• Преподавателю
  • Другое
  • Программа по самообразованию «Творческая деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Программа по самообразованию «Творческая деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Воротынского муниципального района

Нижегородской области















Программапо самообразованию

«Творческая деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

педагога дополнительного образования

Марковой Татьяны Викторовны

на 2012-2015











р.п.Воротынец

2015г.



Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.

Н.А. Рубакин


Пояснительная записка.


Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.

Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.

Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.

Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения собучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.


Актуальность темы

Наблюдения за эффективностью применения различных техник аппликации на занятиях в ДОУ, я заметила недостаточную степень развитости мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Обсуждения с коллегами в ДОУ и подтолкнули меня на мысль о необходимости использования творческих работ для поддержания интереса детей к ручному труду и как следствие развития мелкой моторики. Ведь развитие тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка, свидетельствующий о функциональной зрелости коры головного мозга. Идея моего опыта - развивать мелкую моторику рук детей, совершенствовать их творческие и интеллектуальные способности с помощью выполнения творческих работ в кружке, а также использование игр на развитие мелкой моторики на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

Цель самообразования:

«Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций педагога с целью достижения положительной динамики в развитии мелкой моторики рук, через выполнение творческих работ в кружке».

Задачи:

  1. Расширить и углубить свои знания в данной области.

  2. Обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

  3. Внедрить в практику педагогической деятельности современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества дополнительного образования и развитие творческих способностей учащихся.

  4. Активизировать работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, через выполнение творческих работ в кружке.

  5. Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.

  6. Разработать методические и дидактические материалы.

  7. Совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительной образовательной программы.

  8. Формировать опыт сотрудничества по данной теме.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.

Срок реализации программы самообразования: с декабря 2012 года по декабрь 2015 года

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

диагностический

2012 - 2013 учебный год

Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие мелкой моторики рек, средствами декоративно-прикладного творчества»

прогностический

2012 - 2013 учебный год

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

практический

2013 - 2014 учебный год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса.

обобщающий

2014 - 2015 учебный год

Подведение итогов, оформление результатов работы по теме.

внедренческий

дальнейшая педагогическая деятельность

Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Предполагаемый результат

для педагога

  1. Повысить знания по данной теме.

  2. Повысить качество дополнительного образования.

  3. Разработать дидактический материал по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

  4. Создать методические рекомендации по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, для родителей.

  5. Обобщить опыт работы по исследуемой проблеме.

  6. Создать и обеспечить постоянное действие персонального сайта.

  7. Внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии:

  • Технологию разноуровневого обучения;

  • технологию индивидуализации обучения;

  • игровые технологии;

  • ИКТ-технологии;

  • проектного обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

для учащихся:

  1. Повысить качество ЗУН, уровень обученности учащихся.

  2. Повысить творческую активность учащихся.

НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное:

  1. Знакомиться с нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей.

  2. Знакомиться с новыми типовыми, модифицированными и авторскими общеразвивающими программами дополнительного образования детей по направлению декоративно-прикладное творчество.

  3. Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.

  4. Пройти курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, организованных в НИРО в 2015 г.

  5. Пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию в 2015 г.

  6. Продолжить работу по оформлению учебного кабинета дидактическим материалом и наглядными пособиями.

  7. Подготовить учащихся к участию в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.

  8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

  9. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  10. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

  11. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

  12. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).

  13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

  14. Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.

  15. Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.

  16. Создать комплект дидактики по предмету (схемы, технологические карты и т.д.).

  17. Создать пакет разработок учебных занятий с применением информационных технологий.

  18. Организовать работу с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

  2. Изучать современные психологические методики.

3. Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога дополнительного образования.

Методическое:

  1. Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования детей.

  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и Интернет.

  3. Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.

  4. Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.

  5. Проводить открытые уроки, мастер-классы для коллег ДДТ, педагогов ДОУ, родителей.

  6. Принимать активное участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования района, в работе педагогического совета МБОУДДТ Воротынского муниципального района Нижегородской области.

  7. Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов с применением информационных технологий.

  1. Создать собственный УМК по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

  2. Создать копилку пальчиковых игр.

10. Создать собственный сайт.

11. Участвовать в Интернет-конкурсах.

12. Размещать методические разработки в интернет-ресурсах.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

  1. Проведение серии открытых занятий и последующим анализом.

  2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.

  3. Выпуск методической продукции.

  4. Создание портфолио.

  5. Творческий отчёт, обобщение педагогического опыта.

  6. Представление результатов педагогической деятельности и выступление по обмену опытом на педагогическом совете и заседании методобъединения педагогов дополнительного образования района.

  7. Результаты работы по теме самообразования разместить на собственном сайте.

План работы по самообразованию

2012 - 2015 г.

сроки

Содержание деятельности

результат



Определение темы самообразования, планирование системы работы


декабрь -январь

2012 г.

Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии, педагогики использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования

Обобщение и систематизация знаний

2012-2013 уч.г.

весь период

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы

Составление картотеки информационных ресурсов

2012-2013 уч.г.

весь период

Чтение и изучение периодических изданий:

- информационно-методический журнал «Дошкольное воспитание»;

- научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»;

- научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования»

- библиотечка для УДОД (приложение к журналу «Внешкольник»)

- Бюллетень-региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования;

- дополнительные образовательные программы (сборник программ);

Пополнение картотеки, методической копилки

декабрь

2012 г.

Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, анализ полученной информации, определение перспективы развития

Обобщение и систематизация знаний

декабрь

2012 г.

Разработка собственной программы по самообразованию

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования



Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

сентябрь 2014

Внесение изменений в дополнительную общеобразовательную программу кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности

весь период

Разработка УМК к дополнительной общеобразовательной программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

Систематизация используемых материалов

весь период

Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программе

Систематизация используемых материалов

весь период

Создание копилки пальчиковых игр

Систематизация используемых материалов

весь период

Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ

Систематизация используемых материалов

весь период

Выбор диагностического инструментария к мониторингу результатов обучения и воспитания учащихся

Систематизация используемых материалов



Обобщение собственного опыта педагогической деятельности


2013 - 2014 уч.г

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс

Повышение качества дополнительного образования по программе, активизация творческой активности учащихся

сентябрь - декабрь 2015 г.

Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок занятий, массовых мероприятий с учащимися, дидактического материала, обобщения опыта работы

Распространение опыта работы

декабрь 2015

Отчёт по теме самообразования

Самоанализ деятельности



Участие в методической деятельности, распространение опыта работы


2014 - 2015 уч.г

Оформление и публикация учебно-методического материала в социальной сети работников образования

Распространение опыта работы

март

2014г.

Проведение семинара

для педагогов ДОУ по теме: «Почему важно развивать мелкую моторику?»

Распространение опыта работы

ноябрь 2014г.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования

Распространение опыта работы

декабрь 2015г.

Выступление на заседании педагогического совет «Творческая деятельность в кружке, как средство развития мелкой моторики рук».

Распространение опыта работы

2013 - 2015 уч.г

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ и ДДТ

Распространение опыта работы

2014 - 2015 уч.г

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДДТ (на сайте ДДТ)

Распространение опыта работы



Повышение профессиональной компетентности


весь период

Участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования

Обмен опытом работы

весь период

Обучение на методических семинарах педагогов дополнительного образования

Приобретение новых знаний

весь период

Взаимопосещение занятий коллег

Обмен опытом работы

2013 - 2014 уч.г.

Участие в профессиональных конкурсах на внутриучережденческом и муниципальном уровнях

Повышение профессиональной компетентности

апрель 2015 г.

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации

декабрь 2015г.

Аттестация на высшую квалификационную категорию

Повышение профессиональной компетентности



Работа с учащимися


весь период

Проведение учебных занятий и внеучебной деятельности с внедрением новых творческих работ

Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих конкурсах на всех уровнях

весь период

Организация работы с одарёнными детьми. Участие в реализации программы

Повышение результативности участия в конкурсах, фестивалях, смотрах детского творчества


ежегодно май

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно-воспитательного процесса в кружке.

по плану

Организация индивидуальных мини-выставок учащихся, выставок семейного творчества

Повышение мотивации к учебной деятельности

Оценка эффективности программы самообразования

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук;

  • уровень ЗУН учащихся;

  • уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;

  • степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

  • качество учебно-методического и технологического обеспечения;

  • качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других информационных источниках

© 2010-2022