Методический материал - разработка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.


Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя.

К.Д.Ушинский.

Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
(из Концепции модернизации Российского образования)

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии - социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.

Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой:

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». В чём же сущность личностно-ориентированного подхода?

В современных условиях активизируются развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностно-ориентированный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. Применительно к содержанию обучения личностно-ориеитированный подход, по мнению профессора Арияна М.А., проявляется в следующих основных направлениях: 1) Компонентный состав содержания обучения; 2) Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух 2 уровней: уровня предъявления и уровня спроса; Это позволяет осуществлять дифферинциованный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности. 3) Последнее достигается и благодаря иной подаче материала; 4) При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые аппелируют к личному опыту учащихся, к их чувствам, эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.

Евгения Семёновна Полат (доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Автор исследований метода проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования) утверждает «необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности, организовывать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов» (последний, как известно, может включать «обучение в сотрудничестве»). Основная идея метода обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы: 1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты - личностно-ориентированный вид работы. При его подготовке учащиеся изучают интересные для себя темы. 2. Повышение значимости предмета как средства общения. 3. Образовательная и воспитательная ценность. Благодаря использованию межпредметных связей (ИЗО, технология, окружающий мир и т.д.), у учащихся развивается познавательная активность, воображение. Обучение в сотрудничестве предполагает учет психолого-педагогических задач, возраста учащихся, их культурно-языкового пространства. Школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки. При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах, но здесь нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы: 1. группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики; 2. если нет слаженности в работе - состав группы меняется; 3. учитель распределяет "роли" в группе; 4. группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы; 5. оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом; 6. иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы. Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Задача педагога - управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа личностно-ориентированной технологии обучения. Следует иметь в виду, что педагогическое воздействие всегда однонаправлено (учитель - ученик), а сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик - учитель, учитель - ученик, ученик - ученик). Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения: 1) информативную (передача и обмен информации); 2) интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности); 3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком). Как было уже сказано выше, обучение в сотрудничестве тесно связано с проектной технологией, которая способствует формированию творческой личности, выступает как один из способов повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции, развития познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического и творческого мышления.

Метод проектов активизирует все стороны личности школьника; его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. Таких впечатляющих результатов в области применения проектной методики, вероятно, сложно было бы ожидать без интегрированных курсов, так как ученики стараются черпать свои знания из других предметов.

Любая педагогическая технология, по мнению В.В.Серикова, может стать личностно-ориентированной, если она содержит базовый комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части учебного процесса.

Как сказал Владимир Владимирович Путин: «Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель».

5


© 2010-2022