- Преподавателю
- Другое
- Программа кружка для детей с ОВЗ Разговор о правильном питании
Программа кружка для детей с ОВЗ Разговор о правильном питании
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савина И.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Основой для рабочей программы кружка «Разговор о правильном питании» послужило методическое пособие с тем же названием, разработанное Институтом возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, академика РАО; и Примерная программа по внеурочной деятельности в 2 ч. Ч.1 - 4-ое изд. Перераб. М.-Просвещение, 2010.
Проблема сохранения физического, психического здоровья подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы в настоящее время является очень актуальной. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни - это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести ЗОЖ надо начинать с детства. Реализация программы «Разговор о правильном питании» является удачным тому примером.
Практически, многие родители испытывают проблемы в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак - кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Необходимость такой программы вызвана так же отсутствием культуры питания у детей.
Цель программы: в веселой и доступной форме рассказать младшим школьникам об основах рационального питания, сформировать у них желание и готовность заботиться о своем здоровье.
Задачи:
-
развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
-
формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;
-
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;
-
развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
-
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
-
развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
-
развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности
Общая характеристика курса
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Материал программы носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Описание места курса «Разговор о правильном питании» в рамках внеурочной деятельности
На изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры:
-
Осознание здоровья как главной человеческой ценности;
-
Важность правильного питания как составная часть сохранения и укрепления здоровья;
-
Необходимость и важность регулярного питания, соблюдения режима питания;
-
Разнообразная пища - залог того, что организм получит необходимые вещества для его развития;
-
Эстетика правильного питания как основа правильного восприятия значимости еды.
Планируемые результаты реализации программы
-
Осознать важность здоровья для благополучия человека, его ответственность за сохранение здоровья ;
-
Сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;
-
Владеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
-
Учиться проявлять умения соблюдать правила рационального питания и преодолевать возникшие трудности;
-
Уметь применять свои знания на практике;
-
Знать и выполнять правила этикета, связанные с питанием;
-
Знать и уважать народные традиции, связанные с питанием и здоровьем;
-
Строить речевые высказывания в устной форме.
Содержание курса
Одна из задач программы - формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Особенностями программы кружка является:
- интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;
- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами. Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач курса. В программе используются разнообразные формы проведения занятий, составление рассказа по картинкам - иллюстрациям и разыгрывание сценок. Игровые методы должны быть основой организации обучения по программе, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.
Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, дискуссия, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.
В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других - своих друзей, родителей. В программе делается акцент на эстетическое восприятие питания, продуктов, блюд, что способствует эффективному усвоению предлагаемого материала.
Тематическое планирование
кружка «Разговор о правильном питании»
№
Тема занятия
Виды деятельности
Количество часов
Дата проведения
Здоровье - это здорово (2 часа)
Здоровье - это здорово.
Лекция. Беседа.
1
4.09.
Мой образ жизни. Мини-проект.
Беседа. Составление режима дня.
1
11.09.
Продукты разные нужны, блюда разные важны (2 часа)
Правильное питание и здоровье.
Лекция. Беседа. Викторина.
1
18.09.
Где найти витамины зимой и весной.
Лекция. Беседа. Создание плаката «Витаминные продукты».
1
25.09.
Режим питания ( 1 час)
Режим питания.
Лекция. Беседа. Ситуационная игра.
1
2.10.
Энергия пищи (4 часа)
Энергия пищи.
Лекция. Беседа. Игра «Вкусная математика»
1
16.10.
Влияние питания на внешность человека.
Лекция. Беседа. Изготовление фруктов и овощей из папье-маше.
1
23.10.
Цвет и питание.
Лекция. Беседа. Игра «Разноцветные столы»
1
30.10.
Составление рационального меню.
Составление и оформление меню.
1
6.11.
Где и как мы едим (1 час)
Где и как мы едим. Система общественного питания.
Лекция. Беседа. Интерактивная экскурсия.
1
13.11.
Ты покупатель (2 часа)
Ты - покупатель. Где можно сделать покупку.
Лекция. Беседа. Интерактивная игра «В магазине»
1
27.11.
Как нужно делать покупку.
Лекция. Беседа. Ситуационная игра «Выбор продуктов»
1
4.12.
Готовим для друзей (5 часов)
Мы в гостях. Этикет за столом.
Лекция. Беседа. Мини-проект «История салфетки».
1
11.12.
Готовим для друзей. Правила поведения на кухне.
Лекция. Беседа. Составление и оформление инструкции безопасности.
1
18.12.
Помощники на кухне.
Лекция. Беседа. Декорирование кухонной доски.
1
25.12.
У нас гости. Правильно сервируем стол.
Лекция. Беседа. Изготовление открытки-приглашения.
1
15.01.
Практическая работа: «Советы хозяюшки».
Выполнение практической работы.
1
22.01.
Кулинарная история. Кухни разных народов (3 часа)
История кулинарии.
Лекция. Беседа. Интерактивное путешествие.
1
29.01.
Кухни народов мира.
Лекция. Беседа. Мини-проект «История салата»
1
5.02.
Кулинарные праздники.
Лекция. Беседа. Создание коллажа «Кулинарные праздники»
1
12.02.
Как питались на Руси и в России (6 часов)
Национальные кухни России.
Лекция. Беседа. Разгадывание кроссворда.
1
19.02.
Как питались на Руси. Традиции русской кухни.
Лекция. Беседа. Мини-проект «Посуда на Руси».
1
26.02.
Хлеб - всему голова.
Лекция. Беседа. Викторина о хлебе.
1
5.03.
Игра-конкурс «Хлебопеки» (изделия из соленого теста).
Изготовление изделий из соленого теста.
1
12.03.
Забытые рецепты русской кухни..
Практическая работа: «Приготовление блюда русской кухни».
1
19.03.
Клуб знатоков русской кухни.
Игра.
1
26.03.
Необычное кулинарное путешествие (6 часов)
Кулинария в живописи.
Интерактивное путешествие по музеям мира.
1
2.04.
Составление «правильного» натюрморта.
Создания коллажа в стиле натюрморт.
1
9.04.
Кулинария в литературе.
Лекция. Беседа. Чтение отрывков их художественных произведений.
1
16.04.
Подготовка проекта «Литературное кулинарное путешествие».
Игра «Кулинарные пословицы». Сбор материала для проекта.
1
23.04.
Защита проекта «Литературное кулинарное путешествие».
Защита проекта.
1
30.04.
Викторина «Необычное кулинарное путешествие».
Викторина.
1
7.05.
Формула здоровья (1 час)
Составляем формулу правильного питания.
Подведение итогов. Кроссворд «правильное питание».
1
14.05.
Составляем формулу правильного питания.
Выпуск газеты «Формула правильного питания».
1
21.05.