• Преподавателю
  • Другое
  • Технологическая карта открытого урока по литературе. Подготовка к сочинению Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Технологическая карта открытого урока по литературе. Подготовка к сочинению Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Технологическая карта урока литературы Есенжоловой Э.С., учителя русского языка и литературы МОАУ «СОШ №54 г. Орска» Предмет: литература Класс: 7 Автор УМК: В.Я. Коровина Тема урока: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" Тип урока: Урок развития речи Планируемые результаты: предметные: подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение и закрепить умение его писать метапредметные (УУД): - коммуникативные: слушать и слышать друг...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи. Литература.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание ?"

  1. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

  2. Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

  3. Развитие устной и письменной речи.

  4. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Оборудование: мультимедийная презентация PowerPoint

Ход урока

  1. Стадия вызова.

  • Прием - Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений)

Сегодня мы с вами поработаем в группах. Каждая группа должна будет создать небольшой проект, который поможет Вам в написании сочинения.

На первой странице подпишите, пожалуйста, свои фамилии.

Эпиграфы:
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи,
Уст твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатные ключи.(П.Вяземский)

Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)

Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)


«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)


Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку и запишите в свои проекты. И объясните, как его понимаете.

-2.Постановка цели и задач.

Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.

Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?

Как строится текст типа речи рассуждение?

Работаем в группах.

Найдите, пожалуйста лексическое значение слов сочувствие и сострадание. Запишите их в проект.

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

Сочувствие-

1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию.

- из проделанной работы скажите, пожалуйста , чем мы будем заниматься на уроке, для чего мы вспомнили типы речи рассуждения

Правильно итогом нашей работы будет написание домашнего сочинения

А как вы думаете, какова тема этого сочинения? Из проделанной словарной работы.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание ?" Обратите внимание тема со знаком вопроса, значит, мы должны ответить на эти вопрос. А как вы думаете нужны? Зачем?

Какие произведения мы с вами недавно прочитали, в которых затронута проблема человеколюбия, сострадания?

Давайте вспомним рассказы Л. Андерева «Кусака» и А. Платонова «Юшка».

У вас перед глазами таблица заполните ее, пользуясь учебником.

Вопрос

Текст

Какие чув при этом испы

Кто такой главный герой?

Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

Самопожертвование

Как относились взрослые к Юшке?

Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

Жестокость

Кротость

Как относились дети?

Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

- Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

Злость

Сочувствие

Любовь

Всепрощение

Куда уходил Юшка каждое лето?

Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

Забота о других

Смерть Юшки.

Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

- Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

Юшка первый раз в жизни сердился:

- А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Злоба

Смерть

Гостья Ефима Дмитриевича.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

Любовь

Доброта

Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Любовь к природе и людям

Почему умер Юшка?

Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полон людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

Отсутствие сочувствия и сострадания

Как приняли окружающие смерть Юшки?

Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

Без добрых людей жить трудно

Л.Андреев «Кусака»

Кто такая Кусака?

Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

Жалость

Как взрослые и дети относились к Кусаке?

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали

Жестокость

Почему собака не доверяла людям?

Один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он сегодня всех любил и всех жалел, пожалел он и собаку, грязную и некрасивую. Когда собака подошла к нему и легла перед ним на спину, настроение его изменилось. С размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и убегала, а иногда со злобой накидывалась, пытаясь укусить.

Жестокость, злоба

Как у собаки началась новая жизнь?

Наступила весна, и тихая дача, на которой поселилась собака, огласилась громкими голосами, топотом, смехом и пением людей. Приехавшие дачники были добрыми людьми, дышали воздухом, видели все вокруг себя беззлобным, это делало их еще добрее.

Надежда на счастье

Кто дал собаке имя?

Хорошенькая девушка в коричневом платье - Лёля. Леля говорила: Я люблю тебя, Кусачка, очень люблю. Ты не веришь мне, Кусачка?

Вера

Как изменилась собака?

Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Счастье

Преданность

Что случилось осенью?

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, стали пустеть дачи. Пришли незнакомые люди и стали вывозить вещи. Кусака, смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда глядела на террасу. Леля пошла на вокзал. Кусака бежала за ней. И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Предательство

Почему выла Кусака?

Кусака долго металась по следам уехавших людей. В комнатах было пусто. Отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Наступила ночь. Собака завыла жалобно и громко. звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и понесся над обнаженным полем. Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама темная ночь. Собака выла.

Отчаяние


  • Составление кластера в проектах. какие чувства испытывают герои

Юшка Кусака

  • Прием - толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)

- от чего страдают главные герои - Юшка и Кусака?

- чем похожи Юшка и Кусака?

- чего не хватает окружающим их людям?

- кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?

- для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?

Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни". К.И.Чуковский.

вывод:

напишите в своей работе. Выслушаем.

Каждое живое существо - человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

Это и будет тезисом вашего сочинения.

Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.

Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».

А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.

Итак, давайте составим план в тетрадях

  1. Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).

  2. Доказательства:

-Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

А) Эпизоды из "Юшки" (1-2).

Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

А) Смерть Юшки.

Б) Новое разочарование Кусаки.

3. Вывод . Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.

3. Стадия рефлексии

Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке.

Все ли цели урока достигнуты.

Ситуации (цель: рождение нового знания, соотнесение содержания с жизненными задачами)

  • Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

  • Нужно ли проявлять милосердие к людям улицы: лицам без определенного места жительства, пьяницам?

  • Как вы считаете, нужно ли чем-то жертвовать ради помощи другим людям?

Перед вами лист самооценки.

Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем группа пусть обсудит и поставит вам оценку.

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось __________________________________________________

Смайлики Урок понравился,

урок не понравился

Милый, славный, добрый друг!
В мире много есть наук.
Нам их надо все познать,
Чтобы человеком стать!
Выбор сложный предстоит ,
Что важней, определит
Сердце чуткое в груди ,
С ним сквозь тернии иди.
Человека возлюби!
Благо ближнему дари!
Честь, достоинство и вера -
Вот земных желаний мера.











Проект



______________________________________________________



«







»





Участники _______________________

_______________________

________________________

________________________













Запишите значение, пользуясь словарем.

Сострадание -

Сочувствие-

Составление кластера. Запишите чувства, которые испытывают эти персонажи

Юшка









Кусака











А. Платонов «Юшка»

Вопрос

Текст

Какие чувства при этом испытывают герои и вы

Кто такой главный герой?

Как относились взрослые к Юшке?

Как относились дети?

Куда уходил Юшка каждое лето?

Смерть Юшки.

Гостья Ефима Дмитриевича.

Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

Почему умер Юшка?

Как приняли окружающие смерть Юшки?





Л.Андреев «Кусака»

Вопрос

Текст

Какие чувства при этом испытывают герои и вы

Кто такая Кусака?

Как взрослые и дети относились к Кусаке?

Почему собака не доверяла людям?

Как у собаки началась новая жизнь?

Кто дал собаке имя?

Как изменилась собака?

Что случилось осенью?

Почему выла Кусака?



Ответьте на вопрос: «Для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Лист самооценки.

ФИ ________________________________

Я оцениваю свою работу в группе на ___________

Группа оценила мою работу на ____________

Продолжи фразы:

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось __________________________________________________

Лист самооценки.

ФИ ________________________________

Я оцениваю свою работу в группе на ___________

Группа оценила мою работу на ____________

Продолжи фразы:

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось ________________________________________________

Лист самооценки.

ФИ ________________________________

Я оцениваю свою работу в группе на ___________

Группа оценила мою работу на ____________

Продолжи фразы:

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось __________________________________________________

Лист самооценки.

ФИ ________________________________

Я оцениваю свою работу в группе на ___________

Группа оценила мою работу на ____________

Продолжи фразы:

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось __________________________________________________



Самоанализ. Урок развития речи. Литература. 7 класс УМК Коровиной

Оборудование: мультимедийная презентация PowerPoint

Тема урока: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

Тип урока: Урок развития речи

Планируемые результаты:

предметные: подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения

активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение и закрепить умение его писать

метапредметные (УУД):

- коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь работать в группе;

- регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

- познавательные: развитие устной и письменной речи, уметь анализировать текст

- личностные: воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

на протяжении урока дети оформляли мини проект

На Стадии вызова.

  • Прием - Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений) дети выбирали эпиграф

  • -2.Постановка цели и задач. Проходила через - актуализация знаний о тексте типа речи рассуждение -словарная работа - постановка проблемного вопроса

  • Работа с текстами художественных произведения выделяли информацию, находили в тексте отвечали на вопросы, частичный анализ главных героев использовались приемы толстых вопросов, составление кластера.

  • Таким образом, учащиеся ответили на поставленный проблемный вопрос.

  • Составление плана сочинения. Работа с цитатой и эпиграфом.

  • На стадии рефлексии

Использовался прием ситуации, заполнили лист самооценки.

Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем группа пусть обсудит и поставит вам оценку.

Продолжите фразу Сегодня на уроке я понял, что_ После этого урока я постараюсь

Мне понравилось _______

Смайлики Урок понравился, Использовались элементы следующих технологий: ИкТ, метод проектов(Цели задачи, распределение ролей 1 пишет, 2 ищет, 3 работ со словарем) - презентация проектов, проблемного обучения,

Групповая работа, со сменой участников

УУД на уроке просматривались все Регулятивные - постановка цели, самооценивание

Личностные - воспитание милосердия, коммуникативные работа в группах, познавательные

© 2010-2022