ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Участие в разработке информационных систем

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Типовая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Участие в разработке информационных систем






































2012 г.

Типовая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника».

Организация-разработчик: ГОУ Колледж предпринимательства №11

Разработчики:

И.П.Василькова, ГОУ Колледж предпринимательства №11,заведующий кафедрой Информационных технологий

Рекомендована ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ в качестве типовой программы по профессиональному модулю Участие в разработке информационных систем

№ ____________ от «____»__________ 20___ г.

©

©

©

©

©



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ типовой ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации типовой Программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

25

1. паспорт типовой ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Участие в разработке информационных систем


1.1. Область применения типовой программы

Типовая программа профессионального модуля (далее - Типовая программа) - является частью типовой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника»

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Участие в разработке информационных систем

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1

Участвовать в разработке технического задания.

ПК 2.2

Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

ПК 2.3

Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.

ПК 2.4

Формировать отчетную документацию по результатам работ.

ПК 2.5

Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.

ПК 2.6

Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • использования инструментальных средств обработки информации;

  • участия в разработке технического задания;

  • формирования отчетной документации по результатам работ;

  • использования стандартов при оформлении программной документации;

  • программирования в соответствии с требованиями технического задания;

  • использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы;

  • применения методики тестирования разрабатываемых приложений;

  • управления процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств;

уметь:

  • осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;

  • уметь решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени;

  • использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения;

  • создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств;

знать:

  • основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);

  • сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы;

  • объектно-ориентированное программирование;

  • спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента;

  • платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;

  • основные процессы управления проектом разработки

Типовая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки по профессиям рабочих, должностей служащих: 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» и 14995 «Наладчик технологического оборудования», а также профессиональной подготовке по профессиям 230103.2 «Мастер по обработке цифровой информации» и 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение типовой программы профессионального модуля:

всего - 936 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 540 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 360 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 180 часов;

производственной практики - 396 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в разработке информационных систем», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Участвовать в разработке технического задания.

ПК 2.2

Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

ПК 2.3

Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.

ПК 2.4

Формировать отчетную документацию по результатам работ.

ПК 2.5

Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.

ПК 2.6

Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля Участие в разработке информационных систем»

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная (по профилю специальности), часов


Всего, часов

В т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1-ПК 2.3

Раздел 1. Информационные технологии и платформы разработки информационных систем

270

180

96

30

90

30

-

-

ПК 2.4-ПК 2.6

Раздел 2. Управление проектами

270

180

102

90

-

-

ПК 2.1-ПК 2.6

Раздел 3. Производственная практика, часов

396







396

Всего:

936

360

198

30

180

30


396


3.2. Содержание обучения профессионального модуля Участие в разработке информационных систем

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информационные технологии и платформы разработки информационных систем


180


МДК 2.01 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем


180

Тема 1.1. Архитектура ИС

Содержание

6

1.

Архитектура ИС. Физическая, логическая, программная, функциональная структуры ИС и их взаимосвязь.

Функционирование подсистем ИС и принципы их построения. Характеристика и состав обеспечивающих подсистем ИС. Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения.

1

1

Практические занятия

4



Анализ информационного, технического, программного, математического и другого обеспечения ИС

Тема 1.2. Аппаратно-программные платформы ИС

Содержание

6

2

1.

Аппаратно-программные платформы серверов ИС и их характеристика. Аппаратно-программные платформы ИС и их характеристики. Виды аппаратно-программных платформ ИС.

Классификация программного обеспечения ИС. Серверное и клиентское программное обеспечение и их характеристики. Выбор рационального состава программного обеспечения ИС.

Лабораторные работы

4



Выбор оптимального состава программного обеспечения ИС для конкретной предметной области.

Тема 1.3. Виды серверного программного обеспечения

Содержание

6

1.

Виды серверного программного обеспечения ИС. Управляющие серверы (сетевые операционные системы) и их основные задачи.

Файловые серверы. Основные принципы работы.

Серверы, предоставляющие свои аппаратные ресурсы. Сервер печати, почтовый сервер. Основные принципы работы.

Информационные серверы. Веб-сервер и его функции. Виды веб-серверов.

Характеристика сервера Apache. Характеристика Internet Information Server от Microsoft.

Серверы приложений. Двухзвенная и трехзвенная архитектура клиент-сервер. Общая схема сервера приложений. Интерфейс сервера приложений. Хранимые процедуры сервера приложений.

Серверы безопасности и их функции. Брандмауэры. Прокси-серверы.

2

Лабораторные работы

8



Установка серверного программного обеспечения ИС и его сопровождение. Особенности установки ПО ИС.

Организация программного обеспечения ИС в локальных сетях. Протокол TCP/IP и его применение в ИС.

Тема 1.4. Администрирование серверного программного обеспечения

Содержание

6

1.

Администрирование серверного программного обеспечения АИС, его задачи и приемы. Специализированные программные пакеты и утилиты администрирования АИС.

2

Лабораторные работы

4



Создание и управление объектами пользователей

Создание нескольких объектов пользователей

Управление профилями пользователей

Тема 1.5. Эксплуатация серверного программного обеспечения

Содержание

6

1.

Эксплуатация различных видов серверного программного обеспечения АИС и ее особенности. Работа с консолью управления операционной системы. Работа с файловым сервером. Эксплуатация информационного сервера и серверов безопасности.

2

Лабораторные работы

6



Проверка подлинности: безопасность и устранение неполадок

Изменение типа и области действия группы. Автоматизация управления учетными записями групп

Присоединение компьютера к домену Active Directory. Управление учетными записями компьютеров

Устранение неполадок с учетными записями компьютеров

Настройка разрешений файловой системы NTFS

Аудит доступа к файловой системе

Работа с консолью Производительность и Диспетчером задач

Тема 1.6. Виды клиентского программного обеспечения

Содержание

4

1.

Взаимодействие серверного и клиентского программного обеспечения. Виды клиентского программного обеспечения. Характеристика типового клиентского программного обеспечения.

2

Лабораторные работы

8


1

Разработка приложений Web баз данных.

Тема 1.7. Установка и сопровождение клиентского программного обеспечения

Содержание

6

1.

Порядок установки и сопровождения клиентского программного обеспечения. Работа с типовым клиентским программным обеспечением.

2

Лабораторные работы

6


Получение информации о технологии COM из системного реестра. Проектирование объектной модели интерфейса средствами COM

Реализация простейшего объекта COM. CGI-программирование загрузки ресурса IMG

Тема 1.8. Адаптация клиентского программного обеспечения

Содержание

6

1.

Задачи и возможности адаптации клиентской части программного обеспечения. Адаптация клиентской части в рамках поставленной задачи.

2

Лабораторные работы

8

2

1.

Создание клиентской части программного обеспечения информационной системы

Тема 1.9. Средства автоматизации проектирования корпоративных систем

Содержание

6



Основные типы и классификация средств автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем; поддерживаемые ими этапы жизненного цикла

Лабораторные работы

6



Изучение и применение средств автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем

Тема 1.10. Особенности платформы Microsoft .NET для разработки корпоративных систем

Содержание


Характеристики программной платформы Microsoft .NET; многоаспектность платформы и ее ориентация на промышленное производство корпоративных систем

6


Лабораторные работы

8



Применение программной платформы Microsoft .NET для промышленного производства корпоративных систем

Тема 1.11. Создание графического интерфейса пользователя

Содержание

6



Особенности и проблемы построения графического интерфейса пользователя. Элементы системной библиотеки классов Windows Forms. Общий порядок и конкретный пример построения форм ввода данных для корпоративных приложений

Лабораторные работы

8



Изучение и применение средств построения графического интерфейса пользователя

Построение форм ввода данных для корпоративных приложений

Тема 1.12. Создание распределенных приложений по технологии Remoting

Содержание

6



Особенности и проблемы создания распределенных приложений корпоративного типа. Технология Microsoft Remoting. Общая последовательность и пример создания распределенного приложения с высокой надежностью и безопасностью на основе данной технологии

Лабораторные работы

8



Создание распределенного приложения с высокой надежностью и безопасностью на основе технологии Microsoft Remoting

Тема 1.13. Создание веб-сервисов

Содержание

6



Создание сервисно-ориентированных корпоративных приложений. Концепция веб-сервиса и ее реализация на основе технологий и инструментальных средств Microsoft.

Лабораторные работы

8



Реализация веб-сервиса на основе технологий и инструментальных средств Microsoft.

Тема 1.14. Создание приложений по технологии Windows Communications Foundation

Содержание

8



Особенности и проблемы построения корпоративных приложений на основе сервисно-ориентированной архитектуры. Адаптация общей концепции к технологическим особенностям среды и инструментальных средств Microsoft

Лабораторные работы

10



Создание приложения на базе технологии Windows Communications Foundation

Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление лабораторно-практических работ; отчетов и подготовка к их защите.

90


Типовая тематика внеаудиторной самостоятельной работы

подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и приведенных источников;

оформление отчетов по выполненным практическим работам и теоретическая подготовка к их сдаче;

самостоятельное освоение средств интерфейсов информационных систем с использованием навыков, полученных на практических занятиях

Раздел 2. Управление проектами


180

МДК 02.02. Управление проектами


180


Тема 2. 1. Жизненный цикл и организационная структура ИТ-проекта

Содержание

2


1.

ИТ-проект. Жизненный цикл ИТ-проекта. Организационная структура ИТ-проекта

1

Практические занятия

2



Анализ организационной структуры ИТ-проекта


Тема2. 2. Инициация проекта

Содержание

8


1.

Адаптация модели жизненного цикла проекта, процедура адаптации модели ЖЦ ИС. Разработка технико-экономического обоснования. Формирование бизнес-цели проекта. Разработка устава проекта. Идентификация и анализ участников проекта. Формирование требований проекта. Организация и проведение результативного интервью. Использование функции качества

2

Лабораторные работы

10



Разработка технико-экономического обоснования. Формирование бизнес-цели проекта.

Разработка устава проекта.

Идентификация и анализ участников проекта. Формирование требований проекта.

Организация и проведение результативного интервью

Тема 2. 3. Управление проектом

Содержание

8

1.

План управления проектом. Формирование иерархической структуры проекта. Построение ИСР. Определение содержания проекта. Критические факторы успеха. Формирование списка работ (операций) проекта. Определение логической последовательности выполнения работ. Оценка трудоемкости и потребности в ресурсах Определение длительности операций. Исходная информация процесса определения длительности операций. Результаты процесса оценки длительности операций. Концептуальная оценка стоимости проекта. Формирование сметы. Шаблон сметы проекта. Проверка качества составления сметы проекта. Разработка базового плана по стоимости проекта

2

Лабораторные работы

12



Определение содержания проекта.

Формирование списка работ (операций) проекта.

Определение логической последовательности выполнения работ. Оценка трудоемкости и потребности в ресурсах

Определение длительности операций.

Концептуальная оценка стоимости проекта. Формирование сметы.

Проверка качества составления сметы проекта. Разработка базового плана по стоимости проекта

Тема 2. 4. Разработка расписания проекта

Содержание

6

1.

Исходные данные для разработки расписания. Результаты разработки расписания. Технология разработки расписания. Разработка расписания проекта методом критического пути. Организация управления расписанием проекта. Исходная информация для процесса управления расписанием. Линия исполнения. Построение линии исполнения проекта. Диаграмма контрольных событий. Построение диаграммы контрольных событий

2

Практические занятия

6



Разработка расписания проекта методом критического пути. Организация управления расписанием проекта.

Построение линии исполнения проекта

Построение диаграммы контрольных событий

Тема 2. 5. Планирование обеспечения качества в проекте

Содержание

6

1.

Разработка плана обеспечения качества. Регламент по управлению качеством в проекте. Примеры процедур планирования качества. Процедура документирования. Процедура согласований документов проекта. Процедура утверждения документов. Организация управления качеством

2

Лабораторные работы

8



Разработка плана обеспечения качества

Описание выполнения процедуры документирования.

Описание выполнения процедуры согласований документов проекта

Описание выполнения процедуры утверждения документов

Организация управления качеством

Тема 2. 6. Планирование рисков проекта

Содержание

6

1.

Основные понятия управления рисками. Определение уровней вероятности возникновения рисков и их последствий. Методики идентификации рисков. Организация управления рисками. Пример процедуры управления рисками

2

Практические занятия

4



Определение уровней вероятности возникновения рисков и их последствий

Организация управления рисками

Тема 2. 7. Планирование кадровых ресурсов проекта

Содержание

4

1.

Определение ролей проекта. Матрица ответственности проекта. Построение матрицы ответственности. Закрепление функций и полномочий в проекте. Реестры навыков

2

Лабораторные работы

6



Определение ролей проекта

Построение матрицы ответственности

Закрепление функций и полномочий в проекте

Тема 2. 8. Планирование коммуникаций и управления конфигурацией в проекте

Содержание

8

1.

Формирование стратегии коммуникаций. Пример стратегии коммуникации. Идентификация объектов управления конфигурацией проекта. Процедура создания нового элемента конфигурации. Инфраструктура проекта. Пример требований к инфраструктуре офиса проекта (фрагмент). Пример процедуры создания инфраструктуры проекта. Формирование базовой линии конфигурации проекта. Организация управления конфигурацией проекта. Организация документирования статуса элементов конфигурации. Пример процедуры обеспечения хранения документов. Пример процедуры рассылки документов. Пример процедуры подготовки документов. Пример процедуры отчетности о деятельности

2

Лабораторные работы

12



Формирование стратегии коммуникаций.

Идентификация объектов управления конфигурацией проекта. Процедура создания нового элемента конфигурации.

требований к инфраструктуре офиса проекта

создания инфраструктуры проекта

Формирование базовой линии конфигурации проекта

Организация управления конфигурацией проекта

Организация документирования статуса элементов конфигурации. Выполнение процедуры обеспечения хранения документов. Выполнение процедуры рассылки документов

Выполнение процедуры подготовки документов

Выполнение процедуры подготовки отчетности о деятельности

Тема 2. 9. Оценка реализуемости проекта

Содержание

6

1.

Переход к стадии оценки. Анализ достижимости запланированных бизнес-выгод. Оценка реализуемости проектного расписания. Оценка доступности и загрузки человеческих ресурсов. Оценка организационной готовности

2

Лабораторные работы

6



Анализ достижимости запланированных бизнес-выгод. Оценка реализуемости проектного расписания. Оценка доступности и загрузки человеческих ресурсов. Оценка организационной готовности

Тема 2. 10. Идентификация рисков проекта

Содержание

4

1.

Качественный анализ рисков. Количественный анализ рисков. Подтверждение содержания проекта

2

Практические занятия

4



Качественный анализ рисков

Количественный анализ рисков

Тема 2. 11. Управление проектом на фазе проектирования

Содержание

8

1.

Формирование детальных планов стадии проектирования. Уточнение плана управления проектом. Руководство и управление исполнением проекта. Обеспечение качества проекта. Осуществление интегрированного управления изменениями. Матрица координации изменений. Запрос на внесение изменений. Журнал изменений проекта. Обеспечение качества проекта на этапе проектирования. Обеспечение целостности элементов конфигурации. Обновление реестра рисков на фазе проектирования. Набор команды проекта. Описание процесса. Планирование инфраструктуры для команды проекта. Оценка и управление персоналом проекта. Определение уточненных требований проекта. Мониторинг содержания и объема проекта. Управление требованиями проекта. Оценка потребности в обучении пользователей

2

Лабораторные работы

12



Формирование детальных планов стадии проектирования. Уточнение плана управления проектом.

Построение матрицы координации изменений. Журнал изменений проекта

Обеспечение качества проекта на этапе проектирования. Обеспечение целостности элементов конфигурации. Обновление реестра рисков на фазе проектирования.

Планирование инфраструктуры для команды проекта. Оценка и управление персоналом проекта

Определение уточненных требований проекта. Мониторинг содержания и объема проекта. Управление требованиями проекта. Оценка потребности в обучении пользователей

Тема 2. 12. Реализация плана коммуникаций и обучение пользователей. Подготовка перехода к следующей фазе

Содержание

6

1.

Информирование участников проекта. Принципы построения информационного сообщения в рамках плана коммуникаций. Правила реализации плана коммуникаций. Планирование обучения пользователей. Определение ролей. Определение ролей конкретных лиц. Определение курсов. Соотнесение обучающих курсов и ролей. Определение продолжительности курсов. Определение и планирование учебных сеансов. Управление расписанием проекта. Пример выполнения сжатия расписания. Результаты процесса управления расписанием.

2

Лабораторные работы

10



Определение курсов бучения пользователей. Соотнесение обучающих курсов и ролей. Определение продолжительности курсов

Управление расписанием проекта

Выполнение процедуры управления стоимостью проекта на основе EVA

Контроль качества проекта

Контроль рисков проекта.

Тема 2. 13. Управление проектом на фазе разработки и внедрения

Содержание

6

1.

Детальное планирование стадии разработки и внедрения. Подготовка инфраструктуры для фазы эксплуатации. Подведение итогов контроля качества проекта. Управление рисками настройки и внедрения. Подготовка персонала к завершению проекта. Организация тестирования. Реализация цикла тестирования. Тестирование процессов, документов и отчетов. Переход к продуктивной эксплуатации. Завершение проекта (фазы). Пример процедуры приемки результатов проекта. Пример процедуры согласования. Пример процедуры управления открытыми вопросами. Управление открытыми вопросами и проблемами осуществляется на двух уровнях. Порядок работы с открытыми вопросами и проблемами уровня проекта в целом

2

Лабораторные работы

10



Планирование стадии разработки и внедрения

Управление рисками настройки и внедрения

Организация тестирования. Реализация цикла тестирования. Тестирование процессов, документов и отчетов

Выполнение процедуры приемки результатов проекта

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление лабораторно-практических работ; отчетов и подготовка к их защите.

90

Типовая тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Реализация процедур, связанных с определением и детальным структурированием необходимых работ, с распределением прав и обязанностей, с управлением и контролем за исполняемыми работами на основе использования унифицированных подходов, закрепленных в современных международных и российских стандартах и методологиях управления проектами.

Типовая тематика курсовых работ (проектов)

В курсовой работе проводится описание процедур, связанных с определением и детальным структурированием необходимых работ, с распределением прав и обязанностей, с управлением и контролем за исполняемыми работами на основе использования унифицированных подходов, закрепленных в современных международных и российских стандартах и методологиях управления проектами. В качестве исходных данных могут быть использованы данные по будущему дипломному проекту или модели из методических указаний по выполнению курсовой работы.


Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

30

Производственная практика

Виды работ

Участие в составлении проектной документации на разработку информационной системы

Формирование отчетной документации по результатам работ

Участие в разработке технического задания

Владение современными языками программирования

Программирование в соответствии с требованиями технического задания

Чтение проектной документации на разработку информационной системы

Нахождение ошибок кодирования в разрабатываемой информационной системе

Идентификация технических проблем, возникающих в процессе тестирования системы

Проведение инсталляции информационной системы

Формирование необходимых для работы информационной системы требований к конфигурации локальных компьютерных сетей

Настройка параметров информационной системы

Проведение внутреннего тестирования информационной системы

Устранение проблем по результатам тестирования информационной системы

Формирование внутренней документации по результатам выполнения работ

396

Всего

936

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации Программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории: «Инструментальных средств разработки»; полигона «Разработки бизнес-приложений».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест лаборатории «Инструментальных средств разработки».

-доска учебная;

-рабочее место для преподавателя;

-столы, стулья для студентов на 25-30 обучающихся;

Технические средства обучения: Использование электронных лабораторно-исследовательских модулей при проведении лабораторных работ.

Использование мультимедийного проектора и интерактивной доски, в том числе при защите студентами курсовых работ.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Два компьютерных класса. рабочие места объединены в сегмент локальной интрасети, с выходом в Интернет по скоростному каналу; компьютеры уровня PIII/P4; планшетный сканер, сетевой принтер; компьютерные наушники и микрофоны.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

В компьютерных классах рабочие места объединены в сегмент локальной интрасети, с выходом в Интернет по скоростному каналу; компьютеры уровня PIII/P4; планшетный сканер, сетевой принтер; компьютерные наушники и микрофоны.

Персональные компьютеры с программным обеспечением:

базовое:

  • операционные системы (две основные линии развития ОС (открытые и закрытые);

  • языки программирования (виды (парадигмы) языков по областям применения);

  • программные среды (текстовые процессоры, электронные таблицы, персональные информационные системы, программы презентационной графики, браузеры, редакторы WEB-страниц, почтовые клиенты, редакторы растровой графики, редакторы векторной графики, настольные издательские системы, средства разработки);

  • системы управления базами данных, средства управления хранилищами данных, средства управления витринами данных;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест полигона «Разработки бизнес-приложений»

-доска учебная;

-рабочее место для преподавателя;

-столы, стулья для студентов на 25-30 обучающихся;

Технические средства обучения: Использование электронных лабораторно-исследовательских модулей при проведении лабораторных работ.

Использование мультимедийного проектора и интерактивной доски, в том числе при защите студентами курсовых работ.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Два компьютерных класса. рабочие места объединены в сегмент локальной интрасети, с выходом в Интернет по скоростному каналу; компьютеры уровня PIII/P4; планшетный сканер, сетевой принтер; компьютерные наушники и микрофоны.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

В компьютерных классах рабочие места объединены в сегмент локальной интрасети, с выходом в Интернет по скоростному каналу; компьютеры уровня PIII/P4; планшетный сканер, сетевой принтер; компьютерные наушники и микрофоны.

Персональные компьютеры с программным обеспечением:

базовое:

  • операционные системы (две основные линии развития ОС (открытые и закрытые);

  • языки программирования (виды (парадигмы) языков по областям применения);

  • программные среды (текстовые процессоры, электронные таблицы, персональные информационные системы, программы презентационной графики, браузеры, редакторы WEB-страниц, почтовые клиенты, редакторы растровой графики, редакторы векторной графики, настольные издательские системы, средства разработки);

  • системы управления базами данных, средства управления хранилищами данных, средства управления витринами данных;

прикладные:

  • информационные системы по отраслям применения (корпоративные, экономические, медицинские и др.);


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И.. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебник для сред. проф. образования - М.: Форум - Инфра-М, 2007 .

Дополнительные источники:

  1. Рудаков А.В.. Технология разработки программных продуктов, 2-е издание: учебник для сред. проф. образования- М.:Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами, Учебное пособие - М.:Инфа-М, 2010-208с.

  3. Карпов Ю.Г.. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5. С-Петербург: БХВ-Петербург, 2006.

  4. Лапин А.А. . Интерфейсы. Выбор и реализация. - М.: Техносфера., 2005. - 167 с., ил.

  5. Советов Б.Я. Яковлев С.А.. Моделирование систем. Учебник для вузов (3-е изд.). М. Высшая школа, 2001.

  6. Эрглис К.Э. . Интерфейсы открытых систем. - М.: «Горячая линия-телеком», 2000. - 256 с., ил.

  7. Теория и практика обеспечения информационной безопасности. Под редакцией Зегжды П.Д.. - М.: «Яхтсмен», 1996.

Перечень основных стандартов в области обеспечения жизненного цикла и качества программных средств

  1. ISO 9004:2000. (ГОСТ Р - 2001). Система менеджмента (административного управления) качества. Руководство по улучшению деятельности.

  2. ISO 9001:2000. (ГОСТ Р - 2001 ). Система менеджмента (административного управления) качества. Требования.

  3. ISO 9000:2000. (ГОСТ Р - 2001). Система менеджмента (административного управления) качества. Основы и словарь.

  4. ISO/IEC 16326:1999. (ГОСТ Р - 2002). ИТ. Руководство по применению ISO 12207 при административном управлении проектами.

  5. ISO/IEC 15910:1999. (ГОСТ Р - 2002) ИТ. Пользовательская документация программных средств.

  6. ISO/IEC 15408 -1-3. 1999. (ГОСТ Р - 2002). Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Ч.1. Введение и общая модель. Ч. 2. Защита функциональных требований. Ч. 3. Защита требований к качеству.

  7. ISO/IEC 14764: 1999. (ГОСТ Р - 2002). ИТ. Сопровождение программных средств.

  8. ISO/IEC 14756: 1999. ИТ. Измерение и оценивание производительности программных средств компьютерных вычислительных систем.

  9. ISO 14471:1999. ИТ. Руководство по адаптации CASE- средств.

  10. ISO/IEC 15846:1998. ТО. Процессы жизненного цикла программных средств. Конфигурационное управление программными средствами.

  11. ISO/IEC 14598-1-6:1998-2000. Оценивание программного продукта. Ч.1. Общий обзор. Ч. 2. Планирование и управление. Ч. 3. Процессы для разработчиков. Ч.4. Процессы для покупателей. Ч.5. Процессы для оценщиков. Ч. 6. Документирование и оценивание модулей.

  12. ISO/IEC 15504 - 1-9:1998. ТО. Оценка и аттестация зрелости процессов жизненного цикла программных средств. Ч.1. Основные понятия и вводное руководство. Ч.2. Эталонная модель процессов и их зрелости. Ч.3. Проведение аттестации. Ч.4. Руководство по проведению аттестации. Ч.5. Модель аттестации и руководство по показателям. Ч.6. Руководство по компетентности аттестаторов. Ч.7. Руководство по применению при усовершенствовании процессов. Ч.8. Руководство по применению при определении зрелости процессов поставщика. Ч.9. Словарь.

  13. ISO/IEC 15271:1998. (ГОСТ Р - 2002). ИТ. Руководство по применению ISO 12207.

  14. ISO 10006: 1997 - Руководство по качеству при управлении проектом.

  15. ISO 9000-3:1997. Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие положения по применению стандарта ISO 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.

  16. ISO 13335 - 1-5. 1996-1998. ИТ. ТО. Руководство по управлению безопасностью. Ч. 1. Концепция и модели обеспечения безопасности информационных технологий. Ч.2. Планирование и управление безопасностью информационных технологий. Ч.3. Техника управления безопасностью ИТ. Ч.4. Селекция (выбор) средств обеспечения безопасности. Ч.5. Безопасность внешних связей.

  17. ISO 10181: 1-7. ВОС. 1996-1998. Структура работ по безопасности в открытых системах. Ч.1. Обзор. Ч. 2. Структура работ по аутентификации. Ч.3. Структура работ по управлению доступом. Ч.4. Структура работ по безотказности. Ч.5. Структура работ по конфиденциальности. Ч.6. Структура работ по обеспечению целостности. Ч.7. Структура работ по проведению аудита на безопасность.

  18. ISO 14102:1995. ИТ. Оценка и выбор CASE-средств.

  19. ISO/IEC 12207:1995. (ГОСТ Р - 1999). ИТ. Процессы жизненного цикла программных средств.

  20. ISO 10013: 1995 - Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

  21. ISO 10007: 1995 - Административное управление качеством. Руководящие указания при управлении конфигурацией.

  22. ISO 10005: 1995 - Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества.

  23. ISO 13210:1994. ИТ. Методы тестирования для измерения соответствия стандартам POSIX.

  24. ISO/IEC 12119:1994. (ГОСТ Р - 2000 г). ИТ. Требования к качеству и тестирование.

  25. ISO 9945-2:1992 (IEEE 1003.2). ИТ. Интерфейсы переносимых операционных систем. Часть 2. Команды управления и сервисные программы.

  26. ISO 9126:1991. (ГОСТ - 1993). ИТ. Оценка программного продукта. Харак­теристики качества и руководство по их применению.

  27. ISO 9945-1:1990 (IEEE 1003.1). ИТ. Интерфейсы переносимых операционных систем. Ч.1. Интерфейсы систем прикладных программ (язык Си).

  28. ISO 10011-1-3: 1990. Руководящие положения по проверке систем качества. Ч.1. Проверка. Ч.2. Квалификационные критерии для инспекторов-аудиторов систем качества. Ч.3. Управление программами проверок.

  29. ISO/IEC 9294:1990. (ГОСТ1993 г). TO. ИТ. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.

  30. ISO/IEC 9126-1-4. (проекты). ИТ. Качество программных средств: Ч.1. Модель качества. Ч.2. Внешние метрики. Ч. 3. Внутренние метрики. Ч. 4. Метрики качества в использовании.

  31. ANSI/IEEE 1012 - 1986. Планирование верификации и подтверждения достоверности качества (валидации) программных средств.

  32. ANSI/IEEE 1008 - 1986. Тестирование программных модулей и компонентов ПС.

ISO 6592:1986. ОИ. Руководство по документации для вычислительных систем.

  1. ГОСТ 34.603-92. ИТ. Виды испытаний автоматизированных систем.

  2. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

  3. РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология.

  4. ГОСТ 34.602-89. ИТ. Техническое задание на создание автоматизированных систем.

  5. ГОСТ 34.201-89. ИТ. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

  6. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

  7. ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Об­щие положения.

  8. IEC 61508:1-6: 1998-2000. Функциональная безопасность электрических / электронных и программируемых электронных систем. Часть 3. Требования к программному обеспечению. Часть 6. Руководство по применению стандартов IEC 61508-2 и IEC 61508-3.

Материалы сети интернет:

  1. fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов

  2. edu.ru/ - Федеральные образовательные ресурсы


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Занятия лекционного типа составляют не более 50 процентов аудиторных занятий.

Раздел модуля «Производственная практика (по профилю специальности)» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях образовательного учреждения, обладающих необходимым кадровым и материально-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики осуществляется на основе отчета о проделанной работе и публичной его защиты.

Разделом учебной практики может являться проектно-исследовательская работа обучающегося.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех разделов, изданными за последние 10 лет.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания.

Программные средства обеспечения учебного процесса включают:

базовые:

  • операционные системы (две основные линии развития ОС (открытые и закрытые);

  • языки программирования (виды (парадигмы) языков по областям применения);

  • программные среды (текстовые процессоры, электронные таблицы, персональные информационные системы, программы презентационной графики, браузеры, редакторы WEB-страниц, почтовые клиенты, редакторы растровой графики, редакторы векторной графики, настольные издательские системы, средства разработки);

  • системы управления базами данных, средства управления хранилищами данных, средства управления витринами данных;

прикладные:

  • информационные системы по отраслям применения (корпоративные, экономические, медицинские и др.);

  • автоматизированного проектирования (CASE-технологии, CAD, CAM, CAE, МРМ, BOM, CRM-системы).

Список дисциплин, изучение которых должно предшествовать освоению данного профессионального модуля:

  • Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем;

  • Операционные системы;

  • Компьютерные сети;

  • Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документирование;

  • Устройство и функционирование информационной системы;

  • Основы алгоритмизации и программирования;

  • Основы проектирования баз данных;

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу и профессиональному модулю: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого междисциплинарного курса и профессионального модуля. Опыт деятельности на предприятиях является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального модуля, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Участвовать в разработке технического задания.

- результативность разработки технического задания

-соблюдение требований по выполнению работ;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

- результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

- экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики,

ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

- результативность программирования;

- рациональность выбора средств разработки;

-соблюдение требований технического задания;

-результативность документирования производственных изменений;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

- результатов выполнения внеауд. самос работы

- экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики,

ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.

-результативность тестирования разрабатываемых приложений;

- рациональность выбора средств и методов тестирования;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий.

- экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики,

ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ.

-результативность составления отчетной документации по результатам работ;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий.

- экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики,

ПК 2.5. Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.

-результативность составления отчетной документации по результатам работ соответствии с принятыми стандартами

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий.

- экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики,

ПК 2.6. Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

-результативность использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий.

- экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики,

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

  • наличие положительных отзывов по итогам практики;

  • участие в студенческих конференциях, выставках научно-технического творчества молодежи и т.п.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

-на практических занятиях

при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов

- при выполнении и защите курсовой работы (проекта);

- при выполнении работ на различных этапах производственной практики,

- при выполнении работ на различных этапах производственной практики

- при проведении: контрольных работ, зачетов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена

(квалификационного по модулюу)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

  • своевременность сдачи отчетных материалов по выполнению практических заданий, программы практики

  • результативность выбора методов и способов выполнения профессиональных задач

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • результативность и обоснованность решений принимаемых в стандартных и нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • оперативность поиска и использования необходимой информации;

  • результативность информационного поиска необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач;

  • положительная динамика профессионального и личностного развития в результате использования найденной информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • аргументированность выбора информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач;

  • результативность использования информационно-коммуникационных технологий при решении производственных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • мобильность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

  • проявление инициативы при выполнении профессиональных задач

  • результативность выполнения работы руководителя группы

  • наличие лидерских качеств

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


  • аргументированность выбора целей и мотивации деятельности подчиненных

  • проявление ответственности за работу членов команды и результат выполнения задания

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы и работы группы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

  • планирование обучающимися повышение личностного и квалификационного уровня

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

  • анализ инноваций в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности с учетом профессиональных знаний.



© 2010-2022