Статья Становление творческой личности ученика – залог будущего успеха

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья. Становление творческой личности ученика -

залог будущего успеха

Муниципальное образовательное учреждение
«Школа №2» города Алушты

Учитель Старух Любовь Ивановна

Современная жизнь требует специалистов, способных не только владеть знаниями и умениями, оперативно ориентироваться в динамике изменений и информационном пространстве, но и критически, а также творчески мыслить. Для того чтобы личность достигла желаемых результатов в будущем, необходимо, чтобы были созданы условия для её саморазвития, самоусовершенствования, самореализации, самоактуализации и т.п. Безусловно, ценным для формирования личности является саморазвитие. Саморазвитие предусматривает творчество, ориентированность на личность, - самотворчество. Самотворчество можно понимать как творческое отношение к себе, которое проявляется в раскрытии своего потенциального «Я», как формирование творческой позиции через деятельность, в которой органически переплетаются и существуют друг в друге, все виды отношений личности. Такая творческая позиция является ведущим критерием самоактуализации, самореализации и творческой активности.

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие и формирование творческой, всесторонне развитой личности. Этот процесс индивидуальный и поэтому требует многогранной, сложной и кропотливой работы, как учителей, родителей, психологов, так и ребёнка. Усложняется этот процесс сегодня общей социальной напряжённостью, психологической неуравновешенностью всего общества. А, с другой стороны, только такие условия и являются самым мощным стимулом самореализации личности.

Необходимым и важным для ребёнка является наличие примеров для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда учителя или родители говорят своим детям о необходимости их развития, а тогда, когда учителя показывают им как поступать. Наличие позитивного примера творческого поведения создаёт условия ученикам для наследования.

Как «сохранить» творческие способности детей в условиях массового обучения? Ведь творчество - это стиль жизни: если оно будет развито в детские годы, то будет направлять поведение человека на протяжении всей жизни.

Эти вопросы меня всегда волновали и, поэтому я поставила перед собой это нелёгкое задание - развить творческие способности учеников. В методической литературе и в школьной практике до сих пор нет единого мненияо том, какие работы следует считать творческими. В случаях письменных работ общеобразовательной школы прослеживается однородность. Программа по языку в средних классах рекомендует такие работы: сочинение-рассказ на основе собственного опыта, сочинение-описание (предмета, животного, внешности человека, процесса труда, местности, по фильму), сочинение-размышление (на основе жизненного опыта), в публицистическом стиле, на морально-этическую тему, на общественную тему, сочинение-рассказ о случае из жизни и т.п. Курс развития связной речи предусматривает усовершенствование в основном репродуктивных умений. Система письменных работ по языку в старших классах не учитывает в преподавании предмета особенностей психологического развития.

Кроме знаний и практических умений, ученикам необходим опыт творческой деятельности, а она предусматривает участие всех психических процессов и свойств. Поэтому очень важно выделять отдельное звено - ученическое авторское творчество на уроках языка. Для того чтобы успешно управлять развитием творческих способностей учеников, их авторскими умениями и навыками, следует знать индивидуально-психологические особенности учеников. Глубже познать духовный мир ребёнка можно из нетрадиционных творческих работ, темы которых предлагаю старшеклассникам:

Направление

Тематичес-кий модуль

Тематика

творческихработ

Жанры,

формы

1

2

3

4

Личностное

и жизнетворческое

Я и мой мир

1. Моя визитная карточка, или будем знакомы.

Сочинение-представление

2. Автопортрет.

Сочинение-описание в народно-песенном или юмористическом стиле

3. Автобиография.

Сочинение-наследование

4.Жизнь не улыбается мне.

Могу ли я ей улыбнуться?

Внутренний диалог с судьбой

5. Мир моих увлечений, или тропинка к моему сердцу.

Сочинение-представление

6. Мой образ через растительную или животную символику.

Сочинение-описание


7. Mой жизненный принцип: "Око за око, зуб за зуб" или "Ударили по левой щеке - подставляю правую", потому что...

Сочинение-размышление



8. Мама, прости, или диалог с совестью

Сочинение-исповедь



9. Моё жизненное кредо.

Сочинение-открытие



10. В свете рампы, или театр моей души.

Сочинение-размышление


Жизнетворческое, морально-этическое

Я и семья

1. Живая вода моей души.

Сочинение-притча


2. Mоя родословная.

Описание


3. Мои родители - мой идеал.

Сочинение-утверждение или сочинение-возражение



4. Родители и дети.

Сочинение-наблюдение


5. Моя мама (папа).

Сочинение-описание


6. Обереги моей мамы.

Сочинение-притча, или сказка


7. Идеальная семья…

Сочинение-собственный вариант


Морально-

этическое,

жизнетворческое,

общественное

Я и школа

1. Мы - это не много стандартных "Я", а много разных Вселенных, или Наш класс своими глазами.

Сочинение-очерк


2. Школа в моём восприятии.

Описание через художественный образ



3.Будни и празники школьной жизни.

Сочинение-этюд


4.Урок, который мне запомнился

Сочинение-восхищение


5. Учитель XXI века.

Сочинение-прогноз


6. Идеальный школьник, какой он?

Сочинение-проспект


7. Mой новый школьный друг.

Сочинение-представление (через символ чи художественную деталь)




Общественное, культурологическое, жизнетворческое





























Я и страна

1. Народная культура... Нужна ли она нам, людям XXI века?

Сочинение-размышление


2. Историческая память... Нужна ли она?

Сочинение-притча


3. Судьба моей страны в новом тысячелетии.

Сочинение-утверждение или отрицание



4. Свобода - это гармония прав и обязанностей.

Сочинение-прогноз


5 Национализм - антитезис, противодействие шовинизму.

Сочинение-девиз


6. Я - президент. 3С чего бы я начал свои действия?

Сочинение-размышление


7.Мой идеал политика.

Сочинение-политический портрет


8. Язык моего народа - святой.

Сочинение-молитва


Аксеологическое,

культурологическое,

жизнетворческое


Я и Вселенная…

1. Жизнь… какая она?

Описание через гамму красок или асоциаций


2.Перекрёсток дорог… Перекрёсток сердец

Сочинение-иконка


3.Я через десять-двадцать лет.

Сочинение-прогноз


4.Виртуальный мир страны.

Сочинение-проект


5.Красота и уродливость.

Шкиц


6.Сытое спокойствие… Какое оно?

Сочинение-размышление


7.Компромисс и предательство.

Мои мысли о грани между этими понятиями


8.Совесть человека - способ его жизни.

Сочинение-доказательство,

сочинение-опровержение


9. Обязанности и права, их взаимодействие в моей жизни.

Сочинение-размышление


10.Учтивость и холуйство в моём понимании.

Сочинение-эссе


11.Толерантность и подхалимство… Как я понимаю их?

Сочинение с сентенцией


12.Жертвенность и унижение.

Философское сочинение


13. Конформизм и бунтарство…Что мне ближе по душе?

Шкиц


Я считаю, что работы на такие темы интересны, актуальны и, главное, не абстрактны. Тематика сориентирована на изучение личности и развитие её уникальных способностей. Такие творческие работы помогают в разработке диагностических материалов, которые учитываются в воспитательной работе.

Каждая творческая работа по нетрадиционной тематике - это будто мысли и размышления вслух, освещение потайных уголков души ребёнка. А когда удаётся затронуть струны детской души - это для учителя счастье.


© 2010-2022