В помощь тренеру Дзюдо VS Самбо

На территории бывшего СССР  самбо  и дзюдо  развивались всегда параллельно – спортсмены,  занимающиеся  этими  видами  борьбы, участвовали в соревнованиях и по самбо и по дзюдо, выполняя разряды и мастерские звания  по обоим видам борьбы. Благодаря такому симбиозу  появилась  технико-тактическая  база, которая позволяла  борцам  успешно выступать в двух  видах единоборств. Да и на сегодня чисто дзюдоистскую терминологию, основанную  на сложном японском языке,  редко можно услышать. Российские тр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа №1»

Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области

Дзюдо VS Самбо



В помощь тренеру-преподавателю




Автор:

Дрожжин Юрий Викторович

старший тренер-преподаватель

отделения дзюдо.


г. Шебекино 2015 г.



  1. Введение

На территории бывшего СССР самбо и дзюдо развивались всегда параллельно - спортсмены, занимающиеся этими видами борьбы, участвовали в соревнованиях и по самбо и по дзюдо, выполняя разряды и мастерские звания по обоим видам борьбы. Благодаря такому симбиозу появилась технико-тактическая база, которая позволяла борцам успешно выступать в двух видах единоборств.

Да и на сегодня чисто дзюдоистскую терминологию, основанную на сложном японском языке, редко можно услышать. Российские тренеры, обучающие дзюдо до сих пор в учебно-тренировочном процессе применяют отечественные, самбистские названия приемов.

Объяснить это достаточно просто - дзюдо, включенное в 1961 году в программу Олимпийских игр начало активно развиваться в СССР, но не с чистого листа, а путем переквалификации уже имеющих большой опыт самбистов в дзюдоисты. Благодаря чему появился так называемый «русский стиль дзюдо», который значительно отличался от школы классического дзюдо - Кодокан

Однако современное дзюдо и самбо достаточно отличаются друг от друга. Да и сегодня, многие тренеры по дзюдо выставляют своих учеников на соревнования по самбо, где они вполне успешно выступают, и наоборот «чистые самбисты» нередко добиваются успехов в дзюдо. То есть существует определенная универсальность в технической подготовленности спортсменов. Но на определенном уровне схожесть и универсальность заканчивается, так как что бы достичь высоких результатов, одновременно тренироваться по дзюдо и самбо невозможно. Наступает момент, когда необходимо четко определиться кто ты - «дзюдоист, который способен бороться по самбо», либо «самбист, который может бороться по дзюдо». И для этого достаточно.

1. Влияние морально-этической и культурной составляющей.

Огромной популярности дзюдо в Японии является не столько его спортивно- прикладная сторона, сколько глубокое нравственно-воспитательное содержание. Дзюдо для японцев в первую очередь это мощная воспитательная система, в основании которой лежат глубокие национальные и религиозные корни, а также в особом менталитете и свойственно исключительно японцам восприятия жизни. Это еще подчеркивал Дзигоро Кано.

В современном мире такое отношение к дзюдо характерно для многих стран Европы и Америки, где дзюдо изначально развивали мастера из Японии, проповедовавшие традиции классической школы Кодокан. В западных школах дзюдо в программу обучения обязательно входит изучение основ японской культуры, этикета и японских дзюдоистских терминов. В СССР эта важнейшая сторона дзюдо не воспринималась серьезно, да и сейчас особенно не воспринимается.

В России зачастую к дзюдо относятся как к определенному виду борьбы - и не более. Причем, если сравнивать с более поздним распространением карате, то здесь была заимствована, хотя бы внешние основы обучения - терминология, только на японском языке, кимоно, поклоны, атрибуты дзенских практик и т.д.. И пусть многие занимающиеся до конца не понимают всей сути, но на уровне «экзотической составляющей», это принялось. В дзюдо в странах СНГ даже это не прижилось, и впоследствии оказалось сильно «самбоизировано».

Стоит заметить, что некоторые современные тренеры, ориентируются на общемировые стандарты обучения дзюдо. Они изучают и применяют японскую терминологию, больше уделяют времени и внимания освоению ритуалов и этикету. Но зачастую это просто дань модной экзотике и способ рекламы, чем настоящие стремление к углубленному пониманию и обучению сущности учения Дзигоро Кано.

  1. Теоретическая база борьбы.

Классический принцип поединка в дзюдо строится стройной и цельной системе проведения приемов. Логичного и красивого выведения из равновесия и впоследствии броска.

Японским единоборствам - дзюдо айкидо, карате характерна собственная четкая эстетика движений, которая отличает их друг от друга и не позволяет спутать с другими стилями. Человека можно бросить через спину или подхватом - но это не будет айкидо. А можно вывести из равновесия заломом локтя или кисти - но это не дзюдо.

Однако наблюдается интересная ситуация - все системы единоборств сначала создавались на основе главных принципов, но в связи с тем, что они не решали все боевые задачи, дополнительно изучались еще и приемы «не классической техники» (например удары и заломы кисти в дзюдо). Это позволяло готовить более универсальных бойцов, но в, то, же время остается за скобками, не ломая стройную красоту самой системы определенного вида единоборства.

Дзигоро Кано строил свою теорию классического дзюдо в пользу европейской логики, для этого он отказался от традиционных принципов «движения ки» а взял за основание принципы физики. Чтобы провести бросок вначале следует вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Мастер Кано применил захваты за одежду и принципы рычагов, рассматривая тело человека в виде цилиндра стоящего на плоскости. Если противник поведет себя иным образом, то нужно вернуть его в это состояние сковывающими захватами. Это помогает не всегда - любому человеку, занимающемуся дзюдо, приходилось сталкиваться с довольно часто проявляющейся «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела вместе с пригибанием в подвижной части пояснице. В такой позиции противника легче завалить обычным скручиванием или сбиванием, но применяя классическую технику, бросить очень тяжело.

Вся двигательные действия классического дзюдо выполняются из классического захвата рукав - отворот. Все остальное приспособление к дзюдо для решения задачи «кто победит». С такими действиями, уводящими дзюдо от его классической сути и приближающими его к другим видам единоборств, путем изменения правил соревнований ведется борьба (запрещения одноименных захватов, захватов за пояс, за штаны и т.д.). Из таких захватов классически вывести из равновесия невозможно, поэтому они считаются защитными. Такова лаконичная красота теории приемов техники дзюдо.

Но данная схема в самбо не перешла. Да, самбисты тоже проводят зацепы, но делают это с захватом за пояс или с односторонним захватом и с прихватом ноги. То есть, форма приема одинаковая, но без заимствования теоретической базы дзюдо.

Если наблюдать за изменениями то в самбо кимоно заменили курткой, которая изготавливалась из более плотных сортов ткани и изначально имела пришивные пояса. Это давало возможность брать более жесткие захваты, что делала борьбу более, силовой. Возникает вопрос: зачем «вести силовую борьбу», видь основной принцип дзюдо наоборот состоит в отказе от применения силы в пользу использования момента в движения соперника? Дзигаро Кано объяснял принципы «дзю» не как метод, с помощью которого слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности. Он говорил: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все, же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

Существования самбистами в момент развития дзюдо в России хорошей методической и материальной базы объясняют отказ от кимоно, додзе, татами, пользу спортивных залов, борцовских ковров, курток и борцовок. А так же значительную роль борьбы в партере. У советских борцов основной базой, всегда была классическая борьба и вольно-американская. Со временем на смену им пришла тройка классическая - вольная - самбо. Спортсмен, который привык долго и упорно зарабатывать очки в партере, естественно не упустит возможности «дожать» соперника, благо, что умение плотно контролировать противника "на земле" уже наработано. В самбо, как и в классической борьбе, технические действия в стойке не противопоставляются и изучаются параллельно. В дзюдо Д. Кано рекомендовал изучать технику борьбы в партере, только после основательного опыта бросковой борьбы.

Сегодня в технике лучших дзюдоистов отечественной школы нет ни малейшего намека на утонченную и непрактичную, на нас систему Кано. Зато здесь наблюдается объединение совершенно разных принципов борьбы, в том числе без захватов за одежду.

В своей книге «Основы классического дзюдо» Г.П. Пархомович говорит: «У нас чаще всего хороших результатов добиваются самобытные дзюдоисты, умеющие делать какие-то свои, особые приемы. А чтобы побеждать лучших представителей классической школы, необходимо знать и уметь все то, что умеют они, плюс наша самобытность и наш характер. А пока боремся на характере и самобытности…»

Отечественные борцы если осваивают какую-то технику, то обязательно это приемы с захватом за пояс или захватом за корпус и ноги. Проводим приемы с подниманием соперника, где не надо выводить из равновесия держась за одежду, а достаточно просто применить силу. Наши мысли, и инстинкты росли на основах вольной, классической и других видов борьбы. Борьба дзюдо основа на захвате за одежду и все методы выведения из равновесия, связанные с ними. …

Судьи, на отечественных соревнованиях по дзюдо часто поощряют напористую, агрессивную, порой грубую и грязную, мало отвечающую принципам дзюдо борьбу. Закрывая глаза на неправильные захваты, ползанья на коленях, согнутые стойки, судьи, способствуют формированию у спортсменов и их тренеров совершенно ложное представления о дзюдо…

Большинство тренеров ежегодно ведут поиск и подготавливают борцов, с позиции превосходства перед соперником в физических и морально-волевых качествах. Поэтому на соревнованиях в поединках мы видим не дзюдо, а скорее всего бой и желание выиграть.

  1. Выводы.

На основании всего выше сказанного, напрашивается вывод: дзюдо и самбо являются очень интересными и самобытными системами, которые в процессе своего развития, несомненно, оказывали друг на друга большое влияние. Но, тем не менее, это системы разные и имеют свои характерные отличия.

© 2010-2022