Программа организации проектно-исследовательской деятельности студентов

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

678190, РС (Я), Мирнинский р-он

пгт. Айхал, ул.Корнилова,6

ГАПОУ РС (Я) «МРТК»

Филиал «Айхальский»

Автор: Евдокимова Надежда Андреевна, методист


Программа «Свободный разум»

(организация проектно-исследовательской деятельности)

Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых студентов имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, республики, района в ближайшей перспективе. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих общественные институты, родителей и самих обучающихся. Это связано с развитием образования и изменением требований к его результатам, с ужесточением критериев молодежного рынка труда. Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает учебно-исследовательская деятельность обучающихся как возможность становления надпредметных умений и достижений высокого образовательного результата. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Программа организации проектно-исследовательской деятельности студентов «Свободный разум» разработана с целью обеспечения возможности направленной и систематической работы со студентами в соответствии с их склонностями и способностями.

Цель программы: создать пространство для научной и творческой самореализации студентов, взаимодействие в режиме сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  • создание системы выявления, поддержки и развития одарённых студентов;

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов в олимпиадах, конференциях, творческих выставках, конкурсах различного уровня;

  • углубление знаний по избранной теме, в т.ч. на междисциплинарном уровне;

  • формирование у обучающихся таких личностных качеств, как умение работать в команде, социальной активности, предприимчивости, целеустремленности, ответственности за себя и товарищей по команде;

  • использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, направленных на формирование мотивационно - потребностной сферы, социально и профессионально значимых качеств личности;

  • обучение педагогов способам проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Базовые принципы программы:

  • добровольность;

  • преемственность; успешность;

  • социализация;

  • рефлексивность;

  • технологичность.

Участники программы:

  • студенты;

  • преподаватели и мастера производственного обучения;

  • сотрудники библиотек поселка;

  • представители работодателей.

Основные направления работы:

  • Диагностика - как условие выявления студентов с признаками одаренности.

  • Организация системы научно- исследовательской и творческой деятельности студентов.

  • Привлечение одаренных студентов к работе в студенческом научном сообществе.

  • Подготовка одаренных студентов к участию в конкурсных и творческих мероприятиях на различных уровнях.

Структура программы: программа обучения проектно-исследовательской деятельности

состоит из нескольких модулей:

1-модуль «Виды учебно-исследовательских работ. Логика построения работы»

2 - модуль «Работа с различными информационными ресурсами. Библиографические уроки. Интернет-технологии, работа с медиатеками».

3 - модуль «Принципы оформления работы, варианты её представления и защиты. Ведение диалога».

Оценка результативности деятельности.

При оценке успешности воспитанника в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.

Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

исследованием;

  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • практическое использование предметных ЗУН;

  • количество новой информации, использованной для выполнения исследования;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы и формулирование цели исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Активизация инициативы и творчества студентов в разных областях наук,

  • в своей профессиональной области, области интересов.

  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и

  • творческого потенциала обучающихся.

  • Создание системы подготовки, переподготовки и повышения

  • квалификации педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов

  • для работы с одарёнными студентами.

  • Формирование интереса студентов к личностно-творческой самореализации.

  • Повышению качества образования и воспитания студентов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов/занятий

Всего

Теория

Практика

1

Водное занятие

3/1 занятие

1/45мин

2 /90 мин

2

«Виды учебно-исследовательских работ. Логика построения работы»

27/9 занятий

6/30мин

21/105 мин

2

«Работа с различными информационными ресурсами. Библиографические уроки. Интернет-технологии, работа с медиатеками».

60/20 занятий

8/18 мин

52/117 мин

3

«Принципы оформления работы, варианты её представления и защиты. Ведение диалога».

27/9 занятий

6/30мин

21/105 мин

4

Работа микрогрупп по выбранным темам. Индивидуальная отработка проектов.

90/30 занятий

90

5

Защита проектов

9

-

9

Итого

216

21

195

Содержание курса

  1. Водное занятие: Ознакомление с курсом обучения. Цели и задачи курса. Анкетирование. Составление карты интересов. Правила ТБ.

  2. «Виды учебно-исследовательских работ. Логика построения работы»:

Теория: Исследовательский проект, творческий проект, приключенческий

(игровой) проект, информационный проект, практико-ориентированный проект. Этапы создания проекта. Методика «мозгового штурма». Логика построения исследовательского проекта. Дизайн-петля в творческом проекте. Логика построения приключенческого проекта. Правила создания информационных проектов. Принципы практико-ориентированных проектов.

Практика: Классификация проектов по доминирующему методу, выявление типологических характеристик проекта. «Мозговой штурм» на заданные темы. Создание учебных мини-проектов различной направленности.

  1. «Работа с различными информационными ресурсами. Библиографические уроки. Интернет-технологии, работа с медиатеками»:

Теория: Понятие информационные ресурсы. Научная литература. Правила пользования библиографическими каталогами. Возможности сети Интернет. Медиатеки, принцип использования. Правила электронного письма. Работа на форумах. Интерактивное общение. Образовательные порталы. Интернет-проекты. Как найти партнера по сетевому общению. Выбор темы проекта.

Практика: Практическая отработка навыков работы с различными источниками информации. Поиск информации в сети Интернет. Поиск Интернет-проектов.

  1. «Принципы оформления работы, варианты её представления и защиты. Ведение диалога»:

Теория: Правила оформления проектов различной направленности. Электронная презентация. Стендовая защита. Наглядность в оформлении работы. Литературная обработка проектов. Правила оформления библиографического списка. Публичная защита проектов. Правила ведения диалога. Составление тезисов защиты проекта. Правила развития уверенности в себе. Как подготовиться к публичному выступлению.

Практика: Практическая отработка оформления различных проектов. Диалоги на заданную тему. Составление библиографических списков. Отработка публичных выступлений.

  1. Работа микрогрупп по выбранным темам:

Теория: в режиме индивидуального консультирования.

Практика: выбор темы исследования (индивидуальной ил групповой), создание проектов, подготовка проектов к защите.

  1. Защита проектов: Практическая защита проектов на заседании НОО «Свободный разум».

Прогнозируемые результаты деятельности

В конце курса обучения студенты должны

Знать:

  • виды учебно-исследовательских работ. Логику построения работы;

  • принципы работы с различными источниками информации;

  • принципы оформления работы, варианты её представления и защиты.

  • возможные выходы проектных работ.

Уметь:

  • самостоятельно выбрать тему исследования;

  • работать с различными источниками информации;

  • оформить работу, в соответствии с требованиями;

  • публично защитить работу.

Формы организации деятельности

Организация деятельности по программе происходит с учетом типа и вида конкретной работы, выбранной участниками НОО и, может быть, групповой, индивидуальной и фронтальной.

При выполнении совместного проекта несколькими обучающими занятия проводятся с группой студентов. При выполнении индивидуальных работ - планируются индивидуальные занятия.

Общетеоретические занятия проводятся со всем составом НОО в виде семинаров и практикумов. На семинары приглашаются специалисты по профилю деятельности для проведения лекций и консультирования обучающихся.

Практические занятия рассчитаны на 6 часов в неделю (216 часов в год)

Со своими исследованиями, разработками и проектами обучающиеся участвуют в:

  • олимпиадах,

  • районных, республиканских, общероссийских и международных конкурсах,

  • районных, республиканских, общероссийских и международных конференциях, семинарах,

  • научно-практических конференциях.

Возможных выходы проектной деятельности:

  • web-сайт;

  • анализ данных социологического опроса;

  • атлас, карта;

  • видеофильм;

  • выставка;

  • газета, журнал;

  • игра;

  • коллекция;

  • костюм;

  • модель;

  • музыкальное произведение;

  • мультимедийный продукт;

  • оформление кабинета;

  • постановка;

  • праздник;

  • прогноз;

  • справочник;

  • сравнительно - сопоставительный анализ, аналитическая записка или отчет;

  • учебное пособие;

  • экскурсия и др.

Обеспечение образовательного процесса.

Методическое: методическая литература по организации проектно-исследовательской деятельности школьников, презентации по темам исследований.

Техническое: компьютер, проектор, экран, возможность работы в сети Интернет.



Литература:



  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.

  2. Ананьина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС //Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. №4-1(40).

  3. Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] / Л. А. Баянова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).

  4. Витковская Е.В. Технология проектирования практических занятий //Среднее профессиональное образование. - 2015. № 4.

  5. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. - 2009. № 5.

  6. Как организовать проектно-исследовательскую работу школьников. Методическое пособие. М. Просвещение, 2008

  7. Материалы для подростков по проведению исследовательских работ. Курс лекций Б. Немова. М., 2008.

  8. Опыт работы с одаренными детьми в современной Росии. МО РФ. Москва, 2003

  9. Статьи: «Научно-исследовательская работа старшеклассников», «Что нужно знать о подготовке исследовательской работы» журнал Директор школы 2008-2010гг.













Приложение

План мероприятий по выполнению программы

Мероприятия

Ответственные

1.

Диагностика одаренных учащихся

Создание и пополнение базы данных

Педагог-психолог

Мастер п/о

преподаватель

2.

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, направленных на развитие у учащихся творческого и исследовательского мышления

Методист

председатели ПЦК

преподаватели

Организация и проведение выездных экскурсий на предприятия АГОКа

Администрация

Подготовка к олимпиадам, конкурсам

различного уровня

Администрация

преподаватели

Организация и проведение

олимпиад, конкурсов внутри групп, внутри филиала

Мастера п/о

Преподаватели

Пополнение банка педагогической

информации по работе с одаренными студентами

Зам. директора по УВР, УПР

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Администрация

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных студентов

Администрация

Проведение предметных недель и декад

Преподаватели

Председатели ПЦК

Обобщение и распространение опыта работы преподавателей, работающих с одаренными студентами различного уровня

Преподаватели

Председатели ПЦК

Размещение на сайте материалов по работе с одаренными студентами

методист



© 2010-2022