Библиотечный урок Откуда книга к нам пришла (5 класс)

Откуда книга к нам пришлаБиблиотечный урокдля учащихся 5 классовЦель:1.Знакомство с историей создания книги.2. Воспитание бережного отношения к книге.Книга в твоих руках«Книга-это друг, советчик. Это источник многих добрых мыслей, чувств, знаний» Ю.Гагарин.«Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времен» Л.Н.Толстой.«Книга - это духовное завещание одного поколения другому... Но в книге не одно прошедшее, она - программа будущего» А.И.Герцен. Подобных выск...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа № 6»


Библиотечный урок Откуда книга к нам пришла (5 класс)



Библиотечный урок

для учащихся 5 классов





Выполнила:

Библиотекарь

Надежда Петровна

Кондратенко




г. Шелехов, 2015


Откуда книга к нам пришла

Библиотечный урок

для учащихся 5 классов

Цель:

  1. Знакомство с историей создания книги.

  2. Воспитание бережного отношения к книге.

Оборудование:

  1. Проектор, ПК, экран. Презентация.

  2. Книжная выставка. «Книга - это духовное завещание одного поколения другому» А.И.Герцен.

Книга в твоих руках

«Книга-это друг, советчик. Это источник многих добрых мыслей, чувств, знаний» Ю.Гагарин.

«Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времен» Л.Н.Толстой.

«Книга - это духовное завещание одного поколения другому... Но в книге не одно прошедшее, она - программа будущего» А.И.Герцен.

Подобных высказываний великое множество. В них мысли самые разные. И всё же за этим многообразием очень ярко и отчетливо просматривается общее - любовь к книге.

Ещё великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книг». Книга не только учит, но и лечит.

А.С. Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг. И он был прав. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека. В настоящее время это влияние хорошо используется. Оно получило название «библиотерапия». Начало этому методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим людям успокоения и надежду. В 17 веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам, кроме лекарств, чтение двух-трёх страниц хорошего текста.

Давайте же с вами послушаем, откуда к нам пришло такое удивительное лекарство для души?

Самое первое - это «человек-книга». В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, все свои знания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Они передавались от одного человека к другому, из одного поколения в другое. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями.

У древних греков, например, сказителей называли аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. Когда пир заканчивался, аэд брал в руки лиру и начинал петь о мудром царе Одиссее, Храбром воине Ахилле и других героях древнегреческой мифологии.

У нас в России сказители рассказывали сказки, былины. Лишь спустя века они были записаны.

До появления письменности человек пользовался и другими способами передачи и запоминания информации. Один из них узелковое письмо. Им владели древние

китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и разноцветные тонкие шнурки разной длины, которые привязывали к веревке. На шнурках завязывали узелки. Чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация. Черный узел обозначал смерть, белый - мир или серебро, зеленый - хлеб, жёлтый - золото. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни и т. д. Своё древнее значение цвета в ряде случаев сохранили и сейчас: человек весь в черном - траур, враг выбрасывает белый флаг - к перемирию.

На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках. Рисовали на всем, даже на теле. Отсюда к нам пришла татуировка. Она имела своё значение - узоры говорили о числе походов, побед, о силе и доблести человека.

Позже появилась письменность, но не было бумаги, и человек приспособился делать книги из других материалов

В Древней Руси это была береста. Писали на ней острым железным или костяным стержнем. Сначала берестяные грамоты сворачивали в свитки, позже, когда научились ее хорошо обрабатывать, стали делать книги.

В Древнем Риме пользовались восковыми книгами. Выглядели они так: несколько табличек - дощечек аккуратно выстругивали в середине и заливали воском. Через дырочки, проделанные в двух углах дощечки, скрепляли шнуром. Затем писали на воске стальной палочкой - стилой.

В древней Ассирии изобрели «книги-плитки». Их лепили из мягкой глины, затем писцы чертили на них свои знаки. После этого плитку обжигал горшечник. Каждая «книга» состояла из нескольких десятков или даже сотен плиток. Плитки нумеровали как страницы и на каждой проставляли название. Существовали целые библиотеки, сделанные из плиток.

Древние египтяне придумали «книги - ленты» и делали их из растения, которое называлось папирусом. Такие книги выглядели в виде длинной ленты - шагов сто длиной. Папирус нельзя было сгибать, так как он был очень хрупкий и легко ломался. Поэтому книги сворачивали в рулон.

Позже пришла новая книга, сделанная из тонко выделанной овечьей или козьей кожи. Эта кожа называлась пергамент. Новый материал для книг оказался значительно лучше старого. Его можно было резать, сгибать, фальцевать в тетради, сшивать в книги. Переплет такой книги делали из двух досок, обтянутых кожей, украшали дорогим металлом и драгоценными камнями. Такая книга была тяжеловесной и дорогостоящей. В библиотеках такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы их никто не мог украсть. Эти книги использовали до изобретения бумаги. Пройдет время, книга изменится внешне, она будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями, наконец, станет такой, какой мы её знаем сегодня.


Книге - долгую жизнь

Книги надо не только уметь читать, но и бережно к ним относиться. Особенно к библиотечным книгам, так как их читают многие. Послушаем стихотворение Ильина «Две книжки».

Однажды встретились две книжки.

Разговорились меж: собой.

- Послушай, как твои делишки?

- Одна спросила у другой.

- Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да что обложки... Оборвал листы.

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака.

А у тебя целы бока?

- Твои мне незнакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы

Я молчу-

О них и говорить то неприлично.

Зато и я его учу

Не как-нибудь,

А на «отлично».

В басне этой нет загадки,

Расскажут напрямик

И книжки и тетрадки.

Какой ты ученик.

Обсуждаем стихотворение.

Теперь послушаем, о чем просят нас книги

Я - книга, я - товарищ твой!

Будь бережным со мной...

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен,

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь

Что здесь за звери, что за птицы!

Странички пачкать не годится.

Опять загнул мои листы!

А про закладку помнишь ты?

Ай! Супом ты меня закапал!

Ай, уронил меня ты на пол.

Не забывай меня в саду.

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни,

Где взял меня, туда верни.

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не, для грязных рук!

Библиотекарь: Ребята! Обратите внимание на книжную выставку «Книга - это духовное завещание одного поколения другому» (А.И.Герцен). Здесь представлены книги разных веков, разных поколений. Благодаря бережному отношению к книге мы имеем возможность познакомиться с изданиями разных годов, например: А.П.Постников. «Учебник физики», 1912 год; В. Саянов. «Небо и земля», 1948 год; Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера», 1957 год; Сборник. «Нам светит солнце», 1964 год; П.Петров. «Саяны шумят», 1967 год

Какие выводы мы можем сделать из сегодняшней встречи?

Книга - наш друг и советчик. Она - источник знаний. Книга всегда даст дельный совет. Самое главное - правильно выбрать этого советчика, бережно к нему относиться.

Список литературы

  1. Чирва А.Н. Книга в твоих руках. - М.: Просвещение, 1985.

  2. Журнал «Школьная библиотека», №3, 2006.

  3. Газета «Библиотека в школе», №17, 2006.

5

© 2010-2022