Конспект занятия по краеведению История родного края. Моя малая родина-Ольгино

«Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к родной стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».Д. С. ЛихачевИнтерес к истории своего края всегда был и будет актуален. С каждым новым днем история пополняется все новыми событиями. Любовь к Родине, Отчизне начинается со знания истории малой родины, того края, где родился и живешь. Изучение истории своей малой родины наиболее наглядно и убедительно показывает многие ист...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из истории деревни Ольгино, Безенчукского района

Куйбышевской (Самарской)

области.

В 1823 году в имении крепостника- помещика, при крепостном селе Сирюкаево, Юхновского уезда, Смоленской губернии у помещика Н. родилась дочь.

Ребёнка окрестили в церкви, и дали ей имя Ольга. На торжественном обеде, организованном помещиком по случаю рождения и крестин его дочери Ольги-крестный отец, крупный землевладелец К. подарил крестнице Ольге участок целинной земли, находящийся в степях левобережья реки Волги, в Самарском уезде, Самарской губернии.

Отец Ольги, полученную в подарок землю решил освоить. С этой целью он, не считаясь с нежеланием крестьян, назначил из села Сирюкаева к переселению

на эту землю десять семей его крепостных крестьян и в принудительном

порядке приказал им выезжать на постоянное местожительство, на новую

землю, в Самарскую губернию.

Далёкий и тяжёлый путь предстоял переселенцам, но тяжелее всего им

Было расставаться со своими близкими и родными людьми. Уезжая на целину

из Смоленской в Самарскую губернию, они навсегда оставляли в родном селе

Сирюкаеве кто сестру, братьев, кто родителей, а некоторые и родных детей.

Путь следования переселенцев из Смоленской в Самарскую губернию был

организован гужевым транспортом- на лошадях, запряжённых в телеги деревянного хода.

Железной дороги в России в то время не было. В день отъезда переселенцев

рано утром, к переселенческому обозу на поляну, за селом пришли крестьяне села Сирюкаева.

Под звуки неистового плача и стона крестьян тронулся обоз с переселен-

цами. Стоном стонало село Сирюкаево.

Быстро бежало время первого дня следования обоза с переселенцами: неза-

метно наступил полдень- то время в которое, как распорядился помещик,

провожающие переселенцев крестьяне, все, кроме переселенцев, должны вернуться обратно в село.

Небольшой обоз с переселенцами тронулся от опушки леса и поехал на

восток, а второй- большой обоз, те кто выезжал провожать переселенцев,

поехали обратно на запад.

К вечеру этого же дня переселенцы не выдержав страданий от разлуки от разлуки решили вернуться обратно в Сирюкаево, ещё раз повидаться и проститься с родными и обоз поехал обратно.

В это время второй обоз подъезжал к селу Сирюкаево, люди и этого обоза

тоже взволновались и не выдержав страданий от разлуки, повернули свой обоз

от села и поехали догонять высланных, с тем намерением, чтобы ещё раз уви-

деть высланных, и ещё раз проститься с ними.

Ночью оба обоза встретились на том же месте, у той же опушки леса, где

прощались в полдень. Люди встретились и ещё сильнее плакали,- страдания людей в сердцах их в большей мере повторились.

А после этого простились в последний раз и навсегда. И опять с рыданиями и горьким плачем обозы тронулись: малый обоз с переселенцами медленно двигал-

ся на восток, а большой с остальными людьми так же медленно ехал на запад.

Сердито шумел лес, да чёрные тучи беззвездной ночи покрывали мраком пути следования обоих обозов.

Более трёх недель был в пути обоз с переселенцами, наконец приехали в назначенное место. Переселенцы остановились у большого круглого болота Майтуга, что в 40 км находится на юго- востоке от села Обшаровки, расположенного на левом берегу Волги Самарского уезда, Самарской губернии.

Остановились, местность проверили, участок земли осмотрели, землю во

многих местах лопатою порыли и руками её пощупали. Земля хорошая- больше метра от поверхности в глубину чернозём, нет камней, валунов. Степь ровная- ковылём да ракитником заросшая. Ягод: вишни и клубники степной, дикой, так много, что где бы не проехал - везде зрелая клубника и вишня попадаются. Колёса телег от езды по клубнике в красный цвет окрашиваются. В болоте Майтуга много камыша и озёр, в них много дичи, уток, гусей, журавлей, чибисов, куликов - так много - кишмя кишат. В озёрах много рыбы, карася, а по полям стаями ходят дрофы.

Переселенцы стали решать вопрос - на каком месте посёлок начинать строить. Одни предлагали рыть земляники прямо на окраине болота Майтуга, где остановился обоз, мотивируя тем, что вода, камыш необходимы для строительства и отопления жилищ. Всегда будет близко к посёлку, и дичь с рыбой близко.

Другие настаивали на том, чтобы селиться подальше от болота, говоря что ягод там больше, а комара и слепни меньше. Спорили, спорили к единому имению не пришли, и решили так: кто желает силиться у болота - селитесь. А кто желает силиться дальше от болота - селитесь там. Только кладбище решили иметь для посёлков одно общее. В поле между обеими посёлками обрезали под кладбище участок земли, со всех четырёх сторон канавою его обрыли.

Далее стали обсуждать вопрос о том, какое нвзваниепосёлкам дать . названия разные предлагались, но решили так как предложили один из переселенцев Юська Зотов. «Мы-, сказал он, - сами не свои, принадлежим помещику. Земля эта, на которую нас выслали - не наша, а помещичья, подарена помещице девочке Ольге. И выходит так, что и земля эта, и мы, тоже Ольгины. - давайте так и назовём оба посёлка Ольгино».

С ним все согласились и назвали оба посёлка Ольгино. Позже один из этих посёлков который находится на берегу болота Майтуга, в день коронования императора Николая 11 переименованный в посёлок Николаевка.

Живут смоленские переселенцы в землянках двух посёлков Ольгино одни вокруг них нет близко ни сел, ни посёлков, живут, размножаяся по принципу в себе, парни женятся только на ольгинских девках, девки выходят замуж только за ольгинских парней. Живут и думают, что их на край света выслали, туда где люди не жили до их приезда.

Более 10 лет прожили они. Потом узнали, что в 40 км, севернее от Ольгино, есть село Екатериновка на левом берегу реки Волги.

А в 40 км юго-западнее села Натальино появилось село Мыльное/ныне Переполовенка/ тоже из крепостных крестьян графа Орлова -Давыдова.

Смоленские переселенцы 20 лет от родных из Смоленской губернии никто в Ольгино не получал, да и в Смоленскую губернию из Самарской губернии из Ольгино никто ничего не сообщал, только потому, что письма написать и послать некому было. Крестьяне неграмотнее были, все как в Ольгино, так и в Сирюкаеве.

И вот однажды к удивлению и необыкновенной радости всех ольгинских крестьян, на 21 году их жизни в Ольгино, из села Сирюкаева Смоленской губернии в Ольгино в Самарскую губернию пришла одна женщина-крепостная крестьянка близкая родственница переселенцам. Пришла и рассказала о том, кто в Сирюкаеве жив остался, кто умер, кто народился, рассказала о том, кого помещик барин розгами сек, кого до смерти засёк, кого из крестьян отдал в солдаты.

Рассказала о трудностях, которые она встретила в пути, как шла пешком из Смоленской губернии, не зная дорог. Вернётся из Ольгина обратно в Смоленскую губернию она из-за трудностей в пути не решилась, и дожили всю свою остальную жизнь в деревне Ольгино.

О том, дошла эта героиня женщина крепостная крестьянка до Самарской губернии, и от, нашла ли она переселенцев, и встретилась ли с ним, в Сирюкаеве Смоленской она не возвратилась, а сообщить письменно не могла - тоже не грамотная была . И в это время в Ольгино грамотных крестьян ещё не было.

До земельной реформы в Ольгине крепостными крестьянами управлял не сам помещик, а его доверенное лицо - бурмистр.

Бурмистр тоже был неграмотный, необходимый учёт и записи, в этот период производились вырезкой знаков на длинной таловой палке. Палки, с такими вырезанными знаками сохранились до сего времени и находятся в деревне Ольгино у Песенникова Аркадия Васильевича.

В земельную реформу 1861 года Ольгинские крестьяне были освобождены от крепостного права, они получили душевой надел земли 10 га. на каждого человека мужского пола, людям женского пола земли не давали. Земля была дана крестьянам под выкуп с рассрочкой платежа на несколько десятков лет.

Крестьяне соседних сёл Натальино и Мыльное в 1861году на душевой надел не пошли. Они считали, что без барина не смогут жить « Пропадём без барина », так говорили некоторые из них. Видимо такими рассуждениями повлияли и на других.

Крестьяне села Натальино и Мыльное имели только небольшие площади земли при усадьбе, огород. В поле земли не имели. Крестьяне этих двух сёл безземельными были до Великой Октябрьской Социалистической революции.

Они работали всю свою жизнь на барина, на графа Орлова - Давыдова. После реформы 1862 года в Ольгино заметно началось расслоение крестьян. Появляются зажиточные крестьяне, а большинство беднота. За ряд лет после реформы 1861года большинство крестьян деревни Ольгино не в состоянии были платить выкуп за землю - так как жили бедно. За неплатёж в установленный срок у крестьян неплательщиков за землю производили опись имущества и продажу описанного имущества с торгов и по крайне низким ценам, чем ещё более разоряли бедняцкие хозяйства крестьян.

Чтобы избежать описи и продажи имущества по дешёвым ценам, Ольгинские крестьяне вынуждены были брать деньги в кредит у частных лиц, платя за пользование кредитом большие проценты. Взятые деньги у частных лиц в кредит они вносили эти деньги в уплату за землю. За длительный срок использования кредита, кредиторы одними процентами и пенями за неуплату кредита в срок, получали с крестьян сумму денег больше той, которую они давали в кредит.

Крестьяне становились неплатежеспособными. Такое положение приводило к тому, что кредиторы считали невозможным получать с дебиторов деньги, они считали дальше невыгодным для них держать неоплаченные векселя, и они продавали долговые документы - векселя скупщику документов, за более выгодную для скупщиков цену.

Долговые документы, выданные Ольгинским крестьянам, у кредитора купил ростовщик села Екатериновка по фамилии Разин. Когда долговые документы перешли в руки Разина, он стал действовать ещё решительней, чем прежние кредиторы. Он подкупал старшину, судью и с их помощью ежегодно производил описи имущества у неплательщиков и добивался продажи описанного имущества с торгов.

Тогда Ольгинские крестьяне решили просить Разина о том, чтобы он отсрочил сроки платежей по векселям. Разин выслушал просьбу крестьян и сказал: «Представьте мне все квитанции о платеже кредита за все сроки, я рассмотрю их и дам ответ каждому должнику». Ольгинцы собрали все квитанции и поручили отвезти Разину одной неграмотной крестьянке Кирсановой Агафье. Агафья поехала в Екатериновку и там отдала квитанции Разину, не взяв с Разина никакой расписки. Разин получил от Агафьи квитанции и сказал ей «Поезжай обратно, а он / Разин / ответ даст каждому потом. Разин платёжные квитанции не возвратил крестьянам, и стал через суд требовать об оплате полной суммы долга по векселям.

О том, что об оплате долга по векселям, Ольгины имели на руках квитанции, но отдали их для просмотра Разину. Разин на суде заявил, что ни каких квитанций он от Ольгинских крестьян не получал. Суд удовлетворил просьбу Разина и присудил в его пользу о взыскании с крестьян полной суммы долга и проценты за пользование кредитом и пени за просрочку платежей.

Грамотных крестьян ещё не было.

До земельной реформы в Ольгино крепостными крестьянами управлял не сам помещик, а его доверенное лицо - управляющий. Он тоже был неграмотным. Необходимый учет и записи в этот период производились вырезкой знаков на длинной таловой палке.

В земельную реформу 1861 года Ольгинские крестьяне были освобождены от крепостного права, они получили душевой надел земли 10 га. на каждого человека мужского пола, людям женского пола земли не давали. Земля была дана крестьянам под выкуп с рассрочкой платежа на несколько десятков лет.

Крестьяне соседних сёл Натальино и Мыльное в 1861году на душевой надел не пошли. Они считали, что без барина не смогут жить « Пропадём без барина », так говорили некоторые из них. Видимо такими рассуждениями повлияли и на других. Крестьяне этих сел имели только небольшие площади земли при усадьбе. В поле земли не имели. Безземельные были до Великой Октябрьской Социалистической революции. Они работали всю жизнь на барина-графа Орлова - Давыдова.

После реформы 1862 года в Ольгино заметно началось расслоение крестьян: появились зажиточные крестьяне, но основная масса населения - беднота. За ряд лет после земельной реформы большинство крестьян деревни Ольгино не в состоянии были платить выкуп за землю так, как жили бедно. За неплатёж в установленный срок у крестьян неплательщиков за землю производили опись имущества и продажу описанного имущества с торгов и по крайне низким ценам, чем ещё более разоряли бедняцкие хозяйства крестьян. Чтобы избежать описи и продажи имущества по дешёвым ценам, Ольгинские крестьяне вынуждены были брать деньги в кредит у частных лиц, платя за пользование кредитов большие проценты. Они вносили эти деньги в уплату за землю. Кредиторы одними процентами и пенями за неуплату кредита в срок, получали с крестьян сумму денег больше той, которую они давали в кредит. Крестьяне становились неплатежеспособными. Такое положение приводило к тому, что кредиторы считали невозможным получать с дебиторов деньги, они считали невыгодным для них держать неоплаченные векселя, и они продавали долговые документы за более выгодную для скупщиков цену.

Долговые документы, выданные Ольгинским крестьянам, у кредитора купил ростовщик села Екатериновка по фамилии Разин. Когда долговые документы перешли к Разину, он стал ещё решительней, чем прежние кредиторы. Он подкупал старшину, судью и с их помощью ежегодно производил описи имущества у неплательщиков и добивался продажи описанного имущества с торгов.

Тогда Ольгинские крестьяне решили просить Разина о том, чтобы он отсрочил сроки платежей по векселям. Разин выслушал просьбу крестьян и сказал: «Представьте мне все квитанции о платеже кредита за все сроки, я рассмотрю их и дам ответ каждому должнику» Ольгинцы собрали все квитанции и поручили отвезти Разину одной неграмотной крестьянке Кирсановой Агафье. Агафья поехала в Екатериновку и там отдала квитанции Разину, не взяв с него никакой расписки. Разин платёжные квитанции не возвратил крестьянам, и стал через суд требовать об оплате полной суммы долга по векселям. О том, что об оплате долга по векселям, Ольгины имели на руках квитанции, но отдали их для просмотра Разину. Разин на суде заявил, что ни каких квитанций он от Ольгинских крестьян не получал. Суд удовлетворил просьбу Разина и присудил в его пользу о взыскании с крестьян полной суммы долга и проценты за использование кредитов, а так же пени за просрочку платежей.


© 2010-2022