- Преподавателю
- Другое
- Статья Становление творческой личности ученика – залог будущего успеха
Статья Становление творческой личности ученика – залог будущего успеха
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старух Л.И. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья. Становление творческой личности ученика -
залог будущего успеха
Муниципальное образовательное учреждение
«Школа №2» города Алушты
Учитель Старух Любовь Ивановна
Современная жизнь требует специалистов, способных не только владеть знаниями и умениями, оперативно ориентироваться в динамике изменений и информационном пространстве, но и критически, а также творчески мыслить. Для того чтобы личность достигла желаемых результатов в будущем, необходимо, чтобы были созданы условия для её саморазвития, самоусовершенствования, самореализации, самоактуализации и т.п. Безусловно, ценным для формирования личности является саморазвитие. Саморазвитие предусматривает творчество, ориентированность на личность, - самотворчество. Самотворчество можно понимать как творческое отношение к себе, которое проявляется в раскрытии своего потенциального «Я», как формирование творческой позиции через деятельность, в которой органически переплетаются и существуют друг в друге, все виды отношений личности. Такая творческая позиция является ведущим критерием самоактуализации, самореализации и творческой активности.
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие и формирование творческой, всесторонне развитой личности. Этот процесс индивидуальный и поэтому требует многогранной, сложной и кропотливой работы, как учителей, родителей, психологов, так и ребёнка. Усложняется этот процесс сегодня общей социальной напряжённостью, психологической неуравновешенностью всего общества. А, с другой стороны, только такие условия и являются самым мощным стимулом самореализации личности.
Необходимым и важным для ребёнка является наличие примеров для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда учителя или родители говорят своим детям о необходимости их развития, а тогда, когда учителя показывают им как поступать. Наличие позитивного примера творческого поведения создаёт условия ученикам для наследования.
Как «сохранить» творческие способности детей в условиях массового обучения? Ведь творчество - это стиль жизни: если оно будет развито в детские годы, то будет направлять поведение человека на протяжении всей жизни.
Эти вопросы меня всегда волновали и, поэтому я поставила перед собой это нелёгкое задание - развить творческие способности учеников. В методической литературе и в школьной практике до сих пор нет единого мненияо том, какие работы следует считать творческими. В случаях письменных работ общеобразовательной школы прослеживается однородность. Программа по языку в средних классах рекомендует такие работы: сочинение-рассказ на основе собственного опыта, сочинение-описание (предмета, животного, внешности человека, процесса труда, местности, по фильму), сочинение-размышление (на основе жизненного опыта), в публицистическом стиле, на морально-этическую тему, на общественную тему, сочинение-рассказ о случае из жизни и т.п. Курс развития связной речи предусматривает усовершенствование в основном репродуктивных умений. Система письменных работ по языку в старших классах не учитывает в преподавании предмета особенностей психологического развития.
Кроме знаний и практических умений, ученикам необходим опыт творческой деятельности, а она предусматривает участие всех психических процессов и свойств. Поэтому очень важно выделять отдельное звено - ученическое авторское творчество на уроках языка. Для того чтобы успешно управлять развитием творческих способностей учеников, их авторскими умениями и навыками, следует знать индивидуально-психологические особенности учеников. Глубже познать духовный мир ребёнка можно из нетрадиционных творческих работ, темы которых предлагаю старшеклассникам:
Направление
Тематичес-кий модуль
Тематика
творческихработ
Жанры,
формы
1
2
3
4
Личностное
и жизнетворческое
Я и мой мир
1. Моя визитная карточка, или будем знакомы.
Сочинение-представление
2. Автопортрет.
Сочинение-описание в народно-песенном или юмористическом стиле
3. Автобиография.
Сочинение-наследование
4.Жизнь не улыбается мне.
Могу ли я ей улыбнуться?
Внутренний диалог с судьбой
5. Мир моих увлечений, или тропинка к моему сердцу.
Сочинение-представление
6. Мой образ через растительную или животную символику.
Сочинение-описание
7. Mой жизненный принцип: "Око за око, зуб за зуб" или "Ударили по левой щеке - подставляю правую", потому что...
Сочинение-размышление
8. Мама, прости, или диалог с совестью
Сочинение-исповедь
9. Моё жизненное кредо.
Сочинение-открытие
10. В свете рампы, или театр моей души.
Сочинение-размышление
Жизнетворческое, морально-этическое
Я и семья
1. Живая вода моей души.
Сочинение-притча
2. Mоя родословная.
Описание
3. Мои родители - мой идеал.
Сочинение-утверждение или сочинение-возражение
4. Родители и дети.
Сочинение-наблюдение
5. Моя мама (папа).
Сочинение-описание
6. Обереги моей мамы.
Сочинение-притча, или сказка
7. Идеальная семья…
Сочинение-собственный вариант
Морально-
этическое,
жизнетворческое,
общественное
Я и школа
1. Мы - это не много стандартных "Я", а много разных Вселенных, или Наш класс своими глазами.
Сочинение-очерк
2. Школа в моём восприятии.
Описание через художественный образ
3.Будни и празники школьной жизни.
Сочинение-этюд
4.Урок, который мне запомнился
Сочинение-восхищение
5. Учитель XXI века.
Сочинение-прогноз
6. Идеальный школьник, какой он?
Сочинение-проспект
7. Mой новый школьный друг.
Сочинение-представление (через символ чи художественную деталь)
Общественное, культурологическое, жизнетворческое
Я и страна
1. Народная культура... Нужна ли она нам, людям XXI века?
Сочинение-размышление
2. Историческая память... Нужна ли она?
Сочинение-притча
3. Судьба моей страны в новом тысячелетии.
Сочинение-утверждение или отрицание
4. Свобода - это гармония прав и обязанностей.
Сочинение-прогноз
5 Национализм - антитезис, противодействие шовинизму.
Сочинение-девиз
6. Я - президент. 3С чего бы я начал свои действия?
Сочинение-размышление
7.Мой идеал политика.
Сочинение-политический портрет
8. Язык моего народа - святой.
Сочинение-молитва
Аксеологическое,
культурологическое,
жизнетворческое
Я и Вселенная…
1. Жизнь… какая она?
Описание через гамму красок или асоциаций
2.Перекрёсток дорог… Перекрёсток сердец
Сочинение-иконка
3.Я через десять-двадцать лет.
Сочинение-прогноз
4.Виртуальный мир страны.
Сочинение-проект
5.Красота и уродливость.
Шкиц
6.Сытое спокойствие… Какое оно?
Сочинение-размышление
7.Компромисс и предательство.
Мои мысли о грани между этими понятиями
8.Совесть человека - способ его жизни.
Сочинение-доказательство,
сочинение-опровержение
9. Обязанности и права, их взаимодействие в моей жизни.
Сочинение-размышление
10.Учтивость и холуйство в моём понимании.
Сочинение-эссе
11.Толерантность и подхалимство… Как я понимаю их?
Сочинение с сентенцией
12.Жертвенность и унижение.
Философское сочинение
13. Конформизм и бунтарство…Что мне ближе по душе?
Шкиц
Я считаю, что работы на такие темы интересны, актуальны и, главное, не абстрактны. Тематика сориентирована на изучение личности и развитие её уникальных способностей. Такие творческие работы помогают в разработке диагностических материалов, которые учитываются в воспитательной работе.
Каждая творческая работа по нетрадиционной тематике - это будто мысли и размышления вслух, освещение потайных уголков души ребёнка. А когда удаётся затронуть струны детской души - это для учителя счастье.