность мастера

Деятельность учащихся


  1. Организационная часть (5 мин):

а) выявить отсутствующих учащихся

б) проверить и оценить внешний вид учащихся

в) назначить дежурных

Проверяет готовность учащихся к уроку;

отмечает отсутствующих, выясняет причины отсутствия учащихся;

проверяет внешний вид учащихся;

назначает дежурных.

Готовятся к уроку.

Слушают мастера п/о



  1. Вводный инструктаж (40 мин)

1) Мотивация учебной деятельности

(сообщение темы, задач и целей урока).

2) Актуализация знаний:

а) Чем обусловлены потребительские свойства свежих овощей и фруктов? (Печегина Анна)

б) Как классифицируют свежие овощи?

Презентация «Свежие овощи» (Бекташева Арзы)

в) На какие группы делят свежие фрукты?

Презентация «Свежие фрукты» (Пророкова Светлана)

3) Тестовые задания по теме (10 мин).



Сообщает тему урока, задачи и цели.

Рассказывает ход урока.

Предлагает посмотреть презентации по теме.


Предлагает выполнить тестовые задания по теме.

Слушают мастера п/о о теме урока, задач и целей.

Рассказывают об отличительных особенностях товаров, дополняют ответы, участвуют в диалоге.

Смотрят презентации учащихся на слайдах.

Анализируют, выбирают правильные варианты ответов.


  1. Текущий инструктаж (4ч 55 мин), упражнения, самостоятельная работа

(формирование умений и навыков)

1. Деятельность учащихся:

а) Указать особенности рабочего места каждого учащегося;

б) Подготовка и последовательность выполнения задания;

в) Выполнение учебно-производственных норм.

Самостоятельная работа учащихся.

2. Деятельность мастера:

Наблюдение за началом работы всех учащихся группы.

Обход рабочих мест с целью проверки:

соблюдение безопасных условий труда;

соблюдение последовательности приёмов работы;

правильность осуществления приёмов самоконтроля.



Деятельность мастера:


Наблюдение за началом работы всех учащихся группы. Устанавливает время на работу, поясняет порядок работы.

Первый обход. Проверяет организацию рабочего места, степень подготовки и последовательность выполнения задания. Обращает внимание на всех учащихся в группе.

Второй обход. Проверяет правильность трудовых приемов и действий учащихся.

Отслеживает соблюдение технологического процесса. Наблюдает со своего рабочего места

за работой всех учащихся группы.

Проводит коллективный текущий инструктаж.

Третий обход. Проконтролировать правильность приемов и действий учащихся.

Индивидуальная работа с наиболее отстающими учащимися. Контроль соблюдения

технологического процесса и техники безопасности. Индивидуальная проверка и оценка работы.



Деятельность учащихся:


Выполняют задания мастера п/о, осмысливают, осваивают.



  1. Заключительный инструктаж (20 мин)

1) Подведение итогов учебного дня:

а) рассказать об итогах работы за день, заслушать отчеты учащихся;

б) отметить лучших учащихся (оценить работу каждого);

в) разобрать причины ошибок за день; разбор наиболее характерных недочетов в работе учащихся.

г) подвести итоги работы учащихся;

в) сообщить оценку каждому учащемуся;

г) уборка рабочих мест.

2) Подготовка материально-технической базы к следующему уроку производственного обучения.

3) Домашнее задание - составить список поставщиков плодоовощных товаров в розничную торговлю г.Севастополя..

Рассказывает об итогах работы за день, слушает отчёты учащихся.

Отмечает лучших (оценивает работу каждого учащихся).

Разбирает причины ошибок учащихся за день.

Подводит итоги работы учащихся.

Сообщает оценку каждому учащемуся.


Слушают мастера п/о (об итогах работы за день).

Отчитываются о проделанной работе.

Слушают и разбирают причины ошибок.

Слушают оценки мастера п/о об итогах работы каждого учащегося.

Убирают свои рабочие места.

Слушают, обобщают, анализируют, проводят самооценку знаний.



Мастер производственного обучения _____________ И.Н. Крюкова

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Потребительские свойства свежих овощей и фруктов


Пищевая ценность овощей зависит от химического состава и определяется в первую очередь содержанием углеводов, витаминов и минеральных веществ. При употреблении овощей с продуктами животного происхождения почти вдвое увеличивается выделение желудочного сока, лучше усваиваются белки и жиры.

Воды в свежих овощах содержится от 70 до 90%. Часть воды (10-20%) находится в связанном состоянии, остальная часть - в свободном. Много воды содержится в огурцах, томатах, салате, капусте, меньше в корнеплодах и клубнеплодах.

Из углеводов особое значение имеют сахара, крахмал и клетчатка. Жиры в овощах содержатся в очень маленьком количестве - 1%.

В свежих плодах содержится 74-89% воды, 3,6-22% сахаров (с преобладанием глюкозы и фруктозы). Крахмала в зрелых плодах содержится незначительное количество, он содержится только в незрелых плодах.

Клетчатки содержится от 0,5 до 5%. Невысоким содержанием клетчатки отличаются вишня, черешня, слива (0,5%). Много ее в шиповнике, землянике, малине, черной смородине (3-5%). Количество белков невелико (0,4-2%). Больше всего в плодах содержится калия.

Плоды являются ценными источниками витаминов. Особенно много витаминов С и Р в черной смородине, цитрусовых плодах (70-200 мг%).

Содержащиеся в плодах пектиновые вещества обладают способность образовывать желе в присутствии сахара и кислот.

Дубильные вещества, входящие в состав плодов, придают им вяжущий, терпкий вкус. Под действием ферментов они способны окисляться в темноокрашенные соединения - флобафены. Этим объясняется потемнение очищенных яблок.

Большим разнообразием отличаются красящие вещества плодов. К ним относят антоцианы, каротин, ликопин, ксантофилл, хлорофилл.

Эфирные масла придают плодам приятный аромат.

Плоды и овощи улучшают аппетит, повышают усвояемость других пищевых продуктов.

Некоторые плоды и овощи имеют лечебное значение (малина, чёрная смородина, черника, земляника, гранаты, морковь, виноград и др.) так как содержат дубильные, красящие и пектиновые вещества, витамины, фитонциды и другие соединения, выполняющие определённую физиологическую роль в организме человека.

Многие плоды содержат антибиотики и лучезащитные вещества (антирадианты), которые способны связывать и выводить из организма радиоактивные элементы.

Массовая доля отдельных веществ в плодах и овощах зависит от их сорта, степени зрелости, условий произрастания и других факторов.

Воды - до 95 %, больше всего в огурцах, томатах, листовых овощах и др.

Углеводы: моносахариды - глюкоза и фруктоза, дисахариды - сахароза, полисахариды - крахмал, клетчатка, инулин.

Пектиновые вещества - протопектин, пектин, пектиновая кислота.

Органические кислоты - яблочная, лимонная, винная, щавелевая, салициловая

Азотсодержащие вещества - небелковые и белковые (амиды, амины, нитриты, нитраты, нуклеиновые кислоты).

Гликозиды - соланин (в картофеле), амигдалин (в горьком миндале, в косточках персиков, вишни и др.), синигрин (в хрене, горчице).

Минеральные вещества - макро-, микро- и ультрамикроэлементы.

Витамины, провитамины - водорастворимые: С (аскорбиновая кислота), В1, В2, В3, В6, РР, Н, фолиевая кислота, жирорастворимые: Е (токоферолы), D, К), провитамины (каротины).




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: СВЕЖИЕ ОВОЩИ




ПРИЛОЖЕНИЕ 5


ПРЕЗЕНТАЦИЯ: СВЕЖИЕ ФРУКТЫ



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ТЕСТ

1. Картофель относят:

а) корнеплодам

б) клубнеплодам

в) тыквенным

2. Ложной ягодой являются:

а) виноград, смородина

б) клубника, земляника

в) малина, ежевика

3. Овощи хранят при относительной влажности воздуха:

а) 95%

б) 70%

в) 65%

4. Бигаро - это:

а) вишня

б) черешня

в) абрикос

5. К цитрусовым плодам относят:

а) лимоны, мандарины, апельсины

б) бананы, хурма

в) киви, авокадо

6. К настоящим ягодам относят:

а) виноград, клубника

б) крыжовник, смородина

в) малина, ежевика

7. К клубнеплодам относят:

а) картофель, батат, топинамбур

б) картофель, огурцы, тыква
б) арбузы, дыня, кабачки

8. К косточковым плодам относят:

а) яблоки, груши, айву

б) персики, абрикосы, сливы

в) лимоны, вишня, черешня

9. В картофеле содержится до 25%:

а) клетчатки

б) крахмала

в) витаминов

10. Урюк- это сушеные:

а) абрикосы

б) сливы

в) виноград

11. К томатным овощам относят:

а) томаты, перец, баклажаны

б) кабачки, огурцы, дыня

в) арбузы, капуста, морковь


© 2010-2022