- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Организация учебного занятия учреждения дополнительного образования
Методическая разработка Организация учебного занятия учреждения дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ванюкова Н.А. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Организация учебного занятия в учреждении
дополнительного образования детей»
Форма проведения: групповая консультация
Контингент: молодые специалисты, педагоги дополнительного образования Центра детского творчества
Место проведения: МБОУ ДОД ЦДТ, 25.03.2014 г
Ф.И.О. методиста: Ванюкова Наталья Алексеевна
г. Сургут, 2014 г.
«Организация учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей »
Цель: изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия в учреждении дополнительного образования.
Задачи:
-
Дать определение понятия «учебное занятие», «структура занятия», «типы занятий».
-
Познакомить с этапами и структурой занятий разных типов.
-
Развивать мышление, фантазию, умение работать в группе.
Методы: словесный, наглядный, индуктивный, метод сравнения.
Форма проведения: групповая консультация.
Оборудование:
Материалы: (бумага формата А4).
Инструменты: ручки, карандаши.
Наглядные средства: раздаточный материал, слайдовые презентации в PowerPoint, ТСО.
Содержание:
-
Организационный момент.
-
Основная часть.
Известно, что любая деятельность протекает более успешно, если она имеет положительный мотив (побуждение к деятельности). Мотив нашей встречи - получить знания. А для чего это нужно? Для правильной организации своей деятельности.
Итак, начинаем.
При входе в зал Вы получили жетоны разного цвета, и я попросила Вас объединиться в группы по общему цветовому признаку. Группа с жетонами зеленого цвета это группа «Генераторы идей» (в дальнейшем Г.И), с желтого - Практики (в дальнейшем П.), розового- «Аналитики», (в дальнейшем А.)
Сегодня мы с вами поговорим об отличиях школьного урока и учебного занятия в учреждении дополнительного образования.
Но вначале ответьте мне на вопрос: « Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе?»
Ваше мнение Г.И, П, А. (Ответы представителей от групп.)
Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА "Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться".
Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда - повышенные требования к его личностным качествам.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
-
иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
-
быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
-
основываться на многообразии дополнительных образовательных программ - модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;
-
базироваться на развивающих методах обучения детей;
-
для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
-
использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
-
основываться на социальном заказе общества;
-
отражать региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Слово рабочим группам. (Г.И; П; А.) Ваше определение учебного занятия. Исходя из Ваших определений, резюмируем:
Учебное занятие- это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.
Учебное занятие это сложнейший психолого-педагогический процесс, возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании:
-
отсутствует единое понимание того, что представляет из себя, по сути, основная форма организации учебного процесса - учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы;
-
существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
-
изучение нового материала;
-
применение знаний на практике, формирование практических умений;
-
контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
Работа с группами (Г.И; П; А.), какие же типы учебных занятий?
Итог работы групп - определение типов занятий:
-
изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);
-
закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);
-
самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.
Работа в группах. Какие требования Вы считаете необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?
Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
- целесообразное расходование времени занятия;
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.
Работа с группами Какие этапы ? (ответы Г.И; П; А.)
1.Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2.Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.
3.Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4.Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Для многих педагогов проблемным является определение цели занятия.
Работа с группами (высказывания)
Необходимо исходить из самого понятия. Цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.
Вопрос к группам.
-
Какие задачи ставим мы при планировании занятия?
-
При планировании задач занятия?
Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите.
Планирование образовательно - воспитательно - развивающих задач занятия.
1. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки, возможно, развивать на учебном материале занятия?):
1.проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях _______________________________________;
2.обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия _____________________________________;
3.сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу _____;
2. Воспитательные задачи: (к какому мировоззренческому выводу, возможно, подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия):
1 содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;
2 в целях решения задач трудового обучения и воспитания __________;
3 осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения________________________________________________________;
4 для решения задач эстетического воспитания ________________________;
5 для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления _________________________;
6 формировать правильное отношение к природе_______________________;
3. Задачи развития обучающихся (какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):
1 для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия ______________;
2 для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия _____________________;
3 формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний __________________;
4 для развития у детей познавательного интереса ____________________;
5 в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации ___________________.
Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.
Работа в группах . Какие методы Вы знаете? Имеется многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов обучения, контроля и коррекции.
(Демонстрация схемы методов по Бабанскому Ю.К.).
С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.
Работа в группах. Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений
Дискуссия
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения
Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления
Экспедиция
Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий
Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития
Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации
К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:
• интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
• занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;
занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала:
• презентация, исповедь и др.;
• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.
• занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и др.
Охарактеризуем новые формы организации деятельности обучающихся, которые стали использоваться в последнее время, как в практике школы, так и в практике дополнительного образования.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей
Презентация предмета, явления, события, факта
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
Чаепитие
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
«Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
III Практическая часть
А теперь приступаем к практической части нашей работы:
Практической частью нашей работы будет разработка в группах технологической карты учебного занятия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989).
Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты занятия:
-
она имеет статус документа;
-
в ней записан весь процесс;
-
указаны операции, их составные части;
-
названы материалы;
-
перечислено оборудование;
-
указаны инструменты;
-
обозначены технологические режимы;
-
рассчитано время;
-
определён квалификационный статус исполнителей.
Работа в группах
Демонстрация технологических карт
IV Подведение итога.
По итогам работы присваивают звания:
-
самый коммуникабельный;
-
самый креативный;
-
самый инициативный
-
самый толерантный.
V Рефлексия. Продолжите каждый слова, сказанные мною.
На нашем занятии я….(Что получили лично вы от нашего занятия?).
Спасибо за работу.
Литература:
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.- М.: ВЛАДОС, 2003.