- Преподавателю
- Другое
- Программа организации проектно-исследовательской деятельности студентов
Программа организации проектно-исследовательской деятельности студентов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евдокимова Н.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
678190, РС (Я), Мирнинский р-он
пгт. Айхал, ул.Корнилова,6
ГАПОУ РС (Я) «МРТК»
Филиал «Айхальский»
Автор: Евдокимова Надежда Андреевна, методист
Программа «Свободный разум»
(организация проектно-исследовательской деятельности)
Пояснительная записка
Проблема развития и воспитания одарённых студентов имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, республики, района в ближайшей перспективе. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих общественные институты, родителей и самих обучающихся. Это связано с развитием образования и изменением требований к его результатам, с ужесточением критериев молодежного рынка труда. Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает учебно-исследовательская деятельность обучающихся как возможность становления надпредметных умений и достижений высокого образовательного результата. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Программа организации проектно-исследовательской деятельности студентов «Свободный разум» разработана с целью обеспечения возможности направленной и систематической работы со студентами в соответствии с их склонностями и способностями.
Цель программы: создать пространство для научной и творческой самореализации студентов, взаимодействие в режиме сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
Задачи:
-
создание системы выявления, поддержки и развития одарённых студентов;
-
расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов в олимпиадах, конференциях, творческих выставках, конкурсах различного уровня;
-
углубление знаний по избранной теме, в т.ч. на междисциплинарном уровне;
-
формирование у обучающихся таких личностных качеств, как умение работать в команде, социальной активности, предприимчивости, целеустремленности, ответственности за себя и товарищей по команде;
-
использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, направленных на формирование мотивационно - потребностной сферы, социально и профессионально значимых качеств личности;
-
обучение педагогов способам проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Базовые принципы программы:
-
добровольность;
-
преемственность; успешность;
-
социализация;
-
рефлексивность;
-
технологичность.
Участники программы:
-
студенты;
-
преподаватели и мастера производственного обучения;
-
сотрудники библиотек поселка;
-
представители работодателей.
Основные направления работы:
-
Диагностика - как условие выявления студентов с признаками одаренности.
-
Организация системы научно- исследовательской и творческой деятельности студентов.
-
Привлечение одаренных студентов к работе в студенческом научном сообществе.
-
Подготовка одаренных студентов к участию в конкурсных и творческих мероприятиях на различных уровнях.
Структура программы: программа обучения проектно-исследовательской деятельности
состоит из нескольких модулей:
1-модуль «Виды учебно-исследовательских работ. Логика построения работы»
2 - модуль «Работа с различными информационными ресурсами. Библиографические уроки. Интернет-технологии, работа с медиатеками».
3 - модуль «Принципы оформления работы, варианты её представления и защиты. Ведение диалога».
Оценка результативности деятельности.
При оценке успешности воспитанника в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.
Можно оценивать:
-
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
исследованием;
-
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-
практическое использование предметных ЗУН;
-
количество новой информации, использованной для выполнения исследования;
-
степень осмысления использованной информации;
-
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
-
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-
осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
-
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
-
владение рефлексией;
-
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
-
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
-
Активизация инициативы и творчества студентов в разных областях наук,
-
в своей профессиональной области, области интересов.
-
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и
-
творческого потенциала обучающихся.
-
Создание системы подготовки, переподготовки и повышения
-
квалификации педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов
-
для работы с одарёнными студентами.
-
Формирование интереса студентов к личностно-творческой самореализации.
-
Повышению качества образования и воспитания студентов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Количество часов/занятий
Всего
Теория
Практика
1
Водное занятие
3/1 занятие
1/45мин
2 /90 мин
2
«Виды учебно-исследовательских работ. Логика построения работы»
27/9 занятий
6/30мин
21/105 мин
2
«Работа с различными информационными ресурсами. Библиографические уроки. Интернет-технологии, работа с медиатеками».
60/20 занятий
8/18 мин
52/117 мин
3
«Принципы оформления работы, варианты её представления и защиты. Ведение диалога».
27/9 занятий
6/30мин
21/105 мин
4
Работа микрогрупп по выбранным темам. Индивидуальная отработка проектов.
90/30 занятий
90
5
Защита проектов
9
-
9
Итого
216
21
195
Содержание курса
-
Водное занятие: Ознакомление с курсом обучения. Цели и задачи курса. Анкетирование. Составление карты интересов. Правила ТБ.
-
«Виды учебно-исследовательских работ. Логика построения работы»:
Теория: Исследовательский проект, творческий проект, приключенческий
(игровой) проект, информационный проект, практико-ориентированный проект. Этапы создания проекта. Методика «мозгового штурма». Логика построения исследовательского проекта. Дизайн-петля в творческом проекте. Логика построения приключенческого проекта. Правила создания информационных проектов. Принципы практико-ориентированных проектов.
Практика: Классификация проектов по доминирующему методу, выявление типологических характеристик проекта. «Мозговой штурм» на заданные темы. Создание учебных мини-проектов различной направленности.
-
«Работа с различными информационными ресурсами. Библиографические уроки. Интернет-технологии, работа с медиатеками»:
Теория: Понятие информационные ресурсы. Научная литература. Правила пользования библиографическими каталогами. Возможности сети Интернет. Медиатеки, принцип использования. Правила электронного письма. Работа на форумах. Интерактивное общение. Образовательные порталы. Интернет-проекты. Как найти партнера по сетевому общению. Выбор темы проекта.
Практика: Практическая отработка навыков работы с различными источниками информации. Поиск информации в сети Интернет. Поиск Интернет-проектов.
-
«Принципы оформления работы, варианты её представления и защиты. Ведение диалога»:
Теория: Правила оформления проектов различной направленности. Электронная презентация. Стендовая защита. Наглядность в оформлении работы. Литературная обработка проектов. Правила оформления библиографического списка. Публичная защита проектов. Правила ведения диалога. Составление тезисов защиты проекта. Правила развития уверенности в себе. Как подготовиться к публичному выступлению.
Практика: Практическая отработка оформления различных проектов. Диалоги на заданную тему. Составление библиографических списков. Отработка публичных выступлений.
-
Работа микрогрупп по выбранным темам:
Теория: в режиме индивидуального консультирования.
Практика: выбор темы исследования (индивидуальной ил групповой), создание проектов, подготовка проектов к защите.
-
Защита проектов: Практическая защита проектов на заседании НОО «Свободный разум».
Прогнозируемые результаты деятельности
В конце курса обучения студенты должны
Знать:
-
виды учебно-исследовательских работ. Логику построения работы;
-
принципы работы с различными источниками информации;
-
принципы оформления работы, варианты её представления и защиты.
-
возможные выходы проектных работ.
Уметь:
-
самостоятельно выбрать тему исследования;
-
работать с различными источниками информации;
-
оформить работу, в соответствии с требованиями;
-
публично защитить работу.
Формы организации деятельности
Организация деятельности по программе происходит с учетом типа и вида конкретной работы, выбранной участниками НОО и, может быть, групповой, индивидуальной и фронтальной.
При выполнении совместного проекта несколькими обучающими занятия проводятся с группой студентов. При выполнении индивидуальных работ - планируются индивидуальные занятия.
Общетеоретические занятия проводятся со всем составом НОО в виде семинаров и практикумов. На семинары приглашаются специалисты по профилю деятельности для проведения лекций и консультирования обучающихся.
Практические занятия рассчитаны на 6 часов в неделю (216 часов в год)
Со своими исследованиями, разработками и проектами обучающиеся участвуют в:
-
олимпиадах,
-
районных, республиканских, общероссийских и международных конкурсах,
-
районных, республиканских, общероссийских и международных конференциях, семинарах,
-
научно-практических конференциях.
Возможных выходы проектной деятельности:
-
web-сайт;
-
анализ данных социологического опроса;
-
атлас, карта;
-
видеофильм;
-
выставка;
-
газета, журнал;
-
игра;
-
коллекция;
-
костюм;
-
модель;
-
музыкальное произведение;
-
мультимедийный продукт;
-
оформление кабинета;
-
постановка;
-
праздник;
-
прогноз;
-
справочник;
-
сравнительно - сопоставительный анализ, аналитическая записка или отчет;
-
учебное пособие;
-
экскурсия и др.
Обеспечение образовательного процесса.
Методическое: методическая литература по организации проектно-исследовательской деятельности школьников, презентации по темам исследований.
Техническое: компьютер, проектор, экран, возможность работы в сети Интернет.
Литература:
-
Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
-
Ананьина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС //Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. №4-1(40).
-
Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] / Л. А. Баянова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).
-
Витковская Е.В. Технология проектирования практических занятий //Среднее профессиональное образование. - 2015. № 4.
-
Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. - 2009. № 5.
-
Как организовать проектно-исследовательскую работу школьников. Методическое пособие. М. Просвещение, 2008
-
Материалы для подростков по проведению исследовательских работ. Курс лекций Б. Немова. М., 2008.
-
Опыт работы с одаренными детьми в современной Росии. МО РФ. Москва, 2003
-
Статьи: «Научно-исследовательская работа старшеклассников», «Что нужно знать о подготовке исследовательской работы» журнал Директор школы 2008-2010гг.
Приложение
План мероприятий по выполнению программы
№
Мероприятия
Ответственные
1.
Диагностика одаренных учащихся
Создание и пополнение базы данных
Педагог-психолог
Мастер п/о
преподаватель
2.
Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, направленных на развитие у учащихся творческого и исследовательского мышления
Методист
председатели ПЦК
преподаватели
Организация и проведение выездных экскурсий на предприятия АГОКа
Администрация
Подготовка к олимпиадам, конкурсам
различного уровня
Администрация
преподаватели
Организация и проведение
олимпиад, конкурсов внутри групп, внутри филиала
Мастера п/о
Преподаватели
Пополнение банка педагогической
информации по работе с одаренными студентами
Зам. директора по УВР, УПР
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей
Администрация
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных студентов
Администрация
Проведение предметных недель и декад
Преподаватели
Председатели ПЦК
Обобщение и распространение опыта работы преподавателей, работающих с одаренными студентами различного уровня
Преподаватели
Председатели ПЦК
Размещение на сайте материалов по работе с одаренными студентами
методист