• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Адаптация первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования как условие социальной безопасности личности

Статья Адаптация первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования как условие социальной безопасности личности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Арзуманова Анна Арменовна

преподаватель, 6 лет, соответствие

ГБПОУ г. Москвы «Колледж Полиции»

Адаптация первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования как условие социальной безопасности личности.

Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации студентов первых курсов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Отмечено, что адаптация является условием формирования социальной безопасности личности. Раскрываются особенности игровых технологий, обеспечивающих развитие адаптации и социальной безопасности студентов.

Основной тенденцией развития современного среднего профессионального образования является гуманизация. Это обеспечивает не только расширение навыков социального взаимодействия студентов на первых этапах профессиональной социализации, но и является условием психологической устойчивости и социальной безопасности в новой среде образовательного учреждения.

Сравнительно - сопоставительный анализ литературных источников позволяет установить, что проблема адаптации достаточно давно исследуется в педагогической науке. Она пришла в педагогику из дисциплин естественнонаучного цикла. Еще в ХVIII столетии исследованиями физиолога Г.Селье были изучены приспособительные функции организма. Впоследствии, благодаря исследованиям И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна и др., адаптация стала рассматриваться диалектично. Во - первых, как перестройка физиологических и биохимических процессов индивида. Во - вторых, как приспособление человека к социальной среде общественной реальности.

Одним из первых отечественных физиологов, обратившим внимание на педагогический контекст адаптации, был В.М. Бехтерев. Он достаточно широко рассматривал данную проблему и подчеркивал наличие биологических механизмов адаптации. Вместе с тем В.М. Бехтерев выявил психологические компоненты адаптации, основанные на эмоциональных и поведенческих проявлениях. При этом он подчеркивал «прогрессивное» значение адаптации для успешной жизнедеятельности человека в обществе. Сегодня педагогическими проблемами адаптации занимаются И.К. Кряжева, О.И. Зотова, Л.В. Лидак, А.О. Прохорова, А.А. Реан, М.С. Ясницкий и др. Не останавливаясь подробно на теоретических аспектах исследования адаптации, отметим, что в качестве рабочего определения для данного исследования подходит толкование, представленное в монографии Л.А. Антиповой «Педагогические условия адаптации студентов на начальных этапах обучения в высших учебных заведениях».

Автор справедливо отмечает, что адаптация студентов первых курсов - это сложный и противоречивый процесс активного приспособления бывших абитуриентов к новому образу жизни, к особенностям дидактического процесса, к новому кругу общения в условиях профессиональной подготовки. Вместе с тем адаптация - это творческая самореализация студента в учебной, научной, общественной, спортивной, досуговой, бытовой и других сферах. Адаптация позволяет студенту быстро приспособиться к новой среде, почувствовать значимость своего нового статуса, определить круг общения, почувствовать себя в безопасности.

Важным рабочим феноменом, определяющим сущность данного исследования, является феномен безопасности личности. Проблема безопасности в образовательной среде достаточно новая для современной педагогической науки и практики. Об этом явлении достаточно открыто заговорили лишь в середине 90-х годов ХХ века, после выхода известного фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова.

В научный оборот это понятие вошло несколько позже, благодаря исследованиям Санкт - Петербургских ученых Л.А. Регуш и И.А. Баевой. Понятие безопасности в психолого - педагогической теории и практике возникло благодаря Закону РФ «О безопасности». Авторы справедливо полагают, что безопасность - это состояние защищенности человека в среде, а также способность личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Безопасность образовательной среды - это существенная часть национальной безопасности. В исследовании И.А. Баевой и Л.А. Гаязовой «Психолого - педагогические проблемы мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды» отмечены четыре категории рисков. К их числу относятся:

- проявление агрессии целой группы или одного человека по отношению к другой группе или другому человеку;

- ксенофобия и экстремизм;

- саморазрушающее поведение, способствующее нанесению ущерба собственной жизни и здоровью;

- техногенные и природные риски.

Одной из важнейших мер профилактики рисков и обеспечения безопасности в образовательной среде техникумов, училищ и колледжей является создание эффективных условий для успешной адаптации первокурсников к пространству нового взаимодействия. Таким образом, теоретические выводы являются основанием для дальнейшего эмпирического исследования.

Отдельным направлением эмпирической части исследования является выбор и развитие педагогических технологий адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже.

Под педагогическими технологиями следует понимать комплекс средств, методов, приемов и мотивационных установок, позволяющих достаточно успешно решать педагогические задачи. Задачи эмпирической работы с первокурсниками по адаптации к условиям колледжа были направлены на помощь первокурсникам в пространственных ориентациях. Вместе с тем предполагалось сосредоточить усилия на преодолении чувства скованности и застенчивости, на повышении общественной активности, на формировании чувства причастности к делам группы, курса, колледжа, на повышении мотивации к получению будущей профессии.

Опытно - эмпирическая работа с первокурсниками осуществлялась поэтапно. Всего было выявлено три этапа, обеспечивающих эффективную работу по адаптации первокурсников к условиям обучения колледже: ознакомительный, адаптивный, корректирующий.

На первом, ознакомительном этапе, студенты знакомились со всеми службами колледжа и правилами их работы: деканатом, библиотекой, аудиториями, компьютерными классами, лабораториями, общежитием, студенческим клубом, спортивными секциями, службой собственной безопасности, студенческим профкомом.

На втором, адаптивном этапе, студенты учились активно включаться во взаимодействие с сотрудниками данных служб. Консультантами и наставниками для студентов выступали кураторы и старшекурсники. На этом этапе осуществлялись специальные мероприятия по коллективной самопрезентации «Первый курс - покажи свои таланты!», «Посвящение в студенты» и др. Ответственными за проведение мероприятий выступали старосты, кураторы, заместитель директора по воспитательной работе. Через общее коллективное дело каждый первокурсник мог показать свой талант и способность.

На третьем, корректирующем этапе, осуществлялась персональная работа с теми, кто нуждался в индивидуальной помощи и поддержке. Особое внимание было направлено на формирование стабильности в усвоении учебного материала и профилактику пропусков занятий. Кураторы и старшекурсники помогали новичкам найти творческие занятия по интересам, сформировать постоянный круг общения, установить дружеские связи. С этой целью использовался широкий спектр педагогических технологий.

В качестве основных педагогических технологий использованы две группы методов и приемов работы с первокурсниками. Первая группа методов была направлена на подбор новых дидактических форм обучения: лекций, семинаров, лабораторно - практических занятий; экскурсий, научных проектов и т.д. Студенты учились конспектированию, работе с каталогами, с интернетом, с разными компьютерными программами.

Вторая группа методов способствовала социальной адаптации и творческой реализации задатков и способностей. Студентов обучали культуре поведения и организации быта в общежитии, формировали коммуникативные навыки и умения, с целью развития творческого потенциала устраивали выставки поделок. Для этого использовались коллективные творческие дела, игры, тренинги, беседы.

Таким образом, выявлены две группы психолого - педагогических и организационно- педагогических условий успешной адаптации студентов к обучению в колледже.

Значительное место в системе организационно - педагогических условий адаптации занимала технология групповых творческих дел.

При разработке комплекса педагогических условий учитывались гуманистические принципы образования, способные обеспечить успешную адаптацию в образовательном процессе и требования, субъект - субъектного взаимодействия, предъявляемые современным обществом к личности молодого человека. Вместе с тем были использованы ведущие идеи личностно - деятельностного и аксиологического подходов. Педагоги учитывали сущность социального становления личности в образовательном процессе и возрастную специфику деятельности студентов в колледже.

Универсальным методом, способствующим эффективной адаптации студентов колледжа, выступали игровые технологии. В частности, весьма эффективно использовались такие деловые игры как «Контакт», «Я - студент», «Моя будущая профессия». Основными функциями деловых игр являлись: обучающая, побудительная, воспитательная, компенсаторная и др. Использование деловых игр повышало интерес к моделируемым проблемам, развивало творческие способности студентов, закрепляло усвоение учебного материала, способствовало формированию организованности, самоконтроля, уверенности. Таким образом формировались предпосылки социальной безопасности и совершенствовались адаптационные процессы.

Деловая игра, как разновидность игровых технологий, использовалась для решения социально - педагогических задач. Важнейшими в их числе являются коммуникативные задачи, направленные на установление контактов, позитивное взаимодействие, адекватную самооценку и эффективную самопрезентацию. В качестве примера рассмотрим игру «Контакт», которая проводилась на иностранном языке. Преподаватель заключал со студентом контракт и предлагал рассказать о себе на иностранном языке. Самопрезентация могла сопровождаться материалами видео и фотопрезентаций. Сущность контракта состояла в объеме самопрезентации, в искренности ответов, в выявлении особенностей адаптации к условиям колледжа.

Итоги игры выявляли личные претензии студента к себе, к уровню требований, на которые настраивал себя обучаемый. В ходе эксперимента 30% первокурсников старались уменьшить «оценку по контракту», хотя готовили и сдавали материал с показателями, превышавшими ожидаемые. Около 70% первокурсников завышали свои возможности: имея малые способности, они получали «удовлетворительные» оценки за невыполнение условия контракта.

Результаты игры дали возможность студенту правильно оценить свои качества: обязательность, организованность, дисциплину, самоконтроль. Выучив иностранный текст, составив вопросы и ответив на них, студент не только нес ответственность за взятые на себя обязательства, за конкретное представление материала, точный объем, количество вопросов. Это обеспечивало адаптацию к условиям учебного процесса, стимулировало познавательный интерес игры - занятия подобного рода повышали уровень адаптации и приспособляемости к условиям обучения в колледже.

Важное место занимали ролевые игры, которые обеспечивали обучающую функцию и, в значительной степени, способствовали развитию у студентов речевых умений и навыков, вместе с тем помогали развитию языковой компетенции учащихся в различных ситуациях речевого общения, взаимопомощи и поддержки.

Деловая игра выполняла также побудительную функцию. Невозможно было начинать процесс обучения без приведения в действие механизма мотивации. Она способствовала качественному усвоению нового материала, творческому подходу, взаимообучению, активному участию и включению студентов в процесс обучения.

Ролевая игра строилась на позитивных межличностных отношениях, которые реализовались в процессе групповой коммуникации. Являясь моделью межличностного контакта, игра вызывала потребность в общении и способствовала формированию у студентов возможности сыграть роль другого человека, увидеть себя глазами партнера по общению.

Игра ориентировала учащихся на умение планировать собственное речевое поведение и поведение собеседника, развивала умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других, выполнять воспитательную функцию. Она способствовала сплочению коллектива, вовлечению в активную деятельность робких и застенчивых студентов, их самоутверждению и повышению самооценки. В группе устанавливались дружеские отношения, формировался благоприятный эмоциональный климат, повышался уровень самооценки и трудоспособности, активизировались познавательные процессы. Кроме того, развивались творческие способности, внимание, память, мышление студента, улучшались взаимоотношения с сокурсниками, старшекурсниками, преподавателями.

В реализации программы педагогического сопровождения успешной адаптации были использованы деловые игры, групповые творческие дела, позволявшие задать в обучении и в воспитании предметные и социальные роли будущей профессиональной деятельности, создать условия формирования личности будущего специалиста. В деловой игре, протекающей в условиях совместной деятельности, каждый студент приобретал навыки социального взаимодействия и продуктивного общения. Активность личности в деловой игре обусловлена значимостью своей собственной личности и я - концепции. Вместе с тем, в игре происходит снятие напряженности, скованности, нерешительности. Укрепление собственной я - концепции оказывает решающее влияние на успешную адаптацию, но самое главное, формирует чувство внутренней безопасности и самоконтроля личности студента.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о взаимосвязи двух важнейших состояний личности первокурсника - адаптивности и социальной безопасности. Технологии формирования социальной безопасности близки технологиям, используемым в процессе формирования и развития приспособительных механизмов в условиях обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Одним из важных элементов педагогических технологий выступают игровые технологии, состоящие из дидактических, деловых, организационно - деятельностных, коммуникативных игр.

Список источников

1. Антипова Л.А. Педагогические условия адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе. Монография: - Пятигорск; ПГЛУ, 2010, с. 145.

2. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психолого - педагогические проблемы мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды. // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации. Санкт - Петербург, 2012, с. 265-269.

3. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. М., 2006, с. 245.

4. Лидак Л.В. Педагог как объект научной психологии. Монография.-

Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2000, с. 189.


© 2010-2022