Урок русского языка по теме Склонение имён существительных 3 класс

  ип урока: урок формирования новых знаний.       Цель:   - дать первоначальное представление о склонении имён существительных.       Планируемые результаты: запоминает название падежей, определяет падеж имен существительных, изменяет имена существительные по падежам.   Личностные результаты:ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем , сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.   УУД. Регулятивные:принимают учебную задачу, сформированную учителем и свер...
Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №40»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ






Урок русского языка

в 3 классе

Тема: «Изменение существительных по падежам».





Урок русского языка по теме Склонение имён существительных 3 класс

Учитель:

Рупчева Валентина Владимировна







Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель:

- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

Планируемые результаты: запоминает название падежей, определяет падеж имен существительных, изменяет имена существительные по падежам.

Личностные результаты:ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем , сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

УУД. Регулятивные:принимают учебную задачу, сформированную учителем и сверстниками, выполняют действия по намеченному плану, прогнозируют , что будет усвоено при изучении данного раздела;

Познавательные: , умеют ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, осуществляют деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму); Коммуникативные: строят монологические высказывания, участвуют в диалоге, в беседе, высказывают собственное мнение.

Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся, опорные таблицы,

«Русский язык» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий,2014, (с. 39-41).

Ход урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности (1 мин.)

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

- Начнем скорей урок!

(Проверка готовности к уроку. Запись числа)

1).Растирание ушных раковин и пальцев рук (разогревание рук, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину ладонями.)

2).Мелкая моторика (Поочерёдно касаться пальцами рук и говорить: «Желаю (соприкасаться большими пальцами), успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Удачи!

II. Минутка чистописания. (2 мин.)

ггг го год ог гора, горняк, пригорок

III. Актуализация знаний(6 мин)

-Что скажете о словах? (однокоренные слова; имена существительные).

- По каким признакам определили?

- Фонетический анализ слова гора.(устно)

-Поработаем в группах(на доске памятка о правилах работы в группах). Найдите ошибки и , объясните написание. (записать на доске с комментированием)

(попросила,прибежала, засмеялась, отплатила,привязала)

  1. Усвоение новых знаний (слайд № 4) (9 мин.)

  • Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем существительным. Обсудите в парах, что вы знаете, что хотите узнать и запишите в таблице ХЗУ. Третью колонку заполните в конце урока.

  • Теперь смотрим на экран. Прочитайте предложения . В каком предложении слово кошка - подлежащее? Оно употреблено в начальной форме.



  1. Кошка привыкла к Тиме.

  2. Тима скучает без кошки.

- - - - - - - -

  1. Он налил кошке молока.

- - - - -

  1. Мальчик напоил кошку.

- - - - -

  1. Он подружился с кошкой.

- - - - - - -

  1. Тима рассказал о кошке другу

  • Назовите словосочетания из других предложений со словом кошка.

( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)

- Поставьте вопрос от главного слова. (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?).

  • Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.(окончание обозначить)

  • Итак обобщим знания.

(слайд № 5)

  • Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)

  • При изменении существительного по вопросам изменяется его …

( По щелчку мышью открыть запись на слайде: окончание.)

- Откройте учебники. Найдите упражнение 69. (6 мин)

*выразительное чтение текста

*д\з., информация об очковой змее.

-Что нужно сделать в задании? (выписать словосочетания со словом змея , поставить вопросы от главного слова).

(Устное выполнение упражнения. Самостоятельная письменная работа. Проверка работ фронтально)

- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существи­тельных по вопросам.)

- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).

- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. (слайд № 6)

ФИЗМИНУТКА.(1мин)

1).Работа с Толковым словарём (работа в группах) (4 мин.)

- Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет.

- Обратите внимание на пометки, которые даны к каждому слову:

  • первая пометка показывает окончание в Родительном падеже,

* вторая - род существительного.

  • Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.

2) Знакомство с названиями падежей. (3мин.).

Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.

  • Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.



- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. (слайд № 8)

И.п.

Именительный падеж

Р.п.

Родительный падеж

Д.п.

Дательный падеж

В.п.

Винительный падеж

Т.п.

Творительный падеж

П.п.

Предложный падеж

3). Знакомство с приёмами запоминания падежей. (2 мин.)

- А сейчас мы познакомимся с приёмом запоминания падежей. (слайд № 9)

- Прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:

И.п.

Именительный падеж

Иван

Р.п.

Родительный падеж

Рубит

Д.п.

Дательный падеж

Дрова

В.п.

Винительный падеж

Варвара

Т.п.

Творительный падеж

Топит

П.п.

Предложный падеж

Печку



5). Знакомство со способами определения падежей. (3 мин.)

- Познакомимся со следующей таблицей. (слайд № 11)

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

И.п.

ЕСТЬ

кто? что?

Р.п.

НЕТ

кого? чего?

Д.п.

ДАМ

кому? чему?

В.п.

ВИЖУ

кого? что?

Т.п.

ВОСХИЩАЮСЬ

кем? чем?

П.п.

ДУМАЮ

о ком? о чём?

- Что вы заметили? (У некоторых падежей вопросы совпадают. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы).

- Как быть в таких случаях? Обратите внимание на слова 2 столбика. Эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Давайте вернёмся к пнрвому заданию. Найдите предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже. (слайд № 12)

- Миша считает, что во 2-ом предложении, а Маша - что в 4-м предложении. Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся помощью слов: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О.

Р.п.

НЕТ КОШКИ

В.п.

ВИЖУ КОШКУ

- Давайте определим падежи у этого слова во всех остальных предложениях. Что для этого нужно сделать?

6). Составление алгоритма определения падежей. (слайд № 13) (2 мин.)



  1. определи словосочетание, в которое входит это слово;

  2. поставь к этому слову вопрос от главного слова;

  3. проверь, какой именно это падежный вопрос.

7). Упражнения в определении падежей имен существительных. Работа в группах. (слайд № 14) (4 мин.)

- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно пронумеровать их в такой последовательности, чтобы слово «дело» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «дело»:

1.Языком не спеши , а делом не ленись.

2.Дело мастера боится.

3.Делу время, потехе час.

4.Слов много , а дел мало.

5.И умен, и пригож, и в деле хорош.

6.Ты сделал дело, теперь гуляй смело.

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

8.Проверка самостоятельной работы. (слайд № 15) (2 мин.)

5.Языком не спеши, а делом не ленись.(Т.п.)

1.Дело мастера боится.(И.п.)

3.Делу время, потехе час.(Д.п.)

2.Слов много, а дел мало.(Р.п)

6.И умен , и пригож, и в деле хорош.(П.п.)

4.Ты сделал дело, теперь гуляй смело.((В.п.)

9. Рефлексия. (2 мин.)

  • Что мы называем склонением?

  • Сколько падежей в русском языке?

  • К какому падежу относится существительное в начальной форме?


  • Назовите вопросы косвенных падежей.

- Запишите в третий столбик таблицы «Узнал». (слайд № 16)

VIII. Итог. (2 мин)

- Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: ( на слайде 17)

Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …

Мне надо еще поработать над …

- Сегодня на уроке хорошо работали…

- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе. (слайд № 18)

IX. Домашнее задание:. (слайд № 19) (1 мин.)



  1. Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.

  2. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

  3. Вспомнить алгоритм определения падежей на стр.40.

  4. Выполнить упражнение 71,











© 2010-2022