- Преподавателю
- Другое
- Внеурочная деятельность: В мире танцапо хореографии
Внеурочная деятельность: В мире танцапо хореографии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шапаева Л.К. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
-
Пояснительная записка к программе «В мире танца»
Рабочая программа «В мире танца» по хореографии для 4 классов составлена на основе следующих документов и материалов.
«Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 и от 26.11.2010г. № 1241;
На основе дополнительной общеобразовательной программы: «В мире танца» для детей от 5-18 лет МБОУ Наримановского района «СОШ №7». Автор педагог дополнительного образования Шапаева Л.К.
На основе методической разработки для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) Певхенен Э.Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Современная хореография» и предназначена для преподавания детям 7-11 лет.
На основе адаптационной программы уроков ритмики «Путешествие в страну «Хореография» С.И. Поповой, предназначена для учащихся 1-4 классов (регистрация ГЭС от 20.05.2010 г.).
-
Место рабочей программы и её роль в системе обучения,
развития и воспитания учащихся основной школы и ее актуальность.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: Рабочая программа внеурочной деятельности по ритмике разработана на основе адаптационной программы уроков ритмики «Путешествие в страну «Хореография» С.И. Поповой, предназначена для учащихся 1-4 классов (регистрация ГЭС от 20.05.2010 г.). Материал программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программа направлена на реализацию ФГОС НОО в аспекте реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Методика организации занятий опирается на профессионально-хореографические программы с учётом специфики хореографии и методики хореографической работы в школе ведущих специалистов-балетмейстеров (педагогов) русской хореографической школы: Т. Барышниковой («Азбука хореографии»), Л.Бондаренко («Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях»), программа по ритмической пластике для детей.
Разработка рабочей программы обусловлена изменением возраста обучающихся, а также изменениями в содержании программы как в репертуаре, так и в изменении уровня сложности и самостоятельности при развитии моторики обучающихся младших классов. Изменения обусловлены требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности.
Социальная значимость внеурочной деятельности по ритмике обусловлена СанПинами, требованиями к организации внеурочной деятельности для обучающихся НОО: обеспечение двигательной активности, развитие моторики, эстетического развития и воспитания.
Педагогическая значимость введения занятий по ритмике направлено на удовлетворение естественной потребности в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Углубленный анализ медицинского осмотра показывает, как одну из наиболее частых патологий патологию опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопие. Занятия танцами способствуют профилактике нарушений, формированию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию культуры здорового образа жизни. В процессе освоения танцевальных композиций у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается вкус.
Практическая значимость состоит в приобщении обучающихся к знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию творчества. При занятиях ритмикой у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели - художественного образа. Материал программы учитывает сезонные изменения в организме младших школьников: в зависимости от времени года вводятся специфические для этого периода упражнения. Основная идея программы состоит в том, чтобы наряду с общеобразовательными предметами дети получали эстетическое, этическое воспитание. Приобщались к культуре накопленной предыдущими поколениями, повышали духовное развитие, нравственные нормы и развивали творческий потенциал, и, начиная с младшего возраста, могли адаптироваться в окружающем мире.
Методологические основы программы базируются на идеях развивающего и системно- деятельностного подхода работы с детьми, здоровье сохранности. Он посвящён процессу овладения детьми танцевальных движений движениями с музыкальным сопровождением. В соответствии с учебным планом в 4 класса на внеурочную деятельность, по курсу «В мире танца», отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Занятия проводятся в хореографическом зале.
-
Цель рабочей программы «В мире танца» и ее задачи.
Цель программы - является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи программы - привить интерес и любовь к хореографическому искусству;
- дать знания основ детского, историко-бытового, народного и характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты;
- познакомить с историей танца, с творчеством талантливых исполнителей;
- учить фантазировать и творить посредством пластического искусства;
- выработать осанку, красивую походку, выразительность движений;
- развить чувство ритма и гармонии.
-укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
-совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
-Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора
-совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
-Формирование выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
-
Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
-принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные)
-принцип доступности, который требует, чтобы перед обучающимся ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей обучающихся, их возможностей в освоении конкретных элементов.
-принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся.
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
-
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (как внеурочное занятие).
-
Вариативность программы.
Особенностью программы является её вариативность. Учитель вправе - выбирать или менять предложенное программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)
-
Формы и методы проведения занятий,
использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы организации внеурочных занятий: презентации, индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы организации внеурочной деятельности:
-Ознакомление - создание общего предварительного представления, об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти обучающегося, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.
-разучивание, закрепление навыка - непосредственное овладение основами техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной совместной работы учителя и обучающегося уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.
-совершенствование техники - на данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять движения ритмически верно, в том числе в паре.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе занятия ритмикой. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах занятия учитель выступает в различных ролевых позициях:
-фасилитатор - консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся):
-эмоциональные позиции -игровые позиции
- рефлексивные позиции
1.9. Формы оценки результатов.
-Показательные выступления.
-Открытые занятия, открытый урок.
-Концерты.
2.Предполагаемые результаты реализации программы.
Виды УДД
УУД
Личностные УУД
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•различать способ и результат действия;
•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
•выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•контролировать действия партнера;
2.1.Личностные результаты и метапредметные результаты.
Личностные
Метапредметные
Предметные
- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила поведения в танцевальном классе и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельноности;
полученные сведения о многообразии танцевального искусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья
-
необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;
танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты.
- работать с танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, гармошечка, ёлочка;
-
импровизировать;
-
работать в группе, в коллективе.
-
выступать перед публикой, зрителями.
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
2.2. Уровни воспитательных результатов.
Проектная деятельность
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Воспитание художественно-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его танцевальных и музыкальных способностей в процессе саморазвития.
-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в художественно-творческой деятельности;
- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- первоначальный опыт организации самостоятельной творческой деятельности;
- первоначальный опыт участия в коллективных мероприятиях (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)
- мотивация к самореализации в самостоятельном творческом поиске; - личный опыт участия в художественных, оздоровительных и социально- образовательных проектах школьников в окружающем школу социуме.
3. Содержание программы внеурочной деятельности - «В мире танца».
1. Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы. (10часов)
Изучаются следующие разделы:
1. Осанка и ось корпуса.
2. Пояснично-крестцовый пояс.
3. Плечевой и грудной пояса.
4. Руки.
5. Стопы.
6. Releve (подъём на полупальцы) по VI позиции ног.
2. Танцевальные элементы. (6часов)
- поклоны девочек и мальчиков;
- шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках;
- подскоки вперёд и назад;
- подскоки в комбинации с галопом;
- галоп;
- притоп;
- лёгкий бег вперёд и назад, в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).
3. Прыжки. (4 часа)
- прыжки по VI позиции;
- прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка);
- прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут);
- лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд.
4. Упражнения на ориентацию в пространстве. (10 часов)
- различие правой и левой руки, ноги, плеча;
- повороты вправо, влево;
- построения по линиям;
- построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах;
- перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
- круг, сужение и расширение круга;
- свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг;
- «воротца».
5. «Творческая деятельность» (4 часа). Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
3.1. Тематический план.
№
Наименование (разделов, модулей) темы
Количество часов
1
«Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы.» (По методике Э.Н.Певхенен)
10
2
«Танцевальные элементы.»
6
3
«Прыжки.»
4
4
«Упражнения на ориентацию в пространстве.»
10
5
«Творческая деятельность»
4
Итого
34
3.2. Тематическое планирование с определением
основных видов деятельности обучающихся начального образования.
№
Дата
Проведения
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика
деятельности
учащихся
1А
«Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы.» (10 часов)
1
Введение. Что такое танец?
1
Роль танца в повседневной жизни человека. Техника безопасности.
-беседа о технике безопасности, танце и ритмике. Знакомство с хореографическим залом.
-исполнять основные танцевальные движения
2
Приветствие. Упражнения для постановки осанки и оси корпуса.
1
Исходные положения позиции ног и рук в танце. Постановка корпуса.
- разучивание и исполнение движений разминки,
- разучивание основных позиции рук и ног и ног.
-построение в шахматном порядке;
- показывать высоту шага и научиться равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.
3
Упражнения для постановки пояснично-крестцового пояса.
1
Основные упражнения для пояснично-крестцового пояса
4
Упражнения для постановки плечевого и грудного пояса.
1
Основные упражнения для плечевого и грудного пояса.
5
Упражнения для постановки рук.
1
Разучивание постановки рук в танце.
6
Упражнения для постановка стоп.
1
Значение диагональной работе.
-исполнять выразительные танцевальные шаги:
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- определять тему «марш».
7
Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.
8
Танцевальный элемент «Марш».
1
Марш танцевально, попадая в такт музыки, темы марша.
9
Перестроения. «Линии».
1
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
10
Упражнения на середине зала.
1
«Танцевальные элементы.» (6 часов)
11
Разучивание поклонов для девочек и мальчиков.
1
Изучение поклонов.Исполнение различных мелодий.
ритмично исполнять различные мелодии;
- ритмическое исполнение (хлопки, выстукивания, притоп);
-принимать участие в игре - «Повтори ритм».
-похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
12
Разучивание шагов: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках.
1
Изучение шагов.
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии
13
Разучивание подскоков вперёд и назад.
1
Ритмическая игра.
14
Разучивание подскоков в комбинации с галопом.
- галоп;
- притоп.
1
Упражнения для развития плавности и мягкости движений под музыку
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- парное исполнение соблюдая музыкальные средства выразительности.
-уметь применять упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
-контролировать процесс правильного дыхания во время выполнения движений.
15
Разучивание и галоп и притопа.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.
16
Разучивание лёгкого бега вперёд и назад, в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).
1
Работа в паре.
Упражнения на синхронность
Прыжки. (4 часа)
17
Разучивание прыжков по VI позиции.
1
-учить прыжки разного характера
Определять танцы: бальные, народные;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
18
Разучивание прыжков отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка).
1
19
Разучивание прыжков на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут)
1
-учить прыжки с подскоком
20
Разучивание лёгких прыжков по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд.
1
Упражнения на ориентацию в пространстве. (10 часов)
21
Разучивание различия правой и левой руки, ноги, плеча;
1
Простейшие фигуры в танцах.
-исполнение танцевальных этюдов;
-исполнять движения, под музыкальными фразами акцентируя ритмический рисунок и постановку корпуса;
-исполнять работу индивидуально, и в паре;
-основы и позиции народного экзерсиса.
-коллективное исполнение и разучивание танцевальных элементов;
- работа по кругу и по диагонали.
-отработка движений по линиям.
22
Разучивание поворотов вправо, влево
1
- согласовывать движения с музыкой
- слышать окончания музыкальных фраз, различать строение музыкальных произведений
23
Разучивание построения по линиям
1
24
Разучивание построения в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах.
1
- уметь соединять движения, производить их в последовательности.
25
Разучивание перестроения из колонны в шеренгу и обратно.
1
- уметь ориентироваться в пространстве
-участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов;
-исполнять образно-игровые движения, раскрывающие образ, настроение или состояние.
-исполнение простейших танцевальных элементов;
-ритмично исполнять характер различных мелодий;
-исполнение танцевальных этюдов: под веселую музыку;
26
Разучивание построения в круг, сужение и расширение круга
1
27
Разучивание свободного размещение в зале с последующим возвращением в колонну.
1
-уметь свободно передвигаться с вращением
- маршировка в темпе музыки, продвижение по углам, из одного круга в два и обратно.
28
Разучивание построения шеренгу или круг
1
29
Разучивания построения «воротца».
1
- уметь перестраиваться в разные рисунки танца
30
Закрепление пройденной темы
1
-продвижение по кругу (внешнему и внутреннему).
«Творческая деятельность» (4 часа).
31
Этюдная работа.
1
Игры. Понятие пантомима.
участвовать в совместной деятельности;
-сочинять и импровизировать танцевальный этюд без подготовки;
-сочетание музыки и движений;
-импровизация по подгруппам;
-оценка исполнение подгрупп.
-участвовать в совместной деятельности, создании образа;
-передавать характер персонажей сказки;
-реагировать на музыкальное вступление и динамические оттенки музыки;
-исполнение танцевального образа индивидуально.
32
Образные танцы.
1
Значение образа в танце.
33
Театрализация и танец.
1
Разыграй сказку.
34
Урок-смотр знаний.
1
Зачетное задание основные танцевальные термины и позиции, индивидуально.
Исполнение танцевальных номеров
освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа,
-освоение навыков актерского мастерства;
-умение соревноваться и добиваться желаемого результата.
-работа над артистичностью и выразительностью.
Итого: 34 часа.
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-Ноутбук
- Колонки
- Хореографический класс
-Зеркала
-Музыкальный центр
-
Учебно-методическое обеспечение.
1. Бахто С.Е. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школы искусств. - М., 2011г.
2.Дербишина М.П. Образовательная программа творческого объединения «Терпсихора» ∕∕ Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей г. Челябинска.
3. Ивлева Л.Д. «Джазовый танец». Методическое пособие по современной хореографии. Челябинск, 2012г.
4. Конорова Е.В. Ритмика. Методическое пособие. Вып.1. -Музыка, 2011г.
5. Кузнецова М.В. Образовательная программа «Танец - часть духовной культуры народов» ∕∕ Дополнительное образование в образовательном учреждении (Методические рекомендации). Челябинск, 2013г.
6. Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) 7. Челябинск, 2011г
8. Дополнительной общеобразовательной программы: «В мире танца» для детей от 5-18 лет МБОУ Наримановского района «СОШ №7». Автор педагог дополнительного образования Шапаева Л.К.
Электронные ресурсы.
1.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-fgos-ritmika-dlya-uchashchihsya-1-h-klassov-na
2.easyen.ru/load/nachalnykh/rabochie_programmy/rabochaja_programma_po_ritmike_v_sootvetstvii_s_fgos_3_klass/458-1-0-7812
3.pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,75312/Itemid,118/
23