• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формирование

активной жизненной позиции

на основе здорового образа жизни



Методическая разработка









Донецк -2015

Содержание

Стр.



І. Вступление..................................................................................... ………..4

II. Постановка и актуальность проблемы......................................................6

III. Исследование проблемы.............................................................. ……….7

IV. Сущность понятия «активная жизненная позиция»........................... ..10

V. Принципы формирования активной жизненной позиции......................11

VI. Формирование активной жизненной позиции

на основе здорового образа жизни


1. Влияние современного ритма и образа жизни на здоровье детей..........13

2. Здоровый ребенок - главная жизненная ценность.................................. 14

3. Формирование у воспитанников ЦДОДЮ сознательного отношения

к своему здоровью и жизни (на примере кружка художественной гимнастики)…………………………………………………………………. 16

VII. Выводы........................................................................... ………………..22

VIII. Список литературы.................................................................................24


Вступление


Проблема формирования активной жизненной и социальной позиции личности в процессе общественно полезной и иной общественной деятельности стала актуальной в последние годы. Известно, что достичь нужного уровня компетентности возможно при условии использования современных технологий обучения и воспитания, построенных на интерактивных методах, которые формируют активную жизненную позицию личности, характер ее деятельности и взаимоотношений в условиях интенсивной жизни в социуме, обретения социальных умений и навыков и развития самомотивации.

Понятие смысла жизнедеятельности обусловливает понимание организации жизнедеятельности субъектов, которые осуществляют ее в соответствии с жизненной позицией, становление и развитие которой определяет характер деятельности и отношений в условиях социума. Система условий среды, средств и отношений составляют жизненную компетентность субъекта, которая проявляется в его деятельности. В современной науке известны несколько концепций по теории деятельности. Жизненная и социальная компетентность формируется благодаря усвоению видов деятельности разнообразного характера, которые выступают условием и средствами для каждого индивида. Поэтому для организации и осуществления самостоятельной жизнедеятельности в социуме воспитанникам необходимо овладеть самыми разнообразными видами деятельности в различных сферах, где для них является проблемным выполнение социальной роли, то есть овладение конкретными видами социального опыта..

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, связанных с молодежной средой. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентиров молодежи, негативных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением подростков, увеличение числа разводов родителей. Дальнейшее развитие демократического и правового общества, рост темпов трансформации общественных отношений требует нового подхода к воспитанию современного гражданина. Особую актуальность приобретает разработка и практическое обеспечение новой системы гражданского воспитания, цель которого - формирование у учащихся комплекса гражданских качеств, компетентностей и активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция подростков предусматривает формирование собственной иерархии ценностей, умения отстаивать свои права, убеждения, осознавать свои обязанности, проявлять толерантность к взглядам другого человека, руководствоваться в проявлении социальной и гражданской деятельности демократическими принципами.
Формированию активной гражданской позиции подростков способствует социальный опыт, который состоит из практических навыков участия в общественной жизни и уровня развития гражданских качеств личности. Такой опыт приобретается как в результате усвоения учебного материала, так и в процессе внеклассной или внешкольной воспитательной работы.

Эффективность формирования активной гражданской позиции подростков значительным образом зависит от применения инновационных педагогических технологий во внеклассной воспитательной работе, а именно разработки и реализации технологии проектной деятельности, к которой привлекаются не только ученики, родители и учителя, но и общественность - представители государственных органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации, культурно-образовательных заведений и тому подобное.

Эти социальные институты способны существенно влиять на развитие личности подростка, формирование его гражданских качеств и становление гражданской позиции.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к пагубному давлению среды требует пристального внимания, поскольку общество остро нуждается в работе, что защищает детей, подростков, юношество от вредных зависимостей, которые вызывают девиантное поведение.

Девиантное поведение в подростковом возрасте - это не столько способ решения проблемы, сколько призыв обратить на себя внимание.
Цель данной работы - определить основные положения о социологической, социально-психологической и социально-педагогической сущности активной жизненной позиции личности и ее актуальности как научной проблемы, существующих подходов к ее целенаправленному формированию в условиях учреждения дополнительного образования детей.




II. Постановка и актуальность проблемы

Воспитание - вечная проблема. С тех пор как существует человечество, с тех пор и заботится о потомстве и продолжении рода. От родителей передается генетический код, родной язык, материальная и духовная культура, что обеспечивает прогресс общества, преемственность

поколений. На каждом историческом этапе воспитателям приходится решать проблемы, имеющие прямое отношение к современности. Итак, встала проблема устранения острых противоречий между достижением многовекового морально - педагогического опыта нашего народа и неудовлетворительным использованием его в воспитании детей. Фактически прогрессивные традиции и национальные обычаи духовно-нравственного, демократического, гуманного, хозяйственно-трудового, культурно-эстетического характера были обречены на забвение.

Чтобы преодолевать негативные явления, необходимо внести кардинальные изменения в воспитание подрастающих поколений. Что делать? Как действовать? Каким на самом деле должен быть питомец? Эти вопросы встают сегодня перед педагогом дополнительного образования. И все они требуют немедленного ответа и воплощения в жизнь.
Социальные преобразования, а также экономические, политические и социальные сложности и противоречия, характерные для переходного периода, актуализируют необходимость комплексного исследования проблем, связанных с определением оптимальных условий и факторов, обеспечивающих динамичность роста социально значимых проявлений активности подрастающего поколения, воспроизводящих в единстве положительную направленность его взаимодействия с обществом.

Проблема общественно значимой активности приобретает особую актуальность в ситуациях, когда в масштабах государства осуществляется коренная перестройка социальных взаимоотношений ее граждан. Именно в это время к активной общественно-политической и общественной деятельности привлекаются широкие слои населения и социальные группы, в результате чего эта активность становится реальностью повседневной жизнедеятельности общества. Успешность осуществления экономических, политических и социальных преобразований напрямую зависит от того, насколько каждый гражданин своевременно и сознательно сумеет оценить их преимущество, определить свое место в общем творческом процессе, направленном на достижение поставленных целей, активно включиться в него.

III. Исследование проблемы



Известно, что источником формирования юной личности является ее деятельность и общение, стремление к самореализации и саморазвитию. Все содержит, объединяет и интегрирует понятие «активная жизненная и социальная позиция». Какое же содержание мы вкладываем в это понятие? В контексте обозначенной проблемы особое внимание приобретают вопросы, которые являются отправными в обосновании интегрированной характеристики личности современного молодого человека, определяющие не только наиболее значимые качества, но и движущие мотивы, внутреннюю логику ее социально направленной жизнедеятельности.

В теоретико-экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных социологов, психологов, социальных психологов такой интегральной характеристикой личности признана ее активная жизненная позиция, хотя в раскрытии этого понятия обнаруживаются неоднозначные подходы. Так, в трудах Г.Ануфриевой, А. Головахи, А.Донченко, А.Злобиной, М. Кирилловой, Л.Сохань и др. проблема активной жизненной позиции личности изучается в контексте разработки теоретических и методологических проблем развития стилей жизнедеятельности. А жизнедеятельность в широком смысле рассматривается авторами как специфический вид социального творчества в различных областях человеческой деятельности, что имеет большую перспективу, особенно в плане становления образа жизни.

В обосновании обозначенной проблемы исследователи ссылаются на то, что каждый человек, находясь в постоянном контакте с окружающей средой, не просто приспосабливается к ее обстоятельствам, но и активно воздействует на них, преобразует их согласно своим целям. Как следствие, у него возникает необходимость совершать акт сознательного выбора жизненной позиции, действовать согласно этому выбору, осознавать ответственность за выбор тех или иных взглядов, за принятие определенных решений, осуществление их на практике и полученные результаты и последствия. Итак, жизненная позиция может быть определена как устойчивая, внутренне осознанная система взглядов человека на жизнь, на свою деятельность, а также система его отношения к обществу, к другим людям, к самому себе, которое обусловлено доминирующими социальными ценностями. Конкретизируя это положение, отдельные исследователи в понятие «активная жизненная и социальная позиция» личности вкладывают такие проявления ее социальной активности, как систему действий человека, отвечающую общественным и личным интересам.

Современные социологи (В. Волович, Г. Головченко, Н.Дьяченко, И.Прокопенко), определяя активную жизненную позицию как многоаспектное функционально-динамическое качество, сосредотачивают внимание на том, что это качество наиболее полно проявляется и оценивается в связях человека с обществом. Учитывая это, общественно значимая активность в наибольшей степени характеризует социальную сущность личности, выражает направленность и интенсивность ее отношений с обществом. В психологической и социально-психологической литературе жизненная позиция личности рассматривается, в одних случаях, как сложное, интегральное, целостное образование, в других - в виде отдельных аспектов этой проблемы, связанных с отношением человека к окружающей среде, социальной направленностью ее деятельности и поведения и тому подобное. Направленность личности можно также рассматривать, как предрасположенность человека действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, включая даже самые сложные объекты и ситуации.

Социальные ценности являются важнейшим компонентом системы социальной регуляции поведения человека, социальной группы, общества в целом, который обеспечивает мотивацию их жизни и деятельности. Ценностные ориентации - особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное воспроизведение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ценностные ориентации дают возможность личности, социальной группе систематизировать объекты социальной действительности и мотивы поведения по их значимости, а также выполняют функции стимулов в достижении поставленных целей и регуляторов социального поведения.

Ценностные ориентации в контексте жизненной позиции личности - это осознание абсолютной ценности культурной, духовной и общественной жизни человека. Ответ на вопрос: ради чего? - предусматривает определение ценностного отношения, которое положено в основу действия, поступка, деятельности, жизни в целом. Так, гуманистически ориентированная индивидуальность, которая обладает высокой степенью развития духовности, интеллекта, нравственных и эстетических чувств, всегда будет способствовать расширению возможностей выхода из любых сложных состояний общества, повышать уровень жизнеспособности этой социальной системы, ее устойчивость и темпы развития.

Становление, формирование и развитие жизненной позиции, как и личности в целом, - сложный и длительный процесс, успешность осуществления которого зависит от определенных социальных факторов и условий, непосредственно или опосредованно воздействующих на него. Существующий в современной научной литературе объем теоретических и экспериментальных данных относительно условий формирования и развития личности дает возможность определить отправные положения в решении проблемы формирования ее активной жизненной позиции. Так, общепризнанным в теории и практике является положение о том, что развитие личности во всей его сложности и разнообразии форм и противоречий, является результатом воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внешних и внутренних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. Отмечается, что человек - не пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия, а является субъектом собственного формирования и развития.

Отмеченное положение имеет непосредственное отношение и к формированию жизненной позиции. По свидетельству существующих исследований, личность, осознавая экономические, политические, правовые, моральные требования общества как объективную социальную необходимость, сама формирует свою жизненную позицию. Свободный выбор своей жизненной позиции предопределяется не только составленными условиями бытия, социальными интересами личности, воплощенными в ее идеалы, убеждения, чувства долга, ответственности. Свобода выбора позиции именно и заключается в преобразовании внешних нормативных требований во внутренние потребности и взгляды личности, общественные ценности - в собственные ценностные ориентации, руководствуясь которыми она сама определяет линию своего стиля жизни. Вместе с тем, она не уменьшает первичной и определяющей роли влияния объективных факторов, прежде всего, социальной среды, процессов социализации и воспитания на формирование, как активной жизненной позиции, так и личности в целом.





4. Сущность понятия


Активная жизненная позиция - это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Раскрывает степень ее участия в решении общественно-значимых задач, способ участия в жизнедеятельности общества. Каждый человек занимает в жизни свою позицию. Жизненный статус конкретного человека измеряется уровнем сознательности, целеустремленности и социальной активности, т. е. мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества.
Жизненная позиция - сложное структурное образование, которое объединяет внешние и внутренние механизмы активности личности. Внешние - это позиционная цепочка соотношений: «взгляды -убеждения-социальные умения-действия». Внутренние - выстраиваются как психологический аналог тех же «взглядов-убеждений-социальных умений-действий».

Общеизвестно, что дети школьного возраста активны и любознательны. Они начинают искать свое место в жизни. Копируя взрослых, мальчишки и девчонки хотят иметь свое интересное дело, общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализовываться. Младший школьный возраст - особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Дети этого возраста имеют большой заряд активности, жажду деятельности. Они открыты к общению.
Следовательно, для этого нужна интересная и необычная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Воспитательная работа в кружках нашего учреждения организована таким образом, чтобы у детей были реальные дела, отражающие реальную жизнь общества. Дела, полезные им и окружающим, с опорой на самоуправление, что дает возможность каждому ребенку раскрыться, показать свои возможности. Дела, в которых создаются условия, где каждый мальчик и каждая девочка смогут реально участвовать в значимых для себя и общества делах. Участие в жизни кружка, в распределении обязанностей и контроле над их исполнением имеет важное воспитательное значение - дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, то есть формируется их активная жизненная позиция.

Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности. Различные приемы и методы работы по формированию активной жизненной позиции помогают создать такие условия, в которых ребенок мог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные пути самореализации и утверждения себя в мире.

V. Принципы формирования активной жизненной позиции


1.Принцип открытости. Воспитанники планируют жизнь в кружке совместно с руководителем кружка, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и пожеланий. Руководитель кружка должен быть очень убедительным, предлагая детям те или иные мероприятия и быть весьма чувствительным к их мнению.

2. Принцип заинтересованности будущим делом. Руководитель кружка должен увлечь воспитанников конечным результатом дела, которое они выполняют. Ведь детям присуща конкретика: «А что будет, если...», им не интересна абстрактная и расплывчатая цель.

3. Принцип деятельности. Воспитанники, приходя в кружок, включаются в активную деятельность. Они желают активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в учреждении, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах педагога и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и прочее. Все это способствует личностному развитию и притягательности учреждения дополнительного образования в глазах ребенка.

4. Принцип свободы участия. Привлекая воспитанников к участию в мероприятиях, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личностных качеств и возможностей. Такой подход руководителя кружка учит ребенка ответственности за выполненное дело.

5. Принцип обратной связи. Каждое мероприятие, большое или малое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с воспитанниками необходимо обсудить, что удалось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в делах кружка. Необходимо дать возможность самому педагогу принимать участие в мероприятии, которое проводится. Это меняет отношение воспитанников к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни воспитанников.

6. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с воспитанниками, педагог должен предоставлять детям право выбора партнера по делу, которое они выполняют. Это повышает результативность и стимулирует успешность этого дела. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коей мере нельзя поступать с позиции силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

7. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Руководитель кружка должен видеть участие каждого ребенка в жизни кружка, учреждения, и должным образом его оценить. Если питомец будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще активнее и успешнее. Инструментом оценки успешности воспитанника может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности воспитанника была искренней и неформальной, они должна отмечать реальный успех и реальные достижения.

8. Принцип системности. Только через системный подход к организации жизнедеятельности кружка и учреждения дополнительного образования можно обеспечить целостность становления личности воспитанника.







IV. Формирование активной жизненной позиции на принципах здорового образа жизни

1. Влияние современного ритма и образа жизни на здоровье детей


В наше время человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармоничной связи человека с природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания. Специальное внимание формированию активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни уделяют учебные заведения разных уровней.

Учебные заведения дополнительного образования тоже не стоят в стороне этой проблемы. Усиление акцентов на обучение различным аспектам формирования здорового образа жизни и навыков сохранения здоровья обусловлено принятием ряда нормативных документов, разработанных Министерством образования и науки.
Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, который идет в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники получают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.

За период обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта и тому подобное. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 25% детей приобретают хронические заболевания, и только 5 - 7% детей остаются здоровыми. И поэтому данная тема очень актуальна в наше время.

Одной из главных задач дополнительного образования является формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. Учреждение дополнительного образования должно обеспечивать физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т. е. оптимальное развитие этих сфер личности воспитанника. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейший труд взрослых. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, постоянство знаний, вера в свои силы». Формирование здоровья - процесс, регулируемый рядом факторов: главные из них - образ жизни человека и состояние окружающей среды. Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, общеизвестно, распределяется следующим образом:

- Наследственность определяет здоровье на 20%
- Условия окружающей среды (природные и социальные) - на 20%
- Деятельность системы здравоохранения - на 10%
- Образ жизни человека - на 50 %

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. В обществе должен быть сформирован приоритет здоровья по сравнению с болезнью. Он может быть сформирован через культуру здоровья - как физического, так и психологического, морального, что воспитывается с детства.

Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками, связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина такого раннего их возникновения связана с получением навыков питания, движения и многих других видов навыков, возникающих в ранний период жизни человека - детстве.

2. Здоровый ребенок - главная жизненная ценность

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это нужно начинать?

Формирование основ здорового образа жизни с раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей являются важнейшими социальными задачами нашего общества. Известно, что дошкольный возраст является главным в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит большой путь развития, который не повторяется в течение последующей жизни. Именно в этот период проходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать главным принципом ее формирования.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе - устойчивости умственной работоспособности и психической активности. Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способности творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит потому, что движение стимулирует выработку особых гормонов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Культура движений способствует развитию умения «владеть собой», то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека. Современная жизнь школьника - занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор - предполагает склонность к малоподвижному образу жизни. Оказывается, что около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или относительной неподвижности. И лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Тело человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, особенно сердечнососудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.

Физическое воспитание - это органическая часть общего процесса воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций человеческого организма. Основные средства физического воспитания - занятия физическими упражнениями, закаливание организма, гигиена труда и быта.

3. Формирование у воспитанников ЦДОДЮ сознательного отношения к своему здоровью и жизни

Кружки физкультурно-спортивного направления всегда пользовались большим спросом. В нашем учреждении работают шесть кружков спортивного направления, в которых занимаются 335 воспитанников. Одной из основных задач этих кружков является создание всех условий для развития здоровой личности в течение ее обучения, формирование сознательного отношения к своему здоровью и жизни, овладение жизненными навыками.

Каждый руководитель кружка спортивного направления во внешкольном учреждении - и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить работу, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья детей.
С 1995 года в нашем учреждении были набраны первые группы по художественной гимнастике. А сейчас работает три секции, одна из которых создана в 2001 году, руководителем которой является Мороховец Яна Николаевна.

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни







Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни



За годы существования кружка Яна Николаевна подготовила и передала в спортивную школу 10 талантливых девочек для дальнейшего занятия художественной гимнастикой и достижения высоких результатов. А в январе 2012 года она стала членом Федерации художественной гимнастики Донецкой области, что открыло возможность для ее воспитанниц принимать участие в Чемпионатах Донецкой области по художественной гимнастике, выполнять и подтверждать спортивные разряды.
Результатом ее педагогической деятельности было написание долгосрочного проекта «Растем здоровыми» и воплощение его в жизнь. Проект направлен на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в условиях учреждения дополнительного образования при активном участии родителей.

По итогам областного тура Всеукраинского конкурса среди педагогов внешкольных учреждений на лучшие образовательные проекты, программы, пособия по проблемам духовного воспитания подрастающего поколения проект вошел в сборник лучших материалов из опыта работы Дворцов, Домов, Центров детского творчества Донецкой области «Внешкольное образование как образец лучших возможностей для формирования личности».(2010г.) Развитие государства, его дальнейшее становление напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.

Содержание проекта помогает изменить к лучшему отношение к собственному здоровью будущих граждан Республики, сформировать валеологическое мировоззрение и мотивацию к здоровому образу жизни не только воспитанников, но и у родителей. Чтобы ребенок мог заботиться о своем здоровье и здоровье других, необходимо выработать у него сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья. Ребенок должен усвоить элементарные знания о своем организме, овладеть гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки он будет пополнять, и совершенствовать на протяжении всей своей жизни.



Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизниМетодическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни









Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни










«КТО ДЕНЬ НАЧИНАЕТ С ЗАРЯДКИ,
У ТОГО ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ»

Внимательное отношение родителей и педагогов к физическому воспитанию детей, их всестороннее участие в этой работе совершенно необходимы. Есть такие слова В.В.Луначарского: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».
Именно поэтому актуальность этого проекта не подлежит сомнению, ибо он целиком направлен на формирование положительной мотивации здорового образа жизни у детей, подростков, а также у их родителей. Чтобы выполнить в полной мере свою жизненную программу, иметь активную жизненную позицию, ребенок должен быть физически, психически, духовно и социально здоровым. Темп жизни неуклонно растет. Чтобы ребенок имел возможность заботиться о своем здоровье, он должен сознательно относиться к жизни как важнейшему дару природы.

Поэтому весь педагогический процесс по проекту строится с учетом максимального сохранения здоровья. Реализация проекта «Растем здоровыми» дает возможность создать и обеспечить полноценные условия для укрепления физического, психического, социального и духовного здоровья, психологического комфорта воспитанников кружка. Формирование у детей знаний об основах здоровья происходит в процессе повседневной жизни и, безусловно, на занятиях кружка.
Педагог на своих занятиях достаточно взвешенно подает детям информацию: лишь ту, что доступна для их возраста, которая помогает малышам использовать знания на пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей. А именно - акцентирует внимание на выполнении следующих задач:


- формирование у детей знания о строении тела, назначении и деятельность органов;
- стимулирование навыков личной гигиены;
- развитие представления о признаках здоровья, болезни и путях ее предотвращения;
- ознакомление с помощниками и друзьями здоровья - природными и социальными факторами;
- ознакомление детей с историей и значением здоровье сберегающего поведения;
- формирование осознания, что здоровье человека в основном передается детям по наследству от родителей, но оно также зависит от состояния окружающей среды, образа жизни .

Надежными партнерами и соучастниками образовательного процесса являются родители воспитанников. Важно обучать родителей правильному взаимодействию с детьми, которые тренируются в секции художественной гимнастики. Педагогизация семей происходит через консультативно-рекомендательную работу: открытые тренировки, родительские собрания, беседы, практикумы, тренинги в школе родителей, консультативную деятельность.

Родители привлекаются к учебно-тренировочному процессу - показательным выступлениям, участию в подготовке и проведении спортивных соревнований различных уровней, праздничных программ в городе и в районе, развлекательных программ, в оснащении педагогического процесса и обустройству спортивных помещений вместе с детьми и педагогами. Безусловно, родители играют очень важную роль в воспитании подвижного образа жизни ребенка.

Что же может сделать семья, чтобы ребенок приучался к активному здоровому образу жизни? В этом деле очень важны следующие обстоятельства: совместные мероприятия дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье атмосферу взаимопомощи и поддержки, которые необходимы для решения всех воспитательных задач. И, наконец, семейный спорт - это не какие-то «воспитательные нагрузки», но, прежде всего, радость и отдых для взрослых и детей.

Поэтому, родители, ставя перед собой цель «укрепление здоровья детей», должны приводить личный пример и тем самым формировать у детей позитивное отношение и стремление к активному и здоровому образу жизни. И, поскольку дети имеют особую потребность в высокой эмоциональной насыщенности бытия, особое место в системе физического воспитания отводится физкультурным праздникам и спортивным развлечениям.

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни


Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни



Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни


Проект, начатый в 2009 году, действует и дает свои весомые результаты. Об этом свидетельствуют такие неоспоримые факты - ежегодно возрастает количество детей и родителей, охваченных этим проектом: в 2009 году совместно со специалистами СК «Кировец» была организовано Первенство по художественной гимнастике «Сказка»; уже с 2011 года силами руководителей секций художественной гимнастики нашего учреждения было организовано и проведено Открытое первенство по художественной гимнастике «Кировчанка», в котором приняли участие 180 юных гимнасток из 10 городов Украины. Эти соревнования стали традиционными. Состоялись эти соревнования, несмотря на сложную обстановку, и в этом году. 25 апреля прошел V Открытый турнир по художественной гимнастике «Кировчанка-2015».

Юные гимнастки сдают нормативы на присвоение звания КМС. Девочки уже побывали на соревнованиях во многих городах Украины, принимали участие в Международных турнирах за пределами нашей страны - в Москве, в городе Вроцлаве (Польша), Будапеште (Венгрия).

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни


Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни

Методическая разработкаФормирование активной жизненной позиции на основе здорового образа жизни


Выводы


Феномен активной жизненной позиции личности как многокомпонентная комплексная научно-практическая проблема является предметом непосредственного исследования социологии, психологии, социальной психологии и социальной педагогики. Он охватывает изучение соответствующих ее аспектов - сущность и социальную значимость на современном этапе развития общества, социально - психологические закономерности ее становления и развития, социально-педагогические условия и факторы, способствующие непосредственному воздействию на ее формирование.

На сегодня остаются актуальными вопросы, связанные с определением социально-педагогических условий, обеспечивающих взаимосвязь влияния объективных и субъективных факторов на формирование активной жизненной позиции личности и ее утверждение в различных сферах общественной деятельности. Достижение целей становления человека, профессиональной, политической, духовно - нравственной, эстетической и физической культуры требует создания в рамках учебного заведения соответствующей открытой социально-образовательной среды как пространства реализации задач образовательного процесса и их включения во всю совокупность социальных, культурных и предметных взаимосвязей.

В социально-образовательной среде создаются условия для формирования социально активной личности, которая осознает собственную значимость для других людей, отвечает за результаты и последствия собственной деятельности и поведения, которая направлена на реализацию «САМО» - самообразование, самоанализ, самооценку, самоопределение самовоспитание, самоутверждение. Которая обладает важными индивидуальными характеристиками: уникальностью, неповторимостью, к являющимися основой для плодотворных межличностных отношений и стимулирования взаимодействия, сотрудничества, общения. Такой подход, на наш взгляд, может быть положен в основу изучения особенностей формирования активной жизненной позиции личности в зависимости от ее возрастных особенностей и социального статуса, который она занимает на определенном этапе жизнедеятельности, психического и социального развития.
Личность, осознавая экономические, политические, правовые, моральные требования общества как объективную социальную необходимость, сама формирует свою жизненную позицию. Свободный выбор своей жизненной позиции предопределяется не только сложившимися условиями бытия, но социальными интересами личности, воплощенными в ее идеалы, убеждения, чувство долга, ответственности. Свобода выбора позиции именно и заключается в преобразовании внешних нормативных требований во внутренние потребности и взгляды личности, общественные ценности - в собственные ценностные ориентации, руководствуясь которыми она сама определяет линию своего стиля жизни.

Вместе с тем, она не уменьшает первичной и определяющей роли влияния объективных факторов, прежде всего, социальной среды, процессов социализации и воспитания на формирование как активной жизненной позиции, так и личности в целом.

Анализ педагогического опыта свидетельствует, что политические, экономические, социальные изменения, которые происходят в стране, поставили под сомнение традиционный подход к гражданскому воспитанию учащейся молодежи, который обеспечивал в основном информационную насыщенность, то есть предусматривал воспитание информированного, но пассивного исполнителя, с отсутствием у него мотиваций к инициативе и активности. Поэтому есть насущная необходимость в формировании нового типа гражданина, не только образованного, но и активного, способного приобретать необходимые навыки гражданской активности и социального взаимодействия, участвовать в решении общественно значимых задач своего общества, страны. Именно поэтому остается актуальной необходимость в дальнейшей разработке эффективных форм и методов реализации системы гражданского воспитания в учреждении дополнительного образования.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. -

Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.

  1. Бех І. Д. Воспитание личности : в 2-х кн. - Кн. 1 : Личностно-
    ориентированный подход: теоретико-технологические основы / Бех И. Д. - К. : Лыбидь, 2003

  2. Ващенко А. Организация здоровьесберегающей деятельности начальной школы/ А. Ващенко, С. Свириденко// Начальное образование. - 2005. - №46.

  3. Ващенко А. 3. Как создать школу содействия здоровью /А. Ващенко, С. Свириденко. - К.: Школьный мир, 2008.

  4. Воронцова Т.В., Пономаренко В.С. Основы здоровья. 5 класс: Пособие для учителя. - К.: Алатон, 2005. - 264 с.

  5. Здоровьесберегающие технологии в учебном заведении /сост. А. Колонькова, А. Литовченко. - К.: Школьный мир, 2009.

  6. Концепция формирования положительной мотивации и здоровый образ жизни у детей и молодежи // Основы здоровья: книга для учителя. - К.: Генезис, 2005

  7. Мазуренко Л. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочное время. / Л. Мазуренко. - К.: Школьный мир, 2008.

  8. Мельник А. Системный подход к формированию культуры здоровья участников учебно-воспитательного процесса / А. Мельник. // Начальная школа. - 2005

  9. Навыки ради здоровья / Информационная серия "Здоровье в школе " - Киев, ЮНИСЕФ, 2004

  10. Обучение здоровому образу жизни на основе развития навыков через систему школьного образования: оценка ситуации. Учеб. метод. пособие. - К.: ДІПСМ, 2004.

  11. Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания//Дошкольное воспитание, 2008. - №4. - 54с.

  12. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей. Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды. Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 96с.

23



© 2010-2022