• Преподавателю
  • Другое
  • Контрольно-оценочные средства по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Контрольно-оценочные средства по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

28

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж







КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

по учебной дисциплине

Правовое обеспечение профессиональной деятельности


44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах;

44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании;

44.02.01 / 050144 Дошкольное образование;

44.02.01 / 050148 Педагогика дополнительного образования







Шахты

2014

ОДОБРЕН

Предметной (цикловой)

комиссией естественнонаучных

дисциплин

Протокол № 3

от «03» ноября 2014 г.

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах

44.02.01 / 050144 Дошкольное образование

44.02.03 / 050148 Педагогика дополнительного образования

44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Председатель предметной (цикловой) комиссии

Т.В.Земрах /_____

Заместитель директора по учебной работе

Е.И.Хамулина /____________



Составители: Аксенова Г.И.,

преподаватель высшей категории ГБОУ СПО РО «ШПК»



Одобрено на заседании методического совета

_________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МС ________________________ /______________/

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 4

3. Оценка освоения учебной дисциплины 5

3.1. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля 5

3.2. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений

в период текущей аттестации 6

3.3. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам

знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации 6

4 Типовые контрольные задания

4.1. Задания текущего контроля 8

4.1.1. Перечень объектов контроля и оценки 8

4.2. Задания промежуточной аттестации 34

4.2.1. Текст задания 34

5. Шкала оценки образовательных достижений 34

6. Перечень используемых материалов, оборудования и информационных

источников (из рабочей программы учебной дисциплины) 37


1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

КОС разработаны на основании положений:

основной профессиональной образовательной программы учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

У-1 Умение правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия)

- формулировка правовых отношений родителей и детей;

- объяснение понятий трудоустройство, трудовой договор, заработная плата;

- толкование норм образовательного права.

У-2 Умение различать: нормы образовательного и педагогического права; анализировать договор ОУ с родителями обучающихся; порядок заключения и расторжения договора трудового договора, правовой статус педагога участника порядок получения платных образовательных услуг.

- истолкование принятия и вступления в силу закона РФ «Об образовании », развития и особенностей системы образования в современных условиях;

- характеристика правового регулирования образования, порядка приема в образовательные учреждения профессионального образования;

- оценка оказания платных образовательных услуг;

- истолкование правового статуса участника образовательных отношений;

- разъяснение порядка приема на работу и регулирования трудовой деятельности;

- характеристика международного образовательного права.

У-3 Умение объяснять: взаимосвязь образовательного права и других институтов права.

- анализ и различие правовых и моральных норм, основных институтов и отраслей права, нормативных правовых актов

У-4 Умение различать: институты права,полномочия правоохранительных органов, порядок рассмотрения споров в сфере образовательных отношений, урегулированных правом.

-различие имущественных прав, права на интеллектуальную собственность;

-разъяснение защиты прав потребителей образовательных услуг, трудовых споров и порядка их разрешения;

- различие порядка производства по делам об административных правонарушениях и особенности уголовного процесса и обстоятельств, исключающих уголовную ответственность.

У-5 Умение приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности

-объяснение правомерного и противоправного поведения, видов противоправных поступков, юридической ответственности и ее задач;

-разъяснение понятий семейные правоотношения, трудовые правоотношения;

-сравнение административных правоотношений и административной ответственности и уголовных правоотношений и уголовной ответственности.

З-1 Знание прав и обязанностей, ответственности граждан как участников образовательных правоотношений (работника, потребителя образовательных услуг, родителя, обучающегося ); механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина в России, органов и способов международно-правовой защиты прав человека.

- систематизация прав ,обязанностей, ответственности участников образовательных отношений;

-формулировка правовых понятий отраслей российского права (физические и юридические лица, работник, работодатель, заработная плата, попечительство, преступление, уголовное наказание, преступление);

- перечисление основных способов защиты прав человека по международному праву.



3. Оценка освоения учебной дисциплины.

3.1.Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля



Наименование элемента

умений или знаний

ПК,ОК

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная

аттестация

У1 Умение правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия)

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-5

П.1 П.2 П.3 П.4 П.5 П.6

П.7 П.8




Дифференцированный зачет

У2Умение характеризовать: основные черты образовательной системы России, порядок принятия и вступления в силу закона РФ « Об образовании»; заключения и расторжения трудового договора, правовой статус участника образовательных отношений, порядок получения платных образовательных услуг

ОК-1

ОК-2

ОК-9

ОК-11

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

П.1 П.2 П.3

П.4 П.5

У3 Умение объяснять: взаимосвязь права и других институтов права.

ОК-3

ОК-4

ОК-7

ОК-8

ПК-2

ПК-3

ПК-4

П.1 П.2 П.3 П.4 П.5

У4 Умение различать: право, обязанность, ответственность, полномочия; порядок рассмотрения споров в сфере образовательных отношений, урегулированных образовательным правом

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ПК-3

ПК-4

ПК-5

П.2 П. 3

П.4

П.5 П.6 П.8

У5 Умение приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

П.3 П.5 П.6 П. 7 П.8

З 1Знание права и обязанностей, ответственности гражданина как участников образовательных правоотношений; механизмов реализации и способов защиты прав человека в системе образовательного права и способов международно-правовой защиты прав человека

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ПК-3

ПК-4

П.1 П.2 П. 3 П. 4 П. 5

П.6 П.7 П.8


3.2. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений в период текущей аттестации

Содержание

учебного материала по программе УД

Тип контрольного задания

У1

У2

У3

У4

У5

З1

Раздел1.Образовательное право

Тема1.1Образовательное право

П.1


П.1



П.1 П.2 П.3

Раздел 1. Тема 1.2. Государственная политика в области образования

П.1

П.2


П.2

П.1

П.1

Раздел 1. Тема 1.3. Образователь

ные правоотношения





П.2

П.5

Раздел 1. Тема 1.4.Регулирование управленческих правоотношений

П.1 П.2

П.3

П.4

П.6


П.5 П.6

Раздел 2. Тема 2.1.Педагогическое право.

П.1





П.1 П.6 П.7

Раздел 2. Тема 2.2.Педагогические правоотношения

П.1 П.2 П.3

П.1


П.8

П.7

П.1 П.8

Раздел 2. Тема 2.3.Содержание образования.

П.1


П.1 П.2

П.5


П.1 П.4

Раздел 2. Тема 2.4.Правовое регулирование трудовых отношений.

П.10



П.11

П.12

П.3 П.4 П.5

Раздел 2. Тема 2.5.Уголовная ответственность педагогических работников

П.1 П.6 П.7 П.8

П.1

П.7 П.8

П.3 П.2 П.5

Раздел 3 Тема 3.1.Международная защита прав детей.

П.13



П.13



Раздел 3. Тема 3.2.Охрана прав и интересов детей семейным законодательством.


П.14


П.15П.16


П.14

Раздел 3 Тема 3.3.Правовая охрана детства в Российской Федерации.

П.5 П.7 П.8 П.1

П.7 П.8


П.1 П.2

П.7

П.2

5. Структура контрольного задания

5.1. Практическая работа №1

Тема: «Структура и основное содержание Закона РФ «Об образовании».

Цель работы: формирование навыков работы с документами, справочной, специальной литературой.

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2013 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

5.1.1. Текст задания:

1.Ознакомьтесь с главой учебника « Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения»: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2.Изучите основные разделы закона « Об образовании»

3.Составьте опорный конспект по плану:

-общие положения о праве в сфере образования.

- система нормативных правовых актов сфере образования (федерального, регионального, муниципального уровней).

- разграничение полномочия между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями в сфере образования

- система федерального законодательства об образовании

4. Изучение структуры и содержания закона « Об образовании».

5.Подготовьтесь к устному опросу по данной теме.

6.Составьте контрольный тест на проверку знания содержания главы, включающий в себя 10 вопросов.

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

(Решите проблемно- ситуационную задачу)

(Задача 1

Могут ли быть записаны в уставе муниципального образовательного учреждения какие-либо положения сверх тех, что указаны в Законе РФ «Об образовании»?

а) Да, если это не противоречит законодательству РФ;

б) Нет, структура и содержание устава строго регламентированы Законом РФ «Об образовании»;

в) Да, в обязательном порядке, если орган управления образовательного

учреждения принял такое решение;

г) Да, любые положения без ограничений.

Задача 2

В чью компетенцию входит разработка и утверждение образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением?

а) Российской Федерации;

б) Субъектов Российской Федерации;

в) Органов местного самоуправления;

г) Образовательного учреждения.

Задача 3

В каком документе в обязательном порядке должна быть указана компетенция учредителя образовательного учреждения?

а) В уставе образовательного учреждения;

б) В типовом положении об образовательном учреждении;

в) В законе и не требует дополнительного регулирования;

г) В приказе, изданном по этому поводу собственником или органом, уполномоченным им.

Задача 4

На каких правах должен в соответствии с Законом «Об образовании» учредитель закреплять свою собственность за образовательным учреждением?

а) На правах полного хозяйственного ведения;

б) На правах оперативного управления;

в) Передать в аренду;

г) Передать в собственность.

Задача5

Дает ли Закон РФ «Об образовании» право муниципальному образовательному учреждению сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним учредителем?

а) Да, при согласии Совета образовательного учреждения;

б) Да, закон дает такое право образовательному учреждению;

в) Да, при согласии учредителя и Совета образовательного учреждения;

г) Нет.

Задача 6

Имеет ли право учредитель муниципального образовательного учреждения требовать отчисления ему части дохода, полученного образовательным учреждением от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждением?

а) Да, в соответствии с трехсторонним договором образовательного учреждения, арендатора и учредителя;

б) Нет;

в) Да, на условиях, выдвинутых учредителем на момент аренды;

г) Да, на условиях, определенных договором учредителя и образовательного

учреждения.

Задача7

Могут ли учредитель или органы местного самоуправления приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она разрешена законом?

а) Нет;

б) Да, по своему усмотрению;

в) Да, если она идет в ущерб уставной деятельности образовательного

учреждения;

г) Да, если прибыль от этой деятельности не образуется или не поступает на образовательные цели.

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.1.2. Время на подготовку и выполнение: 35 минут

5.1.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1. Умение правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,)

исследование действия закона РФ « Об образовании» по кругу лиц и участников правоотношений

2 баллов

У3 Умение объяснять: взаимосвязь образовательного права и других институтов права;

анализ и различие правовых и моральных норм, основных институтов и отраслей образовательного права, нормативных правовых актов


5.2. Практическая работа №2.

Тема: « Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения».

Цель работы: Формирование (развитие) проектировочных, конструктивных, аналитических умений.

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с..

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2013 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

5.2.1. Текст задания:

1 .Ознакомьтесь с главой учебника «Правовой статус образовательной организации».

2.Понятие образовательной организации

3.Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений (организаций)

4.Лицензирование и аккредитация образовательного учреждения.

5.Виды локальных актов общеобразовательного учреждения

6.Принципы издания локальных актов образовательного учреждения

7.Процедура издания локальных нормативных актов

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

(Решите проблемно- ситуационную задачу)

Задача 1

С какого момента у образовательного учреждения появляется право на льготы, установленные для образовательных учреждений законодательством Российской Федерации?

а) С момента регистрации;

б) С момента государственной аккредитации;

в) С момента начала образовательной деятельности,

г) С момента получения лицензии;

Задача 2

Кто определяет порядок приема в муниципальное образовательное учреждение на ступени начального общего и основного общего образования в части неурегулированной Законом?

а) Образовательное учреждение;

б) Учредитель образовательного учреждения;

в) Орган управления образованием субъекта РФ;

г) Федеральный государственный орган управления образованием.

Ответ обоснуйте.

Задача 3

Имеет ли право общеобразовательное учреждение реализовывать дополнительные образовательные программы?

а) Нет;

б) Да, только на платной основе;

в) Да, только на бесплатной основе;

г) Да, безусловно, на любой основе.

Ответ обоснуйте.

Задача 4

Можно ли условно принять обучающегося в 10-ый класс той же школы, в которой он учился, если ступень основного общего образования заканчивается в 9-м классе?

а) Да, при академической задолженности только по одному предмету;

б) Да, при академической задолженности по одному предмету при наличии свободных мест;

в) Да, с разрешения местного органа управления образованием;

г) Нет.

Задача 5

Кто оплачивает работу экспертной комиссии, дающей заключение о выдаче муниципальному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности?

б) Муниципальное образовательное учреждение;

в) Органы управления образованием субъектов РФ;

г) Органы, проводящие лицензионную работу.

Задача 6

Кем оплачиваются затраты на проведение аттестации образовательного учреждения?

а) Учредителем образовательного учреждения;

б) Образовательным учреждением;

в) Государственными органами;

г) Управлением образования соответствующего уровня.

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.2.2. Время на подготовку и выполнение: 35 минут

5.2.3.Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У-4Умение различать: институты права, полномочия органов управления образованием, порядок рассмотрения споров в сфере образовательных отношений, урегулированных правом. Умение объяснять: взаимосвязь права и других институтов права.

анализ и различие правовых обеспечивающих правовой статус образовательной организации; компетенцию и ответственность образовательной организации; нормативных правовых актов регулирующих деятельность.

4 балла


5.3.Практическая работа № 3

Тема: «Правовое положение педагога в России».

Цель работы: углубление и расширение полученных знаний, умений, опыта деятельности.

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.

5.3.1. Текст задания:

1.Предмет, система и источники трудового права

2.Принципы трудового права и их значение.

3.Прокомментируйте основные положения:

Педагогические работники учреждения имеют право:

- участвовать в управлении Учреждением в форме, определенной Уставом;

- участвовать в разработке и принятии школьных законов, положений; на высказывание своего мнения, в том числе и критического;

- на творческий труд в интересах учащихся и самостоятельный выбор варианта или корректировку учебных программ, выбор учебников;

- защищать свою профессиональную честь и достоинство;

- на оказание ему материальной помощи, на обращение в любой орган самоуправления Учреждения и вышестоящие организации в случае несогласия с принятым в учреждении решением, при нарушении его прав, не предоставлении предусмотренных законодательством льгот;

- свободно выбирать и использовать в работе инновационные технологии, развивающие программы в образовательном процессе;

- на проведение эксперимента, с согласия Управления, если он не наносит вреда и ущерба здоровью и качеству обучения обучающегося;

- аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию;

- на получение пенсии по выслуге лет в порядке, установленном законодательством РФ;

- на длительный отпуск сроком до одного года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия, предоставления которого определяются Учредителем; или локальными актами Учреждения.

- свободного выбора, разработки и применения методов воспитания и обучения детей;

- работать в тесном контакте с педагогическим Советом Учреждения;

- на повышение квалификации в педагогических училищах, Вузах, аспирантуре и других учреждениях с выплатой ему стипендии при наличии соответствующих фондов;

- требовать от администрации организации условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в рамках реализуемой программы.

Педагогические работники обязаны:

- удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;

- соблюдать Устав Учреждения и Правила внутреннего распорядка, дополнительные инструкции;

- выполнять условия трудового договора;

- охранять жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка;

- выполнять родительский договор;

- сотрудничать с семьей воспитанника учреждения по вопросам воспитания и обучения;

- нести ответственность за обучение и воспитание детей;

- охранять жизнь и здоровье ребенка;

- содействовать удовлетворению спроса родителей на воспитательные и образовательные услуги;

- организовывать в случае необходимости своевременную учебную помощь обучающимся;

- придерживаться циклограммы работы учреждения, присутствуя на мероприятиях по производственной необходимости.

Педагогическим и другим работникам учреждения запрещается:

- изменять по своему усмотрению расписание уроков и график работы учреждения;

- изменять продолжительность занятий и перемен между ними;

- отвлекать обучающихся во время учебного года на работы, не связанные с учебным процессом;

- принимать участие во время производственного процесса в общественных мероприятиях.

- работники учреждения несут ответственность за жизнь, физическое и психическое здоровье каждого ребенка в установленном законом порядке.

- иные права и обязанности сотрудников определяются дополнительными инструкциями.

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

(Решите проблемно- ситуационную задачу)

Задача 1

Имеют ли право учащиеся муниципального образовательного учреждения участвовать в управлении образовательным учреждением?

а) Да, за исключением учащихся начальной школы;

б) Да, только старшеклассники (10-11 классов);

в) Да, без каких-либо ограничений;

г) Нет.

Задача 2

Обязательно ли прохождение аттестации директором общеобразовательной муниципальной школы при его назначении на должность?

а) Да, во всех случаях;

б) Да, если этого требует учредитель;

в) Да, в случае, если это определено контрактом;

г) Нет.

Задача 3

Обязаны ли педагогические работники проходить периодическое медицинское обследование и если да, то на каких условиях?

а) Да, за счет средств медицинского учреждения;

б) Да, за счет средств образовательного учреждения;

в) Да, за счет средств учредителя;

г) Нет, не обязаны.

Задача 4

При каких условиях назначаются дисциплинарные расследования нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) нарушения устава образовательного учреждения?

а) По собственному решению администрации;

б) По решению совета или другого органа самоуправления образовательного учреждения;

в) По результатам многократных устных жалоб со стороны родителей, учащихся, работников образовательного учреждения;

г) По поступившей жалобе, поданной в письменном виде.

Задача5

Вправе ли проверяющие каких-либо органов управления образованием делать замечания учителю по поводу применяемой им методики преподавания?

а) Да, как представитель вышестоящих органов;

б) Да, если проверка осуществляется методистом;

в) Да, если применяются методики, рекомендованные этими органами;

г) Нет.

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.3.2. Время на подготовку и выполнение: 35 минут

5.3.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У3.Умение объяснять: взаимосвязь образовательного права педагогического права; раскрывать комплексный характер правового регулирования сферы образования; особенности педагогической деятельности; различать нормы образовательного и педагогического права.

- анализ и различие правовых и моральных норм, основных институтов образовательного права и педагогического права, структура и содержание педагогических правоотношений, нормативных правовых актов регулирующих деятельность педагога.

5 баллов

5.4 Практическая работа № 4


Тема: «Единые педагогические требования и творческая индивидуальность педагога».

Цель работы:

- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- углубление и расширение полученных знаний, умений, опыта деятельности;

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.

5.4.1 Текст задания:

1. Подготовка документов к прохождению аттестации.

2. Познакомьтесь с данными анкетирования учащихся «Профессиональные качества учителя». Составьте свою точку зрения по вопросу выяснения некоторых сторон педагогических установок, педагогической позиции будущих учителей.

По заданию студенты первого курса, вчерашние школьники, должны были описать одну ситуацию успеха учителя, когда учитель поступил правильно, хорошо, успешно решил свою задачу, и вторую, когда учитель поступил неправильно. Увы, первокурсники проявляли больший интерес к ситуациям неуспеха учителя, говоря, что таких больше (ну, это особый вопрос, его надо исследовать).

Приведем эти списки, в которых качества расположены по мере уменьшения частоты их называния.

Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи (стиль высказываний почти не изменен):

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

8.Тактичен.

9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством (!).

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

1.Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

2.Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.

3.Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

4.Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.

5.Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

6.Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

7.Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

8.Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

9. Не творчески работает.

10.Педантичен, формалист.

Вопрос о способности учителя (и необходимости) управлять учебно-воспитательным процессом с первокурсниками специально не обсуждался, возможно, они обратили бы на это внимание, но их оценки говорят о том, что они не придают этому значение (пока они не встали за учительский стол?). Мне же кажется, что обойти его вниманием нельзя, он затрагивает основы философии учителя: управлять, руководить, вести или смотреть, как дети сами разберутся со своим развитием?

Группа первая, куда входят хорошие учителя: учитель-друг; мама; психолог. «Мама» живет детьми, беспокоится, заботится, опекает, может поругать. «Психолог» понимает, любит детей, разбирается в характерах, советует, является другом, похож и на «маму», молодой по возрасту (!).

Вторая группа - с негативной оценкой: учитель - «тиран»; «коммунист». «Тиран» педантичный, необъективный, строгий, не любит, унижает детей до слез, нервный, часто это одинокая женщина. «Коммунист» - это тоже тиран, имеет любимчиков, признает только свои идеи, навязывает их, отвергая все другое, вредный, поддается обману, то есть, если притвориться, что с ним согласен, получишь расположение.

Третья группа, куда входят такие типы: эгоист, карьерист, взяточник, безразличный. Это учителя, которые преследуют только свои интересы, делают все для продвижения вверх, эксплуатируют класс, вымогают подарки. Безразличного студенты назвали «пофигистом». Это, как правило, «простой» мужчина, не заинтересованный в процессе обучения, монотонный, необщительный, равнодушный, ставит «два» и «пять» одинаково спокойно.

В четвертую группу вошли учителя с более или менее нейтральной окраской: «артист», учитель «на дистанции».

Первый - умный, раскованный, коммуникабельный, много знает, цитирует, отходит от темы, играет, удивляется, может быть сострадательным, внимательным, но не всегда искренне.

Учитель «на дистанции» ставит преграду между собой и учениками, с ним только поверхностные отношения, формальные, может общаться свысока. Конечно, это «сырые» впечатления, эмпирический материал, но может помочь учителю осознать что-то в себе. Интересно также, что коммунистические убеждения учителя и деспотический стиль поведения в сознании студентов объединяются, что подтверждает нашу схему:

«Я - идеальная учительница». «Я - реальная учительница».

Список качеств учителя, который был предложен студентам:

1. Я четко управляю учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, выполняю роль учителя-руководителя, ведущего образовательную работу.

2. Я проявляю терпимость к разным взглядам, мнениям и моделям поведения учеников.

3. Я хорошо знаю свой предмет.

4. Я предъявляю требования к ученикам, которые обеспечивают необходимый порядок и дисциплину в учебном процессе и внеклассной работе.

5. Я предпочитаю неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение.

6. Я умею добиваться учебных целей, запланированных программой результатов обучения.

7. Я умею терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как я планирую, учу.

8. Я всегда организованна, собрана, активна, энергична, подготовлена к работе.

9. Я считаю своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.

10. Я владею разными моделями обучения, умею объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы.

Вот их суммарное представление эталонного учителя, то есть то, что они в учителе ценят больше всего, а в правом столбце - их суммарное реальное Я, их самооценка (дано сокращенное описание качеств с указанием номера из списка).

«Я - идеальная учительница» «Я - реальная учительница»

1.Знаю предмет - 3

2.Владею методикой - 10 2.Управляю деятельностью детей -1

3.Управляю деятельностью детей - 1 3.Владею методикой -10

4.Проявляю внимание к личности ученика - 9 4.Проявляю внимание к личности ученика -9

5.Лично организована - 8 5.Терпима к взглядам -2

6.Добиваюсь учебных целей -6 6.Лично организована -8

7.Терплю, не разражаюсь - 7 7.Добиваюсь учебных целей -6

8.Требовательна к дисциплине -4 8.Терплю, не раздражаюсь -7

9.Терпима к взглядам - 2 9.Требовательна к дисциплине -4

10.Предпочитаю неформальное общение -5 10.Предпочитаю неформальное общение -5

Обоснуйте свои выводы.

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

(Решите проблемно- ситуационную задачу)

Задача 1

Имеет ли право образовательное учреждение взимать плату за дополнительные замятия с отстающими по обязательным учебным предметам?

а) Да, с согласия родителей;

б) Да, в рамках репетиторства;

в) Да, если это определено уставом;

г) Нет.

Задача 2

Какой орган или документ определяет образовательный ценз для педагогических работников образовательных учреждений?

а) Закон РФ «Об образовании»;

б) Образовательное учреждение в каждом конкретном случае;

в) Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих

типов и видов;

г) Органы управления образованием в каждом конкретном случае.

Задача 3

Все ли лица, имеющие диплом о педагогическом образовании и соответствующий образовательный ценз, могут быть допущены к образовательной деятельности?

а) Да:

б) Нет, не допускаются лица, ранее уволенные из учреждений за нарушения трудовой дисциплины;

в) Нет, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ ;

г) Нет, не допускаются лица, имеющие судимость за любые преступления и не обладающие, по мнению администрации, необходимым здоровьем.

Задача 4

Может ли муниципальное образовательное учреждение самостоятельно устанавливать размер заработной платы своим работникам?

а) Да, с разрешения органа управления образованием субъекта Российской Федерации;

б) Да, в пределах средств, выделяемых на оплату труда, в том числе путем установления доплат, надбавок, премий;

в) Да, с разрешения органа местного самоуправления;

г) Нет.

Задача 5

При каких условиях Ваше образовательное учреждение может установить контакт с зарубежными образовательными учреждениями?

а) При условии разрешения вышестоящего органа управления;

б) При условии разрешения федерального (центрального) государственного органа управления образованием;

в) При разрешении Министерства иностранных дел РФ;

г) Без всяких условий, с помощью прямых связей (договоров).

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.4.2. Время на подготовку и выполнение: 30 минут

5.4.3.Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)


Наименование

объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У2. Умение различать: нормы образовательного и педагогического права; анализировать договор ОУ с родителями обучающихся; порядок заключения и расторжения договора трудового договора, правовой статус педагога участника порядок получения платных образовательных услуг

истолкование принятия и вступления в силу закона РФ « Об образовании», развития системы образования и образовательного с законодательства в современных условиях;

9 баллов

5.5. Практическая работа № 5.

Тема: « Составление трудового договора с образовательным учреждением».

Цель работы:

- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

- систематизировать правовые знания;

- формировать правовую культуру;

- ознакомить студентов с основами и современными подходами к нормативно-правовому обеспечению управления, функционирования и развития образовательных систем.

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2013 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с. .

5.5.1.Текст задания:

1.Изучите трудовой договор с позиции:

  • Применения трудового права в деятельности образовательного учреждения

  • Содержание трудового договора.

  • Обязательства сторон.

  • Правила внутреннего распорядка и дисциплина труда в образовательном учреждении.

2.Определите законность расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия педагогического работника.

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

(Решите проблемно- ситуационную задачу)

Задача 1

Дает ли право Закон «Об образовании» участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям)

а) Да, только через родительские комитеты;

б) Да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;

в) Да, только через Совет образовательного учреждения;

г) Нет.

Задача 2

Имеет ли право Мин образование России проверять финансово-хозяйственную деятельность муниципального образовательного учреждения на предмет целесообразности расходования средств?

а) Нет;

б) Да, как вышестоящий орган;

в) Да, если в инспекцию поступили сведения о нарушениях;

г) Да, только совместно с представителями областного органа управления

образованием.

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.5.2. Время на подготовку и выполнение: 35 минут

5.5.3.Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У5.Умение приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности

-объяснение правомерного и противоправного поведения, видов противоправных поступков, юридической ответственности и ее задач;

-разъяснение понятий семейные правоотношения, трудовые правоотношения;

-сравнение административных правоотношений и административной ответственности и уголовных правоотношений и уголовной ответственности.

10 баллов

5.6. Практическая работа № 6

Тема : «Роль органов социальной защиты населения, опеки и попечительства в обеспечении законных интересов детей».

Цель работы:

- развивать информационную, правовую и экономическую культуру педагогов;

- воспитывать у студентов потребность руководствоваться в своей профессиональной деятельности документами, строить ее на правовой основе.

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Т.В.Болотина. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2010 - 48с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.

4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3802.

5.6.1.Текст задания:

1. Изучите права и обязанности участников образовательного процесса

2. Определите участников образовательного процесса.

3. Права воспитанников, обучающихся охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ.

4.Обоснуйте основные положения:

Каждый обучающийся имеет право на:

- защиту своего достоинства;

- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

- развитие творческих способностей и интересов;

- получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;

- получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования в соответствии с государственными стандартами;

- обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану;

- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами

- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

- перевод в другое образовательное учреждение при наличии свободного места и по уважительной причине;

- на отдых, в том числе организованный, между уроками, в выходные и праздничные дни.

Обучающиеся в учреждении обязаны:

- выполнять Устав организации;

- добросовестно учиться, не мешать учебному процессу, стремиться к самостоятельному овладению знаниями, выполнению заданий учителя в классе и дома,

- бережно относиться к имуществу организации;

- уважать честь и достоинство других обучающихся, воспитанников и работников;

- выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами поведения для учащихся к их компетенции;

- быть аккуратным и опрятным в одежде;

- экономно использовать электроэнергию и воду;

- начиная со второго класса с учетом возраста и физических возможностей принимать активное участие в самообслуживании и других видах общественно-полезного труда, согласованных с Советом Учреждения, родителями (законными представителями);

- соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены;

- уважать права и считаться с интересами других учащихся, работников, не подвергать опасности их жизнь и здоровье.

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

(Решите проблемно- ситуационную задачу)

Задача 1

При каких условиях можно исключить обучающегося из образовательного муниципального учреждения за совершение им противоправных действий и неоднократное нарушение устава?

а) За эти нарушения исключить нельзя;

б) При достижении им 15-летнего возраста;

в) При достижении им 14-летнего возраста;

г) После окончания основной общей ступени образования

Задача 2

Можно ли условно перевести ученика в 5-ый класс, если начальная ступень образования заканчивается 4-ым классом?

а) Да, решением органа управления образовательного учреждения при академической задолженности по одному предмету;

б) Нет;

в) Да, решением органа управления образовательного учреждения независимо от числа предметов, по которым имеются задолженности;

г) Да, по письменному заявлению родителей, гарантирующих ликвидацию задолженности в установленные сроки.

Задача 3

Может ли администрация муниципальной общеобразовательной школы направить обучающегося отличающегося общественно-опасным поведением, в специальное учебно-воспитательное учреждение?

а) Да;

б) Нет, для этого требуется решение выше стоящего органа управления образованием;

в) Нет, для этого требуется решение суда;

г) Нет, для этого требуется заключение органа внутренних дел.

Задача 4

Можно ли послать на сельскохозяйственные работы ученика, в случае, если орган управления образования принял решение об участии в этих работах?

а) Нет, ни при каких условиях;

б) Да, при условии согласия ученика;

в) Да, при условии согласия его родителей (законных представителей);

г) Да, при согласии ученика и его родителей (законных представителей).

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.6.2. Время на подготовку и выполнение: 40 минут

5.6.3.Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)


Наименование

объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З1 Знание прав и обязанностей, ответственности граждан как участников образовательных правоотношений; механизмов реализации и способов защиты прав ребенка в России, органов и способов международно-правовой защиты прав ребенка.

-правовых понятий отраслей образовательного права;

- основания возникновения родительских прав и обязанностей;

- содержание и механизмы реализации права ребенка на образование.

4 балла

5.7. Практическая работа № 7

Тема: «Социальная и правовая диагностика асоциального и девиантного поведения детей».

Цель работы:

-формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- способствовать формированию правовых умений и навыков по использованию в работе полученных знаний.

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Т.В.Болотина. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2010 - 48с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с. 5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3802.

7. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

5.7.1.Текст задания:

1. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения.

2. Теоретические основы формирования правовой культуры.

3.Правовая культура личности.

4.Практические приемы формирования правовой культуры:

- прием «коллективный вердикт» ( правила школьной жизни);

- прием «кластер»;

- прием «шесть шляп мышления».

5. Разработайте внеклассное занятие по формированию правовой культуры учащихся ( по заданию преподавателя).

Задача 1

Какие органы управления образованием имеют право осуществлять инспекторские и другие проверки муниципального образовательного учреждения?

а) Только муниципальные;

б) Только областные (субъектов Федерации);

в) Только федеральные;

г) Органы всех уровней управления в пределах своей компетенции.

Задача 2

Может ли муниципальное образовательное учреждение заниматься каким-либо видом предпринимательской деятельности?

а) Нет, это запрещено;

б) Да, если это предусмотрено договором с учредителем;

в) Да, если этот вид предпринимательской деятельности предусмотрен уставом;

г) Да, но обязательно при согласии органа самоуправления образовательного учреждения.

Задача 3

Какие классы муниципальной общеобразовательной школы могут быть проверены по поводу качества обучения с помощью министерских, областных, районных (городских) контрольных и диктантов?

а) Начальной ступени образования;

б) Основной обшей ступени образования;

в) Никакие;

г) Любые классы всех ступеней образования.

Задача 4

С какого момента у общеобразовательного учреждения появляется право на реализацию программ дополнительного образования?

а) С момента регистрации;

б) С момента аккредитации;

в) С момента получения соответствующей лицензии;

г) Общеобразовательное учреждение не вправе реализовывать программы

дополнительного образования.

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.7.2. Время на подготовку и выполнение: 30 минут

5.7.3.Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)

Наименование

объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.1. Знание прав и обязанностей, ответственности граждан как участников конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина в России, органов и способов международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России

- систематизация прав и обязанностей Президента, Правительства, депутатов, граждан России по Конституции РФ;

- правовых понятий отраслей российского права гражданин, гражданство, Президент, правительство, Федерального Собрания.

3 балла


5.8. Практическое занятие№8

Тема: «Организация учителем взаимодействия семьи, школы, государственных и общественных организаций по реализации и защите прав детей».

Цель работы:

- права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской федерации.

- углубление и расширение полученных знаний, умений, опыта деятельности.

Оборудование:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Т.В.Болотина. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2010 - 48с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3802.

7. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

5.8.1. Текст задания: Опираясь на текст ( дополнительная литература)

1.Разработать презентацию на тему « Передача детей в приемные семьи».

2.Познакомиться с Всеобщей декларацией прав человека: (Преамбула.Основные положения).

3 .Составьте список вопросов, которыми, по вашему мнению, должны в первоочередном порядке заняться органы местного самоуправления муниципального образования, в котором вы проживаете в связи с изучаемой темой.

4. Наметьте план работы обязательный для проведения диагностических мероприятий.

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

(Решите проблемно- ситуационную задачу)

Задача 1

Кто несет ответственность за создание необходимых условий учебы, труда и отдыха обучающихся в образовательном учреждении?

а) Учредитель;

б) Органы управления образовательным учреждением;

г) Органы управления учреждением и все органы управления образованием

Задача 2

Имеют ли право проверяющие из муниципального органа управления образованием присутствовать на уроках в муниципальном образовательном учреждении?

а) Да, только с разрешения директора;

б) Да, только с разрешения учителя;

в) Да, безусловно, если проверяемый вопрос входит в компетенцию

муниципального органа управления образованием;

г) Нет.

Задача 3

Могут ли государственные органы управления образованием запретить преподавание какого-либо предмета, исходя из результатов инспекторской проверки?

а) Да, любого предмета, из числа необязательных;

б) Да, если проверкой выявлено нарушение законодательства РФ или устава образовательного учреждения;

в) Да, если по этому поводу есть жалобы родительской общественности или педагогического коллектива;

г) Нет, им дано право лишь приостановить до решения суда преподавание предмета, если эта деятельность является нарушением законодательства или устава учреждения.

Задача 4

Имеют ли право представители областного органа управления образованием проверять соблюдение муниципальным образовательным учреждением санитарно-гигиенических норм?

а) Нет, так как образовательное учреждение подчиняется непосредственно только органом местного самоуправления;

б) Да, безусловно;

в) Да, только совместно с представителями муниципальных органов;

г) Да, только при поступлении письменной жалобы о нарушениях санитарно-гигиенических норм.

Задача 5

Имеют ли право муниципальные органы управления образованием проверять деятельность муниципального образовательного учреждения по использованию имущества, закрепленного за ним в оперативное управление?

а) Нет, так как образовательные учреждения автономны и обладают хозяйственной самостоятельностью;

б) Да, если этот орган являются учредителем или действует по его поручению;

в) Да, это право предоставлено им законом;

г) Да, если только такое право предусмотрено уставом пределах своей компетенции.

Задача 6

Обязаны ли органы управления образованием оказывать посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если они нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы?

а) Да, это их прямая функциональная обязанность;

б) Нет, это не отнесено законом к их компетенции;

в) Да, обязаны на договорных началах;

г) Не обязаны, но могут по своей инициативе на договорных началах.

Задача 7

Имеет ли право оказывать платные образовательные услуги населению муниципальное и государственные образовательные учреждения?

а) Да, только дополнительные за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

б) Да, в свободное после уроков время;

в) Да, только с разрешения вышестоящего органа управления образованием;

г) Нет.

Ключ для проверки теста: правильные ответы выделены жирным шрифтом

5.8.2. Время на подготовку и выполнение: 35 минут

5.8.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)


Наименование

объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У4 Умение различать: право, обязанность, ответственность, полномочия; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных образовательным правом

-разъяснение принципа гражданского процесса, судебного разбирательства, порядка обжалования судебных решений

16 баллов

З1. Знание прав и обязанностей, ответственности граждан как участников конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина в России, органов и способов международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России

-систематизация прав ,обязанностей, ответственности участников образовательных отношений;

- формулировка правовых понятий отраслей российского права (физические и юридические лица, работник, работодатель, заработная плата, попечительство, преступление, уголовное наказание, преступление);

- перечисление основных способов защиты прав человека по международному праву.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка ___5______ мин.;

выполнение ___ часа ___40__ мин.;

оформление и сдача_10____ мин.;

всего______ час__55____ мин.

5.8.3.4. Шкала оценки образовательных достижений.

Процент результативности

(правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

85-100

5

отлично

68-84

4

хорошо

50-67

3

удовлетворительно

Менее 50

2

неудовлетворительно


5.29. Вопросы для дифференцированного зачета

5.29.1

1.Какова роль правовых знаний в решении профессиональных задач?

2.Назовите главные аспекты правового регулирования.

3.Определите место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки учителя.

4.Дайте общую характеристику правового обеспечения профессиональной деятельности.

5.Назовите основные характеристики образовательного права.

6.Поясните наиболее важные формы существования образовательного права.

7.Представьте классификацию нормативно правовых актов по юридической силе.

8.Дайте классификацию по отраслям права.

9.Почему образовательное право отнесено к комплексным отраслям права?

10.Охарактеризуйте общий институт образовательного права.

11.Поясните особенную часть подотрасли образовательного права.

12.Дайте понятие правоотношений в системе образовательного права.

13.Образовательное право как правосознание.

14.Образовательное право как наука.

15.Образовательное право как форма справедливости, основные гарантии в законе «Об образовании».

16.Поясните основные направления и принципы государственной политики в области образования.

17.Функции образовательного права.

18.Закон РФ «Об образовании» основной источник образовательного права.

19.Комплексный характер правового регулирования.

20.Структура источников образовательного права.

21.Основные законодательные акты образовательного права.

5.29.2. Время на подготовку и выполнение: 20 мин.

5.29.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)


Наименование

объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У-1 Умение правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия)

-формулировка правовых отношений родителей и детей;

-объяснение понятий трудоустройство, трудовой договор, заработная плата;

- толкование норм образовательного права.

23 балла

У2Умение характеризовать: основные черты образовательной системы России, порядок принятия и вступления в силу закона РФ « Об образовании»; заключения и расторжения трудового договора, правовой статус участника образовательных отношений, порядок получения платных образовательных услуг

- истолкование принятия и вступления в силу закона РФ «Об образовании », развития и особенностей системы образования в современных условиях;

- характеристика правового регулирования образования, порядка приема в образовательные учреждения профессионального образования;

- оценка оказания платных образовательных услуг;

- истолкование правового статуса участника образовательных отношений;

- разъяснение порядка приема на работу и регулирования трудовой деятельности;

- характеристика международного образовательного права.

У3. Умение объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы

- анализ и различие правовых и моральных норм, основных институтов и отраслей права, нормативных правовых актов

У-4 Умение различать: институты права,полномочия правоохранительных органов, порядок рассмотрения споров в сфере образовательных отношений, урегулированных правом.

- различие имущественных прав, права на интеллектуальную собственность;

- разъяснение защиты прав потребителей образовательных услуг, трудовых споров и порядка их разрешения;

- различие порядка производства по делам об административных правонарушениях и особенности уголовного процесса и обстоятельств, исключающих уголовную ответственность.

У-5 Умение приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности

- объяснение правомерного и противоправного поведения, видов противоправных поступков, юридической ответственности и ее задач;

- разъяснение понятий семейные правоотношения, трудовые правоотношения;

-сравнение административных правоотношений и административной ответственности и уголовных правоотношений и уголовной ответственности.

З1. Знание прав и обязанностей, ответственности граждан как участников конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина в России, органов и способов международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России

-систематизация прав ,обязанностей, ответственности участников образовательных отношений;

- формулировка правовых понятий отраслей российского права (физические и юридические лица, работник, работодатель, заработная плата, попечительство, преступление, уголовное наказание, преступление);

- перечисление основных способов защиты прав человека по международному праву.

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка - 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка - 0 баллов.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

60 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно

5.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

5.4.1. Для преподавателя

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Т.В.Болотина. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2010 - 48с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с. -3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3802.

7. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

5.4.2. Для обучающегося

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Ю. Федорова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Т.В.Болотина. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2010 - 48с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 2010 год: с комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с. -3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3802.

Реализация программы осуществляется в кабинете естественнонаучных дисциплин, оборудованном ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся,

- рабочее место преподавателя,

- учебно-планирующая документация,

- рекомендуемые учебники,

- дидактический материал,

- раздаточный материал.


© 2010-2022