• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на XIV областных Рождественских образовательных чтениях Любовь долготерпит, милосердствует

Доклад на XIV областных Рождественских образовательных чтениях Любовь долготерпит, милосердствует

 Любовь долготерпит, милосердствует… (из жития праведного святого Сергия Радонежского) Шевергина Е. В.МАОУ «Гимназия №24»учитель английского языкаг. Магадан         «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любовь долготерпит, милосердствует…

(из жития праведного святого Сергия Радонежского)

Шевергина Е. В.

МАОУ «Гимназия №24»

учитель английского языка

г. Магадан

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…»

(Первое послание Коринфянам, 13 глава)

В чём же источник этого удивительного явления, которое мы называем «любовь»? Попробую ответить на этот вопрос строчками стихотворения:

Любовь, таланта не имею, чтоб воспеть

Всю красоту твою, твои движенья

И лишь молчу в смиренном восхищенье,

Желая ввысь прекрасную взлететь.

Где ты царишь, вершина совершенства,

И взор приковываешь красотой своей,

Царица муз, спасение людей,

Источник наивысшего блаженства.

Скажи, возможно ли постигнуть твою суть:

Владычица небесных отголосков,

Ты вдруг распялась на кресте Голгофском,

Откуда в вечность проложила путь.

Ты воплотилась в образе Христа,

Пришла на землю, полная смиренья…

Бог есть Любовь, и ты Его явленье,

Его величье, совершенства полнота.

Ты больше веры и сильней надежды,

Вся вечность наполняется тобой,

Прекрасная избранница любовь,

О, как белы твои небесные одежды!

Нет, не воспеть мне все достоинства твои,

Мой разум пред тобой, Любовь, тускнеет,

Но сердце всё сильнее пламенеет,

Вкусив спасительный глоток любви.

Есть прекрасное изречение: «Красота спасёт мир», а мне хочется сказать: «Любовь уже спасла мир».

Христианство тем отличается от других религий, что в ней Бог является образцом жертвенной любви, которую Он доказывает на деле: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна.

Именно это Божия жертвенная любовь породила сонм подвижников, пустынников, святых, готовых отказаться от всех благ мира, зачастую обрекая себя на такие условия жизни, которые по-человечески кажутся невыносимыми. Среди этих подвижников «печальник земли русской» Сергий Радонежский.

Сын благочестивых родителей, он был призван Богом на подвиг до своего рождения:

Ещё во чреве матери своей,

Когда она храм Божий посещала

Случилось, что дитя в один из дней

Во время литургии вдруг вскричало.

Когда мать рассказала об этом супругу, он расценил это как проявление Божией милости и решил, если родиться сын, посвятить его Богу. Так и случилось. Мальчика назвали Варфоломеем.

Он рос непохожий на других детей. И с возрастом всё более преуспевал. Всегда имел одинаковую любовь ко всем людям, никогда не допуская ни ярости, ни соблазна.

Когда Варфоломей подрос слегка

В нём кладезь милосердия открылась:

То выпустит кусачего жука,

Что под дубовой лавкой заблудился,

То, став постарше встретит бедняка

И даст ему свою рубашку даром

Ведь заповедь Господня так легка,

Ему и братьям мать о том читала.

Уже в юности Варфоломей готовился стать монахом, не представляя для себя иного пути. Но произошло это не сразу. Оба брата, Стефан и Петр, женились. Варфоломей стал просить благословения у родителей начать иноческую жизнь. Но родители просили подождать и послужить им. И так он жил некоторое время, служа и угождая своим родителям всей душой и чистой совестью, пока они не постриглись в монашество и ушли каждый в своё время в свой монастырь и, недолго пожив в иночестве, не преставились и не отошли к Богу. «Любовь долготерпит, милосердствует»…

Проводив родителей в последний путь со всеми почестями, Варфоломей призвал своего младшего брата Петра, оставил ему всё отцовское наследство и вместе с братом Стефаном, у которого к этому времени умерла жена, ушел в леса. Там они построили себе жилище и возвели маленькую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Жизнь в пустыне была очень суровой, Стефан не выдержал и вскоре покинул Варфоломея, подвязавшись в Московском монастыре.

Зато Варфоломей не на словах

От глаз людских в лесу уединялся

И скоро с миром навсегда расстался,

Игумена для таинства призвав.

Игумен придя, постриг юношу, которому было едва за двадцать, в монахи и дал ему имя по святцам Сергий. Живя в лесу, Сергий всего себя отдавал молитве, его сердце так горело любовью к Богу, что он не замечал тягот отшельнической жизни. «Любовь…всего надеется, всё переносит…».

Но как Сергий не пытался уединиться, молва о нём всё более и более распространялась, приводя желающих уединиться вместе с ним. Сначала один монах пришел, потом другой поучиться у него отшельнической жизни, и так двенадцать человек построили рядом с ним свои кельи. Монахи были очень привязаны к Сергию, ощущая на себе исходящую от него Божию благодать. Не желая никого другого видеть игуменом, упросили Сергия взять над ними верх. Сергий согласился.

Но, и приняв игуменство, он был

Слугою всем, на сан свой не взирая:

Шил, кашеварил, за водой ходил,

Колол дрова, усталости не зная.

Прощай уединения пора,

Знать не без Божьей воли так случилось.

И постепенно Маковиц-гора

В обширный монастырь преобразилась.

«Любовь… не превозносится, не гордится…». Так и жили монахи, возлагая все свои надежды на Бога, ведь Сергий запрещал что-либо просить у людей. И Бог питал отшельников: однажды кто-то прислал в повозке горячий хлеб, молоко, рыбу и другие припасы, другой раз открылся источник воды по горячим молитвам Сергия.

В подвижнике Божием всё более и более открывался дар чудотворения. Слух о нём стремительно распространялся. И вот к Сергию пришёл человек, принеся смертельно больного единственного сына. Но не успел он его спустить с рук, как отрок перестал дышать и замер. В отчаянии мужик стал укорять Сергия, что он ничего не смог сделать, сетуя на то, что отрок умер не в своей постели.

И Сергий разделяя эту боль,

Хоть виноват пред ним он вовсе не был,

Готовый на прощенье и любовь,

Вознёс свою молитву тотчас к небу.

И дрогнула на мертвенных щеках

Тень от ресниц, сердечко застучало,

И ожило возлюбленное чадо

В мозолистых отеческих руках.

«Любовь…всему верит…»

Однажды Сергия приехал навестить Стефан. Увидев, что обитель процветает, по наущению врага рода человеческого заявил, что это он основал обитель и должен быть в ней игуменом. Сергий не искал ни почести, ни сана, и всё что имел, ему по смирению дал Господь. Чтобы уступить брату, он, ничего не взяв, ушел, куда глядели глаза. Ведь он любил брата и не мог ему быть соперником. «Любовь…не ищет своего»…

На реке Киржач Сергий построил новую обитель. Но братия очень скучала по своему игумену. Они задумали сообща идти к митрополиту и просить его вернуть Сергия. Митрополит Алексий выслушал их и решил, что будет верно попросить Сергия вернуться. Приказывать он счел излишней мерой.

Но Сергию, что просьба, что приказ,

Он был всегда примером послушанья.

И вот настал тот долгожданный час,

Что следовал за длительным скитанием,

Когда врата обители родной

Открылись настежь пред смиренным старцем.

И всем хотелось плакать и смеяться,

Касаясь целованием его ног.

«Любовь…всё покрывает»…

И всё же один раз Сергий не исполнил не то что просьбу, приказ. Это произошло, когда митрополит, будучи в преклонных летах, свой выбор остановил на Сергии, видя его приемником. Игумен решительно отказался от сана.

Ведь Сергий, так любивший нищету,

Не захотел менять её на злато.

Он был по духу рядовым солдатом,

И Бог его возвёл на высоту.

Однажды в алтаре игумен служил литургию. Вдруг иноки увидели рядом с ним какого-то мужа. Но в монастырь никто не приезжал. А после службы Сергий вышел один. Иноки сердцем почувствовали, что это был не простой муж. Набравшись смелости, они спросили у Сергия, кто с ним служил. Не ангел ли? Сергий признался, что это ангел, который всегда помогал ему служить. По своему смирению игумен попросил об этом никому не разглашать.

Меж тем над Русью нависла смертельная опасность. Татарская орда заполнила, казалось, все пределы. Наконец один князь решил сразиться с «поганым полчищем». Перед битвой он поехал за благословением в монастырь.

То был Димитрий в будущем Донской.

«Благослови на бой» - сказал он старцу.

Благословить на кровь не так легко,

Но за родную Русь нельзя не драться.

Сергий, предрекая победу, знал, что бой будет нелегким, и дал ему с собой двух схимников, которые погибли в бою.

И пусть победа дорога далась,

Но все ж качнулось иго вековое,

И Русь святая ожила душою,

Хотя с колен не скоро поднялась.

Сергий жил в своей обители, которая вскоре стала называться Лаврой. И вот однажды во время молитвы его осиял свет. Он только что прочитал акафист Пречистой Деве, и вдруг в чудном сиянии увидел Её Саму. Старец в страхе пал наземь, но Матерь света коснулась его и молвила:

Не бойся Мой избранниче, но знай

Услышана твоя молитва ныне:

Обитель эта мне теперь дана

И будет мой покров над ней отныне.

Сказала так и исчезла. И только дивный аромат говорил о том, что Дева здесь была на самом деле.

Между тем игумен был уже в преклонных летах и, пройдя длинную жизнь, таял, словно восковая свечка. Ему было откровение, в котором он узнал день своей кончины. Его любимым учеником был Никон, которому он и передал Лавру. А сам за полгода до своей смерти дал обет молчанья Господу. Не пропуская ни одной службы, он только ею и питался. Но вот заболел, и все поняли, что скоро старца не станет.

В последний раз Преподобный собрал своих учеников, чтобы каждому сказать доброе слово и дать благословение. Поручив своих духовных чад Господу и Божией Матери, Святой Преподобный Сергий закрыл глаза отошёл в вечность…

Там, где росли дремучие леса,

Где маковиц однажды выбран славный

Теперь есть город - Сергиев Посад,

И в нём сияет Сергиева Лавра.

А в Лавре средь других есть белый храм

И назван он в честь Троицы Святыя,

В том храме рака есть из серебра,

И мощи старца в ней лежат честные.

С тех пор прошло уж с лишним шесть веков,

Но каждый день течёт река людская

В обитель, на которую покров

Небесная Царица опускает.

И, слыша перезвон колоколов,

Я думаю, что с нами будет завтра.

Как нужно жить, чтоб сердца вечный зов

Колоколами отзывался в Лавре.

«…Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…»

Список литературы:

  1. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012.

  2. Поэма «Печальник земли русской», Светлана Копылова.


© 2010-2022